КРИТИ - форма (жанр) юж.-инд. вокальной музыки (карнатская традиция). Относится к категории классич. музыки, композиции основаны на системах рага и тала. По содержательной принадлежности текстов близка киртане (т. н. песни благочестия, связанные с направлением бхакти, на языках телугу, тамильском, каннада, санскрите). Песнопения К. распеваются солистом и/или группой певцов антифонно либо респонсорно в сопровождении инструментального ансамбля (двухсторонний барабан мриданг, струнный щипковый инструмент танпура, инд. скрипка). Композиция состоит из 3 частей – паллави, анупаллави и чаранам (нередко включает и развёрнутый неметризованный раздел без текста – алапанам), каждая из них содержит активное муз. развёртывание (мелодические вариации «сангати», раговую разработку «неравал» и др.). Старейшие образцы К. принадлежат музыканту и поэту Аннамачарье (15 в.; сохранились на медных таблицах в храме Венкатешвары в г. Тирупати). Классич. образцы – в творчестве представителей т. н. карнатской троицы – Шьямы Шастри, Тьягараджи и Муттусвами Дикшитара (кон. 18 – 1-я пол. 19 вв.). К. поныне входят в репертуар юж.-инд. певцов.
Относится к категории классич. музыки, композиции основаны на системах
рага и тала. По содержательной принадлежности текстов близка киртане (т. н.
песни благочестия, связанные с направлением бхакти, на языках телугу,
тамильском, каннада, санскрите). Песнопения К. распеваются солистом и/или
группой певцов антифонно либо респонсорно в сопровождении
инструментального ансамбля (двухсторонний барабан мриданг, струнный
щипковый инструмент танпура, инд. скрипка). Композиция состоит из 3 частей –
паллави, анупаллави и чаранам (нередко включает и развёрнутый
неметризованный раздел без текста – алапанам), каждая из них содержит
активное муз. развёртывание (мелодические вариации «сангати», раговую
разработку «неравал» и др.). Старейшие образцы К. принадлежат музыканту и
поэту Аннамачарье (15 в.; сохранились на медных таблицах в храме
Венкатешвары в г. Тирупати). Классич. образцы – в творчестве
представителей т. н. карнатской троицы – Шьямы Шастри, Тьягараджи и
Муттусвами Дикшитара (кон. 18 – 1-я пол. 19 вв.). К. поныне входят в репертуар
юж.-инд. певцов.
https://old.bigenc.ru/music/text/2113402