Скачать ноты
Оригинальная рукопись не сохранилась. Последние 10 тактов утеряны. Концовка дописана Августом Эберхардом Мюллером.

5.01.1970 / Moscow, Great Hall of the Conservatory.
         (10)  


oriani (31.12.2021 17:28)
Кейдж точно оценил бы партитуру неповторимого момента времени... Гилельс играет, публика
кашляет... заполняются страницы анналов... Записи 50 лет.

Приди на концерт великого пианиста, сядь поближе к микрофону, а затем, дождавшись
пианиссимо, чихни, вкладывая всю душу -- и ты в истории...

Maxilena (01.01.2022 02:42)
oriani писал(а):
Приди на концерт великого пианиста, сядь поближе к
микрофону, а затем, дождавшись пианиссимо, чихни, вкладывая всю душу -- и ты в
истории...
Это что! Послушайте записи Третьей Брамса в исполнении Мравинского. Кто-то
метко заметил, что записывали, вероятно, в туберкулезном санатории. А во второй части
кто-то явно дважды упал со стула, видимо, от чувств-с... Ну, а вообще-то в концертных
залах я всегда неудержимо кашляю. По совету подруги всегда принимаю перед концертом 2
таблетки коделака от сухого кашля. Вроде бы в залах очень сухой воздух.

oriani (01.01.2022 17:38)
Maxilena писал(а):
Вроде бы в залах очень сухой
воздух.
Интересно, что музыканты, дыша тем же воздухом, не кашляют. Загадка... )

Поспрашивала гугл, была впечатлена масштабом проблемы и глубиной исследований. Оказалось,
тема из разряда вечных.

https://clck.ru/afNEr

Но все эти объяснения слишком уж прозаичны, на мой взгляд... то бензин, а то дети...
Думаю, дело в том, что у натур тонких и трепетных при контакте с музыкой совершенно
классически от восторга в зобу спирает дыхание. )

Volovikelena (01.01.2022 19:14)
oriani писал(а):
Интересно, что музыканты, дыша тем же воздухом, не
кашляют. Загадка... )

Поспрашивала гугл, была впечатлена масштабом проблемы и глубиной исследований. Оказалось,
тема из разряда вечных.
Думаю, дело в том, что у натур тонких и трепетных при контакте с музыкой совершенно
классически от восторга в зобу спирает дыхание. )
Тут не только в тонкости дело. Есть
определенный ресурс, выработанный под влиянием сцены. Это умение максимально собраться и
играть, не останавливаясь, даже если рухнет крыша. Тут перестаешь существовать со своими
болячками. Это уходит куда-то вовне, а ты остаешься наедине с музыкой и чуть подальше -
публикой. Другого просто нет.
Об этом когда-то Галина Вишневская писала, что выходишь петь на сцену Большого театра и с
температурой под 40, и с нарывами в горле. На сцене что-то происходит такое, что
заставляет забыть обо всём. Ты - уже не совсем ты, и у этого человека на сцене уже ничего
не болит и болеть не может. И у исполнителей так же.
Помню, со мной девочка училась. Классе в седьмом у нее вдруг открылась аллергия. И вот
наш весенний выпускной экзамен по фортепиано. За окном всё цветет, и она непрерывно
чихает. А играть концерт для фортепиано на двух роялях. И она выходит с платком и чихает
всю партию педагога. Но вот ей время вступать: она кладет носовой платок и играет свою
партию без единого чиха. Затем в партии оркестра снова хватается за платок и чихает ровно
столько, сколько длится оркестровая партия. Но как только ей снова вступать - опять без
единого чиха вся партия сыграна. У музыкантов-исполнителей есть особый род мужества и
умение абстрагироваться от ситуации. И возраст здесь значения не играет.
Однажды на концерте увидела страшный случай, который запомнился на всю жизнь. В
концертном павильоне в Царицыно сцены не было, музыканты играли ансамбль кого-то из
барочных композиторов на одном уровне с публикой. И вдруг им под ноги с высокой мачты
грохнулся софит. Осколки брызнули во все стороны прямо у них под ногами. До публики не
долетели, а музыкантов могли поранить запросто.
Никто не дрогнул, ни одной остановки, ни одного фальшивого звука. Думаю, что если кого-то
и поранило, то никто виду не подал. И думаю, догадываетесь, какой шквал аплодисментов был,
когда они закончили.
Помните, в фильме `Титаник` все в панике, мечутся - катастрофа. А музыканты стоят и
играют, как будто они не на искорёженной палубе, а на сцене. Это не на пустом месте
выдумано. Музыканты действительно так устроены.

oriani (01.01.2022 19:37)
Volovikelena писал(а):
Тут не только в тонкости дело...
...перестаешь существовать со своими болячками. Это уходит куда-то вовне, а ты остаешься
наедине с музыкой и чуть подальше - публикой. Другого просто нет.
Лена, полностью
согласна. Но только я не музыкантов имела в виду, а слушателей в зале. Тонких и
чувствительных... у которых от музыки может горло перехватывать... оттого и кашель. Как
вариант.

А насчёт эффекта сцены и чудесных метаморфоз с ним связанных историй много. У музыкантов,
драматических актёров, и не только у них...
`...не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать...`

balaklava (01.01.2022 20:00)
oriani писал(а):
.....слушателей в зале. Тонких и чувствительных... у
которых от музыки может горло перехватывать... оттого и кашель....
Вы слишком
снисходительны к слушателям. А вот один профессор (кажется фамилия у него Вагинер)
считает, что зрительский кашель это подсознательный порыв слушателя присоединится к
вечному, попытка увековечиться, типа граффити `здесь был...` А учитывая последние
современные исследования о причинах кашля, эта версия выглядит вполне правдоподобно.

oriani (01.01.2022 20:20)
balaklava писал(а):
Вы слишком снисходительны к слушателям. А вот
один профессор (кажется фамилия у него Вагинер) считает, что зрительский кашель это
подсознательный порыв слушателя присоединится к вечному, попытка увековечиться, типа
граффити `здесь был...` А учитывая последние современные исследования о причинах кашля,
эта версия выглядит вполне правдоподобно.
Выше я уже ссылалась на уважаемого
профессора и его не менее уважаемые изыскания. Ознакомившись с последними, решила всё же
проявить деликатность и оставить их ( профессора и изыскания) наедине. )

PS Кстати, то, что для горла (щитовидки, в частности) небезопасны сильные эмоции, скажет
любой доктор. Волнуется человек, у него садится голос, а то и вовсе пропадает. И Вечность
тут фигурирует далеко не всегда. )

balaklava (01.01.2022 21:16)
oriani писал(а):
.....то, что для горла (щитовидки, в частности)
небезопасны сильные эмоции, скажет любой доктор. Волнуется человек, у него садится голос,
а то и вовсе пропадает.....
А вот тут непонятно. А у музыкантов что, нет сильных
эмоций? Почему же кашляют в основном только слушатели? При всей Вашей нескрываемой иронии
к `уважаемому` профессору, думаю, что он ближе к истине.

oriani (01.01.2022 22:25)
balaklava писал(а):
А вот тут непонятно. А у музыкантов что, нет
сильных эмоций? Почему же кашляют в основном только слушатели? При всей Вашей
нескрываемой иронии к `уважаемому` профессору, думаю, что он ближе к истине.
Почему
не кашляют музыканты -- об этом замечательно Лена написала, очень подробно. Сцена --
пространство многих трансформаций, пространство иррациональное.

А насчёт профессора -- не иронизирую, не спорю, человек исследует, ищет, делает свою
работу... Отчасти с ним согласна. Так же как отчасти согласна с Фрейдом, например, но всё
же... `иногда сны -- это только сны`... у каждого - свои.

Volovikelena (01.01.2022 23:30)
Понравился второй, мажорный, раздел фантазии. Первый не очень. Когда пошел кашель на
веселых эмоциях, вспомнила, как у меня на уроке несколько лет назад один шебутной вокалист
дергался на банкетке во время прослушивания вальсов Шопена в записи на каждую третью долю
такта. А банкетка злорадно скрипела. В историю он не попал. Но в консерваторию у него
получилось.) Так что кашель - не так обидно и не так смешно, и в нем есть элемент
алеаторики.)



 
     
classic-online@bk.ru