1. Тройка
2. Вальс
3. Весна и осень
4. Романс
5. Пастораль
6. Военный марш
7. Венчание
8. Отзвуки вальса
9. Зимняя дорога
Скачать ноты
Георгий Свиридов - «Метель» - музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина для симфонического оркестра (1974)
1. Тройка
2. Вальс 3. Весна и осень 4. Романс 5. Пастораль 6. Военный марш 7. Венчание 8. Отзвуки вальса 9. Зимняя дорога
Владимир Федосеев
(дирижер)
, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
|
||
предстает в своих дневниках (не в музыке) композитор С., Бог ему судья. Музыка – чудо,
музыкант – извините…
поземкой, как будто это ты сам едешь в этой кибитке. Фильм "Метель" без этой музыки не
передал бы точно состояние души русского человека. Прекрасно! Спасибо!
обоим)
виноват. А человек он был замечательный.Вечная ему память!
слушать его музыку. Так и со Свиридовым - какова музыка, таков и творец. Его музыка
заставляет лишний раз задуматься над тем, что он писал в дневниках...
средствах - для воздействия на слушателя?
прицелом.
Напр., `Голод`, `В бездне дрозда` и нек. др. Широкий мазок, популистски
эмоционально-расчётливая (проще говоря, манипулирующая) гармония и мн. др. средства
в излишне `на публику` средствах и т. д. Напр., `Голод`, `В бездне дрозда` и нек. др.
Широкий мазок, популистски эмоционально-расчётливая (проще говоря, манипулирующая)
гармония и мн. др. средства
подходящий, и заряд мощный. Просто так это не даётся. С винтовкой с оптическим прицелом
обращаться проще, хотя работы требуется много.
скажите. Оптический прицел всё-таки требует некоторой, что ли, аристократичности в
обращении))
бомбардировки грязными бомбами. У Свиридова больше люблю бомбы такие, поэстетичнее, там,
скажем, Время вперёд и хоровые вещи) А это несколько не тово...
слушал её как музыку просто
подальше от таких русских, каким предстает в своих дневниках (не в музыке) композитор С.,
Бог ему судья. Музыка – чудо, музыкант – извините…
много хороших мыслей. А неправильные мысли - у кого их не бывает!
подумать, что со Свиридовым еще «не всё ясно», что он еще «не состоялся». Между тем, по
таланту и месту в русской музыке, по значению в русской национальной культуре Свиридов
равен едва ли не Рахманинову. Это один из самых русских художников, равных которому – по
чистоте, образной силе и простоте выражения основной идеи, от которой он никогда не
отклонялся и воплощению которой посвятил всю свою жизнь, – попросту нет. Нужно было –
помимо собственно музыкального, художественного гения – иметь еще абсолютно неколебимую,
принципиальную нравственную позицию, чтобы вот так идти по своему пути. До конца. И
пресловутые дневники Г.В. – лишнее тому подтверждение, между ними и его великой музыкой
нет никакого противоречия. Не боясь пафоса, скажу, что в «Триптихе», «Весенней кантате»,
в «Курских песнях», в «есенинских» вещах, в «Гимнах Родине», «Ночных облаках», музыке к
«Метели» (особенно в первой пьесе сюиты!) звучит тема вечной России и встает не
замутненный временем лик Родины, страны Пушкина, Блока, Левитана, Нестерова, Бунина,
Есенина. Один только гениальный хор «Душа грустит о небесах» вобрал в себя такую бездну
смыслов, отсветов национального русского этоса, что перевесит полные собрания сочинений
иных авторов, претендующих на почвенность. Я уж не говорю о песнопениях и молитвах, без
которых представление о художественном и нравственном кредо Свиридова не возможно, как
невозможно подлинное представление о Чайковском без его «Херувимской» из Литургии.
А профессиональные разговоры о Свиридове… Когда-то я наивно набросился на
Д.Б.Кабалевского, с которым долгое время общался, назвав «Курские песни» шедевром. И он, с
трудом скрывая ревность, вяло сказал: «Ну… Там проблемы с композицией, части можно
переставлять местами…». Разве это оценка?
поймал по радио новую вещь Свиридова – «Курские песни», анонс которой уже прошел до этого
благодаря визборовскому журнальчику «Кругозор» (с гибкими пластинками «миньон» впридачу).
Сквозь помехи радиоприема я слышал невероятное. Ворожба! Магия! При максимальной экономии
средств каждый звук, акцент, каждая смена ритма создавали колдовского впечатление,
нагружаясь смыслом, порой недоступным даже гораздо более массированному звучанию. Именно
об этом Д.Д.Шостакович сказал: «Нот мало, а музыки много». То же, порой, у Грига, не
случайно столь любимого Георгием Васильевичем. Иногда это и Брукнер и, как ни удивительно
– Губайдулина («Silentium»). Потом было интервью Г.В. по поводу «Курских песен», о его
родном Фатеже… Появилась пластинка.
«Курские песни» меньше всего похожи на фольклорную обработку. Свиридов проник в какие-то
тончайшие сферы национального самосознания, сохранив и усилив при этом потрясающую красоту
первоисточника.
Но и это еще не все и, быть может, не главное. Есть во всем этом какая-то тайна. Все
произведение окутано мягко светящейся аурой, и главная тайна состоит, быть может, в том,
что хор не песни поет, гениально раскрытые автором в декоре классического голосоведения и
тончайшей инструментовки-огранки, а по-язычески обращается к высшим силам Природы и
проявлениям своего национального естества, фактически – молятся! Молятся радостно и
благодарно (позднейшее замечание: все сказанное относится к оригинальному исполнению
«К.п.» капеллой А.А.Юрлова и оркестром п./у. К.П.Кондрашина. Другие, известные мне,
исполнения почти полностью утрачивают описанные выше качества).
Свиридове...
одного глубоко русского художника-Гаврилина.Его Русская тетрадь-это произведение,вы
котором он воспел Россию. И у Гаврилина есть тоже дневниковые записи,которые сейчас
опубликованы.
Свиридовым!...
Караманов.
недоуменно пожимал плечами (не в упрек обоим)
другу.
воспел Россию.
огромную разницу масштабов - более значительный, чем `Перезвоны`. Вещь, конечно, абсолютно
русская, но основная тема - не собственно Россия, а - русская женщина, ее мир, ее душа,
история любви и жизни, что для нее, по сути, одно и то же. Особо обратил бы внимание не
только на поразительно свежий интонационный строй этой вещи (впрочем, не изобретенный
Гаврилиным, а искони существовавший), но и на блистательную, уже чисто авторскую,
фортепьянную партию, художественно почти равнозначную партии солистки.
взгляд - несмотря на огромную разницу масштабов - более значительный, чем `Перезвоны`.
Вещь, конечно, абсолютно русская, но основная тема - не собственно Россия, а - русская
женщина, ее мир, ее душа, история любви и жизни, что для нее, по сути, одно и то же. Особо
обратил бы внимание не только на поразительно свежий интонационный строй этой вещи
(впрочем, не изобретенный Гаврилиным, а искони существовавший), но и на блистательную, уже
чисто авторскую, фортепьянную партию, художественно почти равнозначную партии
солистки.
если говорить о Рихтере, то вряд ли он мог испытывать зависть к Свиридову. С какой такой
стати? Конечно, Свиридов композитор не фортепьянный, но и обожаемый Рихтером Вагнер тоже
почти не писал для ф-но... Тут - какие-то чисто художественные предпочтения, которые
ничего не говорят ни о качестве музыки Свиридова, ни о Рихтере, как музыканте. Дело вкуса,
мало ли что... Тайна сия велика есть.
русской национальной культуре Свиридов равен едва ли не Рахманинову
согласен
обеих характерен разный мелодизм - поэтому и речь может идти именно о перекликающихя
мотивах
просто и плохо, вторая - сложно и плохо, третья - сложно и хорошо, а четвертая - просто и
гениально. Так вот Свиридов относится к четвертой.
Глубоко уважаемый alexshmurak писал:`Я предпочитаю винтовку с оптическим прицелом`, а я
бы сказал, что Свиридов и пользовался той винтовкой с оптическим прицелом - т.е. своей
музыкой, и так точно попал в мое сердце, за что я ему и благодарен. Вечная ему память!
фильму. точнее, не задумывался об этом. всегда слушал её как музыку просто
это уже обсуждали. Но я только сейчас прочитал. Фильм `Метель` мало кто знает (или помнит,
я - не помню). А музыку знают все...
музыкально-драматическую передачу. Декламатор – великий Юрий Яковлев, произведение –
гениальная „Метель“ Пушкина, музыка – нечто новое, ни разу не слышанное, но убийственно
соответствующее тексту. Я просто оцепенел. Симбиоз трёх гениальностей – чтеца, текста и
музыки был воистину бомбой. Невероятно, но факт - сколько я ни мечтал услышать-увидеть
повтор этой записи на телевидении или по радио, мечты не сбылись. Только в памяти осталось
ощущение пережитого подлинного чуда.
Абсолютно согласен с musikus-ом. Георгий Васильевич – воистину наш русский гений, который
предельно достойно „дополнил“ другого нашего гения. Согласитесь, замахнуться на
музыкальные иллюстрации к такому бриллианту и создать равновеликий шедевр мог только
равный по гениальности художник.
который предельно достойно „дополнил“ другого нашего гения... создать равновеликий шедевр
мог только равный по гениальности художник.
Свиридове вспомнили...
Обсуждают только Гульда , Ксенакиса , Лигети , Кейджа , иногда Рахманинова , да
новаторские вещи местных композиторов. А о Свиридове осень редко гутарят.А у него самые
красивые произведения.
Кейджа , иногда Рахманинова , да
новаторские вещи местных композиторов. А о Свиридове осень редко гутарят.А у него самые
красивые произведения.
музыка, красивая по своему. Но вот в сравнении - не знаю, корректно ли сравнивать.
Извините, у Баха красивая, у Моцарта, да много у кого. Красивая по своему, разная - и это
замечательно. Ну а что касается обсуждений - кто что слушает, тот о том и пишет. Не вижу
повода волноваться за творчество Свиридова.
Свиридова.
замечательна ? В Вашем комментарии отсутствует элементарный анализ.Или , Вы ( как и я
)всего лишь любитель-неофит ?
всё. Чем она замечательна ? В Вашем комментарии отсутствует элементарный анализ.Или , Вы (
как и я )всего лишь любитель-неофит ?
Я обычный слушатель.
Я обычный слушатель.
возбраняется ?
не возбраняется ?
приличия конечно. А так можете хоть одно слово, хоть целый монолог писать.
`продвинутый`.
`продвинутыми` ?
имеет немалый слушательский стаж.
`продвинутыми` ?
продвигаемся))) Я здесь очень много получила, столько открытий! К сожалению, мало могу
вернуть...
границы такта и приличия конечно. А так можете хоть одно слово, хоть целый монолог
писать.
Да не ведает о пнях?
Знай летит себе на тройке
Грея иней на бровях!
Усмехается метель,
Зло хлестает елью ель,
Нынче рано даже белки
Заохотились в постель!
Что в потёмках за езда?
Нет от неба и следа,
Видно выгнала в дорогу
Не погоня-так нужда.
Не от хмеля ли горя
Погубил кого за зря?
Или ждёт тебя невеста
Воровски у алтаря?!
Николаевич )
исполнение!!!
2-х последних комментаторов.
Васильевича и конкретно этому исполнению Владимира Ивановича, и как подтверждение тезиса о
том что картинки люди при прослушивании музыки могут видеть разные однако чувствуют одно и
то же:
http://www.youtube.com/watch?v=t66YOWsDJgA
Чтобы собрать такой ролик при современных технологиях нужен месяц труда. Месяц ежедневно
слушать одно и то же произведение возможно только если оно превосходно в высшей степени и
безупречно исполнено.
доказательство моей любви к музыке Георгия Васильевича ... и как подтверждение тезиса о
том что картинки люди при прослушивании музыки могут видеть разные ...
посмотрел ролик, видимо я не человек: ощутил когнитивный диссонанс, хотя признаю, что Вы
потрудились.
`Тройка` не самый сильный опус Свиридова, как мне кажется, мелодические клише, не
развёрнутая особо драматургия и т. д., мне он не понравился сразу, ещё с времён
музыкальной школы / конечно, о гениальности этой пьесы охотно говорят многие люди.
чтобы испытывать эмоции от таких пьес надо обладать специальным сознанием.
что касается гражданственности, предпочитаю такие кадры смотреть без музыки, что ни в
коей мере не уничижает их значимость.
испытывать зависть к Свиридову. С какой такой стати? Конечно, Свиридов композитор не
фортепьянный, но и обожаемый Рихтером Вагнер тоже почти не писал для ф-но... Тут -
какие-то чисто художественные предпочтения, которые ничего не говорят ни о качестве музыки
Свиридова, ни о Рихтере, как музыканте. Дело вкуса, мало ли что... Тайна сия велика
есть.
Вагнер в душе у Рихтера.
Неизвестно ведь на каких струнах играл Вагнер в душе у Рихтера.
между П.Гауком и Г. Нейгаузом (оба они были обрусевшими немцами), когда они встретились в
фойе после спектакля `Китежа`. Гаук ему говорит, что `Китеж` замечательная музыка, но все
равно предпочел бы послушать `Парсифаля`. На что ему Нейгаз ответил примерно так: `Павел
Александрович, это в нас кровь говорит...`
Романс из этого цикла и замечательную песню Дружба Павла Александровича Русакова, по
другой версии Владимира Алексеевича Сидорова на стихи Андрея Петровича Шмульяна, к примеру
в прекрасном исполнении Вадима Алексеевича Козина:
http://www.youtube.com/watch?v=2Wer6xJC56A
Культура вообще тонкая штука. Корректное восприятие её произведения возможно только при
достаточном знании реалий в которых оно было написало, и культурных и исторических; и я
настаиваю что кроме Александра Сергеевича Пушкина цикл Метель и о полётах в космос, и о
ветеранах Второй Мировой, и вообще много о чём. Если бы он был только о Пушкине то
интересовал бы одних только пушкиноведов.
Ах да, и ещё знаменитый `Не уходи, побудь со мной` в исполнении Олега Погудина:
http://www.youtube.com/watch?v=IIFM00lEeFg
давностию лет, мало в курсе, сравните Романс из этого цикла и замечательную песню Дружба
Павла Александровича Русакова, по другой версии Владимира Алексеевича Сидорова на стихи
Андрея Петровича Шмульяна, к примеру в прекрасном исполнении Вадима Алексеевича Козина:
http://www.youtube.com/watch?v=2Wer6xJC56A
Культура вообще тонкая штука. Корректное восприятие её произведения возможно только при
достаточном знании реалий в которых оно было написало, и культурных и исторических; и я
настаиваю что кроме Александра Сергеевича Пушкина цикл Метель и о полётах в космос, и о
ветеранах Второй Мировой, и вообще много о чём. Если бы он был только о Пушкине то
интересовал бы одних только пушкиноведов.
Пушкин, Вторая Мировая, Козин. Не для меня.
Кстати не он ли, Козин, так чудно исполнил с Цфасманом `Утомлённое солнц`... Тихо,
понимаешь, с морем прощалось. Вжик!
Неизвестно ведь на каких струнах играл Вагнер в душе у Рихтера.
Что же тогда делать со второй, русской составляющей кровей СТР? И почему тогда Рихтер
охотно играл далеко не только немецких авторов?
Рихтер, конечно, любил Вагнера, но это не значит, что в его музыкантской, художнической
судьбе именно это все и определяло, тем более, что, все-таки, Вагнер - не фортепьянный
композитор. СТР вообще много чего любил (не только в музыке). Он много раз говорил, что
играет только ту музыку, которую любит.
за зря?
и
`зазря`
технологиях нужен месяц труда. Месяц ежедневно слушать одно и то же произведение возможно
только если оно превосходно в высшей степени и безупречно исполнено.
технологиях этот трек можно вообще не слушать. Не надевая наушников сделать анализ пиков
по таймкоду, а потом слепить видеонарезку (при условии наличия полных вариантов видео у
профессионала это займёт час-полтора работы)
встречался в 1990-е года с не менее маститыми мастерами этой профессии в
Ленинграде-Петербурге и как-то они шли вечером по улице после долгого интересного
семинара, тогда, в те трудные годы, и вдруг наши запели `Романс` Свиридова из `Метели` - в
каком восторге был иностранный коллега! Он сказал что-то вроде, что это полет души! И они
шли по улице и хором пели эту мелодию уже вместе (благо слух у всех был весьма хорош) -
подлинная история.
Так что место Свиридова в мировой музыкальной культуре уже определено.
А читать дневники - а хорошо ли вообще читать чужие дневники, Свиридов хотел, чтобы это
читали?
Его современник, композитор Ян Френкель, автор песни `Журавли`, сказал как-то (и как
здесь мудро заметили ранее) - чтобы понять композитора, надо слушать его музыку.
Федосеев.
сравнении с некоторыми другими временами) была (у определенной довольно большой части
общества точно) сильная тяга к искусству, были Имена, было доступно просвещение и это
сформировало удивительный пласт Советских Интеллигентных Людей - которые много знали,
многое умели, многое чувствовали, для которых высочайшие образцы музыки, живописи,
архитектуры, литературы - были близкими и родными, тем, в чем они жили. И они имели
возможность напитываться этим. Это удивительный феномен. И эта музыка - один из величайших
Памятников этому Феномену