Скачать ноты Запись с премьеры в зале Смоленской филармонии 19.10.22
Л.Каминская (сопрано), О.Кузьмина (альт), А.Смирнов (тенор), Е,Мишутин (бас). Камерный оркестр Смоленской филармонии. Дирижер: И.Каждан. 1. Мне выпало счастье быть русским поэтом (Д.Самойлов) 2. Важно с девочками простились (А.Ахматова) 3. Песня о солдате (Г.Суворов) 4. А мне хотелось (А.Попов) 5. Речитатив 6. За тучами летучими (Д.Самойлов) 7. Гой ты, Русь моя родная (С.Есенин) |
||
Мне выпало счастье быть русским поэтом.
Мне выпала честь прикасаться к победам.
Мне выпало горе родиться в двадцатом,
В проклятом году и в столетье проклятом.
Мне выпало все.
И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры, в походе великом.
Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.
2.Анна Ахматова (1943)
Важно с девочками простились,
На ходу целовали мать,
Во все новое нарядились,
Как в солдатики шли играть.
Ни плохих, ни хороших, ни средних...
Все они по своим местам,
Где ни первых нет, ни последних...
Все они опочили там.
3.Георгий Суворов (1944)
Снежный ветер в поле воет.
Путь-дорога длинная.
Грянем, братцы, да сильнее
Песню соколиную!
Грянем, братцы, да сильнее
Песню соколиную!
Грянем песню перед боем
За отчизну милую,
Как с врагом мы боевою
Мерялися силою.
Как с врагом мы боевою
Мерялися силою.
Мы тоскуем и скорбим.
Слезы льем от боли...
Черный ворон, черный дым,
Выжженное поле...
А за гарью, словно снег.
Ландыши без края...
Рухнул наземь человек, —
Приняла родная.
Беспокойная мечта,
Не сдержать живую...
Землю милую уста
Мертвые целуют.
И уходит тишина...
Ветер бьет крылатый.
Белых ландышей волна
Плещет над солдатом.
Плещет над солдатом…
Плещет над солдатом…
4.Анатолий Попов (2002)
А мне хотелось,
так хотелось,
чтоб жизнь моя, как песня пелась.
В ней ходит ветер, с солнцем споря,
в родном, отеческом просторе.
Звенят хлеба.
Смеется солнце.
На водопое у колодца – табун.
И с конюхом в седле
мальчонка – как птенец в гнезде.
А вон еще – влюбленных двое…
Цветы ей дарит…
Благо, в поле
Им несть числа…
А вон – околица села,
куда в тот час ты не пришла,
чтоб через годы молвить мне:
- На счастье не пришла жене
твоей…
А мне хотелось,
так хотелось,
чтоб жизнь моя…
5.-------
6.Давид Самойлов (1943)
За тучами летучими,
За горами горбатыми
Плачет Богородица
Над русскими солдатами.
Плачет-заливается за тучкою серой:
«Не служат мне солдаты правдою и верой».
Стояли два солдата на посту придорожном,
Ветром покрыты, дождем огорожены.
Ни сухарика в сумке, ни махорки в кисете,
Голодно солдатам, холодно им на свете.
Взяла их Богородица за белые —
Нет! — за черные… за черные руки;
В рай повела, чтоб не ведали муки.
`Хватит вам, солдатам, на земле да тужити,
Не любо ль вам, солдатам, мне послужити?.
«Век бы пробыть, Мати, с тобою,
Но дума одна не дает покою, —
Ну как, Богородица,
Пречистая голубица,
Бабе с пятерыми одной пробиться!
Избу подправить, заработать хлеба…
Отпусти ты меня, Пречистая, с неба».
И ответил другой солдат —Тишка:
«Нам ружьишки – братишки,
Сабли востры – родные сестры.
И не надо, Богородица, не надо мне раю,
Когда за родину на Руси помираю».
Не сказала ни слова, пригорюнилась Пречистая.
И опять дорога.
Опять поле чистое.
Идут кругом солдаты страной непогожею.
И лежит осень
Мокрой рогожею.
7.Сергей Есенин (1914)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
…Дайте родину мою…
для меня новый автор, но тоже струнки души задевает.
И исполнение замечательное. Мне только тенор не понравился - очень надрывно звучит.
Хорошо, когда человек эмоционален, но тембрально это не всегда красиво.
Мне показалось, что финал очень уступает остальным песням. Конечно, Есенина все ощущают
по-разному. В моем представлении он другой. Но я - не композитор, поэтому судить не мне.
Я не к тому, что в финале нужна ораториальность, и что он - венец цикла. Я как раз не
люблю пафосности. Простота хороша всегда, ее логическая ясность, цельность.
Но здесь другой род простоты - упрощенность. Есенин-то как раз поглубже был. (ИМХО)
А всё остальное - прекрасно. Спасибо большое Андрею.
Мне показалось, что финал очень уступает остальным песням.
Мне хотелось придать немного другой смысл этому стихотворению, чем обычно его наполняют. Я
исходил из строчки - `только синь сосет глаза` - нечто бескрайнее, но нечеловеческое уже,
невыразимое. Как этот образ передать? Мне услышалось - в виде простенькой частушки,
поющейся на пиано в небыстром темпе - простенькой, даже примитивной. А последние слова -
это трагический цикл в принципе, и кончается - вопросом.
К слову, мы все привыкли к определенному пониманию Есенина, его взглядов, мироощущения и
прочего, а ведь он сам про себя в этом стихотворении же пишет `как ЗАХОЖИЙ богомолец я
смотрю твои поля`. Захожий человек - попросту говоря - турист. Есть о чем задуматься, мне
кажется.
немного другой смысл этому стихотворению, чем обычно его наполняют.
К слову, мы все привыкли к определенному пониманию Есенина, его взглядов, мироощущения и
прочего, а ведь он сам про себя в этом стихотворении же пишет `как ЗАХОЖИЙ богомолец я
смотрю твои поля`. Захожий человек - попросту говоря - турист. Есть о чем задуматься, мне
кажется.
Но слово `захожий` Вы выдернули из контекста. `Захожий богомолец` - не турист.
Турист путешествует удовольствия ради (к сему прилагается здоровье, жажда познаний,
непременное желание объять то, что умом или глазом объяли другие).
У богомольца цель другая. Он странник, у него призвание сердечное, он в сердце несет
Слово, и это Слово - Бог. Глаза захожего богомольца смотрят по иному, чем глаза туриста. В
них любовь, страдание, сострадание к земле своей, к народу своему. Вот такими глазами
смотрит Есенин на поля. Не туристическими. У него любовь в каждой строчке.
Думаю, Вы его немного по-другому поняли. Главное услышали - бескрайнее, что не выразить
словами. И про простоту правильно всё.
Но частушка - уж слишком упрощенно.
Вчера песню `Ах, ты, степь широкая` слушала в исполнении Николая Диденко. Уж сколько раз
и кто только не пел. А душу захолонуло. Простота совершенная. Неземная. Но частушка для
этой простоты не понадобилась. В частушке довольно часто есть второе дно, нередко и
пошлость. (Хотя их много разных - хороших, злободневных, плохих. В своё время в
фольклорных экспедициях наслушалась.)
Мне кажется, что Ваш выбор здесь именно этого жанра всё меняет, разворачивает трагический
цикл диаметрально. Но спорить с автором будет неправильно. Если Вы чувствуете именно так,
то это - Ваше произведение и Ваш выбор абсолютно всего - формы, содержания, жанра,
эмоционального наполнения. Критиковать со стороны излишне.
поняли.
`захожий`. Он же именно так написал. Это важно. А мог выбрать любое другое подходящее по
размеру прилагательное. Значит, именно так себя ощущал - как захожий человек, издалека
идущий на святое место. `Не местный` что называется. Это и интересно. И мне именно это
захотелось выразить в музыке. Это, скорее, и не совсем частушка, а частушка-колыбельная
такая. Из-за темпа, тихой звучности и предельно разряженной фактуры. Так я это писал.
Андрею.
который день всё вокруг рифмую
А всё остальное - прекрасно.
Спасибо Андрею, всё было классно,
И даже Есенин в финале
Был такой, каким его ещё не слыхали...