1. «Славься» (Некрасов).
2. «Ночка» (Лодыженский).
3. «Сосна» (Лермонтов).
4. «Задремали волны» (К. Р.).
5. «Неволя» (Цыганов).
6. «Ангел» (Лермонтов).
Скачать ноты
1. «Славься» (Некрасов).
2. «Ночка» (Лодыженский). 3. «Сосна» (Лермонтов). 4. «Задремали волны» (К. Р.). 5. «Неволя» (Цыганов). 6. «Ангел» (Лермонтов). |
||
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
(М. Лермонтов)
Молодой Рахманинов, выбирая для своей музыки стихи молодого Лермонтова, не предполагал,
что создаёт для нас нынешних нечто, что можно назвать `манифестом традиционной музыки`.
Здесь наша духовная опора, основа нашего понимания добра и зла, не зависящая от вывертов
истории и деформации человеческой натуры.
Желаю всем, чтобы в душе никогда не умолкал звук той песни святой- без слов, но живой!
неестественные для него, как мне кажется, бравурность и слащавость. Саша, но Вы ведь
знаете, что я очень люблю Рахманинова :).
хоре. Ведь стихотворение наполнено хоть и светлой, но щемящей, грустью - `Он душу младую в
объятиях нёс Для мира печали и слёз`. Я удивлена. Это - стихотворение совершенно
рахманиновского плана, он бы мог создать такой же шедевр, как `Не пой, красавица, при
мне`. Почему этого не получилось? Интересно было бы узнать, что Вы об этом думаете.
мотивы Талмуда в поэзии. По меньшей мере, представление о предсуществовании душ не
христианское. Кажется, один из воспитателей МЮ был иудей, может, оттуда? Это не я такой
умный, вычитал когда-то в книжках, занимался, потому что надо было использовать данное
стихотворение.
по-христиански. Как бы он о том писал, что в душе есть что-то такое, что нас в этом мире
печальном согревает, что даёт, глядя на этот мир и понимая, сколько в нём бед, принимать
его таким, как и свою судьбу, что ли... Вот что мне нравится в Рахманинове, так это то,
что он никогда не относится к тем художникам, которые словно нарочно ищут везде какой-то
фатум, какое-то горе или неустроенность. Он словно понимает, что это не есть слишком
хорошо. Может быть, стихотворение заронило в Рахманинова такой порыв, что в этом мире,
который и так понятно, не везде радужно-прекрасный, душа содержит божественный свет и это
помогает ей остаться светлой, что бы ни происходило. И всё-таки! На словах `Он душу младую
в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,` хор поёт ход вниз с хроматизмами, мир Земли как будто виден
сверху сквозь дымку, он ещё там далеко внизу расстилается. И поэтому и слёзы там ещё
далеко. Однако на слове `слёз` - разрешение в ми-минорный секстаккорд (сам хор в
Ми-мажоре). Типичная для Рахманинова интонация понимания потенциальной возможности
перенесения скорбей каждым человеком, даже сейчас счастливым и сочувствия к этому, как мне
хочется её охарактеризовать. Не лишённая при этом надежды.
И тут же этому противопоставляется музыка строчек `И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.` И ведь движение-то сначала остаётся тем же, а потом на
выдержанном басу накапливается такая непафосно выраженная, но вместе с тем сильная энергия
добра и на втором слоге слова `живой` громкий неожиданный аккорд - как облегчение от
осознания, что выстоит душа-то! А последнее четверостишие на гимнически выдержанном басу,
как будто в эпических тонах, как историю, рисует нам, как душа жила на Земле, содержа, что
бы ни случалось, луч света. Собственно, в земном мире печали и слёз рахманиновский хор-то
и не обитает.
есть.
нехристианское, но в целом хор христианский по мироощущению, мне кажется.
текста продиктовал помпезную музыку. Может, это всё для того, чтобы написать для учебного
заведения, где тогда работал Рахманинов, кажется (что-то связанное с женским хором),
державный хор, тем более, что стоит он в начале, это содержит соответствующий жест,
по-моему. Но в то, что дело свободы пойдёт вперёд, он и правда, похоже, верил.
А во втором номере, там встречаются вполне себе позднерахманиновские гармонии, есть
`эффект присутствия` под тёмным ночным небом, как будто ещё редкие облачка плывут. Мне
нравится очень! Повторяю, эту запись не слышал из-за низкой скорости И-нет, когда
послушаю, постараюсь охарактеризовать.
находит отправную точку для чего-то своего.
http://classic-online.ru/ru/production/2219
Может, объединить?