Скачать ноты

Либретто Р. Щедрина

1-е действие
Вступление: Звучит песня `Не белы снеги`, исполняемая в русской народной манере.
`Обед у прокурора`
Чиновники города N дают обед в честь Павла Ивановича...Читать дальше
Либретто Р. Щедрина

1-е действие
Вступление: Звучит песня `Не белы снеги`, исполняемая в русской народной манере.
`Обед у прокурора`
Чиновники города N дают обед в честь Павла Ивановича Чичикова, на котором присутствуют Манилов, Собакевич, Ноздрев, Мижуев, губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер, почтмейстер. Именитые жители города хором провозглашают `Виват`, поочередно угощают Чичикова и говорят о своей любви к нему. Чичиков, в свою очередь, расточает комплименты `отцам города`.
`Дорога`
По дороге движется бричка, на козлах сидит Селифан, в коляске - Чичиков. Селифан запевает песню `Эй вы, любезные мои!` Двух встретившихся мужиков он спрашивает: `Далеко ли до Заманиловки?` Те отвечают, что до Маниолвки одна верста, а никакой Заманиловки и вовсе нет. Бричка продолжает путь.
`Манилов`
Гостеприимный Манилов и его супруга приветствуют Чичикова. `Майский день... Именины сердца...`, - умиляется Манилов и в ариозо воспевает хвалу гостю. Отведя Манилова в сторону, Чичиков предлагает продать ему мертвые души. Манилов растерян, выражает сомнение: `Не будет ли эта негоция несоответствующею видам России?` Но Чичиков без труда убеждает его в обратном. Супруги Маниловы и гость мечтают о радостях бытия. Но тут Манилов замечает, что Чичиков уже исчез. Он замолкает и задумывается: `Мертвые души?..`
`Шибень`
И вновь дорога. Селифан жалуется на кромешную темень, Чичиков предлагает поглядеть, не видно ли где деревни. `Пронеси ты, Боже, тучу грозовую`, - поет хор.
`Коробочка`
Коробочка жалуется на неурожаи да убытки, рассказывает Чичикову, какие славные работники умерли у нее за последнее время. Чичиков предлагает: `Уступите-ка их мне`. Коробочка не может взять в толк, о чем речь, сделка кажется ей заманчивой, но необычной. Диалог принимает все более напряженный характер, оба говорят все быстрее, и слов уже не разобрать. Следует пантомимическая сцена. В кульминационный момент Коробочка сдается: `Чего же ты рассердился?.. Изволь, отдам я за пятнадцать ассигнаций`. Чичиков исчезает, Коробочка остается одна в раздумье: `Почем сегодня ходят мертвые души?`
`Песни`
Звучат песни `Ты не плачь, не плачь, красна девица`, `Не белы снеги`, `Ты полынь, полынечка-трава`.
`Ноздрев`
Ноздрев только что с ярмарки - `продулся в пух`. Он усаживает Чичикова играть в шашки. Во время игры идет торговля мертвыми душами. Ноздрев пытается заодно всучить своему партнеру и щенка, и шарманку... Чичиков уличает Ноздрева в нечестной игре. Вспыхивает ссора, переходящая в невообразимый скандал. Внезапно появляется капитан-исправник: `Господин Ноздрев, вы арестованы... Вы обвиняетесь в нанесении личной обиды помещику Максимову розгами в пьяном виде...`

2-е действие
`Собакевич`
Собакевич последними словами поносит всех чиновников города. Чичиков пытается завязать светский разговор, упоминает и `несуществующие души`. `Вам нужно мертвых душ?` - спрашивает в лоб Собакевич и называет немыслимую цену - по сто рублей за штуку. Начинается долгая торговля. Эпизодически в разговор вмешиваются со своими репликами висящие на стенах портреты греческих полководцев, подтверждающие справедливость аргументов Собакевича. В конце концов стороны приходят к соглашению.
`Кучер Селифан`
Снова бесконечная дорога. Селифан поет грустную песню. Спрашивает встречных мужиков, далеко ли до Плюшкина, но не получает ответа.
`Плюшкин`
Плюшкин жалуется на жизнь и сообщает Чичикову, что проклятая горячка выморила у него `здоровенный куш мужиков`. Чичиков выступает благотворителем, предлагая совершить купчую на все 120 мертвых душ.
`Плач солдатки`
Крестьянка горько жалуется на судьбу, отнявшую у нее сына, которого забрили в солдаты.
`Бал у губернатора`
Гости оживленно обсуждают достоинства Чичикова, его богатство. Среди танцующих выделяется губернаторская дочка. Появляется Чичиков. Все приветствуют его, поздравляют с приобретением крестьян, не подозревая, что это афера, с помощью которой он хочет получить закладные под несуществующую крепостную собственность. Губернаторша представляет `мильонщику` свою дочь. Внезапно ввалившийся Ноздрев разоблачает сделки Чичикова: `Не отойду от тебя, пока не узнаю, зачем ты покупал мертвые души`. Все в недоумении. Но тут появляется Коробочка, она приехала в город, чтобы узнать, почем сегодня мертвые души. Это усиливает растерянность собравшихся...

3-е действие
`Запев`
Снова звучит песня `Не белы снеги`
`Чичиков`
Герой оперы один в гостиничном номере. Вся его хитроумная затея потерпела крах.
`Толки в городе`
Действие разворачивается у полицмейстера, в гостиных, на улицах. Персонажи оперы обсуждают случай с Чичиковым. Возникают все новые предположения. Почтмейстер утверждает, что `Чичиков - не кто другой, как капитан Копейкин`. `А не есть ли Чичиков переодетый Наполеон?` - вопрошает прокурор. Ноздрев сообщает, что Чичиков - шпион, фискал и `делатель государственных ассигнаций`. Затем Ноздрев охотно подтверждает, что взялся помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Волнение нарастает. Неожиданно выясняется, что умер, не выдержав потрясения, прокурор. Толпа подавлена.
`Отпевание прокурора`
Траурная процессия, возглавляемая священником, движется к кладбищу. Чичиков в гостиничном номере продолжает свой прерванный монолог.
Финал
Ноздрев рассказывает Чичикову, что его считают разбойником и шпионом, `вознамерившимся увезти губернаторскую дочку`. Чичиков перепуган - надо бежать. Он кличет Селифана и велит закладывать бричку. И вновь дорога, по которой уезжает в неизвестность бричка Чичикова. Поет свою песню Селифан. А у обочины стоят мужик с козой и бородатый мужик. Они перекликаются: `Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет? - Доедет. - А в Казань-то, я думаю, не доедет? - В Казань не доедет`. Продолжает звучать песня...

Х Свернуть

         (50)  


nezhUnin (18.12.2011 02:33)
Клавир с довольно удобным интерфейсом на данный момент доступен здесь:
http://issuu.com/alsnitko/docs/shchedrin-dead_souls_kl

nezhUnin (18.12.2011 02:38)
Или здесь (несколько иначе - встроен в сайт):
http://hor.by/2010/08/shchedrin-dead_souls/

Romy_Van_Geyten (18.12.2011 02:41)
nezhUnin писал(а):
Или здесь (несколько иначе - встроен в сайт):
http://hor.by/2010/08/shchedrin-dead_souls/
Класс! А партитура Вам не попадалась!

Andrew_Popoff (18.12.2011 02:55)
Люблю это сочинение. Спасибо!

victormain (18.12.2011 03:13)
Тоже очень люблю. А какой спектакль был роскошный (при всех моих взаимных сложностях с
Покровским - буду объективен) дублем в Большом и Мариинке в конце 70-х - начале 80-х!
Сказка.

Andrew_Popoff (18.12.2011 03:29)
victormain писал(а):
Тоже очень люблю. А какой спектакль был
роскошный (при всех моих взаимных сложностях с Покровским - буду объективен) дублем в
Большом и Мариинке в конце 70-х - начале 80-х! Сказка.
Хотелось бы, чтобы снова
поставили. Тут Щедрин просто умница и редкий талант, не то что сейчас, увы.

precipitato (18.12.2011 04:14)
Andrew_Popoff писал(а):
Хотелось бы, чтобы снова поставили. Тут
Щедрин просто умница и редкий талант, не то что сейчас, увы.
А в Питере ее поставили
в прошлом сезоне,народ плюется-совсем отвыкли такой язык воспринимать.По моему-больше не
идет.Вещь великолепная.Нынешнего Щедрина,увы-просто больно слушать.

Romy_Van_Geyten (18.12.2011 04:20)
По моему обе здесь помещенные записи - это одна и та же, но повторенная дважды - в
Темирканове и в `могиле Неизвестного Исполнителя`.

Andrew_Popoff (18.12.2011 04:33)
precipitato писал(а):
А в Питере ее поставили в прошлом сезоне,народ
плюется-совсем отвыкли такой язык воспринимать.
Слышали бы вы, что народ говорил в
Москве после прошлогодней премьеры `Воццека`! А ведь Курензис сотворил чудо, исполнение
было на очень хорошем уровне, хотя оркестранты, мирно спавшие десятилетия на вердиевских
ум-ца-ца неоднократно бойкот ему обьявляли.

Andrew_Popoff (18.12.2011 04:35)
Andrew_Popoff писал(а):
Слышали бы вы, что народ говорил в Москве
после прошлогодней премьеры `Воццека`! А ведь Курензис сотворил чудо, исполнение было на
очень хорошем уровне, хотя оркестранты, мирно спавшие десятилетия на вердиевских ум-ца-ца
неоднократно бойкот ему обьявляли.
Уровень публики БТ и БЗК очень сильно упал в
последнее время. Это очень печально.

victormain (18.12.2011 04:40)
Andrew_Popoff писал(а):
Слышали бы вы, что народ говорил в Москве
после прошлогодней премьеры `Воццека`! А ведь Курензис сотворил чудо, исполнение было на
очень хорошем уровне, хотя оркестранты, мирно спавшие десятилетия на вердиевских ум-ца-ца
неоднократно бойкот ему обьявляли.
Да, с этим сейчас беда совсем. Я был на ВОЦЦЕКЕ в
Met: Левайн при полупустом зале оперу героически заканчивал, начав при аншлаге. Но он,
кстати, молодец: ему на это наплевать было, и как-то менеджеров т-ра он умудрился этим
заразить. Воццек, Пеллеас, Порги и Бесс, Макропулос, Лулу, Фауст Бузони, Триптих Пуччини
(со Стратас во всех 3-х в один вечер) - всё это можно было живьём в Метрополитен придти и
услышать. Если о ХХ веке говорить, разумеется. Остального всего тоже хватало, высшей
пробы. 25 лет он худруком был и вот, выдрессировал их на всё.

Andrew_Popoff (18.12.2011 04:46)
victormain писал(а):
Да, с этим сейчас беда совсем. Я был на ВОЦЦЕКЕ
в Met: Левайн при полупустом зале оперу героически заканчивал, начав при аншлаге. Но он,
кстати, молодец: ему на это наплевать было, и как-то менеджеров т-ра он умудрился этим
заразить. Воццек, Пеллеас, Порги и Бесс, Макропулос, Лулу, Фауст Бузони, Триптих Пуччини
(со Стратас во всех 3-х в один вечер) - всё это можно было живьём в Метрополитен придти и
услышать. Если о ХХ веке говорить, разумеется. Остального всего тоже хватало, высшей
пробы. 25 лет он худруком был и вот, выдрессировал их на всё.
В БТ пока держатся `Три
апельсина`. Раза два в год дают. Постановка Питера Устинова шикарнейшая. Публику
привлекают смехотворной ценой билетов - 700 руб. в первые ряды партера. Аншлага нет, но
зал на 2/3 заполняется. Для сравнения: на `Жизель` на те же места билет, кажется, 25000 р.
И покупать надо не позже, чем за полгода. Вот такая публика. :(

victormain (18.12.2011 04:50)
Andrew_Popoff писал(а):
В БТ пока держатся `Три апельсина`. Раза два
в год дают. Постановка Питера Устинова шикарнейшая. Публику привлекают смехотворной ценой
билетов - 700 руб. в первые ряды партера. Аншлага нет, но зал на 2/3 заполняется. Для
сравнения: на `Жизель` на те же места билет, кажется, 25000 р. И покупать надо не позже,
чем за полгода. Вот такая публика. :(
Я обожаю этот спектакль, ТВ трансляцию видел.
Не понимаю, почему его нигде в Нете нет: искал и в Контакте, и везде. Устинов просто себя
превзошёл здесь, шедевр раскованного режиссёрского творчества, редкий случай.

victormain (18.12.2011 04:53)
precipitato писал(а):
А в Питере ее поставили в прошлом сезоне,народ
плюется-совсем отвыкли такой язык воспринимать.По моему-больше не идет.Вещь
великолепная.Нынешнего Щедрина,увы-просто больно слушать.
С великолепной сценографией
Зорика.

Andrew_Popoff (18.12.2011 04:58)
victormain писал(а):
Я обожаю этот спектакль, ТВ трансляцию видел. Не
понимаю, почему его нигде в Нете нет: искал и в Контакте, и везде. Устинов просто себя
превзошёл здесь, шедевр раскованного режиссёрского творчества, редкий случай.
У меня
есть на ВХС-ке, но там качество звука поганое, оцифровывать нет смысла. Да, хотелось бы
найти приличную запись. А живьем я раза четыре видел. Это кайф!

ak57 (18.12.2011 08:05)
Andrew_Popoff писал(а):
Хотелось бы, чтобы снова поставили. Тут
Щедрин просто умница и редкий талант, не то что сейчас, увы.
Ему вчера 79
исполнилось. Наверно это откладывает какой то отпечаток...

Romy_Van_Geyten (18.12.2011 08:58)
Romy_Van_Geyten писал(а):
По моему обе здесь помещенные записи - это
одна и та же, но повторенная дважды - в Темирканове и в `могиле Неизвестного
Исполнителя`.
Я не поленился и выяснил - записи идентичны во всём, что касается
исполнения. Но - запись помещенная на `Неизвестного исполнител` - это полная запись, а в
записи, помещённой на `Темирканова` не хватает почти 10 минут. Я полагаю, первую надо бы
переместить на `Темирканова`, а вторую просто убрать.

musikus (18.12.2011 12:04)
precipitato писал(а):
А в Питере ее поставили в прошлом сезоне,народ
плюется-совсем отвыкли такой язык воспринимать.По моему-больше не идет.Вещь
великолепная.Нынешнего Щедрина,увы-просто больно слушать.
Много слушать и упиваться
этой музыкой не будешь, но партитура МД - совершенно поразительнейшая. Из опер, ну,
скажем, последней трети ХХ века практически ничего с ней и рядом-то поставать нельзя.

balaklava (01.04.2012 23:21)
Сегодня, в день рождение Гоголя, послушал эту вещь. `Мертвые души` - моя самая любимая
книга. Пересмотрел все спектакли, радиопостановки и фильмы. И вот новое пополнение
коллекции. Гоголь необьятен! Уважаемые знатоки, подскажите, какие еще музыкальные
произведения написаны по мотивам гоголевских книг?

Romy_Van_Geyten (01.04.2012 23:23)
balaklava писал(а):
Уважаемые знатоки, подскажите, какие еще
музыкальные произведения написаны по мотивам гоголевских книг?
Можете быть спокойны -
круче этого нет ничего.

balaklava (01.04.2012 23:27)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Можете быть спокойны - круче этого нет
ничего.
А как же `Тарас Бульба` Яначека?

Romy_Van_Geyten (01.04.2012 23:36)
balaklava писал(а):
А как же `Тарас Бульба` Яначека?
А что с ним
такое?

dushah (02.04.2012 00:13)
balaklava писал(а):
какие еще?
`нос`!

balaklava (02.04.2012 00:17)
dushah писал(а):
`нос`!
Шостаковича?

dushah (02.04.2012 00:20)
balaklava писал(а):
Шостаковича?
да

Romy_Van_Geyten (02.04.2012 00:23)
dushah писал(а):
`нос`!
стопудов! из головы вон...

ditlinda (02.04.2012 00:46)
balaklava писал(а):
... Уважаемые знатоки, подскажите, какие еще
музыкальные произведения написаны по мотивам гоголевских книг?
`Черевички`

balaklava (02.04.2012 00:59)
ditlinda1 писал(а):
`Черевички`
Спасибо, но укажите и
композитора.

Romy_Van_Geyten (02.04.2012 00:59)
balaklava писал(а):
Спасибо, но укажите и
композитора.
Чайковский (не Борис и не Александр)

balaklava (02.04.2012 01:04)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Чайковский (не Борис и не
Александр)
Это вполне в духе Гоголя. Зачот. Вспомнил -`Игроки` Шостаковича.

Romy_Van_Geyten (02.04.2012 01:05)
balaklava писал(а):
Это вполне в духе Гоголя. Зачот. Вспомнил
-`Игроки` Шостаковича.
Ну это не так впечатляюще, как МД и Н

ditlinda (02.04.2012 01:12)
Мусоргский `Сорочинская ярмарка`,Римский-Корсаков `Майская ночь или утопленница`

ditlinda (02.04.2012 01:16)
ditlinda1 писал(а):
Мусоргский `Сорочинская ярмарка`,Римский-Корсаков
`Майская ночь или утопленница`
Мусоргский-Модест Римский-Корсаков - Николай

Romy_Van_Geyten (02.04.2012 01:19)
ditlinda1 писал(а):
Мусоргский-Модест Римский-Корсаков -
Николай
Я уж было засомневался...

balaklava (02.04.2012 01:23)
ditlinda1 писал(а):
Мусоргский-Модест Римский-Корсаков -
Николай
Да ладно Вам - я не совсем тупой, достаточно фамилии, или просто - Римский.

Romy_Van_Geyten (02.04.2012 01:23)
balaklava писал(а):
Римский.
Папа

Mikhail_Kollontay (02.04.2012 05:47)
balaklava писал(а):
какие еще музыкальные произведения написаны по
мотивам гоголевских книг?
Дмитрий Шведов. Опера `Ревизор`

precipitato (02.04.2012 06:20)
poiuytr писал(а):
Дмитрий Шведов. Опера `Ревизор`
Банщиков-Как
поссорился....классная вещь,между прочим.

victormain (02.04.2012 07:08)
precipitato писал(а):
Банщиков-Как поссорился....классная вещь,между
прочим.
У Холминова Шинель и Коляска. Обе шли у Покровского в Камерном. Раз уж
Шведова засчитали. Кстати, балет РЕВИЗОР есть у А.Чайковского. Жаль, что мне только всё
такое осталось для дополнений :))
Да, ещё опера ВИЙ есть у Губаренко. Извините.

Mikhail_Kollontay (02.04.2012 07:21)
victormain писал(а):
опера ВИЙ
Балет `Вий` у Сергея Жукова.

dushah (02.04.2012 07:42)
балеты станковича: `майская ночь`, `ночь перед рождеством`

dushah (02.04.2012 07:47)
dushah писал(а):
балеты
`эскизы` шнитке

ditlinda (02.04.2012 09:22)
balaklava писал(а):
Да ладно Вам - я не совсем тупой, достаточно
фамилии, или просто - Римский.
А просто Римский-это финансовый директор варьете

Mikhail_Kollontay (02.04.2012 16:36)
Леонид Борисович Римский - московский музыковед, славный человек.

maksimBulatov (01.11.2013 22:18)
Потрясающая партитура! Одна из лучших в 20 веке опер! Особенно понравился диалог Чичикова
и Ноздрева. Да,и дуэль Чичикова с Собакевичем прекрасна! Всем рекомендую-замечательная
музыка!

maksimBulatov (02.11.2013 10:24)
Еще раз прослушал оперу. Убедился-это лучшее сочинение Щедрина. Герои и их характеры тонко
прописаны.Самый яркий персонаж-Собакевич.Его `медвежий`бас чего стоит! Тут мастерство
Щедрина проявилось со всей очевидностью.

Illarion (16.01.2014 07:37)
Только `Мёртвые души` не роман, а поэма. Это к сведению того, кто размещал.

ebass (28.03.2019 11:33)
Почему порядок номеров перепутан? После вступления идет номер 13 Бал? Потом Манилов.
Странно и весело , что раньше этого никто не заметил..

ebass (28.03.2019 11:39)
Манилов №4 не до конца и потом №14 Запев идет

Sergsch (21.08.2019 03:38)
ebass писал(а):
Почему порядок номеров перепутан? После вступления
идет номер 13 Бал? Потом Манилов. Странно и весело , что раньше этого никто не
заметил..
Я не поленился и сравнил эту запись с клавиром, и вот в каком порядке идут
здесь номера (порядок номеров, соответственно, по клавиру):

1. Вступление (нар. запев)
13(а). Бал у губернатора (начало)
4(а). Манилов (до ц.43)
14. Запев
15. Чичиков (один)
16. Две дамы
6(а). Коробочка (начало)
17. Толки в городе (не с начала, - с ц.309)
18. Отпевание прокурора
8. Ноздрёв
9. Собакевич
10. Селифан (квинтет - Запев)
11. Плюшкин
12. Плач солдатки
2. Обед у прокурора
3. Дорога (запев)
13(б). Бал у губернатора (продолжение - с Ц.225, с сокращ. в конце)
4(б). Манилов (окончание - с ц.43)
5. Шибень (ухабистая дорога)
17(а). Толки в городе (с начала до ц.309)
6(б). Коробочка (окончание)
7. Песни (нар.)
19. Сцена (Чичиков и Ноздрёв) и Финал.

Получается какое-то `лоскутное одеяло`, разобранный пазл. ))



 
     
classic-online@bk.ru