Скачать ноты

`Die aegyptische Helena`
Опера в двух актах
Либретто Гуго фон Гофмансталя по трагедии Еврипида.
Премьера первой редакции состоялась 6 июня 1928 года в Дрездене (Staatsoper), второй редакции –...Читать дальше
`Die aegyptische Helena`
Опера в двух актах
Либретто Гуго фон Гофмансталя по трагедии Еврипида.
Премьера первой редакции состоялась 6 июня 1928 года в Дрездене (Staatsoper), второй редакции – на Зальцбургском фестивале 1933 года.
Действие происходит после окончания Троянской войны на острове Эфры и в пальмовой роще у Атласских гор
Действующие лица:
Елена (сопрано)
Менелай (тенор)
Гермиона, дочь Елены и Менелая (сопрано)
Эфра, волшебница (сопрано)
Альтаир (баритон)
Да-Уд, его сын (тенор)
Две служанки Эфры (сопрано и меццо-сопрано)
Три эльфа (сопрано и альт)
Всеведущая раковина (альт)
1-е действие
Волшебница Эфра напрасно ждет своего возлюбленного, морского бога, неверный Посейдон не является на свидание. Всеведущая раковина привлекает внимание Эфры к кораблю, плывущему из Трои в Спарту, там готовится убийство – Менелай собирается заколоть ножом свою спящую жену Елену. Эфра решает спасти прекраснейшую на свете женщину и вызывает бурю на море. Корабль идет ко дну, и Менелай выносит Елену на берег. Свет зажженного по приказу Эфры факела указывает им путь к дворцу волшебницы, где они находят стол, накрытый на две персоны. Менелай упорно не желает примириться с женой, его терзает мысль, что «слишком многие пробовали прекрасный плод». Он признается, что, убив в Трое Париса, он хочет убить и ее, тогда их общей дочери не придется стыдиться за свою мать. Несколько раз он заносит над Еленой нож, но колеблется и медлит. Незаметно наблюдающая за ними Эфра приказывает своим помощникам эльфам сбить Менелая с толку – он должен потерять чувство реальности и вообразить, будто находится на поле битвы и преследует Париса и Елену. Так оно и происходит, Менелай убегает вслед за призраками.
Эфра выходит из укрытия, согревает Елену, снимает с нее усталость и страх. Елена вновь чувствует себя молодой и прекрасной и спокойно засыпает. Служанки переносят ее в спальню Эфры. Возвращается Менелай, уверенный, что он настиг и убил Париса вместе с Еленой. Эфра приветствует его как своего гостя и призывает не шуметь, чтобы не нарушить сон прекраснейшей из женщин. Менелай в полном замешательстве и молит богов вернуть ему ясный рассудок, избавить от раздвоения сознания. Эфра преподносит ему питье (волшебный напиток забвения) и внушает, что в тот день, когда Парис похитил Елену, боги были на стороне Менелая – в руках у вора оказался лишь фантом Елены, а сама она очутилась на отдаленном острове, во дворце могущественного царя, одной из дочерей которого была и сама Эфра. Все годы, пока продолжалась война, она спала, а Эфра с сестрами охраняли ее сон. Эфра торжественно вводит Менелая в спальню, где его взору предстает прекрасная, как никогда прежде, Елена – она только что проснулась. Волшебница старается развеять сомнения Менелая, и хотя он не верит Эфре, он не может устоять перед этой ослепительной красотой, его сопротивление сломлено. Елене не хочется возвращаться в Спарту, и она просит Эфру найти для них какое-нибудь тихое место, где они могли бы некоторое время пожить в уединении. С помощью волшебной мантии Эфра переносит их в оазис у подножия Атласских гор, на прощанье она дает Елене золотой футляр, в котором находится флакон с волшебным средством, – оно должно помочь Менелаю окончательно забыть все плохое.
2-е действие
Золотой шатер в пальмовой роще, раннее утро. Менелай, едва проснувшись, вспоминает, что накануне убил Елену, он опять полон недоверия к женщине, которую видит перед собой и которая так похожа на его жену, хотя выглядит гораздо моложе. Елене становится ясно, что волшебный напиток не оказывает желаемого действия и ей предстоит нелегкая борьба за то, чтобы вернуть любовь мужа. Внезапно появляются всадники – владыка гор Альтаир и его свита. Альтаир («вассал» Эфры) оказывает Елене царские почести, преподносит ей богатые дары и выражает восхищение её красотой. Ему вторит сын, пылкий Да-Уд, который сразу заявляет, что не задумываясь прольет свою кровь за один ее взгляд. Менелая вновь поражает сходство его спутницы с Еленой – такой он видел ее на башнях Трои, а Да-Уда он принимает за Париса. Удивленный высокомерным и вызывающим поведением «любимца богини», Альтаир в знак дружбы дарит Менелаю драгоценное оружие и предлагает принять участие в охоте в обществе своего сына. Оставшись на минуту с Еленой наедине, Да-Уд откровенно претендует на то, чтобы занять место рядом с ней, Менелай кажется ему странным лунатиком, не достойным «богини». – Бойся огня, – отвечает Елена, – он может расплавить тебя.
Когда Елена протягивает снарядившемуся для охоты Менелаю шлем, он опять с удивлением спрашивает, как ее зовут, и вспоминает, как однажды его точно так же провожала жена, но, вернувшись, он нашел тогда «опустевшее гнездо». Несмотря на протесты Елены, он берет с собой на охоту не подаренное Альтаиром легкое оружие, а свой верный меч. Все уходят, а Елена размышляет, как «расколдовать» Менелая, как сделать, чтобы он признал в ней свою жену – волшебное средство Эфры подействовало, с одной стороны, слишком сильно, с другой – слишком слабо. Но тут появляется сама Эфра, замаскированная под служанку, она показывает Елене, что в золотом футляре есть еще один флакон. Это зелье, пробуждающее воспоминания, – страшное средство, которое может привести к непредсказуемым последствиям, иссушить душу, превратить человека в живой труп. Елена не обращает внимания на предостережения и в радостном предвкушении вместе со служанками начинает готовить питье для Менелая, она уверена: это то, что ей нужно. Завидев подходящего к шатру Альтаира, Эфра прячется. Альтаир намеревается устроить ночью большой пир в честь Елены, она не должна оставаться подругой какого-то безвестного и ничтожного князя, ей уготована лучшая участь: прекраснейшая женщина будет принадлежать сильнейшему владыке. На протяжении этой сцены две служанки комментируют происходящую неподалеку соколиную охоту на газелей, а затем и поединок Менелая с Да-Удом, который заканчивается трагически: спасающийся бегством Да-Уд падает в пропасть. Гибель сына не слишком трогает Альтаира, он не меняет своих планов.
Сознание возвратившегося с охоты Менелая остается помраченным, он по-прежнему думает, что преследовал Париса и что его жена мертва. Елена бессильна вернуть его к реальности и надеется только на волшебное зелье. Наступает вечер, барабаны и тимпаны возвещают о начале пира, приближается праздничная процессия слуг, посланных Альтаиром за Еленой. Эфра умоляет Елену дать Менелаю напиток забвения – это обеспечит ее безопасность. Но Елена предпочитает риск и выбирает зелье, воскрешающее память. Менелай надеется, что это питье принесет ему смерть, ему хочется умереть, чтобы воссоединиться с любимой женой. Прежде чем передать кубок Менелаю, Елена пьет из него сама. Зелье сразу оказывает свое действие – для Менелая образ неизвестной спутницы вдруг полностью сливается с образом погибшей жены и, отбросив меч, он с восторгом протягивает к ней руки. В этот момент врывается Альтаир с отрядом вооруженных воинов и приказывает схватить Менелая. Но помощь Посейдона приходит вовремя: на белом коне в окружении закованных в латы рыцарей появляется Гермиона, малолетняя дочь Елены и Мнелая. Эфра сбрасывает маску, и Альтаир, как и его слуги, падают пред своей владычицей ниц. Счастливые супруги тоже садятся на коней и готовятся вместе с дочерью к возвращению в Спарту.

Х Свернуть

Helena - Gwyneth Jones, Menelaus - Klaus König, Aithra - Inga Nielsen, Altair - Hans Günter Nöcker, Da-Ud - Kenneth Garrison, Die alles-wissendes Muschel - Anne Pellekoorne, 1. Dienerin Aithras - Julia Faulkner, 2. Dienerin Aithras - Anne Salvan. 1990.
      (10)  


Satir (04.12.2018 19:04)
Что за волшебный день сегодня?! Какой праздник?.. Osobnyak, обилие творимых Вами чудес
даже как-то немного подавляет!) Надо изучить четыре постановки и выбрать `свою`, самую
любимую!)
Скажем Вам дружно: Спа-си-бо!!!

Osobnyak (04.12.2018 19:47)
Satir писал(а):
Что за волшебный день сегодня?! Какой праздник?..
Osobnyak, обилие творимых Вами чудес даже как-то немного подавляет!) Надо изучить четыре
постановки и выбрать `свою`, самую любимую!)
Скажем Вам дружно: Спа-си-бо!!!
Пока, думаю, хватит всем на первое время. С Дорати
возиться надо. А он есть. Мне лично любопытно то, что почти во всех записях 70-90 гг.
принимает участие Гвинет Джонс. Поизучать бы этот вопрос. С Дорати тоже она участвует.

Osobnyak (04.12.2018 19:52)
Satir писал(а):
Надо изучить четыре постановки
Я бы инстинктивно
потянулся бы к Крипсу...

Satir (04.12.2018 20:31)
Osobnyak писал(а):
Я бы инстинктивно потянулся бы к
Крипсу...
:)))

Satir (04.12.2018 20:36)
Osobnyak писал(а):
Мне лично любопытно то, что почти во всех записях
70-90 гг. принимает участие Гвинет Джонс. Поизучать бы этот вопрос. С Дорати тоже она
участвует.
Может быть, она запатентовала роль Елены, как, скажем, например, сделал
это Корелли с ролью Калафа!:))

Osobnyak (04.12.2018 20:53)
Satir писал(а):
Может быть, она запатентовала роль Елены, как,
скажем, например, сделал это Корелли с ролью Калафа!:))
А патент... кому передать по
наследству?

Satir (04.12.2018 21:07)
Osobnyak писал(а):
А патент... кому передать по
наследству?
Однозначно, самым достойнейшим!).. Посмотрим, окажется ли таковою Дебора
Войт. (Я все-таки решил начать по-порядку, с более современных постановок и исполнителей).

Satir (09.09.2019 22:16)
Osobnyak писал(а):
Пока, думаю, хватит всем на первое время.
Не
сочтите за наглость, что таким образом `выхожу` на Вас, но... сотворите еще одно чудо! Не
выложите ли такую постановку `Риенци` Вагнера, где бы партию Адриано пел мужчина? Тут есть
постановка с Джанфранко Чеккеле, но запись очень неважная. А Вагнера со Штраусом лучше
слушать в чистой студийной записи!

Osobnyak (10.09.2019 17:51)
Satir писал(а):
Не сочтите за наглость, что таким образом `выхожу` на
Вас, но... сотворите еще одно чудо! Не выложите ли такую постановку `Риенци` Вагнера, где
бы партию Адриано пел мужчина? Тут есть постановка с Джанфранко Чеккеле, но запись очень
неважная. А Вагнера со Штраусом лучше слушать в чистой студийной записи!
Видимо,
здесь:

https://classic-online.ru/archive/?file_id=248515

В записи с Шерхеном тоже ОН.

Satir (10.09.2019 19:41)
Osobnyak писал(а):
Видимо, здесь:

https://classic-online.ru/archive/?file_id=248515

В записи с Шерхеном тоже ОН.
Сердечное Вам спасибо, наш добрый Волшебник!



 
     
Наши контакты