Калининград, Концертный зал КОМК им. С. В. Рахманинова
5 ноября 2017. Соната написана композитором в тяжелый период творческого одиночества в годы перестройки. Она не имеет посвящения, но мыслилась автором в исполнении калининградского пианиста Владимира Слободяна, которому из Москвы были высланы ноты вместе с просьбой ее исполнить.
фактуры, динамики и характера:
Moderato con moto (39 т.)
Lento (5 т.)
Largamento + Con moto (8+10 т.)
Allegro moderato (54 т.)
Largo (28 т).
Largamento + Con moto +A tempo (39)
Allegretto + Presto (35 т. + 6 т.)
Lento (5 т.)
В тематическом материале формируется несколько сфер:
- лирико-философская: кантилена и хорал в медленном темпе на тихой звучности - в глубоких
и серьезных темах 3 и 5 разделов;
- круг тем-антогонистов:
`тема преграды` на f-fff с характерными для нее квартовыми интонациями, а также жестко
диссонантными, синкопированными, словно «стучащими» аккордами, состоящими из тритонов,
септим и нон; кластерные созвучия из тех же интервалов, завершающие каждую волну развития
как жесткий окрик. К ним примыкает «лейтмотив судьбы»: тема-символ, почти цитата,
воспроизводящая ритм знаменитой бетховенской темы Пятой симфонии.
`Лейтмотив судьбы` и `тема преграды` вмешиваются в ход развития лирико-философских
образов - и каждый раз торжествуют, завершая очередную волну развития на 3-х форте.
Все темы имеют исходным материалом додекафонную серию из 12 звуков: она появляется в
чистом виде во 2-м разделе и в ракоходе в заключительном 8-м разделе. Собственно серия
расположена в нижних голосах и очерчивает хроматический звукоряд от d до des. Ее
присутствие не очевидно для слушателя, будучи `спрятано` за медленным темпом и
диссонантным соединением мелодических линий. Диапазон 1-2-й октав и тихая динамика придают
звучанию камерность и прозрачность. 12-тый звук серии появляется в `теме преграды` –
жестко диссонантном аккорде из двух малых нон, который как окрик звучит на трех форте,
завершая собой развертывание предыдущего образа.
В сквозном развитии условно выделяются три этапа столкновения названных выше образных
полюсов - три волны, каждая из которых приводит к новой кульминации. Форму можно
определить как сонатно-циклическую, при этом первый и второй разделы образуют как бы
интродукцию к всему последующему циклу. Третий раздел - своего рода сонатная экспозиция,
четвертый и пятый - разработка (пятый при этом выступает в роли лирического центра).
Начиная с Шестого раздела начинается условная реприза: проходит тема Largamento из
экспозиции (третий раздел), в седьмом снова возвращается тема Moderato con moto (первый
раздел), в восьмом - Lento из второго раздела, вместе они образуют финал цикла и
образно-тематические арки, обрамляющие весь музыкальный замысел.
Соната для фортепиано Валерия Пиганова - несомненно одно из лучших произведений автора,
воплотившее его переживания и размышления музыкальным языком адекватным своей эпохе.
Вместе с тем использованные авангардные техники не лишают сочинение естественности,
искренности и эмоциональной силы. Сам композитор не раз высказывался в том духе, что любая
мысль, интонация, тема не должны появляться только ради структуры или красоты - они должны
работать на конечную цель. И это вполне реализовано в замысле Сонаты: сложность
музыкального языка отражает единство интеллектуального начала и мощной экспрессии.
Из доклада И.А. Дементьевой `Сквозь призму шестидесятых: композитор Валерий
Пиганов`//Сборник материалов международной конференции «Музыкальная культура
Кенигсберга-Калининграда», Калининград, 2015