Опера в одном действии на либретто П. Хиндемита (по Августу Штрамму)
Премьера 26 марта 1922 г. в оперном театре Франкфурта-на-Майне
Действующие лица:
Сусанна (сопрано)
Клементия (альт)
Старшая...Читать дальше
Скачать ноты Опера в одном действии на либретто П. Хиндемита (по Августу Штрамму)
Премьера 26 марта 1922 г. в оперном театре Франкфурта-на-Майне Действующие лица: Сусанна (сопрано) Клементия (альт) Старшая...Читать дальше
Опера в одном действии на либретто П. Хиндемита (по Августу Штрамму)
Премьера 26 марта 1922 г. в оперном театре Франкфурта-на-Майне Действующие лица: Сусанна (сопрано) Клементия (альт) Старшая монахиня (альт) Деревенская девушка (разговорная роль) Батрак (разговорная роль) Монахини Действие происходит майской ночью в монастырской церкви. Глубокая ночь, перед большой деревянной фигурой распятого Христа горит массивная свеча, через открытое окно летят лепестки и проникает аромат цветущей сирени, доносится шелест ветвей, пение соловьев, изредка тихий звон колокола. Молодая монахиня Сусанна погружена в молитву у алтаря и не реагирует на уговоры сестры Клементии отправиться спать. Она слышит женский голос в саду, понимает, что девушка там не одна, и просит Клементию привести грешницу сюда – ее нужно усовестить. Но когда оробевшая девушка входит в храм, молодая монахиня проникается ее счастьем и хочет увидеть ее возлюбленного (на предостерегающий жест Клементии она не обращает внимания). Почти тотчас появляется молодой батрак – он пришел за своей девушкой. Оба удаляются в обнимку, дверь за ними с шумом захлопывается, свеча перед распятием гаснет. Сусанна вглядывается в темноту и, различив белое пятно – лицо направляющейся к ней Клементии, громко вскрикивает: «Сатана!» Клементия уверена, что Сусанне необходимо отдохнуть. Пожилой монахине никак не удается вновь зажечь свечу, это усиливает ее подавленность. Много лет тому назад она застала здесь молодую сестру Беату обнаженной, прижимающейся всем телом к фигуре распятого Христа и целующей его. Беату замуровали заживо. С тех пор перед распятием постоянно горела свеча в знак вечного покаяния, и вот теперь она погасла. Сусанна легко зажигает ее вновь. В этот момент из-за алтаря выбегает большой паук и прячется за распятием. Сусанна слышит небесный голос, зовущий ее. Она радостно смеется и быстро сбрасывает с себя всю одежду. «Я красива!» – кричит она в экстазе. Клементия поднимает над Сусанной крест и заклинает ее словами монашеского обета: целомудрие, бедность, послушание… Но Сусанна видит осиянное неземным светом живое тело Распятого, она срывает с деревянной фигуры набедренную повязку и встает перед ней на колени – пусть е ё Спаситель оправдает её. В этот момент с креста в ее распущенные волосы падает паук, она испуганно прижимает голову к алтарю, паук убегает, а Сусанна поспешно отползает прочь. Бой часов возвещает наступление нового дня. В храм с пением молитв входят монахини. Заметив Клементию и обнаженную Сусанну, все замирают. Сусанна обращается к старшей монахине: «Замуруйте меня в стену теми камнями, что лежат во дворе», – но тут же, опомнившись, кричит: «Нет!» Монахини осеняют ее крестом и призывают к покаянию, в ответ Сусанна несколько раз повторяет «нет!» Монахини неистовствуют: «Сатана!» На ступенях алтаря Сусанна выпрямляется во весь рост и возвышается над ними в недосягаемом величии. Х Свернуть Helen Donath, soprano (Susanna) Gabriele Schnaut, alto (Klementia) Gabriele Schreckenbach, alto (Alte Nonne) Janis Martin, soprano. Damen des RIAS-Kammerchors.
Первоначально загружено пользователем Leontiy13, исправлено с его согласия. |
||
изысканна, чем ее предшественница - `Убийца, надежда женщин`.
В музыку вступления, передающую очарование теплой майской ночи, почти сразу вплетается
тревожность, ощущение неведомой опасности. По ходу дела напряжение нарастает и разрешается
в кульминационном эпизоде чувственно-мистического экстаза Сусанны.
Интересно, что эту сверхэмоциональную сцену обрамляет извилистая и довольно ядовито
звучащая `тема паука` (у кларнета). Паук - скорее всего, символ греха. Однако судя по
ремаркам в партитуре, да и непосредственно по музыке, сам Хиндемит полностью на стороне
Сусанны (взять хотя бы сумрачное, тяжелое, мертвящее оркестровое сопровождение при
появлении монахинь в конце оперы).
В целом, музыка оперы далека от новаторства, в ней чувствуется сильное влияние Дебюсси и
Вагнера. Но в данном случае эти великие творцы влияли не зря – результат получился
о-о-очень впечатляющий.
(Содержание см. вверху).
Одна из самых провокационных постановок этой оперы.
Одна из самых провокационных постановок этой оперы.
пойдут смотреть `провокационную постановку`...
Лучше бы эту прекрасную запись послушали, ей Богу.