`Leben des Orest`
Большая опера в пяти действиях (8-ми картинах)
Либретто Эрнста Кшенека
Премьера состоялась 19 января 1930 г. в Лейпциге (Stadttheater)
Действующие лица:
Агамемнон, царь...Читать дальше
`Leben des Orest`
Большая опера в пяти действиях (8-ми картинах) Либретто Эрнста Кшенека Премьера состоялась 19 января 1930 г. в Лейпциге (Stadttheater) Действующие лица: Агамемнон, царь...Читать дальше
`Leben des Orest`
Большая опера в пяти действиях (8-ми картинах) Либретто Эрнста Кшенека Премьера состоялась 19 января 1930 г. в Лейпциге (Stadttheater) Действующие лица: Агамемнон, царь Микен (тенор) Клитемнестра, его супруга (альт) Орест, его сын (баритон) Электра, его дочь (сопрано), Ифигения, его дочь (меццо-сопрано) Эгист, родственник Агмемнона (тенор) Анастасия, кормилица царских детей (альт) Фоант, царь «северной страны» (баритон) Фамарь, его дочь (сопрано) Аристобул, верховный судья в Афинах (бас) Глашатай (баритон) Две девушки (2 меццо-сопрано) Четыре уличных певца (2 тенора, 3 баса) Пастух (баритон) Хор: народ, воины, судьи, бродячие артисты Действие происходит в Греции и в `северной стране` до и после Троянской войны. Первое действие Площадь перед домом Агамемнона. Агамемнон намеревается использовать предстоящую войну для достижения единоличного господства над всей Грецией. Однако народ отказывается приносить новые жертвы и требует мира. Разгневанный Агамемнон не хочет отступать от своей цели и во имя ее готов пожертвовать даже своими детьми. Эгист, который давно уже задумал занять место Агамемнона на троне рядом с царицей Клитемнестрой, требует, чтобы Агамемнон принес в жертву своего сына Ореста - возможного соперника в борьбе за власть. Клитемнестра, желая спасти сына, тайно отправляет его в Фокиду в сопровождении кормилицы Анастасии. Тогда Агамемнон решает, что жертвой станет его дочь Ифигения. В последний момент девушку спасает чудо: она переносится в `северную страну`, где правит царь Фоант. Второе действие 1-я сцена. Башня на берегу моря, оборудованная всевозможными астрологическими приспособлениями. Царь Фоант мечтает о лежащей к югу чудесной стране. Его дочь Фамарь говорит во сне, предостерегает отца от неуемной жажды знаний. На лунном луче появляется спасенная богами Ифигения. 2-я сцена. Орест и Анастасия попадают на рыночную площадь в Афинах, где царит ярмарочное оживление, выступают бродячие артисты и т.д. Орест с восторгом бросается в гущу веселья, но по неопытности допускает одну промашку за другой, что вызывает насмешки окружающих. В тире он бросает мяч с такой силой, что пробивает стенку. После этого бродячие артисты, собравшиеся на следующую ярмарку, насильно уводят его с собой. Плачущая Анастасия остается одна. Третье действие 1-я сцена. Перед домом Агамемнона. Пока Агамемнон был на войне, Эгист успел завоевать популярность в народе и любовь Клитемнестры. Агамемнон возвращается домой страшно разочарованным, война лишила его иллюзий - его стремление к власти и принесенные жертвы не имели смысла. Его одолевают дурные предчувствия. Электра предупреждает отца об измене, пытается направить его гнев на предателей. Но Агамемнон сознательно принимает свою судьбу, выпивает отравленное вино, которое по требованию Эгиста Электра преподносит ему в знак приветствия, и умирает. Эгист обвиняет Электру в убийстве и приказывает заключить ее под стражу. 2-я сцена. Гористая местность в Греции. Орест уже десять лет скитается по стране. Услышав печальную песнь пастуха, он чувствует непреодолимое желание вернуться на родину. 3-я сцена. Площадь перед домом Агамемнона, в центре гроб с его телом. Электра с отчаянием наблюдает сквозь решетку за оргиастическими танцами, которыми сопровождаются похороны ее отца. Эгист празднует победу, но Клитемнестру мучает страх, который она пытается заглушить вином. Появляется Орест. Ничего не подозревая, он принимает участие в погребальной оргии. Электра узнает брата и рассказывает ему о том, что случилось. Подстрекаемый Электрой, Орест совершает кровавую месть, Клитемнестра перед смертью проклинает его. Народ убивает Электру, Оресту удается убежать от разъяренной толпы. Четвертое действие В царстве Фоанта. Фоант полюбил Ифигению, но Фамарь ненавидит южанку до такой степени, что хочет ее убить. К берегам `северной страны` причаливает корабль Ореста, который надеется наконец-то обрести покой в этих краях. Встретив чужестранца, терзаемого муками совести, Фамарь обещает исцелить его от душевных мучений, омыв кровью принесенной богам жертвы (Ифигении). Однако брат и сестра узнают друг друга, и до жертвоприношения дело не доходит. Вместе с Фоантом и Фамарью они решают отправиться в Грецию - только там Орест может возродиться душой. Пятое действие Площадь в Афинах. Орест предстает перед верховным судом. Он признает свою вину. Чтобы вынести приговор, 12 судей должны проголосовать, бросив в сосуд белый или черный шар. Голоса разделяются поровну: шесть белых и шесть черных шаров. Но случайно в сосуд влетает еще один белый шар - какой-то ребенок играл с ним неподалеку. Анастасия, кормилица Ореста, когда-то пожертвовала этот шар статуе Афины. Судьи воспринимают это как оправдательный приговор богини и отпускают Ореста на свободу. Х Свернуть
Штефан Минде
(дирижер)
,
Виктор Браун
(баритон),
Глейд Петерсон
(тенор),
Кеннет Ригель
(тенор), Оркестр оперы Портленда
Орест - Виктор Браун, Агамемнон - Глейд Петерсон, Клитемнестра - Сильвия Андерсон, Эгист - Кеннет Ригель, Электра - Анита Сальта, Ифигения - Барри Смит, Фоант - Вильям Вильдерман, Фамарь - Линда Кук, хор Оперы Портленда. 1975 г., Портленд. На английском языке.
|
||
внутренними противоречиями, волею судьбы ставший маргиналом, переживающий трагедию
бездомности, потери родины. Таких людей в Германии 1920-х годов было немало, поэтому
`Жизнь Ореста` можно считать своеобразным откликом Кшенека на современную ему
социально-политическую ситуацию.
Музыка местами больше напоминает мюзикл, чем оперу – песенными мотивами и джазовыми
ритмами (например, в сценах ярмарки и погребальной оргии). Однако здесь есть и героический
пафос, и виртуозные колоратуры, и неоромантический монолог Ореста (3-е действие), и
экспрессионистские вокализы Фамари, и атональные эпизоды Клитемнестры. При этом структура
оперы - пять действий - говорит о попытке возродить `большую оперу` 19-го века.
Запись, конечно, оставляет желать.., но другой нет.