Аллан Петтерссон — шведский композитор. Вырос на стокгольмской окраине в крайней бедности. Учился в Королевской консерватории в Стокгольме, брал частные уроки, обучался композиции у А.Онеггера. Половина его жизни, проведенная наедине с женой и почти без движения, прошла в борьбе с болезнью и напряженном, неистовом творчестве. Умер от рака.
Петтерссону принадлежат 17 симфоний (последняя не завершена). Музыка его тональна, драматична и изобретательна, но зачастую мучительна и глубоко трагична. Местами возникают аналогии с Малером, Шостаковичем, Онеггером, но тут совсем другое
Международную известность Петтерссону принесло исполнение его Седьмой симфонии Стокгольмским филармоническим оркестром под управлением А.Дорати (1968). В узких кругах считается одним из ведущих симфонистов XXго столетия. Однако его сочинения по-прежнему редко исполняются и не часто записываются.
Atonal
(06.01.2011 20:51)
Список композиторов, представленных в Архиве, пополнилcя новым именем. Музыкальная коллекция Архива обогатилась интересной музыкой. Слушатели сайта получили богатый материал для размышлений (ибо эта музыка предполагает размышления). Спасибо, г-н Inkognito.
musikus
(06.01.2011 22:09)
Музыка интересная. Что называется - содержательная. По фактуре и философическому настроению напоминает "Учение о гармонии" Дж. Адамса.
patlayenko
(30.03.2013 22:50)
musikus писал(а):
Музыка интересная.
МУЗЫКА ГЕНИАЛЬНАЯ!!! 7 симфония - ШЕДЕВР не только в шведской музыке,но во всей мировой музыке.Вряд ли кому из композиторов (кроме Бетховена,Малера, Шостаковича)удалось так искренно и убедительно передать весь ужас своего личного БЫТИЯ. Минимальное количество быстрой музыки - тщетная попытка личности вырваться из беспросветного УЖАСА.
Зато обильные OSTINATO и органные пункты мертвой хваткой удерживают ЛИЧНОСТЬ в мире безисходности и фатума.По своему языку симфония абсолютно самобытна! Не претендует ни на какую `школу` или направление.Вообще,симфонии Петтерссона абсолютно оркестровые.Их никак нельзя,без огромных потерь, исполнить на рояле,тогда как симфонии Брукнера,Малера,Шостаковича и др. - можно.
Ну что ж,это всего лишь МНЕНИЕ,к тому ж - личное.
Продолжу знакомство...
musikus
(30.03.2013 22:57)
patlayenko писал(а):
МУЗЫКА ГЕНИАЛЬНАЯ!!! 7 симфония - ШЕДЕВР
Вообще-то, я имел в виду Шестую.
Krestjanin
(31.03.2013 12:36)
Inkognito писал(а):
... Однако его сочинения по-прежнему редко исполняются и не часто записываются.
А жалко. По крайней мере, эта симфония явный шедевр. Спасибо разместившему Inkognito и господину Патлаенко, благодаря комментарию которого я и начал её слушать. Впечатлён.
abyrvalg
(31.03.2013 13:33)
Надо сказать, что отзывы о симфониях Петтерссона встречаются самые различные. Диаметрально противоположные. Кто-то его почитает, кто-то на дух не переносит эту ноющюю боль в музыке.
Вот что, в частности, говорил Г. Рождественский:
http://s002.radikal.ru/i199/1002/46/0beedd146b58.jpg
Весьма любопытный документ.
balaklava
(31.03.2013 18:41)
abyrvalg писал(а):
http://s002.radikal.ru/i199/1002/46/0beedd146b58.jpg
Весьма любопытный документ.
Кто же он, Аллан Петтерсон, Гениальный симфонист или `композитор-графоман` не идущий далее специфических особенностей шведского менталитета? Лично мне кажется, что музыкант своими сочинениями пытался хоть как то избавится от постигших его страданий, т.е. писал исключительно для себя. Стало быть искренне, что уже немаловажно...
ne_mov
(31.03.2013 22:01)
abyrvalg писал(а):
Кто-то его почитает, кто-то на дух не переносит эту ноющюю боль в музыке.
Вот что, в частности, говорил Г. Рождественский:
http://s002.radikal.ru/i199/1002/46/0beedd146b58.jpg
Рождественский там говорит, что оркестровка `совершенно неестественная`, однако звучит оркестр у Пеетерссона очень и очень достойно, по-своему, конечно, но вовсе не `неестественно`.
patlayenko
(31.03.2013 22:35)
balaklava писал(а):
Кто же он, Аллан Петтерсон, Гениальный симфонист или `композитор-графоман` не идущий далее специфических особенностей шведского менталитета?
Смею заметить: выдающиеся художники (личности),несмотря на
`школы`,направления,течения ухитряются сохранить свой национальный менталитет. И это вполне естественно. Если только композитор не попадает под жернова злобы дня.
abyrvalg
(31.03.2013 23:08)
Заинтересовала-таки меня тема - скандинавские композиторы. На вскидку вспомнил: Аттерберг, Альвен, Бертц, Нюстрем, Петтерссон, Чурленис. Есть в их музыке что-то суровое, северная природа наверное влияет. Я сам из Карелии, а природа здесь как-никак похожа; много лет жил в Петрозаводске, посему надо бы погрузиться в их музыку основательно Все-таки своеобразный музыкальный пласт, в чем-то уникальный. Грига в расчет не беру - более или менее давно знаю его. Вернее его музыку, а не его самого.
ne_mov
(31.03.2013 23:10)
Чюрлёнис не скандинавский. Наш.
OlgaKz
(31.03.2013 23:11)
abyrvalg писал(а):
Заинтересовала-таки меня тема - скандинавские композиторы. На вскидку вспомнил: Аттерберг, Альвен, Бертц, Нюстрем, Петтерссон, Чурленис.
Чюрленис все-таки литовский композитор :)))
bubusir
(31.03.2013 23:13)
Потрясающая вещь !
Она как-то совпала с моим эмоциональным состоянием ...вот я переслушал , изжил его , стало спокойнее и увереннее
можно работать дальше
abyrvalg
(31.03.2013 23:20)
OlgaKz писал(а):
Чюрленис все-таки литовский композитор :)))
Тьфу ты! Конечно, литовский. Я недавно даже книжку читал про него. Вместо него хотел написать Сибелиуса, а вышел Чюрленис, видимо, еще под впечатлением от его биографии.
OlgaKz
(31.03.2013 23:33)
abyrvalg писал(а):
Тьфу ты! Конечно, литовский. Я недавно даже книжку читал про него. Вместо него хотел написать Сибелиуса, а вышел Чюрленис, видимо, еще под впечатлением от его биографии.
Бывает. Не переживайте. А какую книжку про Чюрлениса Вы читали,если не секрет?
abyrvalg
(31.03.2013 23:43)
OlgaKz писал(а):
А какую книжку про Чюрлениса Вы читали,если не секрет?
`Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса` Федотова. 1989 года выпуска. Книга рассказывает про взаимовлияние музыки и изобразительного искусства в творчестве Чюрлениса.
OlgaKz
(01.04.2013 00:01)
abyrvalg писал(а):
`Музыкальные основы творческого метода Чюрлениса` Федотова. 1989 года выпуска. Книга рассказывает про взаимовлияние музыки и изобразительного искусства в творчестве Чюрлениса.
Спасибо за информацию.
Книга эта мне неизвестна, но тема в ней затрагивается очень интересная. Мне кажется, что художественное творчество Чюрлениса необычайно музыкально. В музее его имени в Каунасе всегда звучит его музыка, и именно она придает его полотнам какое-то необыкновенное сияние. Однажды я оказалась свидетелем небольшой (на пять минут) технической неполадки, когда звук исчез, и поразилась, как поблекли краски, пожухли картины. Это было ощутимо физически! Если бы не испытала сама, не поверила бы, что такое возможно.
abyrvalg
(01.04.2013 00:03)
OlgaKz писал(а):
Чюрленис все-таки литовский композитор :)))
А, по-моему, и прибалтийских немало достойных композиторов есть. Уж не говоря и дирижеров немало из Прибалтики.
ne_mov
(01.04.2013 00:11)
abyrvalg писал(а):
А, по-моему, и прибалтийских немало достойных композиторов есть. Уж не говоря и дирижеров немало из Прибалтики.
Есть немало, действительно. Но вот познакомиться с музыкой к примеру литовских композиторов не так просто, в свободном доступе почти ничего нет.
OlgaKz
(01.04.2013 00:16)
abyrvalg писал(а):
А, по-моему, и прибалтийских немало достойных композиторов есть. Уж не говоря и дирижеров немало из Прибалтики.
А какова там культура хорового пения!!! Не мне Вам говорить...
К стыду моему, мои познания о прибалтийских композиторах чрезвычайно скудны. Но надеюсь, что на нашем чудном сайте у меня (да и не только у меня!) будет возможность восполнить пробелы и поближе познакомиться с их творениями.
OlgaKz
(01.04.2013 00:18)
ne_mov писал(а):
Есть немало, действительно. Но вот познакомиться с музыкой к примеру литовских композиторов не так просто, в свободном доступе почти ничего нет.
Как всегда!
musikus
(01.04.2013 00:28)
OlgaKz писал(а):
Мне кажется, что художественное творчество Чюрлениса необычайно музыкально. ...когда звук исчез, и поразилась, как поблекли краски, пожухли картины.
Художественные работы Ч., действительно очень музыкальны - и не потому, что называются `сонатами` и проч., а в силу своей образности, романтической символики. Но вот музыка Ч., ИМХО, сильно отстает от его смелого, самобытного изобразительного творчества, она гораздо более традиционна и,я сказал бы, как-то вяло вписывается в щель между поздним романтизмом и чем-то вроде импрессионизма. Его фантастическая живопись стоИт на `уровне` чуть ли не Мессиана, а музыка...
abyrvalg
(01.04.2013 00:37)
OlgaKz писал(а):
Спасибо за информацию.
Книга эта мне неизвестна, но тема в ней затрагивается очень интересная.
Завтра выложу книгу.
ne_mov
(01.04.2013 00:38)
OlgaKz писал(а):
Как всегда!
У нас этим делом заведует Информационно-муз. центр при Союзе композиторов. Там всё схвачено, и записи можно только покупать. Так что я тут контрабандой занимаюсь.
OlgaKz
(01.04.2013 01:21)
musikus писал(а):
Художественные работы Ч., действительно очень музыкальны - и не потому, что называются `сонатами` и проч., а в силу своей образности, романтической символики.
Имелась в виду, конечно же, именно образность его живописных работ. Готова даже согласиться, что дерзновенная живопись Чюрлениса намного опередила его музыкальные и поэтические творения. Но будучи объединенной с художественными работами в одном пространстве, музыка его производит совершенно иное впечатление, более волнующее, выявляющее какие-то новые оттенки смыслов, порождающее совершенно необычные образы. Впрочем, как и живопись. Ошеломляющий дуэт! Но это, разумеется, всего лишь мое частное мнение.
OlgaKz
(01.04.2013 01:23)
abyrvalg писал(а):
Завтра выложу книгу.
Спасибо Вам большое! Но могу ли попросить Вас прислать мне ссылку в ЛС, ибо боюсь пропустить ее в море информации на форуме.
abyrvalg
(01.04.2013 13:43)
OlgaKz писал(а):
Но могу ли попросить Вас прислать мне ссылку в ЛС, ибо боюсь пропустить ее в море информации на форуме.
Вот-с, собственно, и ссылка, где приложил две книжки:
http://rusfolder.com/35762134
Чюрлёнис. Федотов. `Музыкальные основы творческого метода` и
Чюрленис. Эткинд Марк - `Мир как большая симфония`.
Еще можно посмотреть такой сайт про художественное творчество Чурлениса: http://ciurlionis.licejus.lt/Tapyba_en.htm
OlgaKz
(01.04.2013 20:49)
abyrvalg писал(а):
Вот-с, собственно, и ссылка, где приложил две книжки:
http://rusfolder.com/35762134
Очень Вам признательна.
balaklava
(08.04.2013 10:49)
patlayenko писал(а):
МУЗЫКА ГЕНИАЛЬНАЯ!!! 7 симфония - ШЕДЕВР не только в шведской музыке,но во всей мировой музыке...
Петтерссон-шведский вариант Уствольской, не в плане похожести творчества, а в плане восприятия их произведений слушателем-от экстатического восторга до полного пренебрежения. Лично у меня, поначалу, реакция на музыку шведа была аналогична фразе Голохвастова:`Оно,конечно,да,но-нет`. Но, в дальнейшем, после более детального ознакомления, скорее `да`.
froland
(17.12.2017 12:21)
balaklava писал(а):
Петтерссон-шведский вариант Уствольской, не в плане похожести творчества, а в плане восприятия их произведений слушателем
А есть и похожесть. В отношении к звуку, к интонации. Всё только «по делу». Никакой воды, изысков и «оживляжей». Всё чрезвычайно естественно, но естественность особого рода - не «школьного». Видимо, непонятно сказал. То есть, существует в природе некий набор банальностей, они-то и кажутся большинству самыми естественными. Но подлинная естественность простирается дальше. И у Петтерссона, и у Уствольской (хотя у неё реже) иногда возникают совпадения с банальностью на микроинтонационном уровне (а у Петтерссона - ещё и на гармоническом). А иногда - не возникают. Но и то, и другое воспринимается одинаково естественно. Диатоника, угловатая хроматика - всё это к месту. Трезвучие либо какое-то «дикозвучие» - всё одинаково убеждает и не нарушает стиля. Вот как-то так.
Учился в Королевской консерватории в Стокгольме, брал частные уроки, обучался композиции у
А.Онеггера. Половина его жизни, проведенная наедине с женой и почти без движения, прошла в
борьбе с болезнью и напряженном, неистовом творчестве. Умер от рака.
Петтерссону принадлежат 17 симфоний (последняя не завершена). Музыка его тональна,
драматична и изобретательна, но зачастую мучительна и глубоко трагична. Местами возникают
аналогии с Малером, Шостаковичем, Онеггером, но тут совсем другое
Международную известность Петтерссону принесло исполнение его Седьмой симфонии
Стокгольмским филармоническим оркестром под управлением А.Дорати (1968). В узких кругах
считается одним из ведущих симфонистов XXго столетия. Однако его сочинения по-прежнему
редко исполняются и не часто записываются.
коллекция Архива обогатилась интересной музыкой. Слушатели сайта получили богатый материал
для размышлений (ибо эта музыка предполагает размышления). Спасибо, г-н Inkognito.
настроению напоминает "Учение о гармонии" Дж. Адамса.
симфония - ШЕДЕВР не только в шведской музыке,но во всей мировой музыке.Вряд ли кому из
композиторов (кроме Бетховена,Малера, Шостаковича)удалось так искренно и убедительно
передать весь ужас своего личного БЫТИЯ. Минимальное количество быстрой музыки - тщетная
попытка личности вырваться из беспросветного УЖАСА.
Зато обильные OSTINATO и органные пункты мертвой хваткой удерживают ЛИЧНОСТЬ в мире
безисходности и фатума.По своему языку симфония абсолютно самобытна! Не претендует ни на
какую `школу` или направление.Вообще,симфонии Петтерссона абсолютно оркестровые.Их никак
нельзя,без огромных потерь, исполнить на рояле,тогда как симфонии
Брукнера,Малера,Шостаковича и др. - можно.
Ну что ж,это всего лишь МНЕНИЕ,к тому ж - личное.
Продолжу знакомство...
ШЕДЕВР
исполняются и не часто записываются.
шедевр. Спасибо разместившему Inkognito и господину Патлаенко, благодаря комментарию
которого я и начал её слушать. Впечатлён.
противоположные. Кто-то его почитает, кто-то на дух не переносит эту ноющюю боль в музыке.
Вот что, в частности, говорил Г. Рождественский:
http://s002.radikal.ru/i199/1002/46/0beedd146b58.jpg
Весьма любопытный документ.
писал(а):
Весьма любопытный документ.
`композитор-графоман` не идущий далее специфических особенностей шведского менталитета?
Лично мне кажется, что музыкант своими сочинениями пытался хоть как то избавится от
постигших его страданий, т.е. писал исключительно для себя. Стало быть искренне, что уже
немаловажно...
эту ноющюю боль в музыке.
Вот что, в частности, говорил Г. Рождественский:
http://s002.radikal.ru/i199/1002/46/0beedd146b58.jpg
что оркестровка `совершенно неестественная`, однако звучит оркестр у Пеетерссона очень и
очень достойно, по-своему, конечно, но вовсе не `неестественно`.
или `композитор-графоман` не идущий далее специфических особенностей шведского
менталитета?
`школы`,направления,течения ухитряются сохранить свой национальный менталитет. И это
вполне естественно. Если только композитор не попадает под жернова злобы дня.
Альвен, Бертц, Нюстрем, Петтерссон, Чурленис. Есть в их музыке что-то суровое, северная
природа наверное влияет. Я сам из Карелии, а природа здесь как-никак похожа; много лет жил
в Петрозаводске, посему надо бы погрузиться в их музыку основательно Все-таки своеобразный
музыкальный пласт, в чем-то уникальный. Грига в расчет не беру - более или менее давно
знаю его. Вернее его музыку, а не его самого.
композиторы. На вскидку вспомнил: Аттерберг, Альвен, Бертц, Нюстрем, Петтерссон,
Чурленис.
Она как-то совпала с моим эмоциональным состоянием ...вот я переслушал , изжил его ,
стало спокойнее и увереннее
можно работать дальше
:)))
хотел написать Сибелиуса, а вышел Чюрленис, видимо, еще под впечатлением от его биографии.
читал про него. Вместо него хотел написать Сибелиуса, а вышел Чюрленис, видимо, еще под
впечатлением от его биографии.
Вы читали,если не секрет?
секрет?
выпуска. Книга рассказывает про взаимовлияние музыки и изобразительного искусства в
творчестве Чюрлениса.
Федотова. 1989 года выпуска. Книга рассказывает про взаимовлияние музыки и
изобразительного искусства в творчестве Чюрлениса.
Книга эта мне неизвестна, но тема в ней затрагивается очень интересная. Мне кажется, что
художественное творчество Чюрлениса необычайно музыкально. В музее его имени в Каунасе
всегда звучит его музыка, и именно она придает его полотнам какое-то необыкновенное
сияние. Однажды я оказалась свидетелем небольшой (на пять минут) технической неполадки,
когда звук исчез, и поразилась, как поблекли краски, пожухли картины. Это было ощутимо
физически! Если бы не испытала сама, не поверила бы, что такое возможно.
по-моему, и прибалтийских немало достойных композиторов есть. Уж не говоря и дирижеров
немало из Прибалтики.
композиторов есть. Уж не говоря и дирижеров немало из Прибалтики.
действительно. Но вот познакомиться с музыкой к примеру литовских композиторов не так
просто, в свободном доступе почти ничего нет.
композиторов есть. Уж не говоря и дирижеров немало из Прибалтики.
культура хорового пения!!! Не мне Вам говорить...
К стыду моему, мои познания о прибалтийских композиторах чрезвычайно скудны. Но надеюсь,
что на нашем чудном сайте у меня (да и не только у меня!) будет возможность восполнить
пробелы и поближе познакомиться с их творениями.
музыкой к примеру литовских композиторов не так просто, в свободном доступе почти ничего
нет.
необычайно музыкально. ...когда звук исчез, и поразилась, как поблекли краски, пожухли
картины.
называются `сонатами` и проч., а в силу своей образности, романтической символики. Но вот
музыка Ч., ИМХО, сильно отстает от его смелого, самобытного изобразительного творчества,
она гораздо более традиционна и,я сказал бы, как-то вяло вписывается в щель между поздним
романтизмом и чем-то вроде импрессионизма. Его фантастическая живопись стоИт на `уровне`
чуть ли не Мессиана, а музыка...
Книга эта мне неизвестна, но тема в ней затрагивается очень интересная.
выложу книгу.
Информационно-муз. центр при Союзе композиторов. Там всё схвачено, и записи можно только
покупать. Так что я тут контрабандой занимаюсь.
музыкальны - и не потому, что называются `сонатами` и проч., а в силу своей образности,
романтической символики.
работ. Готова даже согласиться, что дерзновенная живопись Чюрлениса намного опередила его
музыкальные и поэтические творения. Но будучи объединенной с художественными работами в
одном пространстве, музыка его производит совершенно иное впечатление, более волнующее,
выявляющее какие-то новые оттенки смыслов, порождающее совершенно необычные образы.
Впрочем, как и живопись. Ошеломляющий дуэт! Но это, разумеется, всего лишь мое частное
мнение.
могу ли попросить Вас прислать мне ссылку в ЛС, ибо боюсь пропустить ее в море информации
на форуме.
ибо боюсь пропустить ее в море информации на форуме.
приложил две книжки:
http://rusfolder.com/35762134
Чюрлёнис. Федотов. `Музыкальные основы творческого метода` и
Чюрленис. Эткинд Марк - `Мир как большая симфония`.
Еще можно посмотреть такой сайт про художественное творчество Чурлениса:
http://ciurlionis.licejus.lt/Tapyba_en.htm
книжки:
http://rusfolder.com/35762134
только в шведской музыке,но во всей мировой музыке...
Уствольской, не в плане похожести творчества, а в плане восприятия их произведений
слушателем-от экстатического восторга до полного пренебрежения. Лично у меня, поначалу,
реакция на музыку шведа была аналогична фразе Голохвастова:`Оно,конечно,да,но-нет`. Но, в
дальнейшем, после более детального ознакомления, скорее `да`.
плане похожести творчества, а в плане восприятия их произведений слушателем
похожесть. В отношении к звуку, к интонации. Всё только «по делу». Никакой воды, изысков и
«оживляжей». Всё чрезвычайно естественно, но естественность особого рода - не «школьного».
Видимо, непонятно сказал. То есть, существует в природе некий набор банальностей, они-то и
кажутся большинству самыми естественными. Но подлинная естественность простирается дальше.
И у Петтерссона, и у Уствольской (хотя у неё реже) иногда возникают совпадения с
банальностью на микроинтонационном уровне (а у Петтерссона - ещё и на гармоническом). А
иногда - не возникают. Но и то, и другое воспринимается одинаково естественно. Диатоника,
угловатая хроматика - всё это к месту. Трезвучие либо какое-то «дикозвучие» - всё
одинаково убеждает и не нарушает стиля. Вот как-то так.