Запись с концерта памяти композитора 10 июля 2009
Исп. Калининградский симфонический оркестр под упр. А. Фельдмана
Симфоническая поэма «Современная пастораль» была написана в 1977 году и стала дипломной работой композитора при окончании Вильнюсской консерватории. Впервые исполнена Государственным Академическим оркестром Литвы под управлением народного артиста СССР Ю. Домаркаса. За это сочинение автор был награжден Национальной премией имени Микалоюса Чюрлениса.
Военная тема особенно ва
детские воспоминания об атмосфере военных лет: отец его воевал, отрочество прошло в
послевоенном разрушенном Кёнигсберге. В литературе 60-х это также одна из самых
востребованных тем. Еще не зажили раны, еще живы очевидцы. Виктор Астафьев, по мотивам
повести которого В. Пиганов написал `Своременную пастораль`, сказал однажды, что «с войны
вообще нельзя вернуться». И молодое поколение, даже не видевшее ужасов тех лет, но
выросшее на воспоминаниях о ней, было ею ранено...
«Боже, зачем ты научил его (человека) убивать,
но не дал возможности воскресать,
чтобы он мог дивиться плодам безумия своего?»,
- писал Астафьев.
Эта позиция автора была кровно близка композитору, увидевшему в повести «свою» войну.
Симфоническая поэма `Современная пастораль` заканчивается скорбной хоральной эпитафией -
Постлюдией. Еще двое не вернулись с войны: он и она. Заканчивается поэма скорбной
хоральной эпитафией: «Он остался один – посреди России» (В. Астафьев)
Из доклада И.А. Дементьевой `Сквозь призму шестидесятых: композитор Валерий
Пиганов`//Сборник материалов международной конференции «Музыкальная культура
Кенигсберга-Калининграда», Калининград, 2015