Скачать ноты

Марина Белашук - фортепиано. 1. Скерцо As-dur. 2. f-moll. 3. b-moll. 4. es-moll. 5. cis-moll. 6. H-dur. 7. gis-moll. 8. Ноктюрн As-dur. 9. Арабеска cis-moll. 10. e-moll
         (1)  


Sovet (19.09.2021 03:03)
Станислав Ярошевский: “Время Цыбина пришло”

Имя Владимира Цыбина — знаковое для всех флейтистов на огромном постсоветском
пространстве.
Цыбин — солист Большого и Мариинского театров, профессор Московской консерватории,
композитор и, конечно выдающийся музыкант первой половины XX века.
Практически каждый флейтист нашей страны играл хотя бы одно его Концертное аллегро или
виртуозную Тарантеллу, сочинения Цыбина входят в число обязательных на конкурсе духовых и
ударных инструментов Московской консерватории и на прошедшем XVI Международном конкурсе
им. П. И. Чайковского, где были введены духовые номинации.
Солист группы флейт оркестра Большого театра Станислав Ярошевский и доцент РАМ имени
Гнесиных пианистка Марина Белашук представили диск из сочинений выдающегося флейтиста.
Почему это событие является исключительным и что побудило исполнителей обратить взор
именно к собранию сочинений Цыбина мы выяснили непосредственно у Станислава Ярошевского.

— Станислав, вы, как и Владимир Николаевич Цыбин работаете в Большом театре. Что побудило
вас к записи альбома? Уж не театральная ли атмосфера?

— Ну, тут такой уж прямой связи между моей работой и записью нет. Имя Цыбина для
флейтистов — как имя Ференца Листа для пианистов или Никколо Паганини для скрипачей. Это и
трепет перед невероятной виртуозностью, и восторг от музыкальной красоты.
Почему-то в эпоху Романтизма к флейте обращались реже, чем в Барокко или XX веке, поэтому
романтические творения Цыбина – это огромное удовольствие для исполнителя, тяготеющего
именно к этого рода музыке.
Но были и определённые «генеалогические» причины. Мой профессор, выдающийся флейтист и
педагог второй половины XX – начала XXI века Альберт Леонидович Гофман, был учеником Юлия
Григорьевича Ягудина, который в свою очередь был любимым выпускником Владимира Николаевича
Цыбина. Так что как играть его музыку мы в классе знали практически из первых уст.

— Насколько я знаю многие флейтисты записывали сочинения Цыбина, но вы первый, кто сделал
это собрав их воедино. Насколько это было трудно?

— Да, Вы правы. Некоторые флейтисты включают сочинения Владимира Николаевича в свои
альбомы. Из недавнего, например, замечательный флейтист, солист оркестра Мариинского
театра Денис Лупачёв включил две пьесы и два этюда Цыбина в свой альбом «A Flute for the
Tsar». Но там идея в другом, показать эволюцию флейтовых сочинений через XIX век к XX в
творчестве флейтистов, работавших в Мариинском театре, преподававших в открывшейся во
второй половине XIX века консерватории. Как известно это были преимущественно иностранцы,
немцы, итальянцы.
Нам же с Мариной Белашук хотелось собрать именно комплект сочинений Цыбина в одном
альбоме, создать исчерпывающий портрет композитора. Ведь когда его сочинения появляются в
списке обязательных на международных конкурсах в России, первый вопрос иностранцев «Цыбин?
А кто это? Можно его послушать?». Мне кажется наличие такого альбома-портрета будет
полезным.

— Вы лауреат многих конкурсов, в Париже, Бухаресте, Праге. Среди ваших достижений есть и
победа на I Международном конкурсе флейтистов имени В.Н. Цыбина в далёком 2007 году. Когда
у вас появилась мысль собрать все его сочинения на одном альбоме, не тогда ли?

— Да, Вы угадали. Первые мысли об этом посетили меня именно тогда. Этот замечательный
конкурс организовал профессор РАМ имени Гнесиных Владимир Леонидович Кудря и конкурс был
максимально передовым. Первые два тура проходили за ширмой, когда члены жюри только слышат
участников, и видят их лишь в третьем туре, где исполнялись концерт Моцарта и одно из
Аллегро Цыбина.
Тогда в качестве приза я получил флейту, на которой спустя несколько лет играл
прослушивание в оркестр Большого театра. Так что Цыбин всё время проявлялся в той или иной
степени в моей судьбе.
На каждом туре было по одному сочинению Владимира Николаевича, для меня это было первое
соприкосновение с его музыкой. Тогда же я задумался о записи всех его сочинений.
Но воплощение идеи требовало времени. Во-первых, его музыку нужно было элементарно
выучить. Цыбин писал сочинения максимально виртуозно, этими нотами можно пугать окружающих
не-флейтистов: сплошь если не тридцать вторые, то шестьдесят четвёртые.
Кроме того, сам будучи флейтистом, Цыбин будто специально бьёт по слабым местам
исполнителя, использует в своих сочинениях наиболее трудные приёмы — как бы проверяет на
прочность.
Во-вторых, необходимо было найти пианиста. Как ни странно, труден Цыбин не только для
флейтистов, но и для концертмейстеров. Я практически не встречал пианистов не
реагировавших на фамилию Владимира Николаевича с гримасой, содержащей ехидство и испуг
одновременно.
В этом смысле мне очень повезло с Мариной Белашук. Конечно, она виртуоз и чуткий
ансамблист, но в случае записи, когда необходимо делать много дублей экстремально
виртуозной музыки и не терять в качестве, не с любым пианистом получится найти контакт. А
с Мариной у нас это получалось просто идеально.

— Давно ли вы играете вместе? Или это дуэт в рамках записи альбома?

— Вместе играем уже более 10 лет. Сначала как трио с виолончелисткой Ольгой Филатовой, а
потом начали играть и вдвоём тоже.
Вместе с Мариной мы победили на IX Международном конкурсе исполнителей на духовых и
ударных инструментах Московской консерватории в 2017 году. У нас часто бывают совместные
концерты, а в какой-то момент я предложил Марине записать Цыбина и она, с присущей ей
лёгкостью в принятии решений, сказала «да».

— На диске представлены три Концертных аллегро, 10 концертных этюдов, Анданте и
Тарантелла — это больше часа музыки. Сколько времени ушло на запись этого часа?

— Мы записывались осенью 2020 года в Большом зале Московской консерватории. Запись заняла
6 смен по 4 часа. Отчасти помогла пандемия, в зале была чуть меньшая активность, но всё
равно записывались в основном в ночное время. Тем более, что работу в Большом театре никто
не отменял и иногда приходилось приходить на запись после спектакля. Так что ночные записи
— это комфортный режим.
Важным фактором является звукорежиссёр. Нашим альбомом занималась Мария Соболева, а
поскольку мы принципиально хотели записываться только с ней, то нужно было подстраиваться
и под её график в том числе.
Знаете, когда на часах половина второго ночи, ты играешь коду и понимаешь, что звучит
какая-то ерунда, а из аппаратной раздаётся мягкий тембр Марии — «Какие вы молодцы! Я люблю
Цыбина всё больше и больше! Давайте для нас ещё один контрольный дубль сделаем» — как
будто крылья вырастают и хочется сыграть ещё, ещё лучше, чтоб ещё кто-то полюбил Цыбина.

— Станислав, вы упомянули, что одна из целей записи – познакомить иностранную публику с
творчеством Цыбина. А как получилось, что за границей он не известен? Ведь Сонаты С. С.
Прокофьева, О. Тактакишвили или Э. В. Денисова для флейты и фортепиано регулярно
исполняются. Что помешало советскому композитору Цыбину обрести схожую популярность во
флейтовых кругах Европы и США?

— Сложный вопрос. С одной стороны, те из наших соотечественников-флейтистов, кто уехал
работать за границу, периодически играют Цыбина в сольных концертах, это видно по записям
в том же YouTube.
С другой стороны, может его время ещё не пришло? Ведь пришлось же Феликсу Мендельсону
заново открывать сочинения И. С. Баха, или Чечилии Бартоли – оперы А. Вивальди.

— 25 апреля у вас заявлена концерт-презентация диска в концертном зале «Гнесинский на
Поварской». Что ждёт слушателей на этом концерте?

— Мы планируем сыграть всю программу с диска вживую. Недавно профессор Владимир
Леонидович Кудря говорил мне, что подобный концерт, правда без 10 этюдов и Анданте, играл
Михаил Иванович Каширский, тоже так сказать внучатый ученик Цыбина (через Н.И. Платонова)
в Рахманиновском зале. Но это было уже полвека назад.
Повторюсь, сейчас время явно пришло. Концерт будет вести проректор РАМ имени Гнесиных,
замечательный флейтист и интеллектуал Святослав Голубенко. Ну и мы с Мариной постараемся
пробраться через «дебри виртуозности» и показать романтическую красоту музыки Цыбина.
Кстати Гнесинка тоже выбрана не случайно. Известно, что Елена Фабиановна Гнесина очень
ценила талант Цыбина, восхищалась им. И для преподавания в открытом Институте пригласила
именно его ученика Н. И. Платонова.

— Станислав, самый важный вопрос – каким образом можно будет приобрести запись?

— Некоторое количество дисков будет продаваться на концерте 25 апреля. А в мае 2021
запись появится в большинстве цифровых сервисов – таких, как Яндекс.Музыка, Aplle Music и
других.

===================
Станислав ЯРОШЕВСКИЙ родился в Москве 1985 году. Окончил МССМШ имени Гнесиных и РАМ имени
Гнесиных (класс Народного артиста РФ, профессора А. Л. Гофмана). Является лауреатом
международных конкурсов, среди которых 61-й международный конкурс «Пражская весна» (2009),
IX Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах Московской
консерватории (2017), I Международный конкурс флейтистов в Париже (2019).
С 2012 года является солистом-регулятором группы флейт оркестра Большого театра. С 2010
преподаёт, а с 2016 года возглавляет кафедру Духовых и ударных инструментов института
«Академия имени Маймонида» РГУ имени Косыгина.

Марина БЕЛАШУК родилась в Гродно, окончила РАМ имени Гнесиных. Лауреат международных
конкурсов в Чехии, Черногории и России, доцент кафедры фортепиано РАМ имени Гнесиных.
Регулярно гастролирует в Италии, Белоруссии, Германии, Польше, Литве, Финляндии.



 
     
classic-online@bk.ru