1. Non allegro
2. Andante con moto. Tempo di valse
3. Lento assai - Allegro vivace
1. Non allegro
2. Andante con moto. Tempo di valse 3. Lento assai - Allegro vivace
Николай Голованов
(дирижер)
, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
|
||
И любимое его произведение, и последнее сыгранное, я бы это назвала - печать
избранности.
будет стократно более блеклым, чем это исполнение. Никогда не слышал чтоль стремительной,
по-рахманиновски страстной трактовки, когда забываешь, что слушаешь дирижера и
воспринимаешь музыку как второе `я`, как исповедь души, вопль, поиск, терзания и
преодоление. Чем больше слушаю Голованова - тем больше понимаю, насколько велика его
личность. Жаль только, что технической возможности записать лучше тогда не было. Даже в
таком варианте это исполнение никого не оставит равнодушным. Дирижер совершенно точно
вскрывает музыку композитора, проводя ее через свое сердце. Каждый мотив, каждая фраза
или, казалось бы, малозначимый подголосок, каким его исполняют другие дирижеры, здесь
обретает свое очертание, смысл и, что самое главное, свое стройное место в
драматургической картине в целом. Все достаточно убедительно и сознаюсь, что, пожалуй,
более сильного исполнения не слышал. Концовка здесь сыграна потрясающе: чувствуется
утверждение добра через мелодию знаменного распева - жаль, что нет 10-ти баллов, чтобы
по-достоинству оценить эту запись.
Рахманинова.
особенно Третью.
кульминации медленных эпизодов почти вовсе приостанавливал движение (см. исполнение
`Зимних грез` Чайковского). То же - в отношении динамики.
Если это подходило к музыке - как к Рахманинову, например - тогда получалось
исключительно хорошо. В отношении собственно классики (не романтики!) - не очень.
Еще одна особенность Голованова-интерпретатора - он активно вмешивался в партитуры,
сильно их ретушировал. Очень любил утяжелять басы. Опять же - это могло подойти к музыке,
а могло и нет.
Вряд ли на меня произвел бы такое впечатление Вальс из `Симфонических танцев`
Рахманинова, если бы впервые я услышал его не в головановском исполнении.
====================
... Вообще же, конечно, Голованов был сыном своего времени, одним из наиболее
авторитарных дирижеров. Многим был памятен его крик на оркестрантов во время репетиции
Фортепианного концерта Скрябина (солист - Нейгауз): `Нежно играйте, сволочи!!`
подойти к музыке, а могло и нет.
особенного восторга - хотя его гениальную Шестую впервые исполнил именно Голованов. По
поводу же Двадцать второй писал кому-то: `Представляю, что сделал из нее Голованов. Эту
симфонию мог поднять К. Иванов, а Голованову нужно было дать Двадцать третью`.
-------------
Наиболее интересные воспоминания о Голованове, на мой взгляд, принадлежат его младшим
коллегам и в какой-то мере ученикам Борису Хайкину (см. `Беседы о дирижерском ремесле`) и
Кириллу Кондрашину.
Кондрашин писал о том, что принципы трактовки у Голованова были почти всегда правильными,
но ему не хватало чувства меры. А еще писал о том, что у Голованова была привычка
`заматывать` чужие партитуры (как у кого-то - `зачитывать` чужие книжки). Кое-что
обнаружилось `в архиве` только после его смерти...
способом. Как известно, в 1-й части одну тему играет саксофон, но у Рахманинова в
партитуре вначале был выписан дополнительный вариант, т.е. замена. Если в оркестре нет
саксофона, то мелодию можно заменить следующим образом: первая фраза вписывается фаготу,
продолжение — английскому рожку, самый верх — гобою. И вот Гаук как-раз играл такую
версию.
исполнении Гаука, который сыграл интереснейшим способом. Как известно, в 1-й части одну
тему играет саксофон, но у Рахманинова в партитуре вначале был выписан дополнительный
вариант, т.е. замена. Если в оркестре нет саксофона, то мелодию можно заменить следующим
образом: первая фраза вписывается фаготу, продолжение — английскому рожку, самый верх —
гобою. И вот Гаук как-раз играл такую версию.
ossia-вариантами. Любопытно было бы послушать такое исполнение.