запись 2001 года. Ансамбль `OPUS POSTH`
----------------------------------------
Тетрактис Пифагора (пирамида из десяти точек) был символом огромной важности, потому что он открывал проницательному уму тайну мироздания. Пифагорейцы связывали себя следующей клятвой: `Клянусь именем Того, Кто даровал нам Тетрактис, в котором содержится исток и первопричина вечно живой вселенной`.
удивительный. Но 50 минут этого эффекта выводят из равновесия. Пендерецкий с `Треном
памяти жертв Хиросимы` уложился в 8 минут. Мне кажется, что краткость в сонорном
произведении выигрывает во много раз. Слушателям в зале, конечно, виднее. Я достаточно
терпелива, и делая параллельно какие-то дела по дому или в компьютере, выдержать могу. Но
в зрительном зале, думаю, что не справилась бы. Вот как музыканты справляются, ведь у них
же ещё репетиции этого произведения были.
ещё репетиции этого произведения были.
остальные музыканты тоже люди не случайные... привычные к коллективным медитациям. )
остальные музыканты тоже люди не случайные... привычные к коллективным медитациям.
)
композиторами Барокко. С Батаговым для меня был сюрприз полнейший.
Барокко. С Батаговым для меня был сюрприз полнейший.
композитора-минималиста исполнение подобных тетрактисов не дОлжно вызывать удивление:)
тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с лишним минут? Я бы назвал это эгогигантизмом.
Ну, признавайтесь, кто готов слушать любую фразу, скажем - По чем опиум для народа?, или
иную из четырех-пяти слов, произносимую монотонно и врастяжку, гнусавым голосом в течение
часа? Если поместить человека в замкнутое пространство, выключить свет, да и включить вот
это, то лучшей пытки и не придумать. Результат на выходе, думаю, будет ошеломляющим. Нет,
я понимаю, что любой музыкой можно удушить бесконечным повторением, но это не будет
контраргументом, т.к. именно об этом я и говорю, полагая дополнительно, что данная
композиция будет особо способствовать, как своеобразная мозгокрутка взамен известного
изделия `мясокрутка` от Стругацких.
скажем - По чем опиум для народа?, или иную из четырех-пяти слов, произносимую монотонно и
врастяжку, гнусавым голосом в течение часа?
минуты три-четыре, не более:)
называть минимализмом некую звуковую тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с
лишним.....
декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка, тикание старинных
часов, весеннюю капель, занудство Lake...
есть основа эстетики декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка,
тикание старинных часов, весеннюю капель, занудство Lake...
замечательный термин - `декоративизм`. Сродни `Меблировочной музыке` Эрика Сати, очевидно?
Но ее -то слушать чуть-чуть легче - есть, за что ухом зацепиться. А у Батагова - вакуум.
называть минимализмом некую звуковую тягомутную дистанцию длиной в пятьдесят с лишним
минут? Я бы назвал это эгогигантизмом.
на темброзвучности, краску, которая не структурирует мелодию. А минимализм, всё таки, хоть
крохотную мотивную работу, но подразумевает, да ещё с постепенным расширением ячейки. Мне
кажется, что любому человеку без мелодии, хоть самой непрезентабельной, трудно.
Скрябин всё дальше к концу уходил в темброфактуру. Кому-то в кайф его находки было
слушать, кому-то - тяжело, как мне. Но у него краска была живая, неоднородная, со сменой
регистров, тембров, и у него как раз были зачатки и минимализма, и сонорики. А здесь у
Батагова - чистая сонорика. Пятно плывет, как нефтяное после взрыва танкера. И никуда не
приплывает. Просто плывет.
выключить свет, да и включить вот это, то лучшей пытки и не придумать.
просто не принуждать себя (и не себя тоже) слушать то, что не нравится. Тем более, в
тёмном ретрите (ой). И всё будет хорошо. )
Не послушала целиком только потому, что не могу сейчас выкроить 50 свободных минут. А так
-- слушается вполне легко, без напряжения... мы стояли на плоскости с переменным углом
отражения... )
три-четыре, не более:)
во времени.
слушать то, что не нравится. Тем более, в тёмном ретрите (ой). И всё будет хорошо. )
Не послушала целиком только потому, что не могу сейчас выкроить 50 свободных минут. А так
-- слушается вполне легко, без напряжения... мы стояли на плоскости с переменным углом
отражения... )
вопрос вполне конктретный, а хорошо мне или плохо от прослушивания этого изделия - разве
это вам интересно? )
Слушать необходимо всё, что есть возможность и желание слушать. По итогу возникают
вопросы, иногда возникают, а ответы, вроде вашего, весьма странны :)
Совершенно согласен, что песня БГ слушается вполне легко, хотя и не нагружена простецким
смыслом - в ней есть музыка адекватная словам, которые просто так в башку не приходят (без
посторонней помощи :)) Такие речи навевает способность внятно излагать увиденное в
состояниях-вне, если, конечно, хотите :) И слушать эту песню лучше без видеоряда из к/ф
`Асса`, т.к. он весьма навязчив и являет собой некое малевание с претензией на глубину
ширины.
А здесь ?! Впрочем, хорошо, что у вас нет свободных 50-ти минут на эту ... шедевру
эгогигантизма.
рассредоточенной во времени.
течение часа.
есть основа эстетики декоративизма. Можно бесконечно слушать монотонное журчание ручейка,
тикание старинных часов, весеннюю капель, занудство Lake...
почитать повесть `Суламифь` Куприна. В ней Великий Царь дарил всяким любителям прекрасного
это самое прекрасное в ненормированных количествах.
Вас бы он обеспечил пожизненным и непрерывным погружением в тикание, журчанием,
капель..., что там еще вы готовы слушать вечно? :)
Что касается моего занудства, то Царь отлично видел ложь и понимал истинную цель слов
тех, кто казался себе классным хитрецом.
Всё же поразительно с каким упорством неглупые, вроде бы, люди вместо ответов на вопросы,
начинают писать о том, что не знают и в чем ни черта не понимают - обо мне :)
Эстетика декоративизма работает на вполне приемлемых для восприятия пространствах. То же
можно было бы отнести и к музыке. Одно дело рассматривать архитекрурные декоры, ковры,
мозаику, плиточные дорожки, `Болеро` Равеля, ..., то есть произведения, наделенные
авторами важным качеством - быть вовремя пространственно :) завершенными, а ставить иглу
патефона на поврежденную дорожку пластинки и заявлять, что если мы послушаем этот заусенец
в течение часа, то получим шедевр эстетики декоративизма... ну... бывает.
на темброзвучности, краску, которая не структурирует мелодию. А минимализм, всё таки, хоть
крохотную мотивную работу, но подразумевает, да ещё с постепенным расширением ячейки. Мне
кажется, что любому человеку без мелодии, хоть самой непрезентабельной, трудно.
как называйте - краска, темброзвучность, которые не структурируют мелодию, но суть
остается той же: монотонное, долгое, очень долгое повторение. Хоть мелодического оборота,
хоть темброзвучности, хоть колера...
А здесь тема есть. Она поразительно чрезмерно закамуфлирована протяжным `воем` :) Даже
одна нота может составить тему, что тут спорить?!, а расширять ячейку - это как расширять
сознание? :)
тетраксис?
музыкальное изображение вселенной типа.
тетраксис?
посвященным. Начало как раз и производит ощущение этой тайны, заключенной в гранях и 10
точках пирамиды. Здесь есть и тишина, и немного приглушенного света. Казалось бы, уложи
автор это в три-пять минут - было бы гениально.
Лигети свои `Атмосферы` тоже выстроил на колышущихся пластах звучности. Сонорика всегда
загадка. Особенно, в партитуре. Поэтому Кубрик ее и выбрал для передачи атмосферы космоса.
В ней совсем другая жизнь, в которой не чувствуешь мелос, что-то живое, человеческое, но и
страха не чувствуешь, а только вибрацию.
У Пендерецкого тоже вибрация в Трене, но там нет загадки, там мертвенность, ужас и потеря
ориентации в пространстве.
Но в любом из этих произведений важно время звучания. Переизбыток перенасытит и может
испортить. Пендерецкий где-то на грани балансирует, но останавливается в самую нужную
точку. А у Батагова бесконечность пирамиды слишком бесконечна.
music, ответвление эмбиента. Такая музыка обычно электронная и воспроизводится уж точно не
в концертном зале с фраками и дирижёром.
понимаю, что здесь за состав, есть ли электроника? ...Мне любопытно: конструктивно эта
фигура как-то коррелирует с сочинением? Т.е. использует ли композитор какие-то её
свойства так, например, как используют магические квадраты?
звучания. Переизбыток перенасытит и может испортить. Пендерецкий где-то на грани
балансирует, но останавливается в самую нужную точку. А у Батагова бесконечность пирамиды
слишком бесконечна.
Думается, каждый сам определяет свой предел, здесь чистая субъективность... Батагов,
естественно, ориентирован на себя и тех, кто с ним в резонансе. Мне время звучания не
кажется сверхдолгим... более того, по моим ощущениям -- музыка заканчивается многоточием,
т.е. как бы и не заканчивается вовсе. При желании медитацию можно продолжить... точно так
же, как можно остановить её на любой минуте... )
А вообще, здорово звучит. Что-то от дунгчена, ситара, горлового пения... интересные такие
всплывающие переплетения. Электроника присутствует, конечно. А если нет -- дополнительный
респект музыкантам.
воспроизводится уж точно не в концертном зале с фраками и дирижёром.
фраками и дирижёр - это необходимые атрибуты для перехода в статус `классическая музыка` и
один из способов избежать забвения и закрепится хотя бы в нашем архиве, т.е. в вечности,
как бы это не звучало пафосно...
Пятно плывет, как нефтяное после взрыва танкера. И никуда не приплывает. Просто
плывет.
работает без `картинки`. Поэтому она незаменима в кинематографе, особенно в последнее
время во всяких там душещипательных драмах...
без `картинки`.....
слайдов и видео на заднем фоне...
пластинки и заявлять, что если мы послушаем этот заусенец в течение часа, то получим
шедевр эстетики декоративизма... ну... бывает.
должен быть не случаен, а сам по себе чётко выверенный, самодостаточный, знаковый. Скажем,
к примеру, горох(круг) на платье. Повторяемость знакового элемента - не только суть
эстетики декоративизма, но, прежде всего, элементарный и самый простой способ выживания
примитива...
суть эстетики декоративизма, но, прежде всего, элементарный и самый простой способ
выживания примитива...
какая там вселенная? Так, вой один.
Кстати, естественный орнамент от эстетики декоративизма в природе есть где?
которая доступна только посвященным.
Начало как раз и производит ощущение этой тайны, заключенной в гранях и 10 точках
пирамиды.
объяснил. Погудел токо и затих усталый.
Какой тайны? Обычный ряд `треугольных` чисел на плоскости или `пирамидальных` в
трехмерном пространстве. Ещё древние греческие математики разгадали всю эту `тайну`.
электроника? ...Мне любопытно: конструктивно эта фигура как-то коррелирует с сочинением?
Т.е. использует ли композитор какие-то её свойства так, например, как используют
магические квадраты?
всегда живой звук. Возможность введения электроники всегда есть. Но то, что без нее можно,
это реально.
Мне казалось невероятным, что `Трен` Пендерецкого могут озвучить просто инструменты
симфонического оркестра. Когда его слушаешь - это настолько неживое звучание, от которого
мозг замерзает. Но он целиком исполняется симфоническим оркестром без электроники. Я
видела эту запись. Поражена была глубоко. Поняла, что это действительно гениально -
создать такое без компьютера. Это как расписать партитуру для каждого инструмента надо
было. И время `не компьютерное` на тот момент было - 1960 год. Ещё не те технические
возможности, как в 80-90-е. Хотя электроника существовала. И расписать - полдела. Её же
исполнить нужно было. И чтобы при этом никто из исполнителей с ума не сошёл. Это же не
слушать извне один раз, а несколько часов репетиций в эпицентре находиться.
В этом плане Батагов по восприятию легче - гудишь, жужжишь, спишь. Рядом с Треном
Пендерецкого это на мой взгляд проще сделано. И без электроники возможно вполне.
А про магические квадраты я не знаю. Обычно, цифры хорошо используются в серийной
технике. Там цифровая символика одна из основ. А про сонорику я не знаю. Перемещение
кластеров по определенным высотам рассчитать и сделать, конечно, можно. Но когда слушаешь
без партитуры (а здесь и партитура вряд ли поможет), кто же знает, кроме автора.
она?.. Думается, каждый сам определяет свой предел, здесь чистая субъективность...
Батагов, естественно, ориентирован на себя и тех, кто с ним в резонансе.
правы. У каждого свои точки ориентирования. Мне бы 4-5 минут хватило с избытком. А кому-то
всех 50 минут мало. Помню, с `Треном` Пендерецкого вышло один раз любопытно на уроке:
слушаем минуты три-четыре, обычно. Дальше уже ну очень тяжело. Вот они проходят, и я
осторожно говорю группе: `Ну что, достаточно?` Чаще всего ребята соглашаются. А однажды
вдруг сказали, причем не один, а несколько сразу: `Давайте дослушаем до конца.` И ведь не
в телефонах сидели в это время, а смотрели видеозапись на экране компьютера. Так что - да.
Ну и, конечно, как подать произведение. Ведь можно рассказать по-разному.
Мне просто показалось, что Пендерецкий со временем не переборщил. И у него слои меняются,
там что-то происходит. А у Батагова просто созерцание. Не происходит ничего. Возможно,
происходит что-то изнутри пирамиды, но незаметное в привычном понимании какого-то движения
в пространстве. Как будто это она тебя изучает, а не наоборот.
посвященным? Не, не объяснил. Погудел токо и затих усталый.
Какой тайны? Обычный ряд `треугольных` чисел на плоскости или `пирамидальных` в
трехмерном пространстве. Ещё древние греческие математики разгадали всю эту
`тайну`.
ощущение. Он приводит клятву Пифагорейцев, в которой сказано, что в Тетрактисе `содержится
исток и первопричина вечно живой вселенной`. Я бы провела одну религиозную параллель, но
на форуме нельзя. Поэтому только - стой, смотри, ощущай. Хочешь - думай, расшифровывай,
хочешь - нет. От этого ни символика не переменится, ни мироздание, ни время не
остановится.
ансамбль - это всегда живой звук. Возможность введения электроники всегда есть. Но то, что
без нее можно, это реально.
изначально записывали, как выяснилось, в Малом Зале МГК. Две скрипки, два альта,
виолончель и контрабас, -- всё совершенно живое, да. Тоже люблю этот ансамбль. )
Кстати, естественный орнамент от эстетики декоративизма в природе есть где?
было бы привести в пример многочисленные природные фактуры основанные на метрике, как то:
пчелиные соты, пупырчатая кожа, кора, листья деревьев, орнамент на прибрежном песке...но
мне ближе природное `творчество`. Стадо зебр, колония пингвинов, еловый лес с высоты
птичьего полета...
но не требует разгадки. ..
нагрузка на игру в кубики-шарики.
Ну, кроме того, это ведь вы написали : `Автор объясняет как символ тайны мироздания,
которая доступна только посвященным` (С).
природные фактуры основанные на метрике, как то: пчелиные соты, пупырчатая кожа, кора,
листья деревьев, орнамент на прибрежном песке...но мне ближе природное `творчество`.
Стадо зебр, колония пингвинов, еловый лес с высоты птичьего полета...
отношения к эстетике. Это целесообразное структурирование и следы колебательных процессов.
Ну, стада и колонии животных - совсем не к музыкальному минимализму. Это структуры
социальные, работающие как единый организм, но и находящиеся в постоянном изменении
составляющих, что в корне противоречит минима..., то есть эгогигантизму :)
объясняет как символ тайны мироздания, которая доступна только посвященным` (С).
не я. Это в заставке к произведению написано.