Скачать ноты

13-17 февраля 2019. Опера в версии 1888 г. Ensemble Aedes. Orchestre des Frivolites Parisienne. Лоран Наури (Дон Сезар де Базан, баритон), Эльза Дрейсиг (Маритана, цыганка, уличная певица, с.), Марьон Лебег (Ласарильо, аркебузир-ученик, м-с.), Томас Беттингер (Карл II), Кристиан Хельмер (Министр Дон Хосе де Сантарем, бар), Кристиан Мунгунгу (капитан гвардии, бар.).
      (3)  


alebaranov (28.07.2020 17:35)
Дон Сезар де базан - второстепенный, но запоминающийся персонаж пьесы Виктора Гюго. Еще в
1-й пол. XIX в. два французских драматурга написали пьесу, в которой выведен тот же
персонаж и назвали ее его именем. Пьеса стала настолько популярна, что даже в нашей стране
ее дважды экранизировали: в 1950-е и в 1970-е или 80-е - не помню точно. В первой между
прочим играл Боярский-отец, во второй Боярский сын.; для первой Свиридов написал песню
`Маритана` (так зовут героиню пьесы - и оперы тоже). Сюжет в общих чертах таков. Король
влюблен в цыганку Маритану, первый министр - в королеву. Добиться ее министр думает,
доказав ей, что король ей изменяет. Но для этого цыганку надо сделать знатной дамой, иначе
король к ней, несмотря на влюбленность, не снизойдет. Тут министру подворачивается Дон
Сезар, человек знатный, но нищий. Он арестован за дуэль и подлежит смертной казни. Министр
выдает за него цыганку и тут же отправляет на казнь - но мальчик Ласарильо, спасая
которого от грубого начальника Дон Сезар и нарушил указ о дуэлях, - этот мальчик
умудряется заменить настоящие патроны в ружьях холостыми. Дон Сезар остается невредим и
является к себе домой, к незнакомой ему жене, как раз в тот момент, когда король тщетно
пытается соблазнить ее. Посрамленный король прощает и осыпает милостями Дона Сезара... Ну
а новобрачные, конечно же, очарованы друг другом. Министр ? Не помню, что министр, но явно
остается с носом. Примерно так или в этом роде. Опера у Массне ранняя (первая
`полнометражная`, после нескольких одноактных), несколько переписанная в зрелый период.
Поначалу вам, может быть, не покажется, что это произведение значительного композитора -
но музыка с каждым эпизодом становится интересней.

Volovikelena (29.07.2020 00:58)
alebaranov писал(а):
Дон Сезар де базан - второстепенный, но
запоминающийся персонаж пьесы Виктора Гюго. Еще в 1-й пол. XIX в. два французских
драматурга написали пьесу, в которой выведен тот же персонаж и назвали ее его именем.
Пьеса стала настолько популярна, что даже в нашей стране ее дважды экранизировали: в
1950-е и в 1970-е или 80-е - не помню точно.
Наш фильм решен в более комедийном
варианте, а у Гюго это была драма. По ней сняли прекрасный фильм во Франции с Жаном Маре в
главной роли - `Опасное сходство`. Ну, кто из девушек поколения 70-х и 80-х, а, возможно,
и 60-х не влюблялся в Жана Маре в прекрасное время юности? У нас в семье его любило три
поколения - бабушка, мама и я. Прибежала домой после фильма и схватилась за книгу. У Гюго
пьеса называется `Рюи Блаз` (заодно и `Король забавляется` прочитала - пригодилось в связи
с изучением `Риголетто`). Сила любви в любом возрасте притягательна, а уж когда красивая
пара, а препятствия непреодолимы и в наличии местный `Тартюф`, это производит на юное
существо колоссальное впечатление, а более опытное поколение заставляет вздыхать о
сбывшемся и несбывшемся, то есть - о красоте любовного чувства. Когда любовь показана
красиво, в ней красива даже смерть - это может запомниться надолго.

alebaranov (29.07.2020 19:59)
Volovikelena писал(а):
Наш фильм решен в более комедийном варианте, а
у Гюго это была драма. По ней сняли прекрасный фильм во Франции с Жаном Маре в главной
роли - `Опасное сходство`. Ну, кто из девушек поколения 70-х и 80-х, а, возможно, и 60-х
не влюблялся в Жана Маре в прекрасное время юности?..
А как же! В Жана Маре
влюблялись еще в 40-е годы, и фильм `Рюи Блаз` (в нашем прокате `Опасное сходство`) с ним
и Даниэль Даррьё - как раз тогдашний (не знаю, правда, был ли какой-либо фильм с ним уже
тогда в отечественном прокате). Был ли советский фильм по этой пьесе Гюго, я не знаю, но
были целых два (1957 и 1989) по пьесе Филиппа Дюмануара и Адольфа д`Эннери `Дон Сезар де
Базан`. Она написана в 1844, через 5-6 лет после `Рюи Блаза` Гюго, решена более в
комедийном ключе, Рюи Блаз в ней не появляется (и кажется, даже не упоминается) и в
русском переводе шла еще в 1858 (боюсь, что раньше пьесы Гюго!). Именно по ней, не по
Гюго,написана опера Массне, причем либреттистами были ее же авторы (+кажется, кто-то
третий - брат или сын 2-го). Не верьте, если где-то написано об опере Массне иначе, Гюго в
ней не при чём! - Кстати, автор оперы `Рюи Блаз` Филиппо Маркетти (1869), наоборот,
обошёлся совершенно без дона Сезара в числе своих персонажей.



 
     
Наши контакты