Челль Ингебретсен
(дирижер)
,
Сильвия Линденстранд
(меццо-сопрано.),
Питер Маттеи
(баритон),
Анита Сольд
(сопрано)
1993. Стокгольм. Королевская опера. Королевская придворная капелла. Дир. Кьелль Ингебретсен. Реж. Ингмар Бергман./ Сильвия Линденстранд (Дионис), Лайла Андерссон-Пальме (Тиресий), Стен Валлунд (Кадм), Петер Маттеи (Пенфей), Анита Сольд (Агава), Берит Линдхольм (корифей), Паула Хоффман, Камилла Стерн, Эллен Андреассен, Анн-Мари Мюле, Анна Томсон, Эва Остерберг, Карина Морлинг, Амелие Хеетвоод, Лена Хоэль, Хелена Стрёберг, Ингрид Тобиассон (хор), Марианне Орландо (Таласса), Карл Магнус Деллов (вои
|
||
1991). Вместе с Бергманом коспозитор составил либретто по трагедии Еврипида «Вакханки», то
есть либретто – это в данном случае сокращенный текст этой трагедии в шведском переводе
(вот не знаю, по одному переводу двух переводчиков или по двум разным переводам). Сюжет
вкратце такой: новый бог, Дионис, возвращается на родину в Фивы, где приобретает множество
поклонников и в первую очередь поклонниц – вакханок, из которых едва ли не главная –
бывшая царица Агава. Её сын, молодой царь Пенфей, пытается препятствовать новому культу,
считая его отвратительно непристойным – и погибает от рук матери. К сожалению,
перечитывание трагедии в переводе И.Анненского не помогло мне ориентироваться в том, что и
в какой момент происходит в данной записи и кто в ней кто. Надеюсь, вам повезёт больше.
Спектакль был поставлен Бергманом со смешанной труппой – оперными солистами вперемешку с
драматическими артистами. Музыка и речь то сливаются, то перетекают одна в другую и
обратно, то контрастируют друг с другом. Речь (сами увидите) - то почти пение, то почти
крик или рычание. Иногда наступает тишина – что происходит при этом на сцене, не знаю.
(Телевизионную запись спектакля, выпушенную самим Бергманом, мне раздобыть не удалось).
Мощная режиссура чувствуется. Хороша ли музыка – судите сами. Диониса исполняет
меццо-сопрано, пользовавшаяся в 1970-е - 80-е годы международным признанием, а как раз в
год постановки решившая выйти на пенсию (в 50 лет), Агава – сопрано на 8 лет моложе. У
довольно известного в мире баритона, выступающего здесь в партии Пенфея, это была одна из
первых ролей.