Скачать ноты

`Orpheus und Eurydike`
Опера в 3-х актах, 11 картинах по драме Оскара Кокошки
Премьера состоялась в Касселе 27 ноября 1926 г. (Kasseler Staatstheater). Дирижер Эрнст Цулауф, режиссер Пауль Беккер...Читать дальше
`Orpheus und Eurydike`
Опера в 3-х актах, 11 картинах по драме Оскара Кокошки
Премьера состоялась в Касселе 27 ноября 1926 г. (Kasseler Staatstheater). Дирижер Эрнст Цулауф, режиссер Пауль Беккер (известный музыкальный критик, интендант театра).
Действующие лица:
Орфей (тенор)
Эвридика (сопрано)
Амур (немая роль)
Психея (сопрано)
3 фурии (3 меццо-сопрано)
Дурачок (баритон)
Матрос (тенор)
Солдат (баритон)

1-е действие.
1-я сцена. Эвридика сидит в тенистой беседке сада, играет с кольцом, туда же входит и только что вернувшийся домой Орфей. Эвридика говорит, что обиделась на Орфея утром, когда он проезжал мимо в колеснице и ни жестом, ни улыбкой не поприветствовал её, но потом их глаза встретились, и обида мгновенно улетучилась. Она чувствует свою неразрывную связь с Орфеем, зависимость от него: `Ах, если б я могла тебя забыть!` Появляется Психея с маленькой змеёй в руках и задает вопрос, который она услышала во сне: что общего между дверью и загадкой? (Закрытая дверь и неразгаданная загадка могут скрывать нечто потенциально опасное для нас, поэтому не стоит проявлять излишнее любопытство). Во сне три женщины спрашивали Психею, кто ее отец. Этот вопрос проясняет Орфей: Психея была рождена из воздуха, чтобы служить Эвридике. Оставшись с Орфеем наедине, Эвридика рассказывает, как одна богиня буквально испарилась от жгучей страсти кентавра и превратилась в облачко, у которого кентавр, однако же, еще успел отвоевать последнее объятие. Оба уверяют друг друга в вечной любви.
2-я сцена. Психея чутко дремлет на пороге спальни Эвридики, охраняет вход. С минуты на минуту должен прилететь ее возлюбленный, Амур, это происходит каждую ночь в темноте, потому что видеть его ей запрещено. Появляются 3 фурии, бог царства мертвых Гадес послал их за Эвридикой. Чтобы преодолеть бдительность Психеи, фурии стараются возбудить ее любопытство, делая вид, что им страшно интересно узнать, как выглядит Амур. Одна из фурий предлагает при появлении Амура на миг осветить его факелом, и Психея поддается искушению. Но когда Амур прилетает в повозке, запряженной голубями, свет факела ослепляет его, и он теряет зрение. Психея бросается к возлюбленному, оставляет свой пост, и фурии могут беспрепятственно проникнуть в спальню Эвридики.
3-я сцена. 3 фурии объявляют Эвридике, что она должна спуститься в подземное царство, к Гадесу, и на 7 лет забыть Орфея. Эвридика сознает, что это неизбежно, единственное, о чем она просит, - позволить ей еще раз повидаться с Орфеем. Фурии одевают Эвридику в белый погребальный наряд и готовят прощальный ужин. Орфей не понимает готовности Эвридики подчиниться фуриям, в ответ она просит его сохранять силу духа и последовать за ней. Во время ужина с пальца Эвридики соскальзывает кольцо, на котором выгравированы портрет Орфея и некая надпись. Змея кусает Эвридику в пятку, и фурии, торжествуя, уносят ее.

2-е действие.
1-я сцена. Прошло пять лет. Психея, которая чувствует себя виноватой в случившемся, сообщает Эвридике, что Орфей придет за ней еще до истечения семилетнего срока. Но Эвридика давно забыла своего возлюбленного. Орфей с трудом пробирается сквозь толпы теней, старающихся ему помешать. Психея предупреждает Орфея, что он не должен расспрашивать Эвридику о времени, проведенном в царстве мертвых (запрет не оглядываться заменяется запретом на вопросы). Орфей прикасается к Эвридике, и к ней возвращается земная память, она узнает Орфея, и теперь ей хочется забыть о разлуке с ним, никогда не вспоминать о том, что произошло с ней у Гадеса. Они выбираются из подземного царства, тени тянут руки им вслед.
2-я сцена. Выход из подземного мира представляет собой кратер остывшего вулкана. Орфей и Эвридика спускаются с его вершины к морю среди застывшей лавы. Если на вершине их окружает пустынный, заснеженный, покрытый туманами горный ландшафт, то по мере спуска все вокруг преображается, расцветает и наполняется жизнью. Стая голубей взлетает в небо, Орфей видит в этом обнадеживающий знак, но, заметив, что на пальце Эвридики нет кольца, он мрачнеет. Эвридика обнимает его, пытаясь отвлечь от пропажи. Она дает понять, что ее готовность и способность начать новую жизнь полностью зависит от Орфея, он должен очень хотеть этого и отказаться от расспросов, иначе всё может плохо кончиться. У берега их поджидает корабль под черными парусами, в Орфея это вселяет новые надежды: скоро они уплывут из этого печального места к новым берегам. Но Эвридика понимает, что корабль послан Гадесом, а это не сулит ничего хорошего. Орфею приходится уговаривать ее подняться вместе с ним на корабль.
3-я сцена. На корабле матросы молят Амура о попутном ветре и засыпают, за штурвалом остается Дурачок. Фурии плетут сеть на погибель Эвридике и отвлекают Дурачка от штурвала, корабль садится на мель. По подсказке фурий Дурачок замечает на дне какой-то блестящий предмет. Проснувшиеся матросы находят сеть, забрасывают ее в море и вытаскивают череп, в зубах у которого зажато золотое кольцо (символика любви и смерти). Вид черепа наводит Дурачка на мысль убить Орфея и таким образом избежать наказания за халатное исполнение обязанностей рулевого, но 1-й матрос вразумляет его. В надежде на вознаграждение Дурачок несет кольцо Орфею.
4-я сцена. Орфей и Эвридика просыпаются в каюте и рассказывают друг другу о своих снах. Эвридике снилось, что Орфей хочет столкнуть ее в холодный мрак, в то время как она носит под сердцем его ребенка. Орфею - что Эвридика из мести вонзает иглу в сердце нерожденного ребенка. В этот момент в каюту вкатывается череп, и Дурачок протягивает Орфею кольцо. Большая часть надписи на кольце стёрта, осталось лишь окончание фразы, которое можно понять как `счастье другого` или `счастье другое`. Орфея одолевают сомнения в верности Эвридики, и он решительно требует от нее отчета (сразу вспоминаются Эльза и Лоэнгрин). Эвридика понимает, что терять ей больше нечего, и рассказывает Орфею всё как было. С Гадесом она встречалась трижды, два раза ей удавалось устоять против его ухаживаний с помощью Психеи, которая поддерживала в ней воспоминания об Орфее (1-й раз) и предостерегала от любопытства (2-й раз, когда эти воспоминания изгладились). На третий раз Гадес с грустью объявил, что не будет больше искушать ее добродетель и вернет ее Орфею. Почувствовав себя свободной от принуждения, Эвридика стала его любовницей. Выслушав рассказ, Орфей не видит другого выхода, как только снова бросить Эвридику в объятия Гадеса, он убивает ее.

3-е действие.
1-я сцена. После двухлетних скитаний помешавшийся в уме Орфей приходит к своему разрушенному войной дому, откапывает лиру и заводит песню, в которой проклинает свое бывшее жилище. Его безумная музыка не нравится окружающим, а своим высокомерием Орфей выводит из себя солдат и уличный сброд. Толпа в ярости набрасывается на Орфея и убивает его.
2-я сцена. Со дня первой смерти Эвридики и ослепления Амура (из-за преступного любопытства Психеи) прошло семь лет. За это время Психея наплакала целый кувшин слез. Этими слезами она промывает глаза Амуру и возвращает ему зрение.
3-я сцена. В царстве теней Орфею является Эвридика, она хочет услышать от него слово, которое, наконец, откроет путь от сердца к сердцу, но Орфей не находит такого слова. Любил ли он ее? Орфей пытается разобраться в себе и понимает, что за его любовью стояла ненависть. Значит, им предназначено убивать друг друга - делает вывод Эвридика. `Счастье всегда другое`. Правда в том, что деспотичная любовь Орфея, полная недоверия и ревности, не давала Эвридике умиротворения и покоя ни в жизни, ни в смерти. Осознав это, она душит Орфея.
Эпилог. Психея просыпается на берегу моря среди цветущей природы. Она счастлива, так как искупила свою вину и вновь обрела возлюбленного. Юноши и девушки поют хвалебную песнь солнцу, под эти звуки Психея поднимается на черный корабль с лирой Орфея в руках, чтобы вслед за Амуром плыть навстречу солнечному восходу.

Х Свернуть

Орфей - Даниэль Кирх, Эвридика - Бригитта Пинтер, Психея - Клаудиа Бараински, Фурии - Барбара Зенатор, Криста Майер, Кизмара Пессатти, Дурачок - Кристиан Иммлер. Запись Немецкого радио «Культура» из Берлинского Концертхаус от 6 февраля 2010 г.
         (2)  


weina (26.07.2020 22:13)
С известным мифом либретто оперы имеет мало общего. Собственно, Оскар Кокошка написал
пьесу о себе и Альме Малер. Их любовная связь продолжалась около трех лет (1912-1914) и
стала для Кокошки источником тяжелейших душевных переживаний. Он начал писать пьесу в
конце 1915 г. в госпитале, где поправлялся после ранения, полученного на Восточном фронте.
Позже он вспоминал, что Альма являлась ему как болезненная галлюцинация, и он вел с ней в
полубреду бесконечные разговоры (`выяснял отношения`), которые потом и записал по памяти.
Изживать свою душевную травму ему пришлось долго. Работа над пьесой заняла несколько лет,
параллельно создавались картины, рисунки, гравюры на ту же болезненную тему. В 1918 г. он
заказал одной известной художнице куклу Альмы в натуральную величину – `фетиш` и модель
для многочисленных картин и рисунков, но, получив заказ, пришел в ужас `от ее
безжизненности`. Спустя несколько лет одной бессонной ночью он облил куклу красным вином,
оторвал ей голову и выбросил на помойку.

С другой стороны, `ОиЭ` продолжает тему `борьбы полов`, которой была посвящена более
ранняя пьеса Кокошки `Убийца, надежда женщин` (и соответствующая опера Хиндемита). Эту
пьесу Кокошка написал под влиянием книги Отто Вайнингера `Пол и характер` (1902).
Изложенные в ней взгляды сводились к тому, что поведение женщины полностью определяется ее
полом, она угнетает мужчину, наносит ему страшные раны и просто не способна действовать
иначе. Чтобы избавить ее от проклятия пола, мужчина – носитель духовности – должен убить
ее. Как это ни печально, многие тогда `повелись`, поверили. Впрочем, сам Вайнингер кончил
плохо.

Кшенек (женатый, между прочим, на дочери Альмы Анне) считал, что в сценическом
произведении музыка не может быть конечной целью и основным содержанием. Ее задача состоит
в том, чтобы оживить и сделать как можно ярче и убедительнее драматическое действие,
достичь единства со словом, цветом, светом, образом и движением, создать некую новую
целостность (прямо по Вагнеру). Опера целый год собирала полные залы, однако не выдержала
конкуренции с появившейся вскоре оперой того же Кшенека `Джонни наигрывает` и сошла со
сцены, хотя сам композитор оценивал музыку `Орфея и Эвридики` гораздо выше, чем `Джонни`.

victormain (26.07.2020 23:10)
weina писал(а):
С известным мифом либретто оперы имеет мало общего.
Собственно, Оскар Кокошка написал пьесу о себе и Альме Малер...
Огромное спасибо!



 
     
classic-online@bk.ru