Вариации – одна из старейших форм в музыке, известная с XIII века. В наши дни данный жанр получил многообразную трактов-ку и по-прежнему остается востребованным и популярным в творчестве современных композиторов, чему способствует возможность объединения в циклической форме самых разных композиционных и стилистических решений. «Тема с вариациями» пользуется большой популярностью у слушателей, входит в репертуар лучших отечественных трубачей и исполняется в концертах духовой музыки многочисленными коллективами России и зарубежья. Вариации посвящены известнейшему советскому трубачу Тимофею Александровичу Докшицеру – первому исполнителю произведения. В процессе написания музыки М. Готлиб и Т. Докшицер активно взаимодействовали, и совместная работа принесла свои плоды: глубоко содержательный тематический материал позволил как раскрыть богатейшие инструментальные качества и технические возможности трубы, так и продемонстрировать исключительное мастерство исполнителя. Приведем высказывание Т. Докшицера о данном произведении: «Это одно из первых наиболее ярких сочинений, написанных для солирующих духовых инструментов с духовым оркестром. Вся композиция представляет собой очень красочную, многоцветную картину. Сама форма произведения, довольно редко встречающаяся в литературе для трубы, дает богатые возможности для творческой фантазии. Автор избрал в качестве темы простую, бесхитростную напевную мелодию. Она звучит на редкость естественно и затем как бы расцветает в различных рисунках и красках. В жанровом отношении и по характеру музыки вариации весьма контрастны: канцона, юмореска, колыбельная, марш, современный джазовый танец, фугато. Виртуозная сольная партия написана с великолепным знанием природы инструмента, его звуковых и технических качеств; использованы новые технические приемы игры на трубе, которые зародились в джазе, а ныне применяются в симфонической и сольной литературе. Вся партитура сочинения очень эффектна: превосходно показаны оркестровые группы – саксофоны, тромбоны, баритоны. Наряду с аккомпанирующей функцией, оркестру поручены самостоятельные выразительные tutti, есть даже специальная вариация для оркестра – праздничный, сверкающий спортивный марш». Сочинение, написанное М. Готлибом в последний год жизни, воспринимается как своеобразный итог творчества автора.
2)Юмореска
3)`Полёт шмеля`
4)Размышление
5)Барокко
6)Колыбельная
7)Галоп
8)Марш
9)Романс
10)Джаз
11)Фугато
получил многообразную трактов-ку и по-прежнему остается востребованным и популярным в
творчестве современных композиторов, чему способствует возможность объединения в
циклической форме самых разных композиционных и стилистических решений. «Тема с
вариациями» пользуется большой популярностью у слушателей, входит в репертуар лучших
отечественных трубачей и исполняется в концертах духовой музыки многочисленными
коллективами России и зарубежья. Вариации посвящены известнейшему советскому трубачу
Тимофею Александровичу Докшицеру – первому исполнителю произведения. В процессе написания
музыки М. Готлиб и Т. Докшицер активно взаимодействовали, и совместная работа принесла
свои плоды: глубоко содержательный тематический материал позволил как раскрыть богатейшие
инструментальные качества и технические возможности трубы, так и продемонстрировать
исключительное мастерство исполнителя. Приведем высказывание Т. Докшицера о данном
произведении: «Это одно из первых наиболее ярких сочинений, написанных для солирующих
духовых инструментов с духовым оркестром. Вся композиция представляет собой очень
красочную, многоцветную картину. Сама форма произведения, довольно редко встречающаяся в
литературе для трубы, дает богатые возможности для творческой фантазии. Автор избрал в
качестве темы простую, бесхитростную напевную мелодию. Она звучит на редкость естественно
и затем как бы расцветает в различных рисунках и красках. В жанровом отношении и по
характеру музыки вариации весьма контрастны: канцона, юмореска, колыбельная, марш,
современный джазовый танец, фугато. Виртуозная сольная партия написана с великолепным
знанием природы инструмента, его звуковых и технических качеств; использованы новые
технические приемы игры на трубе, которые зародились в джазе, а ныне применяются в
симфонической и сольной литературе. Вся партитура сочинения очень эффектна: превосходно
показаны оркестровые группы – саксофоны, тромбоны, баритоны. Наряду с аккомпанирующей
функцией, оркестру поручены самостоятельные выразительные tutti, есть даже специальная
вариация для оркестра – праздничный, сверкающий спортивный марш». Сочинение, написанное М.
Готлибом в последний год жизни, воспринимается как своеобразный итог творчества автора.