запись 2001 года. Ансамбль `OPUS POSTH`
----------------------------------------
Тетрактис Пифагора (пирамида из десяти точек) был символом огромной важности, потому что он открывал проницательному уму тайну мироздания. Пифагорейцы связывали себя следующей клятвой: `Клянусь именем Того, Кто даровал нам Тетрактис, в котором содержится исток и первопричина вечно живой вселенной`.
         (35)  


Volovikelena (23.08.2021 12:23)
Идея прекрасная. В этой сонорике столько мудрости и созерцательности. Поначалу эффект
удивительный. Но 50 минут этого эффекта выводят из равновесия. Пендерецкий с `Треном
памяти жертв Хиросимы` уложился в 8 минут. Мне кажется, что краткость в сонорном
произведении выигрывает во много раз. Слушателям в зале, конечно, виднее. Я достаточно
терпелива, и делая параллельно какие-то дела по дому или в компьютере, выдержать могу. Но
в зрительном зале, думаю, что не справилась бы. Вот как музыканты справляются, ведь у них
же ещё репетиции этого произведения были.

oriani (23.08.2021 17:20)
Volovikelena писал(а):
Вот как музыканты справляются, ведь у них же
ещё репетиции этого произведения были.
Татьяне Гринденко к минимализму не привыкать,
остальные музыканты тоже люди не случайные... привычные к коллективным медитациям. )

Volovikelena (23.08.2021 17:41)
oriani писал(а):
Татьяне Гринденко к минимализму не привыкать,
остальные музыканты тоже люди не случайные... привычные к коллективным медитациям.
)
Ансамбль Татьяны Гринденко я слушала вживую с Боккерини, Вивальди и другими
композиторами Барокко. С Батаговым для меня был сюрприз полнейший.

balaklava (23.08.2021 18:15)
Volovikelena писал(а):
..... Вивальди и другими композиторами
Барокко. С Батаговым для меня был сюрприз полнейший.
Будучи супругой
композитора-минималиста исполнение подобных тетрактисов не дОлжно вызывать удивление:)

LAKE (23.08.2021 18:30)
Кто-нибудь поясните уже, пожалуйста, как можно называть минимализмом некую звуковую
тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с лишним минут? Я бы назвал это эгогигантизмом.
Ну, признавайтесь, кто готов слушать любую фразу, скажем - По чем опиум для народа?, или
иную из четырех-пяти слов, произносимую монотонно и врастяжку, гнусавым голосом в течение
часа? Если поместить человека в замкнутое пространство, выключить свет, да и включить вот
это, то лучшей пытки и не придумать. Результат на выходе, думаю, будет ошеломляющим. Нет,
я понимаю, что любой музыкой можно удушить бесконечным повторением, но это не будет
контраргументом, т.к. именно об этом я и говорю, полагая дополнительно, что данная
композиция будет особо способствовать, как своеобразная мозгокрутка взамен известного
изделия `мясокрутка` от Стругацких.

Aelina (23.08.2021 18:48)
LAKE писал(а):
Ну, признавайтесь, кто готов слушать любую фразу,
скажем - По чем опиум для народа?, или иную из четырех-пяти слов, произносимую монотонно и
врастяжку, гнусавым голосом в течение часа?
Ну разве что фразу `я тебя люблю` и то
минуты три-четыре, не более:)

balaklava (23.08.2021 19:07)
LAKE писал(а):
Кто-нибудь поясните уже, пожалуйста, как можно
называть минимализмом некую звуковую тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с
лишним.....
Многократное повторение одного и того же элемента есть основа эстетики
декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка, тикание старинных
часов, весеннюю капель, занудство Lake...

Volovikelena (23.08.2021 19:13)
balaklava писал(а):
Многократное повторение одного и того же элемента
есть основа эстетики декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка,
тикание старинных часов, весеннюю капель, занудство Lake...
В первый раз слышу такой
замечательный термин - `декоративизм`. Сродни `Меблировочной музыке` Эрика Сати, очевидно?
Но ее -то слушать чуть-чуть легче - есть, за что ухом зацепиться. А у Батагова - вакуум.

Volovikelena (23.08.2021 19:29)
LAKE писал(а):
Кто-нибудь поясните уже, пожалуйста, как можно
называть минимализмом некую звуковую тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с лишним
минут? Я бы назвал это эгогигантизмом.
Это не совсем минимализм. Сонорика опирается
на темброзвучности, краску, которая не структурирует мелодию. А минимализм, всё таки, хоть
крохотную мотивную работу, но подразумевает, да ещё с постепенным расширением ячейки. Мне
кажется, что любому человеку без мелодии, хоть самой непрезентабельной, трудно.
Скрябин всё дальше к концу уходил в темброфактуру. Кому-то в кайф его находки было
слушать, кому-то - тяжело, как мне. Но у него краска была живая, неоднородная, со сменой
регистров, тембров, и у него как раз были зачатки и минимализма, и сонорики. А здесь у
Батагова - чистая сонорика. Пятно плывет, как нефтяное после взрыва танкера. И никуда не
приплывает. Просто плывет.

oriani (23.08.2021 20:02)
LAKE писал(а):
Если поместить человека в замкнутое пространство,
выключить свет, да и включить вот это, то лучшей пытки и не придумать.
Да лучше
просто не принуждать себя (и не себя тоже) слушать то, что не нравится. Тем более, в
тёмном ретрите (ой). И всё будет хорошо. )

Не послушала целиком только потому, что не могу сейчас выкроить 50 свободных минут. А так
-- слушается вполне легко, без напряжения... мы стояли на плоскости с переменным углом
отражения... )

Niksti (23.08.2021 21:39)
Aelina писал(а):
Ну разве что фразу `я тебя люблю` и то минуты
три-четыре, не более:)
Эту фразу, по мне, лучше слышать многократно, рассредоточенной
во времени.

LAKE (24.08.2021 01:26)
oriani писал(а):
Да лучше просто не принуждать себя (и не себя тоже)
слушать то, что не нравится. Тем более, в тёмном ретрите (ой). И всё будет хорошо. )


Не послушала целиком только потому, что не могу сейчас выкроить 50 свободных минут. А так
-- слушается вполне легко, без напряжения... мы стояли на плоскости с переменным углом
отражения... )
Дело не в том, что я принуждаю или не принуждаю себя слушать. Я задал
вопрос вполне конктретный, а хорошо мне или плохо от прослушивания этого изделия - разве
это вам интересно? )
Слушать необходимо всё, что есть возможность и желание слушать. По итогу возникают
вопросы, иногда возникают, а ответы, вроде вашего, весьма странны :)

Совершенно согласен, что песня БГ слушается вполне легко, хотя и не нагружена простецким
смыслом - в ней есть музыка адекватная словам, которые просто так в башку не приходят (без
посторонней помощи :)) Такие речи навевает способность внятно излагать увиденное в
состояниях-вне, если, конечно, хотите :) И слушать эту песню лучше без видеоряда из к/ф
`Асса`, т.к. он весьма навязчив и являет собой некое малевание с претензией на глубину
ширины.

А здесь ?! Впрочем, хорошо, что у вас нет свободных 50-ти минут на эту ... шедевру
эгогигантизма.

LAKE (24.08.2021 01:32)
Niksti писал(а):
Эту фразу, по мне, лучше слышать многократно,
рассредоточенной во времени.
Вот-вот... рассредоточенной, а не непрерывно :) в
течение часа.

LAKE (24.08.2021 01:39)
balaklava писал(а):
Многократное повторение одного и того же элемента
есть основа эстетики декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка,
тикание старинных часов, весеннюю капель, занудство Lake...
Было бы неплохо вам
почитать повесть `Суламифь` Куприна. В ней Великий Царь дарил всяким любителям прекрасного
это самое прекрасное в ненормированных количествах.
Вас бы он обеспечил пожизненным и непрерывным погружением в тикание, журчанием,
капель..., что там еще вы готовы слушать вечно? :)

Что касается моего занудства, то Царь отлично видел ложь и понимал истинную цель слов
тех, кто казался себе классным хитрецом.

Всё же поразительно с каким упорством неглупые, вроде бы, люди вместо ответов на вопросы,
начинают писать о том, что не знают и в чем ни черта не понимают - обо мне :)

Эстетика декоративизма работает на вполне приемлемых для восприятия пространствах. То же
можно было бы отнести и к музыке. Одно дело рассматривать архитекрурные декоры, ковры,
мозаику, плиточные дорожки, `Болеро` Равеля, ..., то есть произведения, наделенные
авторами важным качеством - быть вовремя пространственно :) завершенными, а ставить иглу
патефона на поврежденную дорожку пластинки и заявлять, что если мы послушаем этот заусенец
в течение часа, то получим шедевр эстетики декоративизма... ну... бывает.

steinberg (24.08.2021 01:50)
Хотелось бы узнать, а почему сочинение называется тетраксис?

LAKE (24.08.2021 01:55)
Volovikelena писал(а):
Это не совсем минимализм. Сонорика опирается
на темброзвучности, краску, которая не структурирует мелодию. А минимализм, всё таки, хоть
крохотную мотивную работу, но подразумевает, да ещё с постепенным расширением ячейки. Мне
кажется, что любому человеку без мелодии, хоть самой непрезентабельной, трудно.
Хоть
как называйте - краска, темброзвучность, которые не структурируют мелодию, но суть
остается той же: монотонное, долгое, очень долгое повторение. Хоть мелодического оборота,
хоть темброзвучности, хоть колера...
А здесь тема есть. Она поразительно чрезмерно закамуфлирована протяжным `воем` :) Даже
одна нота может составить тему, что тут спорить?!, а расширять ячейку - это как расширять
сознание? :)

LAKE (24.08.2021 01:56)
steinberg писал(а):
Хотелось бы узнать, а почему сочинение называется
тетраксис?
Че ж тут непонятного? Автор претендует на отображение всех стихий мира, на
музыкальное изображение вселенной типа.

Volovikelena (24.08.2021 02:23)
steinberg писал(а):
Хотелось бы узнать, а почему сочинение называется
тетраксис?
Автор объясняет как символ тайны мироздания, которая доступна только
посвященным. Начало как раз и производит ощущение этой тайны, заключенной в гранях и 10
точках пирамиды. Здесь есть и тишина, и немного приглушенного света. Казалось бы, уложи
автор это в три-пять минут - было бы гениально.
Лигети свои `Атмосферы` тоже выстроил на колышущихся пластах звучности. Сонорика всегда
загадка. Особенно, в партитуре. Поэтому Кубрик ее и выбрал для передачи атмосферы космоса.
В ней совсем другая жизнь, в которой не чувствуешь мелос, что-то живое, человеческое, но и
страха не чувствуешь, а только вибрацию.
У Пендерецкого тоже вибрация в Трене, но там нет загадки, там мертвенность, ужас и потеря
ориентации в пространстве.
Но в любом из этих произведений важно время звучания. Переизбыток перенасытит и может
испортить. Пендерецкий где-то на грани балансирует, но останавливается в самую нужную
точку. А у Батагова бесконечность пирамиды слишком бесконечна.

alexshmurak (24.08.2021 02:37)
Батагов просто переложил для инструментального ансамбля типичную world music или new age
music, ответвление эмбиента. Такая музыка обычно электронная и воспроизводится уж точно не
в концертном зале с фраками и дирижёром.

steinberg (24.08.2021 02:49)
Volovikelena писал(а):
бесконечность пирамиды
Я ещё плохо
понимаю, что здесь за состав, есть ли электроника? ...Мне любопытно: конструктивно эта
фигура как-то коррелирует с сочинением? Т.е. использует ли композитор какие-то её
свойства так, например, как используют магические квадраты?

oriani (24.08.2021 09:55)
Volovikelena писал(а):
Но в любом из этих произведений важно время
звучания. Переизбыток перенасытит и может испортить. Пендерецкий где-то на грани
балансирует, но останавливается в самую нужную точку. А у Батагова бесконечность пирамиды
слишком бесконечна.
Лена, а кем определяется нужная точка остановки, где она?..
Думается, каждый сам определяет свой предел, здесь чистая субъективность... Батагов,
естественно, ориентирован на себя и тех, кто с ним в резонансе. Мне время звучания не
кажется сверхдолгим... более того, по моим ощущениям -- музыка заканчивается многоточием,
т.е. как бы и не заканчивается вовсе. При желании медитацию можно продолжить... точно так
же, как можно остановить её на любой минуте... )

А вообще, здорово звучит. Что-то от дунгчена, ситара, горлового пения... интересные такие
всплывающие переплетения. Электроника присутствует, конечно. А если нет -- дополнительный
респект музыкантам.

balaklava (24.08.2021 10:09)
alexshmurak писал(а):
..... Такая музыка обычно электронная и
воспроизводится уж точно не в концертном зале с фраками и дирижёром.
Концертный зал с
фраками и дирижёр - это необходимые атрибуты для перехода в статус `классическая музыка` и
один из способов избежать забвения и закрепится хотя бы в нашем архиве, т.е. в вечности,
как бы это не звучало пафосно...

balaklava (24.08.2021 10:24)
Volovikelena писал(а):
..... А здесь у Батагова - чистая сонорика.
Пятно плывет, как нефтяное после взрыва танкера. И никуда не приплывает. Просто
плывет.
Прекрасная метафора. Музыкальное пятно... Сонорика сама по себе хороша, но не
работает без `картинки`. Поэтому она незаменима в кинематографе, особенно в последнее
время во всяких там душещипательных драмах...

balaklava (24.08.2021 11:07)
balaklava писал(а):
.....Сонорика сама по себе хороша, но не работает
без `картинки`.....
В данном же варианте было бы уместным демонстрация ненавязчивых
слайдов и видео на заднем фоне...

balaklava (24.08.2021 12:35)
LAKE писал(а):
..... ставить иглу патефона на поврежденную дорожку
пластинки и заявлять, что если мы послушаем этот заусенец в течение часа, то получим
шедевр эстетики декоративизма... ну... бывает.
Разумеется так не работает. Элемент
должен быть не случаен, а сам по себе чётко выверенный, самодостаточный, знаковый. Скажем,
к примеру, горох(круг) на платье. Повторяемость знакового элемента - не только суть
эстетики декоративизма, но, прежде всего, элементарный и самый простой способ выживания
примитива...

LAKE (24.08.2021 16:43)
balaklava писал(а):
.. Повторяемость знакового элемента - не только
суть эстетики декоративизма, но, прежде всего, элементарный и самый простой способ
выживания примитива...
Что-то у Батагова процесс выживания сильно затянулся. Да и
какая там вселенная? Так, вой один.
Кстати, естественный орнамент от эстетики декоративизма в природе есть где?

LAKE (24.08.2021 16:51)
Volovikelena писал(а):
Автор объясняет как символ тайны мироздания,
которая доступна только посвященным.

Начало как раз и производит ощущение этой тайны, заключенной в гранях и 10 точках
пирамиды.
Символ тайны? И что он, автор, объяснил из доступного посвященным? Не, не
объяснил. Погудел токо и затих усталый.

Какой тайны? Обычный ряд `треугольных` чисел на плоскости или `пирамидальных` в
трехмерном пространстве. Ещё древние греческие математики разгадали всю эту `тайну`.

Volovikelena (24.08.2021 17:30)
steinberg писал(а):
Я ещё плохо понимаю, что здесь за состав, есть ли
электроника? ...Мне любопытно: конструктивно эта фигура как-то коррелирует с сочинением?
Т.е. использует ли композитор какие-то её свойства так, например, как используют
магические квадраты?
Я не знаю, есть ли электроника. Гринденко и её ансамбль - это
всегда живой звук. Возможность введения электроники всегда есть. Но то, что без нее можно,
это реально.
Мне казалось невероятным, что `Трен` Пендерецкого могут озвучить просто инструменты
симфонического оркестра. Когда его слушаешь - это настолько неживое звучание, от которого
мозг замерзает. Но он целиком исполняется симфоническим оркестром без электроники. Я
видела эту запись. Поражена была глубоко. Поняла, что это действительно гениально -
создать такое без компьютера. Это как расписать партитуру для каждого инструмента надо
было. И время `не компьютерное` на тот момент было - 1960 год. Ещё не те технические
возможности, как в 80-90-е. Хотя электроника существовала. И расписать - полдела. Её же
исполнить нужно было. И чтобы при этом никто из исполнителей с ума не сошёл. Это же не
слушать извне один раз, а несколько часов репетиций в эпицентре находиться.
В этом плане Батагов по восприятию легче - гудишь, жужжишь, спишь. Рядом с Треном
Пендерецкого это на мой взгляд проще сделано. И без электроники возможно вполне.
А про магические квадраты я не знаю. Обычно, цифры хорошо используются в серийной
технике. Там цифровая символика одна из основ. А про сонорику я не знаю. Перемещение
кластеров по определенным высотам рассчитать и сделать, конечно, можно. Но когда слушаешь
без партитуры (а здесь и партитура вряд ли поможет), кто же знает, кроме автора.

Volovikelena (24.08.2021 17:45)
oriani писал(а):
Лена, а кем определяется нужная точка остановки, где
она?.. Думается, каждый сам определяет свой предел, здесь чистая субъективность...
Батагов, естественно, ориентирован на себя и тех, кто с ним в резонансе.
Да, Вы
правы. У каждого свои точки ориентирования. Мне бы 4-5 минут хватило с избытком. А кому-то
всех 50 минут мало. Помню, с `Треном` Пендерецкого вышло один раз любопытно на уроке:
слушаем минуты три-четыре, обычно. Дальше уже ну очень тяжело. Вот они проходят, и я
осторожно говорю группе: `Ну что, достаточно?` Чаще всего ребята соглашаются. А однажды
вдруг сказали, причем не один, а несколько сразу: `Давайте дослушаем до конца.` И ведь не
в телефонах сидели в это время, а смотрели видеозапись на экране компьютера. Так что - да.
Ну и, конечно, как подать произведение. Ведь можно рассказать по-разному.
Мне просто показалось, что Пендерецкий со временем не переборщил. И у него слои меняются,
там что-то происходит. А у Батагова просто созерцание. Не происходит ничего. Возможно,
происходит что-то изнутри пирамиды, но незаметное в привычном понимании какого-то движения
в пространстве. Как будто это она тебя изучает, а не наоборот.

Volovikelena (24.08.2021 17:57)
LAKE писал(а):
Символ тайны? И что он, автор, объяснил из доступного
посвященным? Не, не объяснил. Погудел токо и затих усталый.

Какой тайны? Обычный ряд `треугольных` чисел на плоскости или `пирамидальных` в
трехмерном пространстве. Ещё древние греческие математики разгадали всю эту
`тайну`.
Так он и не объясняет. Он показывает загадку, но не требует разгадки. Она на
ощущение. Он приводит клятву Пифагорейцев, в которой сказано, что в Тетрактисе `содержится
исток и первопричина вечно живой вселенной`. Я бы провела одну религиозную параллель, но
на форуме нельзя. Поэтому только - стой, смотри, ощущай. Хочешь - думай, расшифровывай,
хочешь - нет. От этого ни символика не переменится, ни мироздание, ни время не
остановится.

oriani (24.08.2021 19:06)
Volovikelena писал(а):
Я не знаю, есть ли электроника. Гринденко и её
ансамбль - это всегда живой звук. Возможность введения электроники всегда есть. Но то, что
без нее можно, это реально.
Тут чувствуется мощная работа по сведению записи. А
изначально записывали, как выяснилось, в Малом Зале МГК. Две скрипки, два альта,
виолончель и контрабас, -- всё совершенно живое, да. Тоже люблю этот ансамбль. )

balaklava (24.08.2021 20:36)
LAKE писал(а):
.....
Кстати, естественный орнамент от эстетики декоративизма в природе есть где?
Можно
было бы привести в пример многочисленные природные фактуры основанные на метрике, как то:
пчелиные соты, пупырчатая кожа, кора, листья деревьев, орнамент на прибрежном песке...но
мне ближе природное `творчество`. Стадо зебр, колония пингвинов, еловый лес с высоты
птичьего полета...

LAKE (25.08.2021 21:45)
Volovikelena писал(а):
Так он и не объясняет. Он показывает загадку,
но не требует разгадки. ..
Суть в том, что нет никакой загадки. Слишком большая
нагрузка на игру в кубики-шарики.
Ну, кроме того, это ведь вы написали : `Автор объясняет как символ тайны мироздания,
которая доступна только посвященным` (С).

LAKE (25.08.2021 21:48)
balaklava писал(а):
Можно было бы привести в пример многочисленные
природные фактуры основанные на метрике, как то: пчелиные соты, пупырчатая кожа, кора,
листья деревьев, орнамент на прибрежном песке...но мне ближе природное `творчество`.

Стадо зебр, колония пингвинов, еловый лес с высоты птичьего полета...
Это не имеет
отношения к эстетике. Это целесообразное структурирование и следы колебательных процессов.

Ну, стада и колонии животных - совсем не к музыкальному минимализму. Это структуры
социальные, работающие как единый организм, но и находящиеся в постоянном изменении
составляющих, что в корне противоречит минима..., то есть эгогигантизму :)

Volovikelena (26.08.2021 18:57)
LAKE писал(а):
Ну, кроме того, это ведь вы написали : `Автор
объясняет как символ тайны мироздания, которая доступна только посвященным` (С).
Нет,
не я. Это в заставке к произведению написано.



 
     
classic-online@bk.ru