Денисов говорил, что минимализм хуже СПИДа. В целом, соглашусь.
Стив Райх - счастливое исключение. Его паттерны и инструментовка ни на что не похожи, здесь снова действует правило, согласно которому у любого значительного композитора есть узнаваемое лицо. Ударяясь в сентиментальность, можно сказать, его музыка родом из будущего. Невольно всплывают неуловимые ассоциации, сродни ностальгии. Анализировать их трудно, поскольку при попытке рационализировать, они тут же рассыпаются.
В то же время, не могу сказать, что все сочинения Райха отборные, как то наблюдаем, к примеру, у Брамса. Прослушать несколько его опусов подряд рискнет не каждый. Кое-что вообще попадает прямиком под характеристику Денисова.
Different trains считаю лучшим сочинением Стива Райха. Может показаться курьезом, но половине успеха оно обязано удивительному ходу автора - использованию звуков гудка поезда. В дополнение, удивительно органично сочетается с гудком брутальная имитация движения по рельсам, создаваемая струнными. Композитор вводит в произведение нарезку из голосов. При этом они полностью лишены театральности, создается эффект подслушанности. Слушатель как бы подключается к происходящему, музыка же звучит сама по себе, а не для кого-то специально. Сочинение написано в 1988 году, но смею предположить, и через 20 лет будет звучать современно.
Стив Райх - счастливое исключение. Его паттерны и инструментовка ни на что не похожи,
здесь снова действует правило, согласно которому у любого значительного композитора есть
узнаваемое лицо. Ударяясь в сентиментальность, можно сказать, его музыка родом из
будущего. Невольно всплывают неуловимые ассоциации, сродни ностальгии. Анализировать их
трудно, поскольку при попытке рационализировать, они тут же рассыпаются.
В то же время, не могу сказать, что все сочинения Райха отборные, как то наблюдаем, к
примеру, у Брамса. Прослушать несколько его опусов подряд рискнет не каждый. Кое-что
вообще попадает прямиком под характеристику Денисова.
Different trains считаю лучшим сочинением Стива Райха. Может показаться курьезом, но
половине успеха оно обязано удивительному ходу автора - использованию звуков гудка поезда.
В дополнение, удивительно органично сочетается с гудком брутальная имитация движения по
рельсам, создаваемая струнными. Композитор вводит в произведение нарезку из голосов. При
этом они полностью лишены театральности, создается эффект подслушанности. Слушатель как бы
подключается к происходящему, музыка же звучит сама по себе, а не для кого-то специально.
Сочинение написано в 1988 году, но смею предположить, и через 20 лет будет звучать
современно.