Опера в пяти актах. Либретто Р. Кальцабиджи
Действие происходит в Спарте незадолго до Троянской войны.
ГЛАВНЫЕ ПАРТИИ:
Парис, сын царя Трои Приама - кастрат-сопрано (или меццо-сопрано)
Елена,...Читать дальше
Скачать ноты Опера в пяти актах. Либретто Р. Кальцабиджи
Действие происходит в Спарте незадолго до Троянской войны. ГЛАВНЫЕ ПАРТИИ: Парис, сын царя Трои Приама - кастрат-сопрано (или меццо-сопрано) Елена,...Читать дальше
Опера в пяти актах. Либретто Р. Кальцабиджи
Действие происходит в Спарте незадолго до Троянской войны. ГЛАВНЫЕ ПАРТИИ: Парис, сын царя Трои Приама - кастрат-сопрано (или меццо-сопрано) Елена, царица Спарты - сопрано Амур, под именем Эрасто, доверенное лицо Елены - сопрано Афина Паллада, богиня - сопрано Троянец - сопрано (или тенор) АКТ I. Морской берег невдалеке от Спарты. Парис со своими спутниками-троянцами приносит жертвы перед статуей Венеры. Молитвы чередуются со священными танцами. Парис молит богиню о покровительстве его любви к прекрасной Елене. Амур под видом спартанского юноши Эраста приближается к Парису; его сопровождают спартанцы. Присланный царицей, Эраст спрашивает, чего хочет здесь незнакомец. В ответ Парис рассказывает ему о споре трёх богинь: он решил этот спор, отдав предпочтение Венере; но слух о чрезвычайной красоте Елены вызвал в нём сомнение, не превзошла ли она красотой богиню. Он приехал сюда, чтобы воочию убедиться в красоте спартанской царицы. Амур угадывает любовь Париса к Елене. Он обещает смущённому юноше хранить его тайну. АКТ II. Зал во дворце Менелая. Елена окружена свитой и стражей. Её слуга Эраст описывает ей красоту и очарование Париса. В зал входит Парис; рабы, сопровождающие его, приносят царице драгоценные подарки. Поражённый красотой Елены, Парис умоляет царицу простить ему его ошибку: первенство в красоте он присудил Венере, тогда как оно должно принадлежать Елене. Но царица не хочет спорить с богиней; приняв дары Париса, она просит его остаться погостить во дворце. Однако сама спешит удалиться, взволнованная пробудившимся в ней чувством к прекрасному юноше. Огорчённый Парис жалуется на свою судьбу; лишь обещание богини поддерживает в нём надежду на успех. АКТ III. Перед дворцом спартанского царя идут состязания атлетов. Елена объявляет Париса судьёй состязания. Бойцы сражаются. По окончании состязания Елена остаётся с Парисом; с ними Амур под видом Эраста. По просьбе Елены Парис берёт лиру. В страстной песне он изливает свою любовь к ней. Елена смущена. Она не хочет слушать дерзких песен. Огорчённый её строгостью, Парис едва не лишается чувств. Испуганная царица посылает Эраста за помощью. Влюблённые остаются вдвоём. Но несмотря на любовь к Парису, несмотря на его страстные просьбы и упрёки, Елена неумолима. Парис убегает в отчаянии: лишь смерть может избавить его от страдания. Возвращаются увенчанные лаврами атлеты, их сопровождает радостная толпа. Веселье возобновляется. АКТ IV. Дворец, покои царицы. Елена читает письмо Париса. Он предлагает ей корону и все свои богатства. Дерзость Париса возмущает царицу. В гневе она пишет ему, чтобы он оставил её, все надежды его напрасны. Эраст должен отнести ему это письмо. Но внезапно Парис появляется перед ней. Взволнованная Елена требует, чтобы он, немедленно покинул её. Они осыпают друг друга упрёками. Парис клянётся, что лишит себя жизни. Охваченная любовью и страхом, Елена умоляет его сжалиться над ней и не губить свою жизнь. Елена полна мучительных колебаний. Парис завладел её сердцем, но она решила всеми силами бороться с преступной страстью. АКТ V. Сад Елены. Эраст спешит навстречу своей госпоже с тревожной вестью. Парис, потеряв надежду на её взаимность, покидает Спарту. Его корабли готовы к отплытию. Елена поражена этим известием; она осыпает упрёками вероломного возлюбленного: вот какова его любовь – он уезжает, даже не простившись с ней. Входит Парис. «Ты счастлив, – говорит ему Эраст, – Елена любит тебя!» Елена в гневе гонит прочь Эраста, называя его вероломным слугой. Но Эраст открывает своё настоящее имя: он Амур, сын Венеры. Побеждённая Елена падает в объятия Париса. Раздаётся зловещий удар грома. На облаках появляется разгневанная Афина-Паллада. Она грозит Парису жестоким наказанием: из-за Елены разгорится кровопролитная война; тогда Парис поплатится за своё преступление. Амур ободряет поражённых ужасом влюблённых. Он берёт их под свою защиту. «Корабли готовы к отплытию, море благоприятно», – говорит он. Парис и Елена клянутся друг другу в вечной любви. Ночь. Морской берег. Троянские суда стоят с поднятыми парусами. Матросы весело пляшут. Они встречают приветствиями Париса и Елену. Амур провожает влюблённую чету. «Любите и наслаждайтесь жизнью, – говорит он им. – Молодость, как весна, проходит скоро, Не теряйте дней счастья, чтобы в старости не раскаиваться». Основные арии Париса: - `O del mio dolce ardor` (О моей нежной любви) (акт I) - `Spiagge amate` (Любимые берега) (акт I) - `Le belle immagini` (Прекрасное подобие) (акт II) - `Di te scordarmi, e vivere` (Забыть тебя и жить) (акт IV) Х Свернуть ORF Chor und Symphonieorchester, Arnold Schoenberg Choir. Anthony Spiri, Anne Tedards, Gabriele Fontana, Ileana Cotrubas, Sylvia Greenberg, Franco Bonisolli.
|
||
В целом - шедевр для своего времени.
исполнителях гл.партий!
Anthony Spiri, Anne Tedards, Gabriele Fontana, Ileana Cotrubas, Sylvia Greenberg, Franco
Bonisolli. Conductor Lothar Zagrosek.
Эвридикой` и `Альцестой`. Композитор писал: «Перед нами... молодой влюбленный,
представляющий контраст с капризным характером честной и горделивой женщины, над которой
он со всей ловкостью изобретательной страсти одерживает победу. Контрастные краски я
должен был искать в различии характеров фригийцев и спартанцев, сопоставляя жестокость и
нелюдимость одних с тонкостью и мягкостью других». В партии Елены композитор, по его
словам, хотел передать жесткость ее спартанской натуры. Свои эстетические принципы Глюк
сформулировал следующим образом: «Если хочешь быть правдивым, надо приспособлять свой
стиль к разрабатываемому сюжету, и самые высокие красоты мелодии и гармонии станут
ошибками и недочетами, когда они не соответствуют цели».
В связи с поставленной им задачей Глюк партию Елены написал в ариозно-речитативном стиле,
а Париса — в более певучем, характерном для итальянской оперы. С необычайной глубиной
воплощено в музыке смятение чувств обоих героев. Если Парис объят страстью и для него нет
жизни без Елены, то образ Елены более драматичен. В ней происходит напряженная борьба
долга и чувства, она пытается понять себя, разобраться в хаосе собственных переживаний.
Получив письмо Париса, она задумывается над тем, должна ли ответить ему (здесь либреттист
и композитор использовали текст «Послания» Овидия), но, побежденная любовью (Парису
помогает Амур), признается в своем чувстве. Резкий драматический сдвиг вносит в последнее
действие появление богини Афины, предвещающей бедствие и войны как результат союза Париса
и Елены.
В XX в., после более чем столетнего перерыва, опера была поставлена в Праге (1901),
Гамбурге (1905), Веймаре (1937), Манчестере (1963), Мюнхене (1964).````
Иногда , в некоторых трактовках -- его( и последующий за ним речитатив) можно услышать
во втором действии ` Орфея и Эвридики`.
Заражайтесь:)
Заражайтесь:)
:)))
Слушаю уже несколько дней в подряд ( по 2- 3р.), и что удивительно - влюбленность
перерастает в любовь.
Это четвертое по счету муз. произведение , которым я имела честь заболеть.
Необыкновенная красота !
имела честь заболеть.
Необыкновенная красота !
Попробую от Вас заразиться - завтра послушаю. У меня пока среди его опер лидирует все-таки
`Орфей`.
имела честь заболеть.
одному разу.
Вас заразиться - завтра послушаю. У меня пока среди его опер лидирует все-таки
`Орфей`.
Но иногда , новая любовь вытесняет * на какое-то время * старое обожание :)
влюбляетесь, да не по одному разу.
Сомневаюсь. Ох , ах , эх :)
Да как сказать.... `Жызнь бежит и чувствовать спешит`.
втуне! Попробую от Вас заразиться - завтра послушаю. У меня пока среди его опер лидирует
все-таки `Орфей`.
:)
Теперь вот от Элины заразилась `Парисом и Еленой`! Прелестная зараза! :)))
Вообще надо сказать честно и прямо: `Умел Кристоф Виллибальд писать оперы, у него
получалось`
Заражайтесь:)
Возьму на заметку, буду свободнее - послушаю.
номер !
Иногда , в некоторых трактовках -- его( и последующий за ним речитатив) можно услышать
во втором действии ` Орфея и Эвридики`.
действии.
Номер называется : Трио Амура ( Эроса), Орфея и Эвридики
` О , любовь ` ( ` Soave amore `), Парижская редакция 1774г.
Choir. Anthony Spiri, Anne Tedards, Gabriele Fontana, Ileana Cotrubas, Sylvia Greenberg,
Franco Bonisolli. Conductor Lothar Zagrosek.
Елена - Илеана Котрубас / Helene - Ileana Cotrubas soprano),
Парис - Франко Бонисолли / Paris - Franco Bonisolli (tenor),
Амур-Эраст - Сильвия Гринберг / Eros - Sylvia Greenberg (soprano),
Афина Паллада - Габриэль Фонтана / Pallade - Gabriele Fontana (soprano),
Сопрано соло - Энн Тедардс / Soprano solo - Anne Tedards,
Тенор соло - Петер Йелосиц / Tenore solo - Peter Jelosits
Зап. 1983г. / Rec. 1983