`As-Dur Op. 32 No. 2
Ноктюрн ля бемоль мажор – пронзительная любовная пьеса. Шопен рассказывает нам тут о каком-то потрясшем его сердечном переживании. Вальс в средней части этого ноктюрна так болезненен, хрупок, так ностальгичен. Он ранит сердце слушателя. В экспозиции и коде этой пьесы мы опять слышим голос композитора, в душе которого кровоточит удивительными музыкальными пассажами незаживающая рана.
Чтобы понять этот ноктюрн, полезно перечитать «Первую любовь» Тургенева, «Бал» Толстого, лирику Пушкина, Мицкевича, Байрона. Мне кажется, что ноктюрн ля бемоль мажор – это музыкальный рассказ композитора о его единственной и сильнейшей любви.
Мой совет всем, кто играет и будет играть эту пьесу – внимательнейшим образом изучите указания Шопена в средней части. Выучите все микро-паузы, все мельчайшие детали. И воспроизводите их в игре с математической точностью! Тогда и вы, и публика услышите дыхание автора, в начале средней части прерываемое сердечными перебоями. Дыхание в дальнейшем окрепшее, но все же изредко прерываемое замираниями сердца. До самого внутреннего крика, вопля радости при возвращении первой темы.
Средняя часть этого ноктюрна – это медицински точная картина состояния души и тела нервного молодого человека, потрясенного любовью. В коде – гениально воплощенные мечты уносят автора и слушателя в какой-то запредельный мир. Еще немного – и автор потеряет сознание в экстазе.`
Андрей Гаврилов
Чайник, Фира и Андрей: Эпизоды из жизни ненародного артиста.
Ноктюрн ля бемоль мажор – пронзительная любовная пьеса. Шопен рассказывает нам тут о
каком-то потрясшем его сердечном переживании. Вальс в средней части этого ноктюрна так
болезненен, хрупок, так ностальгичен. Он ранит сердце слушателя. В экспозиции и коде этой
пьесы мы опять слышим голос композитора, в душе которого кровоточит удивительными
музыкальными пассажами незаживающая рана.
Чтобы понять этот ноктюрн, полезно перечитать «Первую любовь» Тургенева, «Бал»
Толстого, лирику Пушкина, Мицкевича, Байрона. Мне кажется, что ноктюрн ля бемоль мажор –
это музыкальный рассказ композитора о его единственной и сильнейшей любви.
Мой совет всем, кто играет и будет играть эту пьесу – внимательнейшим образом изучите
указания Шопена в средней части. Выучите все микро-паузы, все мельчайшие детали. И
воспроизводите их в игре с математической точностью! Тогда и вы, и публика услышите
дыхание автора, в начале средней части прерываемое сердечными перебоями. Дыхание в
дальнейшем окрепшее, но все же изредко прерываемое замираниями сердца. До самого
внутреннего крика, вопля радости при возвращении первой темы.
Средняя часть этого ноктюрна – это медицински точная картина состояния души и тела
нервного молодого человека, потрясенного любовью. В коде – гениально воплощенные мечты
уносят автора и слушателя в какой-то запредельный мир. Еще немного – и автор потеряет
сознание в экстазе.`
Андрей Гаврилов
Чайник, Фира и Андрей: Эпизоды из жизни ненародного артиста.