Много лет знаю эту сонату, но давно не слушал. И еще раз убедился: совершенно выдающееся сочинение, особенно если принять во внимание время его создания, 60-е г.г. Это, в сущности, вызов эстетике соцреализма, музыке кабалевско-хренниковской ориентации, при том, что формально все укладывалось в `благопристойные` рамки традиционных форм - сонатное аллегро (привет Андрею Попову!) - полифонические вариации - рондо-токката. Но при этом - сокрушительная, не знающая сомнения энергия (никакая идеология не остановит!), порой - ирония (а это уж вообще `подозрительно`). Покоряет замечательная цельность, монолитность всей конструкции. Правда, нужно слушать сонату в авторском и только авторском - совершенно блистательном исполнении. Запись Башкирова, представленная в Архиве - `не тянет`. Есть еще запись Н.А.Петрова (которого я слышал с этой сонатой вживе), но и она, к сожалению, также не выдерживает сравнения с авторской: в финале просто пропадают некоторые голоса (важнейшие реминисценции из 1-й части!). Эта соната, как и многое у Щедрина, вплоть до последнего времени - показательный пример (если не образец) того, как музыка может развиваться в рамках достаточно традиционных форм, не прибегая к сокрушительным `новациям`.
Phalaenopsis
(08.01.2014 04:04)
musikus писал(а):
...совершенно выдающееся сочинение, особенно если принять во внимание время его создания, 60-е г.г...
... Покоряет замечательная цельность, монолитность всей конструкции...
...Эта соната, как и многое у Щедрина, вплоть до последнего времени - показательный пример (если не образец) того, как музыка может развиваться в рамках достаточно традиционных форм, не прибегая к сокрушительным `новациям`.
Отличная соната. Благодарю за вступительное слово.
evc
(08.01.2014 09:44)
musikus писал(а):
... совершенно выдающееся сочинение, особенно если принять во внимание время его создания, 60-е г.г. ... Правда, нужно слушать сонату в авторском и только авторском - совершенно блистательном исполнении.
не знаю, имеет ли смысл в моём посте, сначала эта соната для меня была строчками из монографии Тараканова, так как я живу в провинции и не мог наяву до времени грамзаписи послушать.
действительно, Р. К. играет совершенно.
musikus
(08.01.2014 10:39)
evc писал(а):
действительно, Р. К. играет совершенно.
Есть, например, запись Н.А.Петрова, но она хуже. Полифония, особенно в финале, не слышна.
precipitato
(08.01.2014 17:19)
В этой сонате, по моему, очень явно качество музыки падает от начала к концу, первая часть - совершенна, дальше - все хуже и хуже, финал - вполне банальная советская токката. Был бы я пианистом - играл бы только первую часть. Авторская запись - и правда, никем не превзойдена.
sir Grey
(08.01.2014 18:12)
Насколько частое обозначение в музыке? Я слушал 7-ю Прокофьева, открыл ноты, и увидел это обозначение.
Andrew_Popoff
(08.01.2014 18:20)
musikus писал(а):
при том, что формально все укладывалось в `благопристойные` рамки традиционных форм - сонатное аллегро (привет Андрею Попову!)
Спасибо за привет. Но сейчас уже 2014, а не 1962-й. И СССР уже 22 года не существует. Слишком многое изменилось, чтобы считать Сонату Щедрина современной музыкой. По-моему, это советская классика 20-го века.
Кстати, очень яркая 1-я часть здесь. И вторая, хоть и более предсказуемая, очень вкусно сделана. Щедрин как пианист великолепен.
musikus
(08.01.2014 21:40)
Andrew_Popoff писал(а):
Спасибо за привет. Но сейчас уже 2014, а не 1962-й.
Помнится, был какой-то диспут был, насчет сонатного аллегро вроде. Привет этот - оттуда, издалека, уже стылый. Для 60-х г.г. соната Щедрина была несомненно современной музыкой и довольно крутой на совковом фоне. По нынешнему отсчету она, конечно, довольно умеренна, хотя худ. достоинств это у нее не отнимает, а, быть может, даже добавляет их. Большое видится на расстоянии...
Andrew_Popoff
(08.01.2014 21:45)
musikus писал(а):
Для 60-х г.г. соната Щедрина была несомненно современной музыкой и довольно крутой на совковом фоне.
Да, конечно.
andreiKo
(04.08.2014 12:55)
Послушал я эту сонату после большого перерыва. Во многом соглашусь с предыдущими высказываниями - первая часть, конечно, самая ценная, назвать ее `совершенной` все таки не могу - меня очень `обломала` побочная партия - она на мой вкус (по сравнению с великолепной, без дураков, главной) малоудачна в принципе, и не вполне вписывается в стиль всей части, в общем скажу так - если главная это `вкусные` лучшие традиции Стравинского, то побочная - не лучшие традиции `советской музыки`. Однако, все что связано с главной в первой части - очень хорошо, правда не берусь судить, насколько это все далеко ушло от Игоря Федоровича - то есть насколько это сейчас может восприниматься самостоятельно в отрыве от его скажем так `кругов влияния` - в 60-е это безусловно было очень ярко.
сочинение, особенно если принять во внимание время его создания, 60-е г.г. Это, в
сущности, вызов эстетике соцреализма, музыке кабалевско-хренниковской ориентации, при том,
что формально все укладывалось в `благопристойные` рамки традиционных форм - сонатное
аллегро (привет Андрею Попову!) - полифонические вариации - рондо-токката. Но при этом -
сокрушительная, не знающая сомнения энергия (никакая идеология не остановит!), порой -
ирония (а это уж вообще `подозрительно`). Покоряет замечательная цельность, монолитность
всей конструкции. Правда, нужно слушать сонату в авторском и только авторском - совершенно
блистательном исполнении. Запись Башкирова, представленная в Архиве - `не тянет`. Есть еще
запись Н.А.Петрова (которого я слышал с этой сонатой вживе), но и она, к сожалению, также
не выдерживает сравнения с авторской: в финале просто пропадают некоторые голоса
(важнейшие реминисценции из 1-й части!). Эта соната, как и многое у Щедрина, вплоть до
последнего времени - показательный пример (если не образец) того, как музыка может
развиваться в рамках достаточно традиционных форм, не прибегая к сокрушительным
`новациям`.
принять во внимание время его создания, 60-е г.г...
... Покоряет замечательная цельность, монолитность всей конструкции...
...Эта соната, как и многое у Щедрина, вплоть до последнего времени - показательный
пример (если не образец) того, как музыка может развиваться в рамках достаточно
традиционных форм, не прибегая к сокрушительным `новациям`.
Благодарю за вступительное слово.
принять во внимание время его создания, 60-е г.г. ... Правда, нужно слушать сонату в
авторском и только авторском - совершенно блистательном исполнении.
смысл в моём посте, сначала эта соната для меня была строчками из монографии Тараканова,
так как я живу в провинции и не мог наяву до времени грамзаписи послушать.
действительно, Р. К. играет совершенно.
например, запись Н.А.Петрова, но она хуже. Полифония, особенно в финале, не слышна.
- совершенна, дальше - все хуже и хуже, финал - вполне банальная советская токката. Был бы
я пианистом - играл бы только первую часть. Авторская запись - и правда, никем не
превзойдена.
обозначение.
`благопристойные` рамки традиционных форм - сонатное аллегро (привет Андрею
Попову!)
существует. Слишком многое изменилось, чтобы считать Сонату Щедрина современной музыкой.
По-моему, это советская классика 20-го века.
Кстати, очень яркая 1-я часть здесь. И вторая, хоть и более предсказуемая, очень вкусно
сделана. Щедрин как пианист великолепен.
1962-й.
этот - оттуда, издалека, уже стылый. Для 60-х г.г. соната Щедрина была несомненно
современной музыкой и довольно крутой на совковом фоне. По нынешнему отсчету она, конечно,
довольно умеренна, хотя худ. достоинств это у нее не отнимает, а, быть может, даже
добавляет их. Большое видится на расстоянии...
современной музыкой и довольно крутой на совковом фоне.
высказываниями - первая часть, конечно, самая ценная, назвать ее `совершенной` все таки не
могу - меня очень `обломала` побочная партия - она на мой вкус (по сравнению с
великолепной, без дураков, главной) малоудачна в принципе, и не вполне вписывается в стиль
всей части, в общем скажу так - если главная это `вкусные` лучшие традиции Стравинского,
то побочная - не лучшие традиции `советской музыки`. Однако, все что связано с главной в
первой части - очень хорошо, правда не берусь судить, насколько это все далеко ушло от
Игоря Федоровича - то есть насколько это сейчас может восприниматься самостоятельно в
отрыве от его скажем так `кругов влияния` - в 60-е это безусловно было очень ярко.