1. Presto alla tedesca
2. Andante
3. Vivace

2019, Salzburg.
         (29)  


oriani (28.01.2022 18:28)
Вторая часть меня просто заворожила. И в целом, если выбирать, то на этом исполнении,
пожалуй, и остановилась бы.

Aelina (28.01.2022 18:50)
Оказывается, какая классная эта соната! И у кого только язык повернулся сказать о ней
нелестное словцо?
Послушала с десяток исполнений, но пока не нашла своего, полетного и `авантюрного`, без
излишнего драматизма, зауми и серьёзности.
Фазыл Сай - молодец! Как всегда чуток и эмоционален!

rdvl (28.01.2022 19:59)
А я вот взял да и послушал заодно со всеми кто слушал. Сай молодец в том смысле что
молодец вообще, как композитор и исполнитель. А здесь он как-то на мой взгляд чуть более
игрив и воздушен, чем это по музыке ожидается. Особенно в 3-й части. Вышло по-Моцартовски
грациозно и танцевально даже. И ничего не обещало нежданной грозы. Ну и ладно. Можно и
так.

abcz (28.01.2022 20:27)
rdvl писал(а):
А я вот взял да и послушал заодно со всеми кто слушал.
Сай молодец в том смысле что молодец вообще, как композитор и исполнитель. А здесь он
как-то на мой взгляд чуть более игрив и воздушен, чем это по музыке ожидается. Особенно в
3-й части. Вышло по-Моцартовски грациозно и танцевально даже. И ничего не обещало
нежданной грозы. Ну и ладно. Можно и так.
а что тут может ожидаться серьёзного?
Гросфатер первой части, шарманка второй, совершенно деревенская, даже дурацкая тема
третьей?

rdvl (28.01.2022 20:47)
abcz писал(а):
а что тут может ожидаться серьёзного? Гросфатер первой
части, шарманка второй, совершенно деревенская, даже дурацкая тема третьей?
У
Бетховена дурацких тем вообще нету. А ежели не нравится кому- так это его личное дело, не
имеющее к ЛВБ никакого отношения. Кстати, К. Аррау извлекает из второй части нечто не
извлечённое Ф.С.

abcz (28.01.2022 20:52)
rdvl писал(а):
У Бетховена дурацких тем вообще нету. А ежели не
нравится кому- так это его личное дело, не имеющее к ЛВБ никакого отношения. Кстати, К.
Аррау извлекает из второй части нечто не извлечённое Ф.С.
`дурацкая` по характеру,
разумеется. Портрет деревенского дурачка, или, если хотите, маленького ребёнка, болтающего
нечто невнятное при игре. Чисто технически она не дурацкая, безусловно, а крепкая и
подходящая, как и всё у Бетховена.
Что до `извлечений`, если Сай не извлёк из второй части того, что извлекал Аррау, значит
он этого не хотел извлекать, а хотел он извлечь то, что извлёк. Играть пьесу, значит -
играть, в особенности, если пьеса сама по себе - игра.

Volovikelena (28.01.2022 21:19)
А мне первая часть такой скучной у Сая показалась: блестящая, но гонка. Зато во второй
части - совсем Мендельсон. Может быть, даже немного символично, что она была создана в год
рождения Мендельсона.
Мне кажется, что соната есть несколько большее, чем эта виртуозная блескучесть у Сая.

Osobnyak (28.01.2022 21:32)
Volovikelena писал(а):
А мне первая часть такой скучной у Сая
показалась: блестящая, но гонка. Зато во второй части - совсем Мендельсон. Может быть,
даже немного символично, что она была создана в год рождения Мендельсона.
Мне кажется, что соната есть несколько большее, чем эта виртуозная блескучесть у
Сая.
А в сонате ведь ЛвБ `спрятал` мастерскую руку, типа прикинулся `дураком`. А в
1-й части какая изощрённая работа с ритмом!!! Это постоянное создание иллюзии выхода за
пределы 3/4, 3/4 представить как 6/8, а потом 6/8 сломать аккомпанементом в левой... Одну
четверть он постоянно затаскивает в предшествующий такт. Мелодическая линия типа должна
начинаться с началом такта, но, видимо, было принято решение учеников сразу делать
взрослыми...

oriani (28.01.2022 21:52)
rdvl писал(а):
Кстати, К. Аррау извлекает из второй части нечто не
извлечённое Ф.С.
Так ведь это замечательно... Даже как-то не по себе становится, если
представить, что все исполнители, предварительно посовещавшись, начали извлекать из музыки
одно и то же. )

oriani (28.01.2022 22:25)
Volovikelena писал(а):
Мне кажется, что соната есть несколько
большее, чем эта виртуозная блескучесть у Сая.
Лена, просто Сай -- не Ваш
исполнитель, видимо. А мне он открыл то, что не смогли открыть ни Бирет, ни Аррау...
Разные мы... до чего же мы все разные... Оно и хорошо. )

Volovikelena (28.01.2022 23:16)
oriani писал(а):
Лена, просто Сай -- не Ваш исполнитель, видимо. А
мне он открыл то, что не смогли открыть ни Бирет, ни Аррау... Разные мы... до чего же мы
все разные... Оно и хорошо. )
Ира, мне нравится Сай, только не здесь.
Сегодня, когда я услышала эту сонату у Бирет, у меня было ощущение, что я ее вообще
услышала и узнала в первый раз. Это как дети учатся и знают друг друга 9 классов подряд, а
в 15 лет вдруг глаза распахиваются друг на друга, и они точно видят друг друга в первый
раз.
Вот это зашоренное школьное восприятие мне не давало ее услышать и воспринять всерьёз
много лет. А сегодня вдруг - как откровение. Именно у Бирет, которая в ней показала образ
девушки и такое неожиданное окно во внутренний мир Бетховена, а не сельскую природу с
простенькими жизнерадостными мотивами. Сай здесь хорош, я не спорю. Просто здесь он мне
ничего нового не сказал.

LAKE (28.01.2022 23:51)
Volovikelena писал(а):
...
Сегодня, когда я услышала эту сонату у Бирет, у меня было ощущение, что я ее вообще
услышала и узнала в первый раз...
А попробуйте Д. Аллена Уэра. Мне кажется - очень!

https://classic-online.ru/archive/?file_id=231933

oriani (29.01.2022 00:16)
Volovikelena писал(а):
у меня было ощущение, что я ее вообще услышала
и узнала в первый раз... А сегодня вдруг - как откровение. Именно у Бирет
Бирет мне
тоже очень понравилась, чудесно играет. А соната и для меня стала открытием, переслушиваю
в который уже раз...)

Volovikelena (29.01.2022 00:43)
LAKE писал(а):
А попробуйте Д. Аллена Уэра. Мне кажется - очень!

https://classic-online.ru/archive/?file_id=231933
Спасибо большое. Я не знала такого
пианиста. Понравилось очень. У него тоже совсем по-иному. Легкость колокольчатая, как
светлый детский рисунок.
Сегодня - вечер 25-ой сонаты Бетховена.)

Sir Gray (29.01.2022 07:19)
LAKE писал(а):
А попробуйте Д. Аллена Уэра. Мне кажется - очень!

https://classic-online.ru/archive/?file_id=231933
Я тоже послушал первую часть.
Вообще-то мне часто нравятся не очень быстрые темпы, но в данном случай темп Сэя - ближе.
Субъективно, конечно. И Шнабель, по которому я всегда проверяю Бетховенские сонаты, играет
очень быстро. И Рихтер, думаю, играл бы как сумасшедший. А Уэр мне как раз напоминает
ученическое исполнение.

Но все равно очень красиво, спасибо!

Sir Gray (29.01.2022 07:23)
abcz писал(а):
а что тут может ожидаться серьёзного? Гросфатер первой
части, шарманка второй, совершенно деревенская, даже дурацкая тема третьей?
Я
поддерживаю шарманку и дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я
посмотрел в Википедии. Где здесь гросфатер?

abcz (29.01.2022 12:57)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и дурацкую тему. А
поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел в Википедии. Где здесь
гросфатер?
гросфатер - игровой танец: дедулька с палочкой, а то и с костылём
выползает танцевать прихрамывая и спотыкаясь (отсюда размашистая мелодика и синкопы,
вообще перебивки ритма), постепенно оживает и, под конец раздухаримшись, срывается в почти
бешеный галоп. Это по воспоминаниям из детства (я его не танцевал, я о нём читал).
Позднеклассический гросфатер уже не такой шутливый, но сохраняет некоторые черты игровой
логики, такой `уже не менуэт, но ещё не вальс`, промежуточный между ними темп, мелодизм
отчасти менуэтный, а ритм аккомпанемента и общий фактурный облик уже отчасти вальсовый,
даже `венско-вальсовый` с такой оттяжечкой на третьей доле.
Первую часть не напоминает? (Галоп, конечно, исключён: неприлично же.)

abcz (29.01.2022 13:25)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и дурацкую тему. А
поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел в Википедии. Где здесь
гросфатер?
Кстати, кто-то здесь играет именно как гросфатер по характеру. Позднее
поищу.

Aelina (29.01.2022 14:05)
Sir Gray писал(а):
Я тоже послушал первую часть.
Вот что я нашла
о первой части:
Первая часть (Presto alia tedesca, G-dur) обращена к тем мелодическим и ритмическим
элементам немецких танцев, которые были прелестно воплощены еще Моцартом, а позднее так
поэтично расцвели у Шуберта. В разработке выделяются остинатные терции скачков левой руки;
из-за этих терций, напоминающих давно использованный в музыке крик кукушки, вся соната
получила прозвище «Kuckuckssonate».

И действительно, при желании можно услышать кукование:)))

weina (29.01.2022 17:20)
Aelina писал(а):
...В разработке выделяются остинатные терции скачков
левой руки; из-за этих терций, напоминающих давно использованный в музыке крик кукушки,
вся соната получила прозвище «Kuckuckssonate».

И действительно, при желании можно услышать кукование:)))
А вот Ричард Гуд, как мне
кажется, услышал в этой фигуре (бас + две терции) удары взволнованно бьющегося сердца. И
вся первая часть у него - это воодушевление от нахлынувшего чувства и внутренний трепет.
Вот уж где действительно `окно в мир влюбленного Бетховена` ) Как тонко, с каким
несравненным изяществом исполнена соната!
https://classic-online.ru/archive/?file_id=115538

Aelina (29.01.2022 19:22)
weina писал(а):
Как тонко, с каким несравненным изяществом исполнена
соната!
https://classic-online.ru/archive/?file_id=115538
Спасибо! Замечательное исполнение!

А вот у Гринберг - линии `кардиограммы` не так изящны и трепетны. Где у Гуда нежность и
благоговение - у нее уверенность, восторг и ликование:
https://classic-online.ru/archive/?file_id=7958

abcz (29.01.2022 20:19)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и дурацкую тему. А
поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел в Википедии. Где здесь
гросфатер?
от:
https://classic-online.ru/archive/?file_id=115570

rdvl (29.01.2022 20:22)
oriani писал(а):
Бирет мне тоже очень понравилась, чудесно играет. А
соната и для меня стала открытием, переслушиваю в который уже раз...)
А думаю вот
что здесь важное такое. Поскольку в сонате как-то замешана девушка (дама ?) , то
убедительнее её играть исполнителю мужского рода, ибо множить женщину на неё же не очень
выходит. Кстати, слушая лет несколько тому назад исполнения юных пианистов на конкурсе
Щелкунчик из соседней комнаты, (жена сидела у самого экрана), ни разу из 8-ми номеров не
ошибся в гендерной принадлежности музыкантика. Есть ощутимая разница в нюансах самого
пианизма (туше) и трактовке материала, да.

Volovikelena (29.01.2022 20:50)
Aelina писал(а):
Спасибо! Замечательное исполнение!

А вот у Гринберг - линии `кардиограммы` не так изящны и трепетны. Где у Гуда нежность и
благоговение - у нее уверенность, восторг и ликование:
https://classic-online.ru/archive/?file_id=7958
Совершенно согласна. Думаю, в случае
с Гринберг не работает разделение пианистов на слух на мужское и женское исполнительство.
От Гринберг идет сила. Я бы даже сказала - грубоватого свойства. Если бы не знала, что
столь знаменитая пианистка исполняет, решила бы, что слишком темпераментный школьник.
Первая часть, на мой взгляд настолько простовата и топорна. Да и от второй я не в
восторге.
А вот Гуд действительно очаровал. Спасибо большое. Очень необыкновенные ощущения.

LAKE (29.01.2022 23:27)
Volovikelena писал(а):
От Гринберг идет сила. Я бы даже сказала -
грубоватого свойства.
В этом плане Тамаркина обладала туше `мужской силы`. Вот Второй
концерт Рахманинова тому пример яркий в её руках. Вообще никто так(!) не играл, кажется.

oriani (29.01.2022 23:33)
rdvl писал(а):
Поскольку в сонате как-то замешана девушка (дама
?)
Не совсем так... У сонаты нет посвящения. Предназначалась ли она Терезе М.,
неизвестно... на этот счёт существуют лишь предположения... правда, очень красивые... А
девичий образ как раз и возник благодаря интерпретации Бирет, замечательной, на мой
взгляд. Хотя, Сай мне всё-таки ближе. )

Sir Gray (30.01.2022 13:12)
Volovikelena писал(а):
А мне первая часть такой скучной у Сая
показалась: блестящая, но гонка. Зато во второй части - совсем Мендельсон. Может быть,
даже немного символично, что она была создана в год рождения Мендельсона.
/.../
Моя учительница - я ее не очень любил, но она была гений- говорила, что эта
часть - Мендельсон. Еще она говорила, что Бетховен все... Нет в Бетховене заложено все,
что будет дальше. Она говорила, что в медленной части тридцатой сонаты - весь Шопен. Но,
весь - не весь... нельзя Шопена к этому сводить. Но я согласен.

Volovikelena (02.02.2022 02:38)
LAKE писал(а):
В этом плане Тамаркина обладала туше `мужской силы`.
Вот Второй концерт Рахманинова тому пример яркий в её руках. Вообще никто так(!) не играл,
кажется.
Послушала Тамаркину. Интересное исполнение. Спасибо большое. Согласна: она
на Рахманинова именно с мужской силой обрушивается, правда, не всегда чисто. Есть иногда
у женщин-пианисток, которые берутся за концерты Рахманинова, стремление доказать, что они
не хуже, не слабее мужчин. Ну и доказывают, что не слабее. А разве только в этом дело? За
силой нельзя забывать о самом Рахманинове. В принципе, мне многое понравилось в её
исполнении. Но иногда хочется, чтобы эта была музыка ради музыки, ради слушателей, а не
соревнование с сильными мира сего - мужчинами-исполнителями, стало быть. (ИМХО)

LAKE (02.02.2022 17:56)
Volovikelena писал(а):
Есть иногда у женщин-пианисток, которые
берутся за концерты Рахманинова, стремление доказать, что они не хуже, не слабее мужчин.
Ну и доказывают, что не слабее. ///
Да, такое случается, но Тамаркина не стремилась
прослыть `мужественной пианистом` :). Она играла так искренне. Очень жаль, что смерть
поторопилась с ней.
Её интерпретация Второго концерта Рахманинова мне иногда бывает очень нужна.



 
     
classic-online@bk.ru