Скачать ноты

2001 год

Ансамбль OPUS POSTH
руководитель Татьяна Гринденко




Тетрактис Пифагора (пирамида из десяти точек) был символом огромной важности, потому что он открывал проницательному уму тайну мироздания. Пифагорейцы связывали себя следующей клятвой: `Клянусь именем Того, Кто даровал нам Тетрактис, в котором содержится исток и первопричина вечно живой вселенной`.

Согласно Пифагору, музыка находилась в подчинении у высшей из наук - математики, и ее гармонии жестко регулировались матема
      (35)  


Volovikelena (23.08.2021 12:23)
Идея прекрасная. В этой сонорике столько мудрости и созерцательности. Поначалу эффект
удивительный. Но 50 минут этого эффекта выводят из равновесия. Пендерецкий с `Треном
памяти жертв Хиросимы` уложился в 8 минут. Мне кажется, что краткость в сонорном
произведении выигрывает во много раз. Слушателям в зале, конечно, виднее. Я достаточно
терпелива, и делая параллельно какие-то дела по дому или в компьютере, выдержать могу. Но
в зрительном зале, думаю, что не справилась бы. Вот как музыканты справляются, ведь у них
же ещё репетиции этого произведения были.

oriani (23.08.2021 17:20)
Volovikelena писал(а):
Вот как музыканты справляются, ведь у них же
ещё репетиции этого произведения были.
Татьяне Гринденко к минимализму не привыкать,
остальные музыканты тоже люди не случайные... привычные к коллективным медитациям. )

Volovikelena (23.08.2021 17:41)
oriani писал(а):
Татьяне Гринденко к минимализму не привыкать,
остальные музыканты тоже люди не случайные... привычные к коллективным медитациям.
)
Ансамбль Татьяны Гринденко я слушала вживую с Боккерини, Вивальди и другими
композиторами Барокко. С Батаговым для меня был сюрприз полнейший.

balaklava (23.08.2021 18:15)
Volovikelena писал(а):
..... Вивальди и другими композиторами
Барокко. С Батаговым для меня был сюрприз полнейший.
Будучи супругой
композитора-минималиста исполнение подобных тетрактисов не дОлжно вызывать удивление:)

LAKE (23.08.2021 18:30)
Кто-нибудь поясните уже, пожалуйста, как можно называть минимализмом некую звуковую
тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с лишним минут? Я бы назвал это эгогигантизмом.
Ну, признавайтесь, кто готов слушать любую фразу, скажем - По чем опиум для народа?, или
иную из четырех-пяти слов, произносимую монотонно и врастяжку, гнусавым голосом в течение
часа? Если поместить человека в замкнутое пространство, выключить свет, да и включить вот
это, то лучшей пытки и не придумать. Результат на выходе, думаю, будет ошеломляющим. Нет,
я понимаю, что любой музыкой можно удушить бесконечным повторением, но это не будет
контраргументом, т.к. именно об этом я и говорю, полагая дополнительно, что данная
композиция будет особо способствовать, как своеобразная мозгокрутка взамен известного
изделия `мясокрутка` от Стругацких.

Aelina (23.08.2021 18:48)
LAKE писал(а):
Ну, признавайтесь, кто готов слушать любую фразу,
скажем - По чем опиум для народа?, или иную из четырех-пяти слов, произносимую монотонно и
врастяжку, гнусавым голосом в течение часа?
Ну разве что фразу `я тебя люблю` и то
минуты три-четыре, не более:)

balaklava (23.08.2021 19:07)
LAKE писал(а):
Кто-нибудь поясните уже, пожалуйста, как можно
называть минимализмом некую звуковую тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с
лишним.....
Многократное повторение одного и того же элемента есть основа эстетики
декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка, тикание старинных
часов, весеннюю капель, занудство Lake...

Volovikelena (23.08.2021 19:13)
balaklava писал(а):
Многократное повторение одного и того же элемента
есть основа эстетики декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка,
тикание старинных часов, весеннюю капель, занудство Lake...
В первый раз слышу такой
замечательный термин - `декоративизм`. Сродни `Меблировочной музыке` Эрика Сати, очевидно?
Но ее -то слушать чуть-чуть легче - есть, за что ухом зацепиться. А у Батагова - вакуум.

Volovikelena (23.08.2021 19:29)
LAKE писал(а):
Кто-нибудь поясните уже, пожалуйста, как можно
называть минимализмом некую звуковую тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с лишним
минут? Я бы назвал это эгогигантизмом.
Это не совсем минимализм. Сонорика опирается
на темброзвучности, краску, которая не структурирует мелодию. А минимализм, всё таки, хоть
крохотную мотивную работу, но подразумевает, да ещё с постепенным расширением ячейки. Мне
кажется, что любому человеку без мелодии, хоть самой непрезентабельной, трудно.
Скрябин всё дальше к концу уходил в темброфактуру. Кому-то в кайф его находки было
слушать, кому-то - тяжело, как мне. Но у него краска была живая, неоднородная, со сменой
регистров, тембров, и у него как раз были зачатки и минимализма, и сонорики. А здесь у
Батагова - чистая сонорика. Пятно плывет, как нефтяное после взрыва танкера. И никуда не
приплывает. Просто плывет.

oriani (23.08.2021 20:02)
LAKE писал(а):
Если поместить человека в замкнутое пространство,
выключить свет, да и включить вот это, то лучшей пытки и не придумать.
Да лучше
просто не принуждать себя (и не себя тоже) слушать то, что не нравится. Тем более, в
тёмном ретрите (ой). И всё будет хорошо. )

Не послушала целиком только потому, что не могу сейчас выкроить 50 свободных минут. А так
-- слушается вполне легко, без напряжения... мы стояли на плоскости с переменным углом
отражения... )

Niksti (23.08.2021 21:39)
Aelina писал(а):
Ну разве что фразу `я тебя люблю` и то минуты
три-четыре, не более:)
Эту фразу, по мне, лучше слышать многократно, рассредоточенной
во времени.

LAKE (24.08.2021 01:26)
oriani писал(а):
Да лучше просто не принуждать себя (и не себя тоже)
слушать то, что не нравится. Тем более, в тёмном ретрите (ой). И всё будет хорошо. )


Не послушала целиком только потому, что не могу сейчас выкроить 50 свободных минут. А так
-- слушается вполне легко, без напряжения... мы стояли на плоскости с переменным углом
отражения... )
Дело не в том, что я принуждаю или не принуждаю себя слушать. Я задал
вопрос вполне конктретный, а хорошо мне или плохо от прослушивания этого изделия - разве
это вам интересно? )
Слушать необходимо всё, что есть возможность и желание слушать. По итогу возникают
вопросы, иногда возникают, а ответы, вроде вашего, весьма странны :)

Совершенно согласен, что песня БГ слушается вполне легко, хотя и не нагружена простецким
смыслом - в ней есть музыка адекватная словам, которые просто так в башку не приходят (без
посторонней помощи :)) Такие речи навевает способность внятно излагать увиденное в
состояниях-вне, если, конечно, хотите :) И слушать эту песню лучше без видеоряда из к/ф
`Асса`, т.к. он весьма навязчив и являет собой некое малевание с претензией на глубину
ширины.

А здесь ?! Впрочем, хорошо, что у вас нет свободных 50-ти минут на эту ... шедевру
эгогигантизма.

LAKE (24.08.2021 01:32)
Niksti писал(а):
Эту фразу, по мне, лучше слышать многократно,
рассредоточенной во времени.
Вот-вот... рассредоточенной, а не непрерывно :) в
течение часа.

LAKE (24.08.2021 01:39)
balaklava писал(а):
Многократное повторение одного и того же элемента
есть основа эстетики декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка,
тикание старинных часов, весеннюю капель, занудство Lake...
Было бы неплохо вам
почитать повесть `Суламифь` Куприна. В ней Великий Царь дарил всяким любителям прекрасного
это самое прекрасное в ненормированных количествах.
Вас бы он обеспечил пожизненным и непрерывным погружением в тикание, журчанием,
капель..., что там еще вы готовы слушать вечно? :)

Что касается моего занудства, то Царь отлично видел ложь и понимал истинную цель слов
тех, кто казался себе классным хитрецом.

Всё же поразительно с каким упорством неглупые, вроде бы, люди вместо ответов на вопросы,
начинают писать о том, что не знают и в чем ни черта не понимают - обо мне :)

Эстетика декоративизма работает на вполне приемлемых для восприятия пространствах. То же
можно было бы отнести и к музыке. Одно дело рассматривать архитекрурные декоры, ковры,
мозаику, плиточные дорожки, `Болеро` Равеля, ..., то есть произведения, наделенные
авторами важным качеством - быть вовремя пространственно :) завершенными, а ставить иглу
патефона на поврежденную дорожку пластинки и заявлять, что если мы послушаем этот заусенец
в течение часа, то получим шедевр эстетики декоративизма... ну... бывает.

steinberg (24.08.2021 01:50)
Хотелось бы узнать, а почему сочинение называется тетраксис?

LAKE (24.08.2021 01:55)
Volovikelena писал(а):
Это не совсем минимализм. Сонорика опирается
на темброзвучности, краску, которая не структурирует мелодию. А минимализм, всё таки, хоть
крохотную мотивную работу, но подразумевает, да ещё с постепенным расширением ячейки. Мне
кажется, что любому человеку без мелодии, хоть самой непрезентабельной, трудно.
Хоть
как называйте - краска, темброзвучность, которые не структурируют мелодию, но суть
остается той же: монотонное, долгое, очень долгое повторение. Хоть мелодического оборота,
хоть темброзвучности, хоть колера...
А здесь тема есть. Она поразительно чрезмерно закамуфлирована протяжным `воем` :) Даже
одна нота может составить тему, что тут спорить?!, а расширять ячейку - это как расширять
сознание? :)

LAKE (24.08.2021 01:56)
steinberg писал(а):
Хотелось бы узнать, а почему сочинение называется
тетраксис?
Че ж тут непонятного? Автор претендует на отображение всех стихий мира, на
музыкальное изображение вселенной типа.

Volovikelena (24.08.2021 02:23)
steinberg писал(а):
Хотелось бы узнать, а почему сочинение называется
тетраксис?
Автор объясняет как символ тайны мироздания, которая доступна только
посвященным. Начало как раз и производит ощущение этой тайны, заключенной в гранях и 10
точках пирамиды. Здесь есть и тишина, и немного приглушенного света. Казалось бы, уложи
автор это в три-пять минут - было бы гениально.
Лигети свои `Атмосферы` тоже выстроил на колышущихся пластах звучности. Сонорика всегда
загадка. Особенно, в партитуре. Поэтому Кубрик ее и выбрал для передачи атмосферы космоса.
В ней совсем другая жизнь, в которой не чувствуешь мелос, что-то живое, человеческое, но и
страха не чувствуешь, а только вибрацию.
У Пендерецкого тоже вибрация в Трене, но там нет загадки, там мертвенность, ужас и потеря
ориентации в пространстве.
Но в любом из этих произведений важно время звучания. Переизбыток перенасытит и может
испортить. Пендерецкий где-то на грани балансирует, но останавливается в самую нужную
точку. А у Батагова бесконечность пирамиды слишком бесконечна.

alexshmurak (24.08.2021 02:37)
Батагов просто переложил для инструментального ансамбля типичную world music или new age
music, ответвление эмбиента. Такая музыка обычно электронная и воспроизводится уж точно не
в концертном зале с фраками и дирижёром.

steinberg (24.08.2021 02:49)
Volovikelena писал(а):
бесконечность пирамиды
Я ещё плохо
понимаю, что здесь за состав, есть ли электроника? ...Мне любопытно: конструктивно эта
фигура как-то коррелирует с сочинением? Т.е. использует ли композитор какие-то её
свойства так, например, как используют магические квадраты?

oriani (24.08.2021 09:55)
Volovikelena писал(а):
Но в любом из этих произведений важно время
звучания. Переизбыток перенасытит и может испортить. Пендерецкий где-то на грани
балансирует, но останавливается в самую нужную точку. А у Батагова бесконечность пирамиды
слишком бесконечна.
Лена, а кем определяется нужная точка остановки, где она?..
Думается, каждый сам определяет свой предел, здесь чистая субъективность... Батагов,
естественно, ориентирован на себя и тех, кто с ним в резонансе. Мне время звучания не
кажется сверхдолгим... более того, по моим ощущениям -- музыка заканчивается многоточием,
т.е. как бы и не заканчивается вовсе. При желании медитацию можно продолжить... точно так
же, как можно остановить её на любой минуте... )

А вообще, здорово звучит. Что-то от дунгчена, ситара, горлового пения... интересные такие
всплывающие переплетения. Электроника присутствует, конечно. А если нет -- дополнительный
респект музыкантам.

balaklava (24.08.2021 10:09)
alexshmurak писал(а):
..... Такая музыка обычно электронная и
воспроизводится уж точно не в концертном зале с фраками и дирижёром.
Концертный зал с
фраками и дирижёр - это необходимые атрибуты для перехода в статус `классическая музыка` и
один из способов избежать забвения и закрепится хотя бы в нашем архиве, т.е. в вечности,
как бы это не звучало пафосно...

balaklava (24.08.2021 10:24)
Volovikelena писал(а):
..... А здесь у Батагова - чистая сонорика.
Пятно плывет, как нефтяное после взрыва танкера. И никуда не приплывает. Просто
плывет.
Прекрасная метафора. Музыкальное пятно... Сонорика сама по себе хороша, но не
работает без `картинки`. Поэтому она незаменима в кинематографе, особенно в последнее
время во всяких там душещипательных драмах...

balaklava (24.08.2021 11:07)
balaklava писал(а):
.....Сонорика сама по себе хороша, но не работает
без `картинки`.....
В данном же варианте было бы уместным демонстрация ненавязчивых
слайдов и видео на заднем фоне...

balaklava (24.08.2021 12:35)
LAKE писал(а):
..... ставить иглу патефона на поврежденную дорожку
пластинки и заявлять, что если мы послушаем этот заусенец в течение часа, то получим
шедевр эстетики декоративизма... ну... бывает.
Разумеется так не работает. Элемент
должен быть не случаен, а сам по себе чётко выверенный, самодостаточный, знаковый. Скажем,
к примеру, горох(круг) на платье. Повторяемость знакового элемента - не только суть
эстетики декоративизма, но, прежде всего, элементарный и самый простой способ выживания
примитива...

LAKE (24.08.2021 16:43)
balaklava писал(а):
.. Повторяемость знакового элемента - не только
суть эстетики декоративизма, но, прежде всего, элементарный и самый простой способ
выживания примитива...
Что-то у Батагова процесс выживания сильно затянулся. Да и
какая там вселенная? Так, вой один.
Кстати, естественный орнамент от эстетики декоративизма в природе есть где?

LAKE (24.08.2021 16:51)
Volovikelena писал(а):
Автор объясняет как символ тайны мироздания,
которая доступна только посвященным.

Начало как раз и производит ощущение этой тайны, заключенной в гранях и 10 точках
пирамиды.
Символ тайны? И что он, автор, объяснил из доступного посвященным? Не, не
объяснил. Погудел токо и затих усталый.

Какой тайны? Обычный ряд `треугольных` чисел на плоскости или `пирамидальных` в
трехмерном пространстве. Ещё древние греческие математики разгадали всю эту `тайну`.

Volovikelena (24.08.2021 17:30)
steinberg писал(а):
Я ещё плохо понимаю, что здесь за состав, есть ли
электроника? ...Мне любопытно: конструктивно эта фигура как-то коррелирует с сочинением?
Т.е. использует ли композитор какие-то её свойства так, например, как используют
магические квадраты?
Я не знаю, есть ли электроника. Гринденко и её ансамбль - это
всегда живой звук. Возможность введения электроники всегда есть. Но то, что без нее можно,
это реально.
Мне казалось невероятным, что `Трен` Пендерецкого могут озвучить просто инструменты
симфонического оркестра. Когда его слушаешь - это настолько неживое звучание, от которого
мозг замерзает. Но он целиком исполняется симфоническим оркестром без электроники. Я
видела эту запись. Поражена была глубоко. Поняла, что это действительно гениально -
создать такое без компьютера. Это как расписать партитуру для каждого инструмента надо
было. И время `не компьютерное` на тот момент было - 1960 год. Ещё не те технические
возможности, как в 80-90-е. Хотя электроника существовала. И расписать - полдела. Её же
исполнить нужно было. И чтобы при этом никто из исполнителей с ума не сошёл. Это же не
слушать извне один раз, а несколько часов репетиций в эпицентре находиться.
В этом плане Батагов по восприятию легче - гудишь, жужжишь, спишь. Рядом с Треном
Пендерецкого это на мой взгляд проще сделано. И без электроники возможно вполне.
А про магические квадраты я не знаю. Обычно, цифры хорошо используются в серийной
технике. Там цифровая символика одна из основ. А про сонорику я не знаю. Перемещение
кластеров по определенным высотам рассчитать и сделать, конечно, можно. Но когда слушаешь
без партитуры (а здесь и партитура вряд ли поможет), кто же знает, кроме автора.

Volovikelena (24.08.2021 17:45)
oriani писал(а):
Лена, а кем определяется нужная точка остановки, где
она?.. Думается, каждый сам определяет свой предел, здесь чистая субъективность...
Батагов, естественно, ориентирован на себя и тех, кто с ним в резонансе.
Да, Вы
правы. У каждого свои точки ориентирования. Мне бы 4-5 минут хватило с избытком. А кому-то
всех 50 минут мало. Помню, с `Треном` Пендерецкого вышло один раз любопытно на уроке:
слушаем минуты три-четыре, обычно. Дальше уже ну очень тяжело. Вот они проходят, и я
осторожно говорю группе: `Ну что, достаточно?` Чаще всего ребята соглашаются. А однажды
вдруг сказали, причем не один, а несколько сразу: `Давайте дослушаем до конца.` И ведь не
в телефонах сидели в это время, а смотрели видеозапись на экране компьютера. Так что - да.
Ну и, конечно, как подать произведение. Ведь можно рассказать по-разному.
Мне просто показалось, что Пендерецкий со временем не переборщил. И у него слои меняются,
там что-то происходит. А у Батагова просто созерцание. Не происходит ничего. Возможно,
происходит что-то изнутри пирамиды, но незаметное в привычном понимании какого-то движения
в пространстве. Как будто это она тебя изучает, а не наоборот.

Volovikelena (24.08.2021 17:57)
LAKE писал(а):
Символ тайны? И что он, автор, объяснил из доступного
посвященным? Не, не объяснил. Погудел токо и затих усталый.

Какой тайны? Обычный ряд `треугольных` чисел на плоскости или `пирамидальных` в
трехмерном пространстве. Ещё древние греческие математики разгадали всю эту
`тайну`.
Так он и не объясняет. Он показывает загадку, но не требует разгадки. Она на
ощущение. Он приводит клятву Пифагорейцев, в которой сказано, что в Тетрактисе `содержится
исток и первопричина вечно живой вселенной`. Я бы провела одну религиозную параллель, но
на форуме нельзя. Поэтому только - стой, смотри, ощущай. Хочешь - думай, расшифровывай,
хочешь - нет. От этого ни символика не переменится, ни мироздание, ни время не
остановится.

oriani (24.08.2021 19:06)
Volovikelena писал(а):
Я не знаю, есть ли электроника. Гринденко и её
ансамбль - это всегда живой звук. Возможность введения электроники всегда есть. Но то, что
без нее можно, это реально.
Тут чувствуется мощная работа по сведению записи. А
изначально записывали, как выяснилось, в Малом Зале МГК. Две скрипки, два альта,
виолончель и контрабас, -- всё совершенно живое, да. Тоже люблю этот ансамбль. )

balaklava (24.08.2021 20:36)
LAKE писал(а):
.....
Кстати, естественный орнамент от эстетики декоративизма в природе есть где?
Можно
было бы привести в пример многочисленные природные фактуры основанные на метрике, как то:
пчелиные соты, пупырчатая кожа, кора, листья деревьев, орнамент на прибрежном песке...но
мне ближе природное `творчество`. Стадо зебр, колония пингвинов, еловый лес с высоты
птичьего полета...

LAKE (25.08.2021 21:45)
Volovikelena писал(а):
Так он и не объясняет. Он показывает загадку,
но не требует разгадки. ..
Суть в том, что нет никакой загадки. Слишком большая
нагрузка на игру в кубики-шарики.
Ну, кроме того, это ведь вы написали : `Автор объясняет как символ тайны мироздания,
которая доступна только посвященным` (С).

LAKE (25.08.2021 21:48)
balaklava писал(а):
Можно было бы привести в пример многочисленные
природные фактуры основанные на метрике, как то: пчелиные соты, пупырчатая кожа, кора,
листья деревьев, орнамент на прибрежном песке...но мне ближе природное `творчество`.

Стадо зебр, колония пингвинов, еловый лес с высоты птичьего полета...
Это не имеет
отношения к эстетике. Это целесообразное структурирование и следы колебательных процессов.

Ну, стада и колонии животных - совсем не к музыкальному минимализму. Это структуры
социальные, работающие как единый организм, но и находящиеся в постоянном изменении
составляющих, что в корне противоречит минима..., то есть эгогигантизму :)

Volovikelena (26.08.2021 18:57)
LAKE писал(а):
Ну, кроме того, это ведь вы написали : `Автор
объясняет как символ тайны мироздания, которая доступна только посвященным` (С).
Нет,
не я. Это в заставке к произведению написано.



 
     
Наши контакты