Скачать ноты
1. Allegro moderato
2. Andante cantabile
3. Allegretto

Запись - 1 августа 1953 - 31 марта 1954 г., Лондон.
      (6)  


Sir Gray (16.12.2021 08:56)
Скажите, пожалуйста, как считается? Эта манера Моцарта вдруг вставить в радостный текст
что-то грустное (по Пушкину: «Вдруг виденье гробовое, незапный мрак иль что-нибудь такое»)
– это отличительная особенность именно моцартовской манеры или что-то общечеловеческое?
Мы, дескать, не можем всегда радоваться, надо иногда и погрустить. Мне кажется, что это
особенно характерно для именно для Моцарта, как, например, здесь во второй части на 9:50.

rdvl (16.12.2021 12:54)
Sir Gray писал(а):
Скажите, пожалуйста, как считается? Эта манера
Моцарта вдруг вставить в радостный текст что-то грустное...
Это коренное отличие ВАМ
от таких прямонаправленных творцов как ,скажем for example,Ф.Мендельсон. У того музыка
открыта и яснА, как солнечный день: если радость- то до коды и далее; если грусть с начала
пьесы, то до финала; открытое забрало, незамутнённые сомнением эмоции. А Моцарт всегда
переменчив, загадочен, флюиды грусти нет-нет, да и возникнут вдруг, а то внезапное
просветление после ненасться; северный ветер несёт такие внезапные перемены в погоде. Но
на то он и Моцарт, постигнуть его до конца невозможно. Смиритесь.

Sir Gray (16.12.2021 14:00)
rdvl писал(а):
....А Моцарт всегда переменчив, загадочен, флюиды
грусти нет-нет, да и возникнут вдруг, а то внезапное просветление после ненасться;
северный ветер несёт такие внезапные перемены в погоде. Но на то он и Моцарт, постигнуть
его до конца невозможно. Смиритесь.
То есть переменчив. Нет такого, что именно вдруг
появляется мрак, где все казалось безмятежно.

Спасибо.

Если бы еще кто-нибудь высказался...

Volovikelena (16.12.2021 16:36)
Sir Gray писал(а):
Скажите, пожалуйста, как считается? Эта манера
Моцарта вдруг вставить в радостный текст что-то грустное – это отличительная особенность
именно моцартовской манеры или что-то общечеловеческое? Мы не можем всегда радоваться,
надо иногда и погрустить. Мне кажется, что это особенно характерно для именно для Моцарта,
как, например, здесь во второй части на 9:50.
У Бетховена сплошь и рядом. Самый
простой пример - вторая часть Патетической сонаты.
Какое-то время думала, что Бетховен никогда не может радоваться на все 100 %, у него
всегда есть скрытое напряжение, которое иногда вдруг прорывается. Возможно, потому что
есть люди, которые не могут забыть о своих страданиях никогда. Но иногда и у него
получалось, как в `Весенней` сонате или `Пасторальной` симфонии. Кстати, у него сегодня
необычный день - крещения в Бонне.

Volovikelena (16.12.2021 18:44)
rdvl писал(а):
Это коренное отличие ВАМ от таких прямонаправленных
творцов как ,скажем for example,Ф.Мендельсон. У того музыка открыта и яснА, как солнечный
день: если радость- то до коды и далее; если грусть с начала пьесы, то до финала; открытое
забрало, незамутнённые сомнением эмоции.
`Шотландская` симфония Мендельсона явно
противоречит Вашему утверждению. Бетховенская направленность на преодоление темного
пространства и колорита. Только у Бетховена часто глобальная постановка мысли, он легко
переносит свои идеи на общечеловеческие проблемы. А у Мендельсона больше на личном
восприятии, которое он в массы не транслирует. Его `Шотландская` - зарисовка юношеских
впечатлений: суровая природа страны, Гебридские острова, руины замка Марии Стюарт,
праздничное шествие волынщиков и его впечатления от всего увиденного и услышанного. Причем
он несколько лет их вынашивал после поездки в Шотландию. Про Италию написал сразу, а с
`Шотландской` нужно было пережить время.
И кода финала - торжественная, гимничнная - как вершина долгого пути к этой абсолютной
радости от суровой скорбной первой и самого финала. А уж сколько там света во второй части
и сколько образных контрастов в третьей.
Не все так однозначно у Мендельсона. А с концертами - фортепианными и скрипичным - тем
более.

rdvl (16.12.2021 19:37)
Volovikelena писал(а):
Не все так однозначно у Мендельсона. А с
концертами - фортепианными и скрипичным - тем более.
Это так-то оно, конечно; не всё
просто и с Мендельсоном. Иначе бы он им не был. Однако всё же (ИМХО) общий характер
музыки ФМБ- эмоциональная открытость, определённый настрой в конкретном произведении, не
беря в учёт крупных форм. Они, крупные формы, без противопоставлений
радостного-печального, скорби-торжества и прочих контрастов просто не должны существовать.
А вот, скажем, песни без слов. Там каждая песня-свой вектор чувствований (если так можно
сказануть). Тем более в исполнении А Шиффа. Всё гладко, предсказуемо и очень хорошо. Для
контраста взять Шнитке; нельзя, но охота: там всюду западня и тени, неуловимости и прочая
тревожность. ` Сюита в старинном стиле`, к примеру. Всё вроде ясно, а вдруг- круто в
какую-то смутность и старинное становится современностью.... Однако это очень сложные
темы, длинные и многоходовые. Лучше послушать Мендельсона на сон грядущий и забыться до
утра.



 
     
Наши контакты