В 1921 году были сочинены пьесы №2 и №3 и изданы под названием `Dístico sacro` (Духовный диптих).
В 1938 году была сочинена Прелюдия №1 и в 1939 году три пьесы были изданы под названием...Читать дальше
Скачать ноты В 1921 году были сочинены пьесы №2 и №3 и изданы под названием `Dístico sacro` (Духовный диптих).
В 1938 году была сочинена Прелюдия №1 и в 1939 году три пьесы были изданы под названием...Читать дальше
В 1921 году были сочинены пьесы №2 и №3 и изданы под названием `Dístico sacro` (Духовный диптих).
В 1938 году была сочинена Прелюдия №1 и в 1939 году три пьесы были изданы под названием `Собор`. 1. Prelude (1938) 2. Andante religioso (1921) 3. Allegro solemne (1921) Х Свернуть |
||
Одно из лучших исполнений `Собора`, что я слушал.
Гитарист многоплановый.
В моем `портфеле` есть и другие его записи.
Трудно понять, почему некоторые из значимых гитаристов (Айсбин, Йепес, Микулка и др.)
записывают Собор без нее.
тоже изумительное исполнение Ани Видович
https://classic-online.ru/archive/?file_id=247417 с прелюдией,т.е. так, как и должно
быть. Только почему Сюита? Я воспринимаю это сочинение как единое целое, и даже
вспомнилось `О трагическом чувстве жизни у людей и народов` Мигеля де Унамуно, очень,имо,
созвучно. Спасибо большое Александр(alexa minsk), гитарист, по-моему, один из лучших!
как единое целое...
Но есть гитаристы, играющие только последнюю часть Allegro solemne. И в этом есть свой
резон. Именно гениальное Allegro solemne является смыслом этого сочинения. Предыдущие как
2 `прелюдии`.
А если не сюита (?), то какой это жанр ?
Ничего гиниального не прослушивается, увы...
Синополи.
`Собор` Барриоса гениален.
Гитаристы играют не Синополи, мало кому известного, а `Собор` Барриоса.
Но есть гитаристы, играющие только последнюю часть Allegro solemne. И в этом есть свой
резон. Именно гениальное Allegro solemne является смыслом этого сочинения. Предыдущие как
2 `прелюдии`.
А если не сюита (?), то какой это жанр ?
композиторов, но по содержанию, я бы рискнула сказать, что можно отнести к жанру сонаты
или пьесы а выделять одну из частей в самостоятельное сочинение значит просто разрушить
первоначальный замысел. Словом, я протестую против такого произвола.
великолепна.
Трудно понять, почему некоторые из значимых гитаристов (Айсбин, Йепес, Микулка и др.)
записывают Собор без нее.
году. Автор записал сюиту именно без прелюдии, только 2 и 3 части.Почему он так сделал -
сказать трудно. Вероятно, потому что спокойная 2 часть с чертами импровизационности (чем
не прелюдия?) и токкатного типа Аллегро - вполне себе цикл. (При этом я лично нахожу эту
вторую `прелюдию` более интересной, чем первая, но это в скобках). А что можно автору, то
можно и другим исполнителям.
Вопросительный знак при определении жанра можно снять, потому что Catedral - это
программная сюита.История жанра сюиты довольно длинная, сюиты в 19-20 веках отличаются от
своих более ранних предшественниц. Здесь можно почитать об этом жанре
подробнее:https://shkolnaiapora.ru/muzyka/syuita.html
Есть также статья о сюите в википедии, но ссылка у меня не получается, желающие могут
туда самостоятельно заглянуть.
Но есть гитаристы, играющие только последнюю часть Allegro solemne. И в этом есть свой
резон. Именно гениальное Allegro solemne является смыслом этого сочинения. Предыдущие как
2 `прелюдии`.
А если не сюита (?), то какой это жанр ?
лучших исполнений `Собора`. Спасибо большое, Саша (alexa_minsk).
Сюита, конечно. Откуда сомнения? А части сюит играются отдельно и в барочной музыке.
Далеко искать не надо - Оркестровые и клавирные сюиты И.С.Баха. Одну `Шутку` из 2
оркестровой сюиты заштамповали аж на телефонный звонок. Не думаю, что исполняя фрагменты
Баховских сюит или копируя их на звонок, кто-то беспокоится о том, что разрушает
целостность произведения. А в классическом исполнении фрагментарность начинается с
музыкальной школы: сюиту ребенку для исполнения целиком давать сложно. В урок музыкальной
литературы в 5 классе она тоже целиком за 45 минут не укладывается.
Равеля играют частями взрослые пианисты. В фаворе обычно `Скарбо`, а с `Ундиной` и
`Виселицей` обходятся зачастую бесцеремонно. Если с Бахом и Равелем так, то что уж с
Барриосом.
Сюита, не сомневайтесь.)
тесная связь частей и сюжетное развитие, почитала по совету в Вики о сюите и сонате, много
сходного, да и различий , непрофессионалу непросто разобраться.
четырёхчастные и более и здесь, как кажется, очень тесная связь частей и сюжетное
развитие, почитала по совету в Вики о сюите и сонате, много сходного, да и различий ,
непрофессионалу непросто разобраться.
довольно ранний. Модель Фробергера из контрастных танцев разных европейских стран очень
пришлась по душе многим композиторам эпохи Барокко. А где обязательных четыре танца, там и
больше можно. И от Баха - к Моцартовским серенадам и дивертисментам, которые суть тоже от
сюиты произошли.
А ранние были двухчастны по контрасту темпов и нередко размеров - испанские, итальянские.
Так что три части - это хорошо. У Равеля `Ночной Гаспар` тоже в трёх частях. Играют по
одной ещё как.)
Века идут, а сюита может быть любой - большой, маленькой, с танцами и без, программной и
непрограммной. Но принцип контраста между частями обычно сохраняется.
нет четкой ясности в их различии.
отличие от сонаты? В Вики
нет четкой ясности в их различии.
В прошлом году встретила статью анонимного автора. в которой довольно толково с
многочисленными примерами разбирается деление старинной сонаты (16-17 веков) на два жанра
- церковной и светской сонаты, da chiesa e da camera.
Церковная соната могла исполняться. как в церкви. так и в музыкальном салоне и в
концертной практике, она опиралась на определенное количество частей (обычно 4),
включавшее полифоническое развитие второй или второй и четвертой. Первая и третья были
медленными в гомофонно-гармонической фактуре. Именно её считают основой для будущего жанра
трио-сонаты и сольной сонаты 18 века. Она относилась к серьезной музыке.
Соната da camera представляла собой ряд танцев и очень много общего имела с сюитой.
Профессор консерватории Татьяна Кюрегян, которая читала у нас анализ формы, называет ее
именно сюитой. Но автор статьи об этих двух видах тут же приводит пример сонат da camera у
нескольких барочных композиторов, которые имеют всего две или одну танцевальную часть из
четырех, что уже сюитой не назовешь, так как сюита - это ряд равноправных танцевальных
пьес. Или приводит в пример одночастные сонаты, что тоже сюитой быть не может.
Проблема в том, что в 16 веке сонатой называлась ЛЮБАЯ инструментальная пьеса. А
разновидностей таких пьес было немало и для самых разных составов инструментов.
А со второй четверти 18 века соната и сюита уже и близко не имеют ничего общего, кроме
цикличности и темповых контрастов. В сонате бывает одна (реже две) танцевальные части,
менуэт вытесняет другие. А у Бетховена соната и с менуэтом распростится постепенно к концу
18 века.
И в сонате упор всегда на первую часть. Она - самая сложная и многотемная с появлением
классической сонатной формы в творчестве Гайдна. Медленная и менуэт имеют уже
вспомогательное значение, подчиненное. Финал может быть разной формой и гармонично
уравновешивать первую часть, подобно обрамлению цикла.
Тогда как в сюите сохраняется равноправие частей.
Теперь о Барриосе. Он писал свою сюиту в 20 веке, согласно ее новым стилистическим
особенностям и перекличкой со старинной формой в виде названия первой пьесы и цикличности,
а также фактического равноправия частей и возможности исполнять их по отдельности. (С
сонатой исполнение по одной части возможно разве что в музыкальной школе или в училище по
классу общего фортепиано.) То, что части имеют названия, тоже признак скорее сюиты.
Признаки сюиты вполне очевидны, а вот сонаты здесь нет.
в этом, как оказалось, непростом вопросе. Мне всегда помогает в понимании сочинения, а,
возможно, и мешает иногда неизбежная параллель с литературой и поиск смыслового
содержания. Вот и в этом случае я рассматривала собор прежде всего как `соборность людей`
с их жизнью в лоне религии.Ещё раз спасибо, дорогая!
Признаки сюиты вполне очевидны, а вот сонаты здесь нет.
Триптих. Вы о нём прекрасно осведомлены - произведение, смыслово состоящее из трёх частей
и иногда, по задумке автора, возможно, развивающих в собственном пространстве-времени его
восприятие темы произведения в развитии неких событий.
В данном случае, очень формализовано, разумеется, нечто такое возможно:
1. Прелюдия (Встреча) - путь к Собору, остановка при входе и т.п.
2. Andante religioso - родились мысли и чувства религиозного, духовного строя -
спокойное размышление.
3. Allegro solemne (Торжественное аллегро (условно) - кульминация чувств - внутренний
восторг, вызванный совершенством Собора.
Не сюита здесь всё же. Триптих.
1. Прелюдия (Встреча) - путь к Собору, остановка при входе и т.п.
2. Andante religioso - родились мысли и чувства религиозного, духовного строя -
спокойное размышление.
3. Allegro solemne (Торжественное аллегро (условно) - кульминация чувств - внутренний
восторг, вызванный совершенством Собора.
Не сюита здесь всё же. Триптих.
поворачивается. Хотя весьма условное, конечно. Триптих больше относится к живописи,
иконописи, скульптурной группе. Но если Баховские прелюдии и фуги из ХТК называют
диптихами, то почему бы и нет.
Мне заодно пришла в голову ассоциация с симфонией `Художник Матис` Хиндемита. Там точно
триптих, связанный с сюжетами росписей Изенгеймского алтаря.
покороче.
Ведь в 16 веке сюиты еще не было. Композиторы писали отдельные танцы, не объединяя их в
нечто целое. Объединять танцы в целое начали лютнисты в 17 веке. Почему лютнисты? В 17
веке лютня стала очень популярным инструментом, поэтому лютнисты плодились с невероятной
скоростью. Трудно было найти постоянную работу и им приходилось странствовать по Европе и
выступать где попало: и при королевских дворах, и в любых замка, которые они встречали на
своем пути, и на свадьбах обычных людей и др. Орган с собой или клавикорд не унесешь, а
лютню легко носить с собой за спиной – взял и пошел по дорогам Европы искать работу. Они
посещали многие страны и им пришлось изучить музыку этих стран, в частности именно танцы,
так как они обслуживали светские мероприятия. Вот они и сочиняли сарабанды (для испанце),
куранты (для французов), аллеманды (для немцев), жиги (для англичан) и другие танцы
(бурре, паспье, менуэт, гавот, ригодон, чакона, канерэ …). В то время интернета не было,
как и самолетов. Информацию о существовании всех этих танцев по Европе разнесли именно
лютнисты. При своих выступлениях они стали комбинировать эти разные танцы в циклы (suite)
– не играть же одни аллеманды или жиги (хотелось разнообразия ритмов). Сперва они
конструировали свои циклы по настроению, но, кода речь заходила о печатном издании,
приходилось выбирать уже точно. Так у лютневых композиторов появились сюиты, в которых
один и тот же танец появляется в разных сюитах. Так что родителями сюиты можно считать
лютнистов.
Это не моя мысль. Здесь я кратко изложил основную идею немецкого лютниста 18 века Эрнста
Готтлиба Барона, которую он изложил в своем трактате Study of the Lute. Немецкого названия
я не знаю, так читал только ее перевод на английский. Русского перевода я не видел.
поправьте.
Ведь в 16 веке сюиты еще не было. Композиторы писали отдельные танцы, не объединяя их в
нечто целое. Объединять танцы в целое начали лютнисты в 17 веке. Почему
лютнисты?
Но сюита в 16 веке была - двухчастная. В Испании и Италии. Статей по этому поводу
несколько. Впервые встретила ещё четверть века назад в детском музыкальном словаре. Как-то
на всю жизнь и запомнились части сюиты (звучали красиво) - Павана и Гальярда; Пассамеццо и
Сальтарелло. Построены по принципу обязательного темпового контраста и разного размера -
двудольного и трёхдольного, а также движений танца - шествия и прыжкового. Сальтарелло
вошло в сюиту именно в 16 веке, в творчестве лютниста Винченцо Галилеи в том числе. Вот
пример из нашего Архива - его Маленькая сюита (правда, на гитаре).
У Микеланджело Галилеи тоже есть, но он как раз уже в стык 16 и 17 веков попал, а
Винченцо умер в 1591, чуть-чуть не дотянув до первой оперы.
https://classic-online.ru/ru/production/75352
Во Франции немного по-другому складывалось - из круговых бранлей. Но бранли тоже
подбирались по контрасту темпов и подразумевающихся движений. Бранль мог быть и в духе
шествия, и весьма подвижным.
имел в виду `классическую` сюиту, то есть такую, в которой неукоснительно присутствует 4
танца разных народов: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.
такую, в которой неукоснительно присутствует 4 танца разных народов: аллеманда, куранта,
сарабанда и жига.
аллеманду.
жигу, а испанцы - аллеманду.
(факсимильных табулатур), включая В. Галлелея. Слова сюита там нет. Обычно это просто,
например, Павана и гальярда. Но так, чтобы кто-то написал слово сюита!!???
лютневых нот (факсимильных табулатур), включая В. Галлелея. Слова сюита там нет. Обычно
это просто, например, Павана и гальярда. Но так, чтобы кто-то написал слово
сюита!!???
сложился, а название пришло из Франции, которая тоже этому же принципу в соединении своих
бранлей следовала.
такую, в которой неукоснительно присутствует 4 танца разных народов: аллеманда, куранта,
сарабанда и жига.
бы сюите из 2-х не быть классической. Других образцов пока не было. Так что для 16 века
она и была классической. Кто же знал, что Фробергер `запатентует` четырехчастный цикл?)
танцев, а в 16 почему бы сюите из 2-х не быть классической. Других образцов пока не было.
Так что для 16 века она и была классической. Кто же знал, что Фробергер `запатентует`
четырехчастный цикл?)
момент, когда какой-то композитор написал слово «сюита» и сопроводил его рядом танцев, а
это случилось в начале 17 века во Франции, а точнее у французских лютнистов. А пара
танцев, написанных на одной бумажке каким-нибудь итальянцем в 16 веке, это просто пара
танцев, а назвали их сюитой уже много позже искусствоведы. Сам то этот итальянец не знал,
что пишет сюиту! По большому счету это совсем не важно, как это называть – сюитами,
партитами или сонатами, а можно просто: два танца или три танца или ….
Кто такой Фробергер?
симфонией `Художник Матис` Хиндемита. Там точно триптих, связанный с сюжетами росписей
Изенгеймского алтаря.
Скикки` (премьера в 1918 в Метрополитен, затем в Риме, Буэнос-Айресе, Чикаго). После этих
премьер оперы стали исполнять отдельно. В частности, `Джанни Скикки` оказалось более
популярной и её исполняли с одноактными операми других авторов.
диптихами
это больше в воздухе обретается?
конкретика: кто, где, или это больше в воздухе обретается?
Впервые услышала от аспирантки консерватории лет 30 назад. А она, должно быть, сделала
вывод по материалам Яворского.
иконописи, скульптурной группе.
его и трёхчастной сюитой можно назвать -- почему нет... `Ноктюрны` Дебюсси называют и так
и сяк -- триптихом, сюитой, циклом... Для меня `диптих` и `триптих` всегда были
обозначением количества частей в сиюте (цикле), но я не музыковед, конечно. )
назвать Собор триптихом, если Вам так нравится, но это не отменяет того, что это сюитный
цикл или, попросту, сюита.
факт говорит о желании композитора как можно точнее сконструировать произведение.
нравится, но это не отменяет того, что это сюитный цикл или, попросту,
сюита.
Дело не в том, что мне нравится или не нравится, а также я не слишком стремился обрести
свободу именовать триптих сюитой.
Сюита всё же, как правило, представляет собой череду контрастирующих частей целого (!),
объединяющего себя в некое единство на основе - исходно, исторически - жанровой
однородности, хотя в дальнейшем такая трактовка утратила границы и нынче сюитами,
сонатами, симфониями, балладами называют всё, что душеньке угодно.
Триптих - по академическим словарям, во избежание полемики - `Произведение искусства из
трех картин, рисунков, рельефов и т.п., объединенных общей идеей или темой` (С).
Обсуждаемое произведение имеет имя собственное `Собор`, состоит из трех частей,
объединенных, таким образом, не жанровыми особенностями, а именно идеей, темой -
специфическое соответствующее впечатление автора, выраженное музыкой. При этом,
представляется, что композитору было важно, чтобы слушатель воспринял триптих непременно
как целое, как именно `Собор`, то есть представил себе образ величественного сообружения
(вы же собор видели когда-нибудь, допускаю).
Есть, скажем, иконы-триптихи. Вы можете называть их иконами-сюитами.
появилась в тот момент, когда какой-то композитор написал слово «сюита» и сопроводил его
рядом танцев, а это случилось в начале 17 века во Франции, а точнее у французских
лютнистов. А пара танцев, написанных на одной бумажке каким-нибудь итальянцем в 16 веке,
это просто пара танцев, а назвали их сюитой уже много позже искусствоведы.
предположить.
Но тогда логично и то, что когда ребенок рождается, у него ещё нет имени. Но он уже
родился и родился человеком. А имя (зафиксированное в свидетельстве о его рождении или в
церковно-приходской книге) приходит позже.
Так и с жанром сюиты. Сначала она родилась и была маленькой (двухчастной). А потом
подросла до 4-х частей и получила имя.) Жанр, как и ребёнок, сначала рождается.
немецкий композитор, клавесинист и органист. Учился в Германии и Италии, а работал больше
в Вене. Был учеником Фрескобальди.
Оставил нам около 30 клавирных сюит. Считается отцом-основателем 4-хчастной клавирной
сюиты, которую Вы назвали классической.
Кстати, когда бывал наездами в Париже, свёл знакомство с французскими лютнистами - Дени
Готье, Ф. Дюфо, Бланкроше (Ш.Флёри). И с Купереном.
их иконами-сюитами.
`сюита`. Термин музыкальный, обозначающий чередование частей в определённой
последовательности. Кроме того, в музыке нет конкретных визуальных образов, воспринимаем
мы её индивидуально... а собор -- понятие широкое. Так что, тут каждый сам определяется с
выбором -- триптих, сюита -- кому что...
термина -- `сюита`. Термин музыкальный, обозначающий чередование частей в определённой
последовательности. Кроме того, в музыке нет конкретных визуальных образов, воспринимаем
мы её индивидуально... а собор -- понятие широкое. Так что, тут каждый сам определяется с
выбором -- триптих, сюита -- кому что...
всяк горазд свои `определения` выименовывать: симфония, соната, сюита... музыка же лишена
`конкретных визуальных образов` (С). Жаль только, что академическому уму маэстро Августина
Барриоса уже не понять, что не стоило ему напрягать слушателя даже намеком на некий
визуальный образ, именуя своё произведение `Собор`, пытаясь звуками вызвать в слушателе
то, что музыка не имеет и дать не может - конкретных визуальных образов, и уяснить тот
факт, что `собор -- понятие широкое` и следовало бы конкретизировать, что имеется в виду:
величественный храм, собрание церковных иерархов или некий праздник.
Вот еще Перт Ильич написал однажды пьесу `Подснежник` - ну, это было давно, а теперь
глупо же, право, пытыться вызвать в современной женщине соответствующий визуальный образ.
Или вот еще начнет орган хорал выводить `EIN FESTE BURG IST UNSER GOTT`, а вы - в пляс.
На сём дискуссию с уважаемыми дамами завершаю. Мне, поверьте, совершенно не важно, что
здешним знатокам музыки важно утвердить свое мнение о сочинении как о сюите, и уж тем паче
не настаиваю на восприятии оного в качестве триптиха.
Вы очень хорошо всё пояснили, практически исчерпали тему. Спасибо.
P.S. И вывод самый простой из всего - упорство знатоков-меломанов и музыковедов всё же
должно касаться более тонких материй, а не стандартных ситуаций, где им просто не пришло в
голову определить форму пьесы простым и понятым термином, затеяв рассуждения о сюите, кои
сами по себе вполне себе уместны, конечно.
приятелей `моя четвертая сюита`, очевидно ориентируясь на их визуальные образы;)
создания иного Собора материя требуется тончайшая... тоньше музыкальной ткани.
требуется тончайшая... тоньше музыкальной ткани.
музыке хотя бы в наличии `музыкальной ткани`, из которой она, на ваш, по-видимому, взгляд
состоит. Ну, а коли ткань есть, то и до визуальных образов из этой ткани недалече.
Не по теме триптих-сюита - человек, воспринимая внешнее, включая различные, в том числе и
музыкальные, звуки неизменно создает образы в себе, которые мы условно называем
визуальными. Разумеется, воспринимая музыку в различые моменты жизни, мы, сообразно
существу этих моментов, создаем различные образы, равно как и одни и те же слова из уст
одного человека дают вам возможность умиротворенно замереть, наслаждаясь `истиной`, а
будучи сказанными иным - вызовут безудержную жажду возражать. Такова природа наша - любой
звук вызывает образ и соответствующую реакцию на него, а уж звуки, выстроенные в виде
определенной последовательности одним из обученных определенному мастерству членов нашего
вида, способны к тому же породить ассоциативные визуальные образы задуманной автором
направленности, как вот и в этом случае - автору замечательно удалось нарисовать звуками
собор.
других произведений живописи), средний элемент - центральный.
То есть зачем этот термин тащить в музыку - не совсем понятно.
складной трёхстворчатой конструкции (икон и других произведений живописи), средний элемент
- центральный.
То есть зачем этот термин тащить в музыку - не совсем понятно.
поймать мысль, что в этом определении триптиха не совпадает (у меня) с Барриосом. А Вы так
просто его нашли. Спасибо.
определении триптиха не совпадает (у меня) с Барриосом. А Вы так просто его нашли.
Спасибо.
скульптура. Говорят, что встречается в малых жанрах в поэзии, но я не пересекалась. И в
музыке -это совсем уж большое исключение, там где задумано или названо так автором
(Пуччини, Свиридов). Опять-таки, у Свиридова по тематике несомненна связь с живописью.
1928 году. Автор записал сюиту именно без прелюдии, только 2 и 3 части.Почему он так
сделал - сказать трудно.
Прелюдии тогда еще не было, в 1928м.
Он ее написал лишь в 1938м.