Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, профессор Азер Гусейнович Рзаев родился 15 июля 1930 года в Баку (ум. в 2015 г.). Музыкальное образование получил в Азербайджанской государственной консерватории имени Уз. Гаджибекова, которую закончил в 1953 году одновременно по двум специальностям — скрипки у профессора А. Н. Амитона и композиции у профессора Б. И. Зейдмана.
А. Рзаев — автор фортепианного трио (1950 r.), двух скрипичных концертов (1953, 1956 гг.), Струнного квартета (1955 г.), ряда симфонических произведений (1960 — 1972 гг.), оперетты «Путешествие Гаджи Керима на луну», Сонаты для скрипки и фортепиано (1963 г.), Концерта для фортепиано с оркестром (1964 г.), пяти поэм для симфонического оркестра с различными солирующими инструментами, ряда пьес и песен, музыки к кинофильму и многочисленным драматическим спектаклям и т. д.
История создания Сонаты для скрипки и фортепиано относится еще к 1961 году, когда А. Рзаев написал самостоятельную пьесу «Скерцо», впоследствии включенную в сонату в качестве третьей части.
Соната А. Рзаева по своей художественной значимости является одним из лучших сочинений автора и азербайджанской ансамблевой музыки. Она прочно вошла в репертуар многих исполнителей как в республике. так и далеко за ее пределами. Соната вышла в печать в 1964 году.
В Сонате большого внимания заслуживает своеобразный сплав классического стиля с национальными интонациями. Оригинальные приемы исполнения ставят перед скрипачом особые задачи. Такими приемами являются редко встречающиеся в скрипичной литературе игра под полусурдину (тембр скрипки приближается к «гнусавому» звучанию зурны); исполнение на разных струнах двух попарно перемежающихся звуков — усложненный вариант использованной в свое время Паганини игры одной ноты на разных струнах pizzicato правой и левой руками, создающее эффект гитарного звучания, и т. д.
Оптимизм молодости, активный пульс жизни, характерные особенности Сонаты ощущаются с первых тактов волевой, несколько танцевальной главной партии первой части, Allegretto, с ее подчеркнутым ритмически остинатным «биением» с «взрывными» акцентами фортепианного сопровождения. Этот ритмический рисунок в дальнейшем составляет ритмическую основу всей части.
Вторая часть, Andante, по глубине чувств, выразительности и напевности принадлежит к числу лучших лирических страниц музыки А. Рзаева. В ней много драматизма, философского размышления и светлой мечтательности.
Финал написан в форме рондо. Главная тема интонационно близка к главной партии первой части, но при этом характер музыки игровой, подвижный, очень оживленный.
Завершается Соната темой вступления первой части, что подчеркивает единство и цельность цикла.
***
Скрипач Ариф Манафлы принадлежит к числу наиболее интересных музыкантов нового поколения азербайджанской исполнительской школы. Начальное образование он получил в Бакинской специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, которую окончил в 1976 году. Дальнейшая учеба была продолжена в стенах Московской консерватории в классе профессора Д. М. Цыганова. Однако решающую роль в формировании его творческого облика сыграли занятия у выдающегося советского скрипача профессора Б. Л. Гутникова в аспирантуре Ленинградской консерватории, которую он окончил в 1985 году.
В настоящее время скрипач является солистом Азербайджанской государственной филармонии. Репертуар его достаточно разнообразен. Это и музыка барокко — Тартини, Корелли, Вивальди, и концерты Паганини, Мендельсона, Чайковского, Венявского, Брамса, и сочинения композиторов XX столетия — Прокофьева, Сибелиуса, Шостаковича. Особое место в исполнительском творчестве Манафлы занимают произведения азербайджанских авторов. Практически нет ни одного интересного национального сочинения для скрипки, которое бы не было исполнено музыкантом. К числу удач А. Манафлы следует отнести скрипичные сонаты К. Караева, А. Али-заде, А. Рзаева и других произведений.
Народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, лауреат премии Ленинского комсомола пианист Фархад Бадалбейли родился 27 декабря 1947 года в Баку. В 1969 году окончил Азербайджанскую консерваторию и поступил в аспирантуру Московской консерватории. Его педагогами были профессора М. П. Бреннер, Я. И. Зак, доцент Б. Давидович. В 1967 году Ф. Бадалбейли получил третью премию и специальный приз на Международном конкурсе в Чехословакии. В 1968 году завоевал «Гран-при» на Международном конкурсе в Португалии. Пианист гастролирует в СССР и за рубежом.
Sovet
(04.11.2020 00:59)
А ведь недостатков у сочинения, можно сказать, нет. Я, по крайней мере, не нахожу. Яркая, запоминающаяся мелодика в национальном стиле, `техники` и `20-го века` ровно столько, сколько нужно... Структура отличная, без длиннот.
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР, профессор Азер Гусейнович Рзаев родился
15 июля 1930 года в Баку (ум. в 2015 г.). Музыкальное образование получил в
Азербайджанской государственной консерватории имени Уз. Гаджибекова, которую закончил в
1953 году одновременно по двум специальностям — скрипки у профессора А. Н. Амитона и
композиции у профессора Б. И. Зейдмана.
А. Рзаев — автор фортепианного трио (1950 r.), двух скрипичных концертов (1953, 1956
гг.), Струнного квартета (1955 г.), ряда симфонических произведений (1960 — 1972 гг.),
оперетты «Путешествие Гаджи Керима на луну», Сонаты для скрипки и фортепиано (1963 г.),
Концерта для фортепиано с оркестром (1964 г.), пяти поэм для симфонического оркестра с
различными солирующими инструментами, ряда пьес и песен, музыки к кинофильму и
многочисленным драматическим спектаклям и т. д.
История создания Сонаты для скрипки и фортепиано относится еще к 1961 году, когда А.
Рзаев написал самостоятельную пьесу «Скерцо», впоследствии включенную в сонату в качестве
третьей части.
Соната А. Рзаева по своей художественной значимости является одним из лучших сочинений
автора и азербайджанской ансамблевой музыки. Она прочно вошла в репертуар многих
исполнителей как в республике. так и далеко за ее пределами. Соната вышла в печать в 1964
году.
В Сонате большого внимания заслуживает своеобразный сплав классического стиля с
национальными интонациями. Оригинальные приемы исполнения ставят перед скрипачом особые
задачи. Такими приемами являются редко встречающиеся в скрипичной литературе игра под
полусурдину (тембр скрипки приближается к «гнусавому» звучанию зурны); исполнение на
разных струнах двух попарно перемежающихся звуков — усложненный вариант использованной в
свое время Паганини игры одной ноты на разных струнах pizzicato правой и левой руками,
создающее эффект гитарного звучания, и т. д.
Оптимизм молодости, активный пульс жизни, характерные особенности Сонаты ощущаются с
первых тактов волевой, несколько танцевальной главной партии первой части, Allegretto, с
ее подчеркнутым ритмически остинатным «биением» с «взрывными» акцентами фортепианного
сопровождения. Этот ритмический рисунок в дальнейшем составляет ритмическую основу всей
части.
Вторая часть, Andante, по глубине чувств, выразительности и напевности принадлежит к
числу лучших лирических страниц музыки А. Рзаева. В ней много драматизма, философского
размышления и светлой мечтательности.
Финал написан в форме рондо. Главная тема интонационно близка к главной партии первой
части, но при этом характер музыки игровой, подвижный, очень оживленный.
Завершается Соната темой вступления первой части, что подчеркивает единство и цельность
цикла.
***
Скрипач Ариф Манафлы принадлежит к числу наиболее интересных музыкантов нового поколения
азербайджанской исполнительской школы. Начальное образование он получил в Бакинской
специальной музыкальной школе имени Бюль-Бюля, которую окончил в 1976 году. Дальнейшая
учеба была продолжена в стенах Московской консерватории в классе профессора Д. М.
Цыганова. Однако решающую роль в формировании его творческого облика сыграли занятия у
выдающегося советского скрипача профессора Б. Л. Гутникова в аспирантуре Ленинградской
консерватории, которую он окончил в 1985 году.
В настоящее время скрипач является солистом Азербайджанской государственной филармонии.
Репертуар его достаточно разнообразен. Это и музыка барокко — Тартини, Корелли, Вивальди,
и концерты Паганини, Мендельсона, Чайковского, Венявского, Брамса, и сочинения
композиторов XX столетия — Прокофьева, Сибелиуса, Шостаковича. Особое место в
исполнительском творчестве Манафлы занимают произведения азербайджанских авторов.
Практически нет ни одного интересного национального сочинения для скрипки, которое бы не
было исполнено музыкантом. К числу удач А. Манафлы следует отнести скрипичные сонаты К.
Караева, А. Али-заде, А. Рзаева и других произведений.
Народный артист Азербайджанской ССР, лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР,
лауреат премии Ленинского комсомола пианист Фархад Бадалбейли родился 27 декабря 1947 года
в Баку. В 1969 году окончил Азербайджанскую консерваторию и поступил в аспирантуру
Московской консерватории. Его педагогами были профессора М. П. Бреннер, Я. И. Зак, доцент
Б. Давидович. В 1967 году Ф. Бадалбейли получил третью премию и специальный приз на
Международном конкурсе в Чехословакии. В 1968 году завоевал «Гран-при» на Международном
конкурсе в Португалии. Пианист гастролирует в СССР и за рубежом.
запоминающаяся мелодика в национальном стиле, `техники` и `20-го века` ровно столько,
сколько нужно... Структура отличная, без длиннот.