Сложнейшее произведение было мало известно широкому зрителю, так как исполнялось в СССР всего несколько раз и с большими трудностями (по идеологическим соображениям), пресса о нем практически не писала. Хотя в «Поэтории» были задействованы общепризнанные исполнители: Г. Рождественский – дирижер; А. Вознесенский – поэт; хор, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и народная артистка РСФСР Людмила Зыкина.
Андрей Вознесенский вспоминал первое исполнение «Поэтории» в Большом зале консерватории в Москве:
«Поэторию» нашу постоянно не разрешали к исполнению. Великие палочки Г. Рождественского, Е. Светланова, И. Гусмана, Ю. Темирканова вопросительно замирали: разрешат – не разрешат?
При первом исполнении «Поэтории» в Большом зале разрешающий телефонный звонок последовал всего за несколько секунд до звонка в зрительном зале. Еще бы! Щедрин в «Поэторию» ввел церковные колокола, «Матерь Божию», хоры. Лет за 20 до разрешения торжеств тысячелетия Крещения Руси свел песнопение с концертной музыкой, ввел впервые в консерваторский зал авангардную пожарную сирену – так что публика во время репетиции ринулась к выходу, считая, что случился пожар, – а это, может быть, и было пожаром?
После эмиграции Эрнста Неизвестного имя его было запрещено, но Щедрин оставил стихи о нем в «Поэтории», дуря голову начальству, что речь идет о неизвестном лейтенанте Эрнсте. Публика все понимала. Бостонский фестиваль пригласил на исполнение Эрнста как героя «Поэтории».
В тяжелые дни, когда имя мое было не принято упоминать, Родион демонстративно процитировал мои стихи в съездовском докладе» (А. Вознесенский. «На виртуальном ветру»).
«Поэтория» была исполнена на Международном фестивале в Бостоне (Англия) и получила признание за высочайший уровень исполнения, за оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении.
Р. Щедрин, зная вокальные возможности Л. Зыкиной, был уверен, что она справится с партией, предназначенной для оперной певицы. Ему была нужна зыкинская искренность и естественность звучания фольклорного плача, на котором была основана главная тема всего сочинения.
Народный артист СССР Р. Щедрин всегда высоко ценил творческие способности Людмилы Зыкиной и ее голос: «Должен сказать, что первое из чувств, испытанных мной от общения с Людмилой Зыкиной, было чувство удивления: так всегда удивляет талант, этим он отличается от обыденности. Голосовые возможности ее поистине неисчерпаемы. Торжественный и светлый, широкий и сильный, нежный и трепетный, неповторимый зыкинский голос. Это уже очень много – не часто природа наделяет человека таким сокровищем.
musikus
(23.05.2011 16:39)
Одно из замечательнейших сочинений Щедрина, смелое и по форме и, главное по содержанию. Что касается формы, то сразу вспоминаются другие его эксперименты: симфония из 25 прелюдий, соната для сольфеджирующей солистки, женский народный хор вместо партии скрипок в `Мертвых душах`, форт. концерт, построенный по принципу `вариации и тема` и мн. другое. Что до `Поэтории`, то там великолепное всё - и Зыкина, и сам Андрей Андреич. И как интересно, что наш друг `1962` выставил этой записи двойку. Можно подумать, что он имел возможность с чем-то сравнивать. Эли это некий идеологический спазм?
Illarion
(24.01.2014 19:57)
musikus писал(а):
И как интересно, что наш друг `1962` выставил этой записи двойку. Можно подумать, что он имел возможность с чем-то сравнивать.
Сейчас можно,конечно, посравнивать с исполнением 2012 года(видео на сайте), но это сравнение будет не в пользу последнего. Прежде всего потому, что без Вознесенского это сочинение никогда не будет звучать удовлетворительно. Оно написано для поэта, а не для чтеца. И никакой Е.Миронов не сможет пропустить через себя тексты Вознесенского с достаточной достоверностью. И Зыкину тоже сложно заменить. Во всяком случае, Н.Борискова, в версии 2012 года, не идёт ни в какое сравнение. Хотя,конечно, качество записи оставляет желать лучшего. Приходится мириться с тем, что звучание инструментов временами очень искажено.
childcomposer
(25.01.2014 02:38)
Illarion писал(а):
...без Вознесенского это сочинение никогда не будет звучать удовлетворительно... И никакой Е.Миронов не сможет пропустить через себя тексты Вознесенского с достаточной достоверностью. И Зыкину тоже сложно заменить...
Рано или поздно должен был настать такой день, когда `Поэтория` прозвучит в концертном зале без Вознесенского и без Зыкиной. И вот для такого возрождения этого выдающегося сочинения Е.Миронов - очень хороший выбор. Мне кажется, некоторые эпизоды у Е.Миронова получились даже убедительнее, чем авторское прочтение. Например, `Ты сегодня, 16-го справляешь день рождения в ресторане `Берлин`...` и т.д. - здесь артист точно выполнил ремарку Щедрина `ПОЭТ: (быстро, почти скороговоркой)`. А у Вознесенского всё-таки к концу 40-минутной `Поэтории` ощущаешь некоторое однообразие интонаций - пусть ярких и неподражаемых! - авторского голоса.
Illarion
(25.01.2014 03:02)
Не знаю, мне не хватило просто хорошего чтеца. Именно поэт! Поэт вещающий с пророческим пафосом там нужен! Миронов не смог преодолеть в себе артиста. А там нужно большее. И, конечно, Зыкинский плач в ансамбле с Возненсенским был очень на месте.
precipitato
(25.01.2014 03:30)
Illarion писал(а):
Не знаю, мне не хватило просто хорошего чтеца. Именно поэт! Поэт вещающий с пророческим пафосом там нужен! Миронов не смог преодолеть в себе артиста. А там нужно большее. И, конечно, Зыкинский плач в ансамбле с Возненсенским был очень на месте.
Ну поэт то помер, что уж - и не исполнять теперь?
Illarion
(25.01.2014 03:36)
precipitato писал(а):
Ну поэт то помер, что уж - и не исполнять теперь?
Мы просто сравнивали записи. Запись с Вознесенским ,при всех своих минусах, мне кажется более сильной.
musikus
(18.02.2014 12:35)
Illarion писал(а):
Запись с Вознесенским ,при всех своих минусах, мне кажется более сильной.
Сочинение потрясающее, из лучшего у Щедрина. И, конечно, отойти от впечатления первого исполнения с Вознесенским не возможно не только в силу привычки, но и по-существу. Интонация Вознесенского в принципе более точна, чем у Миронова, не говоря уже о том, что она - авторская, авторизованная. Особенно в таких сценах как на даче, в ресторане и пр. Особенно проигрывает финал, последняя фраза. Но, действительно, что же делать? Играть-то надо, вещь выдающаяся. И Юровский молодчина.
vic.komissinskiy
(14.06.2017 00:13)
К сожалению, высокий эмоциональный пафос, духовную напряжённость и интонационную правду слова Вознесенского повторить ни у кого не получится в будущем... А ведь композитор рассматривал это произведение именно как `концерт для поэта Вознесенского` в сопровождении оркестра, хора... Как, впрочем, нельзя повторить и редкий дар Людмилы Зыкиной, невероятную безбрежность её голоса - голоса России, её `щемящую бабью ноту`... Пусть останется в истории нашей культуры технически несовершенная, но такая нервически точная запись... Так мы жили, так мы чувствовали. Это художественный документ...
всего несколько раз и с большими трудностями (по идеологическим соображениям), пресса о
нем практически не писала. Хотя в «Поэтории» были задействованы общепризнанные
исполнители: Г. Рождественский – дирижер; А. Вознесенский – поэт; хор, Большой
симфонический оркестр Всесоюзного радио и народная артистка РСФСР Людмила Зыкина.
Андрей Вознесенский вспоминал первое исполнение «Поэтории» в Большом зале консерватории в
Москве:
«Поэторию» нашу постоянно не разрешали к исполнению. Великие палочки Г. Рождественского,
Е. Светланова, И. Гусмана, Ю. Темирканова вопросительно замирали: разрешат – не разрешат?
При первом исполнении «Поэтории» в Большом зале разрешающий телефонный звонок последовал
всего за несколько секунд до звонка в зрительном зале. Еще бы! Щедрин в «Поэторию» ввел
церковные колокола, «Матерь Божию», хоры. Лет за 20 до разрешения торжеств тысячелетия
Крещения Руси свел песнопение с концертной музыкой, ввел впервые в консерваторский зал
авангардную пожарную сирену – так что публика во время репетиции ринулась к выходу,
считая, что случился пожар, – а это, может быть, и было пожаром?
После эмиграции Эрнста Неизвестного имя его было запрещено, но Щедрин оставил стихи о нем
в «Поэтории», дуря голову начальству, что речь идет о неизвестном лейтенанте Эрнсте.
Публика все понимала. Бостонский фестиваль пригласил на исполнение Эрнста как героя
«Поэтории».
В тяжелые дни, когда имя мое было не принято упоминать, Родион демонстративно
процитировал мои стихи в съездовском докладе» (А. Вознесенский. «На виртуальном ветру»).
«Поэтория» была исполнена на Международном фестивале в Бостоне (Англия) и получила
признание за высочайший уровень исполнения, за оригинальное использование фольклора в
симфоническом произведении.
Р. Щедрин, зная вокальные возможности Л. Зыкиной, был уверен, что она справится с
партией, предназначенной для оперной певицы. Ему была нужна зыкинская искренность и
естественность звучания фольклорного плача, на котором была основана главная тема всего
сочинения.
Народный артист СССР Р. Щедрин всегда высоко ценил творческие способности Людмилы Зыкиной
и ее голос: «Должен сказать, что первое из чувств, испытанных мной от общения с Людмилой
Зыкиной, было чувство удивления: так всегда удивляет талант, этим он отличается от
обыденности. Голосовые возможности ее поистине неисчерпаемы. Торжественный и светлый,
широкий и сильный, нежный и трепетный, неповторимый зыкинский голос. Это уже очень много –
не часто природа наделяет человека таким сокровищем.
Что касается формы, то сразу вспоминаются другие его эксперименты: симфония из 25
прелюдий, соната для сольфеджирующей солистки, женский народный хор вместо партии скрипок
в `Мертвых душах`, форт. концерт, построенный по принципу `вариации и тема` и мн. другое.
Что до `Поэтории`, то там великолепное всё - и Зыкина, и сам Андрей Андреич. И как
интересно, что наш друг `1962` выставил этой записи двойку. Можно подумать, что он имел
возможность с чем-то сравнивать. Эли это некий идеологический спазм?
записи двойку. Можно подумать, что он имел возможность с чем-то сравнивать.
можно,конечно, посравнивать с исполнением 2012 года(видео на сайте), но это сравнение
будет не в пользу последнего. Прежде всего потому, что без Вознесенского это сочинение
никогда не будет звучать удовлетворительно. Оно написано для поэта, а не для чтеца. И
никакой Е.Миронов не сможет пропустить через себя тексты Вознесенского с достаточной
достоверностью. И Зыкину тоже сложно заменить. Во всяком случае, Н.Борискова, в версии
2012 года, не идёт ни в какое сравнение. Хотя,конечно, качество записи оставляет желать
лучшего. Приходится мириться с тем, что звучание инструментов временами очень искажено.
будет звучать удовлетворительно... И никакой Е.Миронов не сможет пропустить через себя
тексты Вознесенского с достаточной достоверностью. И Зыкину тоже сложно
заменить...
в концертном зале без Вознесенского и без Зыкиной. И вот для такого возрождения этого
выдающегося сочинения Е.Миронов - очень хороший выбор. Мне кажется, некоторые эпизоды у
Е.Миронова получились даже убедительнее, чем авторское прочтение. Например, `Ты сегодня,
16-го справляешь день рождения в ресторане `Берлин`...` и т.д. - здесь артист точно
выполнил ремарку Щедрина `ПОЭТ: (быстро, почти скороговоркой)`. А у Вознесенского всё-таки
к концу 40-минутной `Поэтории` ощущаешь некоторое однообразие интонаций - пусть ярких и
неподражаемых! - авторского голоса.
пафосом там нужен! Миронов не смог преодолеть в себе артиста. А там нужно большее. И,
конечно, Зыкинский плач в ансамбле с Возненсенским был очень на месте.
Именно поэт! Поэт вещающий с пророческим пафосом там нужен! Миронов не смог преодолеть в
себе артиста. А там нужно большее. И, конечно, Зыкинский плач в ансамбле с Возненсенским
был очень на месте.
теперь?
мне кажется более сильной.
кажется более сильной.
отойти от впечатления первого исполнения с Вознесенским не возможно не только в силу
привычки, но и по-существу. Интонация Вознесенского в принципе более точна, чем у
Миронова, не говоря уже о том, что она - авторская, авторизованная. Особенно в таких
сценах как на даче, в ресторане и пр. Особенно проигрывает финал, последняя фраза. Но,
действительно, что же делать? Играть-то надо, вещь выдающаяся. И Юровский молодчина.
слова Вознесенского повторить ни у кого не получится в будущем... А ведь композитор
рассматривал это произведение именно как `концерт для поэта Вознесенского` в сопровождении
оркестра, хора... Как, впрочем, нельзя повторить и редкий дар Людмилы Зыкиной, невероятную
безбрежность её голоса - голоса России, её `щемящую бабью ноту`... Пусть останется в
истории нашей культуры технически несовершенная, но такая нервически точная запись... Так
мы жили, так мы чувствовали. Это художественный документ...
Виктор Комиссинский