Электрооптический синтезатор «Вариофон» был изобретен Евгением Шолпо во время его работы в Центральной лаборатории проводной связи в Ленинграде. В 1930 году Шолпо патентует принцип работы инструмента. Новый прибор позволяет синтезировать искусственные звуковые дорожки в технике автоматизированного «бумажного звука». Первая деревянная версия инструмента была построена в 1931 году при участии композитора Георгия Римского-Корсакова (внука композитора Николая Римского-Корсакова). Деревянные части инструмента были связанны бечевкой, скреплены шурупами и настраивались с помощью специальных веревок. Тем не менее, в сравнении с поздними версиями инструмента, первая модель обеспечивала наилучшее качество и сложность синтезированного звука. Вариофон допускал произвольное изменение высоты тона, возможности получения глиссандо, вибрато, оттенков, изменения силы звука, построения многоголосных аккордов (до 12 одновременно звучащих голосов).
В инструменте использованы вращающиеся диски с вырезанными зубцами формы звуковой волны (трансверсальный контур), периодически прерывающие луч света, формирующий очертания звуковой дорожки. Съемка производится непосредственно на движущуюся пленку с помощью специальной трансмиссии, передающей вращение электромотора, приводящего в движение контур, к механизму, протягивающему пленку. К сожалению, «Вариофон» был уничтожен во время бомбардировки блокадного Ленинграда.
Несмотря на звучание, напоминающее современную восьмибитную музыку, у Вариофона было одно фундаментальное отличие – ритм. Технология Шолпо позволяла моделировать самые тонкие ритмические нюансы живого исполнения — Rubato, Rallentando, Accelerando.
Центральной лаборатории проводной связи в Ленинграде. В 1930 году Шолпо патентует принцип
работы инструмента. Новый прибор позволяет синтезировать искусственные звуковые дорожки в
технике автоматизированного «бумажного звука». Первая деревянная версия инструмента была
построена в 1931 году при участии композитора Георгия Римского-Корсакова (внука
композитора Николая Римского-Корсакова). Деревянные части инструмента были связанны
бечевкой, скреплены шурупами и настраивались с помощью специальных веревок. Тем не менее,
в сравнении с поздними версиями инструмента, первая модель обеспечивала наилучшее качество
и сложность синтезированного звука. Вариофон допускал произвольное изменение высоты тона,
возможности получения глиссандо, вибрато, оттенков, изменения силы звука, построения
многоголосных аккордов (до 12 одновременно звучащих голосов).
В инструменте использованы вращающиеся диски с вырезанными зубцами формы звуковой волны
(трансверсальный контур), периодически прерывающие луч света, формирующий очертания
звуковой дорожки. Съемка производится непосредственно на движущуюся пленку с помощью
специальной трансмиссии, передающей вращение электромотора, приводящего в движение контур,
к механизму, протягивающему пленку. К сожалению, «Вариофон» был уничтожен во время
бомбардировки блокадного Ленинграда.
Несмотря на звучание, напоминающее современную восьмибитную музыку, у Вариофона было одно
фундаментальное отличие – ритм. Технология Шолпо позволяла моделировать самые тонкие
ритмические нюансы живого исполнения — Rubato, Rallentando, Accelerando.
https://habr.com/ru/post/182778/
Спасибо !