1. Lento ma non tropo; 2. Presto; 3. Lento rubato; 4. Aussi vite que possible.

Запись - 1965 г.
         (29)  


Andrew_Popoff (22.03.2012 00:35)
Такая обалденная музыка, ни одного коммента и всего 147 прослушиваний за полтора года!
Предлагаю обсудить. На мой взгляд, это ярчайшее сочинение в советской музыке 60-х.

Mick_M (22.03.2012 00:42)
Andrew_Popoff писал(а):
Такая обалденная музыка, ни одного коммента и
всего 147 прослушиваний за полтора года! Предлагаю обсудить. На мой взгляд, это ярчайшее
сочинение в советской музыке 60-х.
Фантастическая музыка, которую я имел удовольствие
обсудить с ор.132 под треком `Сюиты зеркал` пару недель тому назад. А все три -
`Станствующий концерт`, `Сюита зеркал` и `Щаза` - кончно, абсолютно феноменальное явление.

Andrew_Popoff (22.03.2012 00:47)
Mick_M писал(а):
Щаза` - кончно, абсолютно феноменальное
явление.
Тут еще поет феноменальная певица, многолетняя солистка `Мадригала` Лидия
Давыдова. Потрясающая музыкальность и невероятной красоты голос. Отчего самые лучшие
русские певицы в России практически неизвестны?

Mick_M (22.03.2012 00:56)
Andrew_Popoff писал(а):
Тут еще поет феноменальная певица,
многолетняя солистка `Мадригала` Лидия Давыдова. Отчего самые лучшие русские певицы в
России практически неизвестны?
Ну, уж Давыдова-то неизвестна? Думаю, что в каждом
приличном доме лежат выпуски `1000 лет музыки`, по бОльшей части записанные с ней во главе
`М`. Сколько их, кстати, было? Мы тут по каому-то поводу со steinber`ом и musicus`ом
считали и заметили, что одни те же произвдения писались разными составами. А еще помню ее
концерт с Любимовым - Стравинский и Барток!

Andrew_Popoff (22.03.2012 02:59)
Mick_M писал(а):
Ну, уж Давыдова-то неизвестна?
Но не как
Образцова или Архипова. Хотя, Архипову я очень уважаю.

Mick_M (22.03.2012 03:08)
Andrew_Popoff писал(а):
Но не как Образцова или Архипова. Хотя,
Архипову я очень уважаю.
Ну, так и эти две дамы, по-моему, не `одного поля ягодки`:
ИК, думаю, - великая артистка, чего не могу сказать об ЕВ (да простят меня ее поклонники).

Andrew_Popoff (22.03.2012 03:09)
Mick_M писал(а):
чего не могу сказать об ЕВ (да простят меня ее
поклонники).
Это Вы очень мягко, деликатно и в высшей степени толерантно сказали. Я
лучше промолчу. :)

Mick_M (22.03.2012 03:12)
Andrew_Popoff писал(а):
Это Вы очень мягко, деликатно и в высшей
степени толерантно сказали. Я лучше промолчу. :)
Помню, Виктор К. уже как-то один Ваш
отзыв (не помню, о чем) Версалем `обругал`! Я тоже учусь!

samlev (22.03.2012 03:25)
Andrew_Popoff писал(а):
Хотя, Архипову я очень уважаю.
Да, я
тоже: у нее была невероятной красоты шуба.

Andrew_Popoff (22.03.2012 03:51)
samlev писал(а):
Да, я тоже: у нее была невероятной красоты
шуба.
Точно. Была шуба! :-)

Mikhail_Kollontay (22.03.2012 06:50)
Mick_M писал(а):
чего не могу сказать об ЕВ (да простят меня ее
поклонники)
Хочу Елену Васильевну защитить. Она незаурядный человек, а лучшие ее годы
были, на мой взгляд - первые. В `Борисе` была незабываемая. В `Сне в летнюю ночь` Бриттена
была незабываема.

MargarMast (22.03.2012 07:03)
poiuytr писал(а):
Хочу Елену Васильевну защитить. Она незаурядный
человек, а лучшие ее годы были, на мой взгляд - первые. В `Борисе` была незабываемая. В
`Сне в летнюю ночь` Бриттена была незабываема.
Образцова была совершенно бесподобна в
дзиферелловской `Сельской чести`.

victormain (22.03.2012 08:42)
Mick_M писал(а):
Ну, так и эти две дамы, по-моему, не `одного поля
ягодки`: ИК, думаю, - великая артистка, чего не могу сказать об ЕВ (да простят меня ее
поклонники).
Михаил, Вы не были на концертах Образцовой сразу вскоре за победным
Конкурсом ПИЧ? Я имею в виду 2 концерта с Ерохиным за роялем. Песни и пляски, Любовь и
Жизнь женщины, отделение Глинки, отделение Даргомыжского. А, видимо был ещё и 3-й концерт,
Рахманинов и Чайковский. В общем, многое из этого было очень сильно. И стало ясно, что с
этой дамой так просто дело не пройдёт. Действительно, при всей отвратительности редакции
Римского, дуэт Образцовой с Атлантовым звучал в Польском акте Бориса совсем по-олимпийски.
Зал стонал, я тоже. Огнивцев, кстати, пел тогда же очень пристойно. И ещё СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ
хорошо. Больше ничем особым не радовала. Совсем молодая - ещё Амнерис. Но на Западе
хорошо, удобно пришлась. Я к ней отношусь с прохладным уважением:)

victormain (22.03.2012 08:44)
Andrew_Popoff писал(а):
Такая обалденная музыка, ни одного коммента и
всего 147 прослушиваний за полтора года! Предлагаю обсудить. На мой взгляд, это ярчайшее
сочинение в советской музыке 60-х.
А я по киру переслушивал; очень понравилось, но не
хотел рисковать промахнуться со звёздочками:)

victormain (22.03.2012 08:46)
victormain писал(а):
Михаил, Вы не были на концертах Образцовой сразу
вскоре за победным Конкурсом ПИЧ?
В Юрмале, разумеется. В Зимнем зале.

Mikhail_Kollontay (22.03.2012 09:16)
victormain писал(а):
при всей отвратительности редакции
Римского
Тут я, в свою очередь, не вполне соглашусь. Не знаю, мне кажется, Римский
всё это делал из корпоративных чувств, это не было бизнес-проектом. Конечно, понял он и в
этом, и во множестве других случаев всё как-то мимо того, что хотел автор. Но и не думаю,
что понять такое хоть кто-то тогда и мог! Удивительно, что он даже не открывал, насколько
я знаю, авторских партитур, настолько, видимо, они ему казались беспомощными и
бесполезными. Но и в совсем недавнее время старшее поколение без тени сомнений говорило,
что оркестровщик Мусоргский никакой и нелепый. Хотя, мне кажется, звучание его оркестра
без всяких сомнений говорит обратное.

musikus (22.03.2012 11:22)
samlev писал(а):
Да, я тоже: у нее была невероятной красоты
шуба.
Забавно. Я эту шубу видел. Как-то перед концертом Карла Рихтера меня знакомый
из МГК поставил в оцепление, чтобы потом просунуть без билета в зал. Я стоял на лестнице,
ведущей в БЗ, рядом со входом в артистическую. Подошла дама в роскошной шубе и робко
сказала: `Вы разрешите, я пройду вот туда...`. И я узнал И.К., тогда еще вполне моложавую.

musikus (22.03.2012 11:25)
Mick_M писал(а):
Ну, так и эти две дамы, по-моему, не `одного поля
ягодки`: ИК, думаю, - великая артистка, чего не могу сказать об ЕВ (да простят меня ее
поклонники).
ИК на голову выше и художественно и в смысле вокальной культуры.

victormain (22.03.2012 18:07)
poiuytr писал(а):
Тут я, в свою очередь, не вполне
соглашусь...Конечно, понял он и в этом, и во множестве других случаев всё как-то мимо
того, что хотел автор. Но и не думаю, что понять такое хоть кто-то тогда и мог!
Так о
чём тогда спор? Просто положите оригиналы клавира Хованщины и Бориса и их же,
редактированные Римским. Ясно, что всё сделано из лучших побуждений, но тем страшнее от
этого...

Mikhail_Kollontay (23.03.2012 07:40)
victormain писал(а):
Ясно, что всё сделано из лучших побуждений, но
тем страшнее от этого...
Было бы страшно, если бы Римский взял бы, отредактировал, а
оригинал кинул в печку. Он же этого не сделал. Просто в соответствии со своим пониманием
сделал, я бы сказал, репродукции, довольно грубые олеографии подлинника. Ну да,
мейерберизировав их, как выразился, кажется, Стравинский. Я думаю, что Шостакович пошёл
еще дальше в том же направлении, кстати сказать. Попытка Асафьева слишком суха. С точки
зрения художественной правды Мусорского всё это несоответственно, но с точки зрения
маркетинга Римский сделал для Мусоргского великое дело. Иначе, может быть, мы и сейчас бы
думали, не Гуссаковский ли он. В России затеряться ничего не стОит.

victormain (23.03.2012 08:16)
poiuytr писал(а):
с точки зрения маркетинга Римский сделал для
Мусоргского великое дело. Иначе, может быть, мы и сейчас бы думали, не Гуссаковский ли он.
В России затеряться ничего не стОит.
Мысль верная, но гуссаковские перспективы -
преувеличение. БОРИС шёл в оригинале долго и пользовался большим успехом.

Шостакович ничего не досочинял за Модеста, оркестровки обеих опер делал по авторскому
тексту (плохо ли, хорошо ли - другой разговор. По-моему, многое хорошо, в отличие от его
же оркестровки ПЕСЕН и ПЛЯСОК. Хотя в ХОВАНЩИНЕ я кое-что подправил в оркестре в своём
экземпляре партитуры: финальные `Силы соблазные` никак кларнетами начинать нельзя, очень
вяло, без всякой энергии звучит). Почувствуйте разницу, как говорится:)

victormain (23.03.2012 08:19)
poiuytr писал(а):
старшее поколение без тени сомнений говорило, что
оркестровщик Мусоргский никакой и нелепый. Хотя, мне кажется, звучание его оркестра без
всяких сомнений говорит обратное.
Но я ведь не об оркестре говорю, тут это дело
десятое. Я говорю о нотном тексте.

Mikhail_Kollontay (23.03.2012 09:56)
victormain писал(а):
Но я ведь не об оркестре говорю, тут это дело
десятое. Я говорю о нотном тексте.
А, ну тут отчасти моя персональная проблема. Для
меня музыка - главным образом оркестр, инструментальный состав, фактура, конкретное
звучание. (Не говорю, что это правильно.) Но потому и получилось, что я сразу о
партитурах. Вы правы, что `упрощения`, доведения до уровня ученического мелодий-гармоний
свидетельствуют о том, что Римский относился к Мусоргскому как к бестолковому студенту.
Пройдя сам через подобные ошибки моих педагогов, понимаю, в чём тут дело. В сущности, как
я понимаю, мы спорим только о том, можно ли употреблять слово вроде `чудовищное` в
отношении Римского-Корсакова. Я бы ввиду объективной значимости и до-сих-пор-употребимости
его работ думаю, что так сказать - слишком обидно для человека. который столь много и
полезно потрудился. С точки зрения его `педагогики` слово вроде `чудовищный` уместно. Чего
стОит перестановка кульминаций в гадании Марфы, где надо, по Римскому, вопить в
запредельно - для контральто - высокой тесситуре `в дальнем краю`, не знаю и зачем (причём
не для того ли всё странспонировано из ля-бемоль минора в соль минор? что само по себе
кошмарно), но зато снижен на октаву действительно необходимый вопль `души УШЕДШИЕ в мир
неведомый`. Где это для голоса естественно, несмотря на тесситуру, и удобно. Причем сам же
Р-К был не силён в знании низкого женского голоса, чего стОит пример в Любаше, где в этом
жутком антивокальном `всё для тебя` давятся несчастные конкурсантки. (Вообще удивительная
нечуткость большинства русских композиторов к законам вокала - феномен, требующий
изучения.) Хорошо ещё, что Мусоргский не был учеником Р-К! А то тот навалял бы. Может быть
что-то такое, ну, излишний ригоризм зная за собой, Римский и не преподавал композицию? мне
просто неизвестны мотивы этой странности. А может, не хотел отдать свою кровь, памятуя о
том, как это случилось с Балакиревым? Сейчас ведь подобная ситуация в Москве с Буцко. Он
когда-то давно преподавал сочинение, но бросил и перешел тоже на инструментовку.

Mikhail_Kollontay (23.03.2012 10:03)
victormain писал(а):
Шостакович
Я занимался специально не только
оркестровыми партитурами Мусоргского, но и наблюдал за некоторыми пометками оркестровки .
например, в `Саламбо`. Такое в голову не придёт. Простой 4-хголосный медлыннй
хоралоподобный ход: мелодию играют виолончели, остальные голоса - валторны... такая
пометка. `Нормальный` человек бы так не написал, верно? Мне кажется, что оркестровать
Мусорского столь жёстко, как это делал Шостакович - существенное нарушение содержания
музыки. Если в партитурах Мусоргского наблюдается поиск обострённо-необычных, обостренно
характерных знаков, то Шостакович пользует стандарты большого оркестра.

victormain (24.03.2012 01:35)
poiuytr писал(а):
Если в партитурах Мусоргского наблюдается поиск
обострённо-необычных, обостренно характерных знаков, то Шостакович пользует стандарты
большого оркестра.
В `Борисе` да, а в Хованщине мне как раз и не хватает в
оркестровке остроты. Всё преимущественно `висит` на струнном квинтете. Спасибо, хоть
челеста есть:) Но зато в Хованщине кое-где ДД педали просто образцовые услыхал-вписал. А
оркестровка Бориса его и звучит редко, вряд ли стоит на ней заострять особое внимание...
Важно, что ДД работал по авторским клавирам, и если менял кое-где голосоведение у хора -
то МЕЛКИМИ нотками, параллельно авторскому тексту, а не отменяя его.

victormain (24.03.2012 02:12)
poiuytr писал(а):
Вы правы, что `упрощения`, доведения до уровня
ученического мелодий-гармоний свидетельствуют о том, что Римский относился к Мусоргскому
как к бестолковому студенту.
Меня лично больше всего всегда потрясала ми-минорная
(кажется) хоральная сарделька, приписанная Римским в конце 1-го акта Хованщины. У автора,
как мы помним, несколько раз колокольный тритон в басах, и всё, на нём занавес. Нельзя
было так по Римскому. А через много лет, будто в насмешку над собой, он в `Китеже` именно
на этом тритоне закончит акт татарского вторжения. Вот ведь как бывает:)

victormain (24.03.2012 02:14)
victormain писал(а):
финальные `Силы соблазные`
Я оговорился,
конечно: в финале это текст `Враг человеков`.

Mikhail_Kollontay (24.03.2012 09:02)
victormain писал(а):
А через много лет, будто в насмешку над собой,
он в `Китеже` именно на этом тритоне закончит акт татарского вторжения. Вот ведь как
бывает:)
Запомнилось. Мальчик подрос.

victormain (25.03.2012 02:07)
poiuytr писал(а):
Запомнилось. Мальчик подрос.
Естественно! И
пригодилось:)



 
     
classic-online@bk.ru