Либретто Марии Паппенгейм
Премьера 6 июня 1924 г. в Праге (Немецкий театр)

Место действия: где-нибудь (на опушке и в тёмном лесу)
Время действия: когда-нибудь (в наши дни)

В темноте ночного...Читать дальше
Либретто Марии Паппенгейм
Премьера 6 июня 1924 г. в Праге (Немецкий театр)

Место действия: где-нибудь (на опушке и в тёмном лесу)
Время действия: когда-нибудь (в наши дни)

В темноте ночного леса женщина ищет своего возлюбленного. Подозревая самое худшее, она находит его убитым. Возле трупа она ведет с ним диалог, «выясняет отношения», прослеживает все стадии своей ревности, вплоть до полного отчаяния. Речь ее переходит в бред, она сломлена и беспомощна.

Х Свернуть

Запись: April 1977, London.
         (11)  


SergeySibilev (13.06.2013 21:59)
Одна из самых потрясающих вещей, которые я слышал за последнее время(в том числе и у
Шёнберга вообще).

Mick_M (13.06.2013 22:39)
SergeySibilev писал(а):
Одна из самых потрясающих вещей, которые я
слышал за последнее время(в том числе и у Шёнберга вообще).
Абсолютно запредельное
произведение! Премьерой, кстати, дирижировал Цемлинский - представляете себе, как оно
было!

SergeySibilev (13.06.2013 22:55)
Mick_M писал(а):
Абсолютно запредельное произведение! Премьерой,
кстати, дирижировал Цемлинский - представляете себе, как оно было!
Да...

Volovikelena (13.12.2023 01:09)
В первый раз дослушала до конца. Раньше терпения не хватало.
Сколько интересных кульминаций, а конец вне всякого пафоса: музыка просто прекращается.
Где бы найти русский перевод? Суть я знаю, но хотелось бы хоть обычный подстрочник.
А оркестр Булеза, как всегда, на высокой-высокой вершине. И сопрано хорошее. Правда,
почти не ощущается Sprechstimme (Sprechgesang), а жаль. Но эксцентрика вполне
удовлетворяет.
Спасибо.

steinberg (14.12.2023 01:33)
Volovikelena писал(а):
А оркестр Булеза, как всегда, на
высокой-высокой вершине.
Спасибо! И я впервые послушал целиком. ...Кажется, что Булез
играет Булеза.

Volovikelena (14.12.2023 22:00)
steinberg писал(а):
Спасибо! И я впервые послушал целиком.
...Кажется, что Булез играет Булеза.
Не, Булеза мне дослушать было бы сложнее. Если
честно, ещё ни разу не получилось.) Экспрессионизм и Авангард второй волны имеют много
общих признаков, но экспрессионизм более живой, человечный. В нем меньше наворотов.

steinberg (15.12.2023 15:54)
Volovikelena писал(а):
Экспрессионизм и Авангард второй волны имеют
много общих признаков
У меня возникали ассоциации, почему-то с Мемориалом Булеза (но
не проверял на предмет беспочвенности).
Почитал что попалось об Эрвартунг, пишут об атематизме: насколько знаю, не очень
характерная для экспрессионизма вещь. Все-таки ему свойственно брать слушателя (зрителя)
за горло и тащить за собой по всем кругам Внутренней Монголии (фигурально выражаясь). А
для этого, кажется, не лучший выбор в пользу таких приемов, как атематизм. Вероятно текст
берет на себя полностью тематическую и фабульную нагрузку, и, тогда как хорошо, что лично
мне почти ни слова не понятно!
Еще удивило, что это 1909 г. Было ль там что то подобное, хотелось бы узнать.

Volovikelena (16.12.2023 23:24)
steinberg писал(а):
Почитал что попалось об Эрвартунг, пишут об
атематизме: насколько знаю, не очень характерная для экспрессионизма вещь...

Вероятно текст берет на себя полностью тематическую и фабульную нагрузку, и, тогда как
хорошо, что лично мне почти ни слова не понятно!
Еще удивило, что это 1909 г. Было ль там что то подобное, хотелось бы
узнать.
Подобного в 1909 не знаю. Шенберг был одним из первооткрывателей и в чем-то
законодателей нового направления. Он сам только-только отошел от Романтизма. Ещё в 1905 он
писал вполне в духе поздних романтиков. А с 1907 перешагнул рубеж Романтизма фактически
навсегда. Вернется только в Сюите в старинном духе, как ретроспективе.
Атематизм, мне кажется, не про Шёнберга. В особенности в его додекафонный период. А
экспрессионизм отличается разрывом мелодики на отдельные сегменты. Но при этом даже с
`рваной` мелодикой и ритмикой тема остается темой. Её трудно зафиксировать в сознании,
удержать в памяти, но она существует, независимо от нашего восприятия.
А текст в некотором роде становится первичен, но не в обычном смысле этого слова. Он
первичен всегда, так как рождает сюжетную линию, фабулу, ощущения. Только раньше он всегда
гармонично сочетался с музыкой, не вылезая на первый план, как равноправный член союза
тексто-музыкального произведения и формы его воплощения.
Но в эпоху экспрессионизма текст диктует свои условия для музыки и постановки. Он
заставляет применять новые формы, ритмику, окраску тембров, инструментальную
нестандартность. И заодно перетягивает на себя львиную долю внимания и эмоциональной
нагрузки.
А фабула, кстати, иногда теряет ясность и логику, так как на первый план выходит
эмоциональность, причем очень шаткая и неустойчивая, балансирующая на грани разума и
безумия.

По поводу подобного могу предъявить нашего Мусоргского, за 37 лет до `Ожидания`
проявившего очень явные черты экспрессионизма в `Борисе Годунове`. Сцена галлюцинаций
Бориса у него со слов `Что это?.. Там.. В углу..`` во втором действии уже представляет
собой подобие Sprechgesang, только Мусоргский ещё не знает об этом.

steinberg (17.12.2023 02:10)
Volovikelena писал(а):
Шенберг был одним из
первооткрывателей
Спасибо за содержательный, хоть и краткий экскурс в музлитературу.)

Volovikelena (17.12.2023 23:57)
steinberg писал(а):
Спасибо за содержательный, хоть и краткий экскурс
в музлитературу.)
Шенберга в курсе муз.литературы не проходят. Разве что в некоторых
музыкальных школах в подготовительном к училищу классе. Шенберга и других классиков
экспрессионизма можно услышать уже в курсе Современной музыки в училище или в курсе
Истории музыки в ВУЗе.
Из муз.литературы я предложила только Мусоргского.))

steinberg (18.12.2023 01:49)
Volovikelena писал(а):
Из муз.литературы я предложила только
Мусоргского.))
Простите мою рассеянность, я столь увлечен был Вашими рассуждениями,
что не позаботился уточнить название курса.)



 
     
classic-online@bk.ru