Понимаю Рихтера, который не играл циклы. Аррау (как и многие другие) решил: запишу все сонаты. А что делать конкретно с четвертой - он не знает. Зато комплект. 32 в одном. Рихтер берется играть только тогда, когда ему есть что сказать о ДАННОМ КОНКРЕТНОМ произведении. Даже, как я тут понял, ХТК собрали по кускам.
abyrvalg
(05.09.2013 19:27)
sir Grey писал(а):
Даже, как я тут понял, ХТК собрали по кускам.
Почему? Рихтер играл и записывал ХТК полностью без купюр. И еще Симфонические этюды Шумана, включая посмертные, полностью играл, а также 2-й том прелюдии Дебюсси. А ко всему остальному - да, избирательно подходил.
Intermezzo
(05.09.2013 19:35)
abyrvalg писал(а):
Почему? ....
Не уверен, насколько это уместно, но Рихтер и `Картинки с выставки` полностью играл, много записей.
abyrvalg
(05.09.2013 19:44)
Intermezzo писал(а):
Не уверен, насколько это уместно, но Рихтер и `Картинки с выставки` полностью играл, много записей.
Ну это как бы само собой разумеющееся. А вот чем Рихтер действительно отличался от многих, это тем, что всегда играл все повторы, предписываемые автором. Даже соль-мажорную сонату Шуберта, которая и без того уже длиннющая, сыграл с повтором.
sir Grey
(05.09.2013 20:13)
abyrvalg писал(а):
Почему? /.../ ХТК /.../ Симфонические этюды/... 2-й том прелюдии Дебюсси. А ко всему остальному - да, избирательно подходил.
Не. Здесь я точно прав. Симфонические этюды - это одна вещь, хоть там и понадобавлено потом, и все играют по -разному, но это не 24 прелюдии и не 12 этюдов. ХТК - мне тут объяснили - пластинка есть, а записывалось в разных странах и в разное время. Т.е. он избирательно подходил, точно сказано.
Но есть пределы. Невозможно играть куски из `Карнавала` и из другого `Карнавала`, нельзя исполнить часть сонаты, надо играть всю. Картинки - это одно произведение. Да, можно сыграть на бис замок или ягу, но это одна вещь, это не времена года и не детский альбом.
Но главная мысль моя была - про Аррау. Он, вообще, хороший пианист? По-моему - нет.
abyrvalg
(05.09.2013 20:32)
sir Grey писал(а):
Не. Здесь я точно прав. ХТК - мне тут объяснили - пластинка есть, а записывалось в разных странах и в разное время. Т.е. он избирательно подходил, точно сказано.
Вот у меня перед глазами лежит диск Рихтера с 1-м томом ТХК, записанный в 1970 году. А 2-й том он вообще сыграл в один присест еще в далеком 1943 году в Тбилиси. Где же тут избирательность? Сам Рихтер неоднократно говорил про свой баховский `марафон`.
А что касается Аррау - чудный он пианист, мне его `Трансцедентеные этюды` Листа нравятся.
Intermezzo
(05.09.2013 21:31)
abyrvalg писал(а):
Ну это как бы само собой разумеющееся. А вот чем Рихтер действительно отличался от многих, это тем, что всегда играл все повторы...
И эта позиция мне кажется правильной, позиция действительно честного Музыканта. Впрочем, как я могу что-то плохое сказать о Гульде, который очень часто, даже почти никогда, не повторял?)
Valery2
(05.09.2013 21:31)
sir Grey писал(а):
Он, вообще, хороший пианист? По-моему - нет.
Святая истина. По отношению к Аррау использовать определение `Хороший пианист` - absurdum est.
Intermezzo
(05.09.2013 21:42)
sir Grey писал(а):
Но главная мысль моя была - про Аррау. Он, вообще, хороший пианист? По-моему - нет.
Послушайте его концерты Брамса - возможно, лучшие исполнения, совершенно фантастические.
sir Grey
(05.09.2013 21:48)
abyrvalg писал(а):
Вот у меня перед глазами лежит диск Рихтера с 1-м томом ТХК, записанный в 1970 году. А 2-й том он вообще сыграл в один присест еще в далеком 1943 году в Тбилиси....
Я могу ошибаться, но мне кажется, что здесь ЮрийаусКиев подробно рассказывал, как Рихтер записывал ХТК. Мне помнится, что он не записывал целый том подряд (хотя не исключаю, что играл). Я пороюсь, посмотрю. Но по сути мы согласны - он не любил 4 баллаты, 4 сцерцо и т.п. Все надергивал на свой вкус.
43 год в Тбилиси - конечно, может быть. Еще мои родители его там слушали. Но спросить их уже нельзя.
sir Grey
(05.09.2013 21:53)
Intermezzo писал(а):
Послушайте его концерты Брамса - возможно, лучшие исполнения, совершенно фантастические.
Концерты Брамса я слушать пока не буду, но Ваша оценка для меня важна.
Бетховен Аррау, именно 4 соната, на меня впечатления не производит. Точнее - производит, и впечатление это нехорошее.
Брамс мне нравится в исполнении Чарли Чаплина в фильме `Золотая лихорадка`. Выше этого я подняться не могу. Но лайф гоуз он. Бра-бра. Кто знает? Может, дорасту и до Брамса. Хотя не хотелось бы...
nprivarskaya
(05.09.2013 21:56)
Intermezzo писал(а):
Не уверен, насколько это уместно, но Рихтер и `Картинки с выставки` полностью играл, много записей.
Картинки с выставки как и симфонические этюды,рАвно как Крейслериану,например,играют только целиком-это одно произведение.Что касается всех 32-х сонат,то это,на мой взгляд архисложная задача,для меня,например,неисполнимая-в первую очередь из-за сложных отношений с этими сонатами.Сколько не играла-ну против шерсти,ничего не могу поделать.Не могу понять,не могу выразить,не могу изобразить.Видимо не доросла я до них.Только слушать могу
ak57
(05.09.2013 21:58)
Intermezzo писал(а):
И эта позиция мне кажется правильной, позиция действительно честного Музыканта. Впрочем, как я могу что-то плохое сказать о Гульде, который очень часто, даже почти никогда, не повторял?)
Валентин Берлинский любил рассказывать, что, когда он впервые репетировал с Рихтером Шуберта, он спросил: `Святослав Теофилович, повторы играть будем?` На что Рихтер ответил: `Вы что, музыку не любите?`
abyrvalg
(05.09.2013 22:07)
nprivarskaya писал(а):
Не могу понять,не могу выразить,не могу изобразить.Видимо не доросла я до них.Только слушать могу
Если честно, будь я пианистом, я бы и половины сонат не стал бы играть. Впрочем, и Крейслериану с Карнавалом, как и большинство других вещей Шумана тоже закрыл бы для себя. А в Шопене вообще ни одну ноту бы не сыграл.
precipitato
(05.09.2013 22:11)
sir Grey писал(а):
он не любил 4 баллаты, 4 сцерцо
Записал и то, и другое, однако.
precipitato
(05.09.2013 22:12)
abyrvalg писал(а):
Если честно, будь я пианистом, я бы и половины сонат не стал бы играть.
Я бы не играл 3,12,13,20,25,26.
Intermezzo
(05.09.2013 22:16)
nprivarskaya писал(а):
Картинки с выставки как и симфонические этюды,рАвно как Крейслериану,например,играют только целиком-это одно произведение
Да, хотя и есть исключения. Понимаю, пример, может, и не самый лучший и уместный, но вот Марино Форменти полностью `Картинки...` не играл, а записал лишь `Катакомбы` вместе с оммажами Куртага. Но таков был концепт, так же поступили и с ХТК, и даже с `Давидсбюндлерами`.
Intermezzo
(05.09.2013 22:21)
abyrvalg писал(а):
Впрочем, и Крейслериану с Карнавалом, как и большинство других вещей Шумана тоже закрыл бы для себя. А в Шопене вообще ни одну ноту бы не сыграл.
А я недавно, наоборот, открыл для себя этих композиторов с точки зрения текстов. Ту же Крейслериану (как и вообще почти все из того, что я слушал - а я слушал летом Шумана буквально подряд) было просто приятно смотреть! Вообще, шумановское письмо - одно из главных музыкальных открытий для меня. А уж Шопен, его баллады и скерцо - совершенная фактура, местами сложнейшая полифония, которую не раскрывает почти никто!
LAKE
(05.09.2013 22:22)
nprivarskaya писал(а):
Не могу понять,не могу выразить,не могу изобразить.Видимо не доросла я до них.Только слушать могу
А, нравятся?
sir Grey
(05.09.2013 22:22)
nprivarskaya писал(а):
/.../Что касается всех 32-х сонат,/.../Сколько не играла-ну против шерсти,ничего не могу поделать.Не могу понять,не могу выразить,не могу изобразить/.../
Мне кажется, это два разных подхода. Шнабель видит эти сонаты как нечто единое. А для Рихтера - это штучный товар, у него нет концепции (как и у Вас, видимо). Причем, концепция принадлежит только исполнителю, автор писал в разное время.
Но есть многие, которые просто для понта играют 32 сонаты - мы, дескать, можем. И это ужасно. Это хуже всего.
Кстати, думаю, что у Кемпфа не было цельного представления, он просто хорошо записал каждую отдельно. А у Шнабеля, думаю, было.
Intermezzo
(05.09.2013 22:26)
sir Grey писал(а):
Но есть многие, которые просто для понта играют 32 сонаты - мы, дескать, можем. И это ужасно. Это хуже всего.
Скотт Росс именно так объяснял запись всех сонат Скарлатти (первую в истории, кстати). `Для славы`. Однако, до сих пор многие из них если не эталонны, то совершенно точно одни из лучших.
Aelina
(05.09.2013 22:27)
sir Grey писал(а):
.
А у Шнабеля, думаю, было.
А можно с этого места поподробнее? На каком основании Вы сделали столь интересный вывод?
Intermezzo
(05.09.2013 22:29)
Aelina писал(а):
А можно с этого места поподробнее? На каком основании Вы сделали столь интересный вывод?
Я тоже об этом слышал. Ведь он был первый, записавший все бетховенские сонаты. И время, за которое он справлялся, дает основания так думать - он записывал сонату буквально за день-два. Отсюда немалое количество ошибок в его исполнениях.
abyrvalg
(05.09.2013 22:33)
Intermezzo писал(а):
А я недавно, наоборот, открыл для себя этих композиторов с точки зрения текстов.
Я вас понимаю. Просто эти два композитора у меня переварились уже на клеточном уровне. Я уж молчу сколько всяких интерпретаций переслушал за последние 20 лет. И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
Aelina
(05.09.2013 22:48)
abyrvalg писал(а):
И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
Неужели такое возможно ? И теперь Вам слушать их неинтересно ? Или Вы слушаете те исполнения , которые считаете ` эталонными` ?
precipitato
(05.09.2013 23:14)
sir Grey писал(а):
Шнабель видит эти сонаты как нечто единое.
Как это возможно? Он просто писал сонаты всю жизнь, ни в какой цикл их не выстраивал.
Leb1
(05.09.2013 23:39)
Intermezzo писал(а):
А уж Шопен, его баллады и скерцо - местами сложнейшая полифония, которую не раскрывает почти никто!
Гульд раскрывает :)
(см, например, 3-ю сонату)
http://classic-online.ru/archive/?file_id=9120
но это не всех радует.
Intermezzo
(05.09.2013 23:48)
Leb1 писал(а):
Гульд раскрывает :)
(см, например, 3-ю сонату)
http://classic-online.ru/archive/?file_id=9120
но это не всех радует.
Да, но Гульд кроме нее ничего (к очень большому сожалению) не записал.
Из прекрасных трактовок Шопена, которые мне известны, могу назвать Поллини, Плетнева и особенно Ольссона.
Aelina
(05.09.2013 23:50)
Intermezzo писал(а):
Из прекрасных трактовок Шопена, которые мне известны, могу назвать Поллини, Плетнева и особенно Ольссона.
А Аскиназе ?
Intermezzo
(05.09.2013 23:50)
Aelina писал(а):
А Аскиназе ?
Как я забыл... Обязательно!
musikus
(06.09.2013 00:03)
abyrvalg писал(а):
сколько всяких интерпретаций переслушал за последние 20 лет. И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
Вы - Фауст!
Intermezzo
(06.09.2013 00:12)
abyrvalg писал(а):
...переслушал за последние 20 лет. И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
При безумной их популярности и, в общем-то, совсем небольшом количестве действительно хороших, свежих и адекватных тексту записей, понимаю... Особенно, конечно, что касается Шопена.
Leb1
(06.09.2013 00:22)
Intermezzo писал(а):
Из прекрасных трактовок Шопена, которые мне известны, могу назвать Поллини, ...
Да, когда я выбирал самого близкого мне исполнителя (3-й сонаты), я остановился на Поллини. :)
musikus
(06.09.2013 00:26)
sir Grey писал(а):
Все надергивал на свой вкус.
`Надергивал` - это очень мило применительно к Рихтеру. Вкус у Рихтера, наверное, был неразвитый.
nprivarskaya
(06.09.2013 00:43)
abyrvalg писал(а):
И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
Во время исполнения-разучивания ощущаешь и воспринимаешь и композиторов,и произведения совсем иначе,ежели услушившись и даже выучив их и их трактовки наизусть.Многие вещи,в том числе и упомянутую Вами Крейслериану,совершенно иначе стала воспринимать,трижды возвращаясь к ней.Да и вообще,откровенно говоря,последнее время не очень-то люблю слушать музыку и исполнителей-видимо,это профессиональное.
Andrew_Popoff
(06.09.2013 01:35)
musikus писал(а):
Вы - Фауст!
Вы об этом? :)
`Я богословьем овладел,
Над философией корпел...
Однако я при этом всем
Был и остался дураком`.
(перевод Б.Пастернака).
nprivarskaya
(06.09.2013 10:31)
LAKE писал(а):
А, нравятся?
Если имеется ввиду-по душе ли они мне-нет,не по душе.Впечатляет письмо,форма,содержание,мастерство,совершенство.Но почему-то тяжеловаты они для меня.я не знаю отчего...это откуда-то из подсознания идёт,на физиологическом уровне,я бы даже сказала.Ну невозможно заставить себя любить кого-то или чего-то через силу,если оно не цепляет-будь это даже самое совершенное творение.
abyrvalg
(06.09.2013 10:36)
musikus писал(а):
Вы - Фауст!
Не, для Фауста у меня невысока планка социальной ответственности.
musikus
(06.09.2013 11:02)
Andrew_Popoff писал(а):
Вы об этом? :)
Или об этом:
Я ничего своим усердьем черствым
Добиться не сумел до сей поры.
Ни на волос не стал я боле крупен,
Мир бесконечности мне недоступен.
Чувство-море
(06.09.2013 11:16)
precipitato писал(а):
Я бы не играл 3,12,13,20,25,26.
Вы о сонатах Бетховена?
precipitato
(06.09.2013 15:19)
akriize писал(а):
Вы о сонатах Бетховена?
Ну конечно.
Чувство-море
(06.09.2013 15:41)
precipitato писал(а):
Ну конечно.
)). в комментариях темы уходят `чёрте куда, чёрте к кому`. )
я хотела спросить: они не заслуживают внимания или с исполнением `что-то`..?
precipitato
(06.09.2013 15:46)
akriize писал(а):
)). в комментариях темы уходят `чёрте куда, чёрте к кому`. )
я хотела спросить: они не заслуживают внимания или с исполнением `что-то`..?
Просто я их не очень люблю.
Чувство-море
(06.09.2013 16:09)
precipitato писал(а):
Просто я их не очень люблю.
=)Спасибо, и как-то даже полегче стало..
abyrvalg
(06.09.2013 17:17)
precipitato писал(а):
Я бы не играл 3,12,13,20,25,26.
12 сонату тоже недолюбливаю.
sir Grey
(06.09.2013 17:27)
abyrvalg писал(а):
12 сонату тоже недолюбливаю.
Николай Петрович потупил голову и провел рукой по лицу.
`Но отвергать поэзию? - подумал он опять, - не сочувствовать художеству, природе?..`
abyrvalg
(06.09.2013 17:49)
Aelina писал(а):
Или Вы слушаете те исполнения , которые считаете ` эталонными` ?
Эталонных трактовок мне трудно назвать, в виду, что многие пианисты прекрасно исполняли разного Шопена. У Рихтера, например, мне нравится его этюды, прелюдии, 2-й форт. концерт, у Микеланджело 2-е скерцо, у Оборина - баллады, у Поллини - 1-й форт. концерт, у Циммермана много чего есть интересного, да это можно долго писать. У других есть свои предпочтения - и они будут правы. Но все это я уже давно не слушаю, потому-что просто в ушах звенит.
victormain
(06.09.2013 17:49)
precipitato писал(а):
Я бы не играл 3,12,13,20,25,26.
Ну ты даёшь. У меня 3-я с СТ живьём - одно из самых сильных фортепианных впечатлений в жизни. При этом, заметь: 12-ю он тоже играл отпадно (в другом концерте; с 3-й была 4-я и 32-я, насколько я помню), но полюбить её так меня и не заставил (как и Миша Коллонтай, который тоже играл её совершенно изумительно). Так что с 3-й я не согласен. 2-я часть из лучших у автора.
LAKE
(06.09.2013 17:54)
victormain писал(а):
...Так что с 3-й я не согласен. 2-я часть из лучших у автора.
Вторая часть - совершенно великая и прекрасная музыка.
abyrvalg
(06.09.2013 17:54)
victormain писал(а):
У меня 3-я с СТ живьём - одно из самых сильных фортепианных впечатлений в жизни.
А у меня лондонская запись Рихтера 29-й сонаты вызывает неземной восторг.
precipitato
(06.09.2013 18:07)
victormain писал(а):
Ну ты даёшь.
Ну вот не люблю - и все тут. Клементи чистый.
sir Grey
(06.09.2013 18:22)
victormain писал(а):
Ну ты даёшь. У меня 3-я с СТ живьём - одно из самых сильных фортепианных впечатлений в жизни. При этом, заметь: 12-ю он тоже играл отпадно...
Я хоть и не музыкант, но хочу высказаться. Я и раньше хотел высказаться по поводу 12-ой, но сдержался, а теперь - не смог.
Лично для меня - 12-я абсолютно без вопросов. И именно у Рихтера. А на видео - можно без звука смотреть, просто на его лицо, на движения. Там гениально все (не только марш).
А третья... Я ее воспринимаю тоже как макет, проект, потенция. Что будет из этого дальше. Каждая часть - как набросок в записной книжке композитора.
Ну, и жаловался как-то, что эти терции в начале не могу сыграть никакими пальцами, так что с первого такта соната для меня закрыта. Очень сильное чувство обиды.
Особенно злюсь, когда слушаю Гилельса (кстати, нечастый случай, когда он мне нравится). Эти терции он играет, по-моему, левой ногой. И, кстати, 3-я мне у Гилельса больше нравится, чем у Рихтера (на пластинке, конечно).
dixi
precipitato
(06.09.2013 18:37)
sir Grey писал(а):
Лично для меня - 12-я абсолютно без вопросов.
Мне всегда хотелось слышать в ней какую то другую первую часть, а не эти довольно формальные вариации. С остальными частями все в порядке). Правда, марш для Бетховена, мне кажется, слишком уж лапидарен - прямо Госсек какой то. Впрочем, Госсек в as - moll не забредал, наверно.
sir Grey
(06.09.2013 18:41)
precipitato писал(а):
Мне всегда хотелось слышать в ней какую то другую первую часть,/../
Я думаю, вы, композиторы, смотрите на музыку с какой-то совершенно иной, нам непонятной, точки зрения. Я всегда удивляюсь: почему Тургенев, Толстой, Гончаров, Достоевский и т.п. все переругались? А мне они все нравятся, для меня тут нет спора. С разных сторон мы смотрим - изнутри или снаружи.
abyrvalg
(06.09.2013 18:53)
precipitato писал(а):
Мне всегда хотелось слышать в ней какую то другую первую часть, а не эти довольно формальные вариации. Правда, марш для Бетховена, мне кажется, слишком уж лапидарен
Очень точно сказали. У меня вертелось в голове что-то подобное, да не сформулировал.
sir Grey
(06.09.2013 19:06)
abyrvalg писал(а):
Очень точно сказали. У меня вертелось в голове что-то подобное, да не сформулировал.
Мне только приходит в голову стихотворение. Сейчас найду...
Скалы чувствительны к свирели;
Верблюд прислушивать умеет песнь любви,
Стеня под бременем; румянее крови —
Ты видишь — розы покраснели
В долине Йемена от песней соловья...
А ты, красавица... Не постигаю я.
victormain
(06.09.2013 20:04)
precipitato писал(а):
Ну вот не люблю - и все тут. Клементи чистый.
Это что-то очень личное, нормально. Первые 2 части написаны бесподобно. Правда, побочная у Моцарта слегка подтырена, ну это ненаказуемо. А письмо очень классное, со всеми любимыми сюрпризами. 3-4 части попроще, да, но очень лихо многое. А в 12-й Сонате 1-я часть мне тоже надоедает быстро, особенно если со всеми повторами играть, а без них и нельзя. Остальные части классные.
Mikhail_Kollontay
(06.09.2013 21:58)
precipitato писал(а):
as - moll
У меня так, я вообще вариации в сонатах вроде Крейцеровой читаю проявлением чего-то несимпатичного, но как раз в 12-й - симпатичного. Всю жизнь это играю, может, поэтому лучше и не высказываться. Траурные марши такого рода даже в России неплохо писали, забыл, Долгорукий какой-то, кажется, написал, прилично. А вообще Марсовым полем каким-то ого отдаёт.
Mikhail_Kollontay
(06.09.2013 22:06)
victormain писал(а):
12-ю он тоже играл
Эка Вы, Витя, вспомнили, сто лет назад, наверное. Вообще я Бетховеном увлекался и должен был участвовать в венском конкурсе ведь, а всего в репетруаре были 1,8 в скобках,12,13,14,22 (особенно!), 23 и 28 в скобках, а 29 с юности и многажды. У меня есть исполнение Хаммерклавира 1984 года, но не хочется выкладывать, не так чтоб удачно, да и играю теперь совсем не так. Все 5 концертов когда-то выучил, но реально играю только 3, а 1 в скобках. Багатели 119 и 126.
Andrew_Popoff
(06.09.2013 22:21)
precipitato писал(а):
Мне всегда хотелось слышать в ней какую то другую первую часть, а не эти довольно формальные вариации.
Мне-то как раз первая часть нравится. Написана она просто, конечно, почти моцартовские вариации, но очень ловко и мастерски. И тема там шикарная. А вот марш я тоже не люблю, если читаю с листа, я его пропускаю.
Mikhail_Kollontay
(06.09.2013 22:25)
sir Grey писал(а):
третья... Я ее воспринимаю тоже как макет
Что-то такое есть, но с другой стороны, сонате перепал материалец из ф-нного доопусного квартета. Насчет терций, вот уж народец, где я живу - не только нет проблемы, но даже и не понимают, что тут трудного.
victormain
(06.09.2013 22:26)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Эка Вы, Витя, вспомнили, сто лет назад, наверное... а 29 с юности и многажды...
Да, очень давно, перед Всесоюзным конкурсом Вашим победным. Мы все вместе (точно помню, что Рябов ещё был) ехали в какую-то муз.школу в районе Каширского метро, там Вы и играли. Насколько помню, марш, кажется, вообще без педали был, голый и предельно терпкий, очень здорово. А вот Хаммер я у Вас не слыхал, жалость.
Mikhail_Kollontay
(06.09.2013 22:28)
victormain писал(а):
в районе Каширского метро
Увы, испарилось из головы, вообще тот период помню смутно, тяжело было очень.
sir Grey
(06.09.2013 22:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
....Насчет терций, вот уж народец, где я живу - не только нет проблемы, но даже и не понимают, что тут трудного.
Куда им. Восток - дело тонкое.
nprivarskaya
(06.09.2013 23:56)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Насчет терций,
Я же именно третью сонату в Австрии на конкурсе играла. И вот все пытаюсь вспомнить-как я их играла...Помню,что был какой-то вопрос касательно их,но как я его решила?По-моему Вы запрещали мне перекладывать...А вообще,есть ли разница,каким способом их играть?Многие ведь на 2 руки делят.По большому счету ни из зала,ни,тем более на записи этого не видно.А ведь так реально легче-выход из положения,если представляется сложность такого плана.
nprivarskaya
(07.09.2013 00:10)
nprivarskaya писал(а):
как я их играла..
Все-таки играла терции как положено,одной рукой.Там главное найти удобное положение руки и пальцев,т.к.очень просто становится,если это играть несколько раз подряд,а сложность именно в том,что там начинаешь сразу,нет времени на подготовку.Соответственно должно срабатывать какая-то механическая память,на автомате,что ли
sir Grey
(07.09.2013 10:10)
nprivarskaya писал(а):
/.../Многие ведь на 2 руки делят.По большому счету ни из зала,ни,тем более на записи этого не видно./.../
Да, но нечестно получается...
nprivarskaya
(07.09.2013 10:28)
sir Grey писал(а):
Да, но нечестно получается...
Ну вообщем да,конечно.Хотя люди довольно часто идут на хитрости ради достижения результата.Ну что поделать,если по другому ну никак не получается?
Mikhail_Kollontay
(07.09.2013 11:09)
sir Grey писал(а):
Да, но нечестно получается...
Гораздо противнее 16-е в финале, даже очень виртузные люди там начинают замедлять.
sir Grey
(07.09.2013 11:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Гораздо противнее 16-е в финале, даже очень виртузные люди там начинают замедлять.
Вы про первую часть? Или что? Я не понимаю.
Mikhail_Kollontay
(07.09.2013 11:41)
sir Grey писал(а):
про
Я про 4 часть.
sir Grey
(07.09.2013 12:08)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я про 4 часть.
Да, разница между профессионалом и любителем в музыке, как в шахматах, гигантская. Мне кажется, что шестнадцатые в конце - ерунда. Лети просто по клавишам, и все. Меня там аккорды больше смущали. А вот поди ж!
Ладо, спасибо, интересно все это.
Mikhail_Kollontay
(07.09.2013 13:15)
sir Grey писал(а):
шестнадцатые в конце
Не в конце, почти в самом начале, в 9, что ли, такте. Темп живой, 8-е играть одно, а 16е - совсем другое.
sir Grey
(07.09.2013 14:49)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не в конце, почти в самом начале, в 9, что ли, такте. Темп живой, 8-е играть одно, а 16е - совсем другое.
Нет, я понял Вас. Это была описка, я понял, о каких шестнадцатых. Спасибо, что отвечаете, очень мне интересно это все.
sir Grey
(10.09.2013 21:29)
Нет, для меня это исполнение - точно - преодоленная бездарность. Видимо, играл для комплекта.
Что посоветуете послушать Аррау из Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана? хочу убедиться
Mikhail_Kollontay
(10.09.2013 21:55)
sir Grey писал(а):
Аррау из Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана? хочу убедиться
Помню хорошую 32-ю, киносъемка с концерта.
Mikhail_Kollontay
(11.09.2013 15:03)
В ф-ном исполнении есть своя фишка, удары молоточков, когда они, после удара по струне, шлёпаются вниз, так как бы птюх-птюх-птюх. Когда играю, именно их и слушаю: если не могу услышать (и еще верхние форманты, и то и другое больше, конечно, в воображении), значит, плохо играю, не свободен.
Mikhail_Kollontay
(11.09.2013 15:04)
Mikhail_Kollontay писал(а):
В ф-ном исполнении
Не сюда написал, хотел про компьютерную ф-ную запись.
shark_bmt
(11.09.2013 15:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
В ф-ном исполнении есть своя фишка, удары молоточков, когда они, после удара по струне, шлёпаются вниз, так как бы птюх-птюх-птюх. Когда играю, именно их и слушаю.
Эзотерический пианизм
sir Grey
(11.09.2013 16:27)
Mikhail_Kollontay писал(а):
…они, после удара, шлёпаются вниз…птюх-птюх-птюх. Когда играю…их и слушаю: если не могу услышать(и еще верхние форманты … больше, конечно, в воображении),значит, плохо..,не свободен.
Форманты здесь - обертоны, типа?
И насчет молоточков. Один раз они бьют по струне - это не `плюх`, потом падают назад - это один `плюх`. Почему Вы сказали `плюх` три раза? Он отскакивает дважды, что ли?
Вообще, все очень интересно. Я соединяю то, что Вы писали об ученице с большой попой и маленькой головой, о движениях Гилельса в начале Авроры, о Ваших собственных движениях на видео, и то, что прочитал здесь. Хочеться просто уточнить.
Mikhail_Kollontay
(11.09.2013 16:55)
sir Grey писал(а):
уточнить
Тэк-с.
1. Молоточки плюхаются каждый по одному разу, три раза в смысле много раз, вроде ха-ха-ха, значит смех.
2. Про попы и головы не помню ничего вообще.
3. Гилельс разве двигается?
4. Я не двигаюсь, а вою.
Mikhail_Kollontay
(11.09.2013 16:59)
Mikhail_Kollontay писал(а):
плюхаются
Что это я. Птюхаются, конечно.
sir Grey
(11.09.2013 17:13)
Mikhail_Kollontay писал(а):
1. Молоточки плюхаются каждый по одному разу, три раза в смысле много раз, вроде ха-ха-ха..
2. Про попы и головы не помню ничего вообще.
3. Гилельс разве двигается?
4. Я не двигаюсь, а вою.
1. Спасибо, понял
2. Речь идет о физической конституции пианиста. Где-то слышал, что Нейгауз сказал про ученика, что `такой аппарат встречается раз в сто лет`. Мне это очень интересно. Значит, не только у вокалиста важно, какие у него связки, дыхание и т.п., но и у пианиста - не только попа, но все телосложение. Или теловычитание. Как сидит, какие руки, какие ноги. В отношении Гульда это очевидно. Не задумывался никогда.
3. Двигается.
4. Двигаетесь. А вой - почти не слышен.
Mikhail_Kollontay
(11.09.2013 23:13)
sir Grey писал(а):
Нейгауз
Да-да, этот человек сказал, кажется, что у Рихтера сила во лбу работы Браманте, а у Гилельса свод какой-то зато в кисти.
Leb1
(11.09.2013 23:37)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да-да, этот человек сказал, кажется, что у Рихтера сила во лбу работы Браманте, а у Гилельса свод какой-то зато в кисти.
Г. Нейгауза: «В его черепе, напоминающем купола Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся прекрасная музыка покоится, как младенец на руках Рафаэлевской мадонны» («Святослав Рихтер». Творческий портрет, 1960).
Рихтер это запомнил и часто шутил по этому поводу.
Из статьи Борисова:
`Садимся завтракать. Святослав Теофилович разбивает крутое яйцо о свой лоб, сдирает скорлупу. Пытаюсь протестовать против такого варварства, получаю отповедь: «Купол Браманте и Микеланджело для этого и предназначен!`
сонаты. А что делать конкретно с четвертой - он не знает. Зато комплект. 32 в одном.
Рихтер берется играть только тогда, когда ему есть что сказать о ДАННОМ КОНКРЕТНОМ
произведении. Даже, как я тут понял, ХТК собрали по кускам.
кускам.
этюды Шумана, включая посмертные, полностью играл, а также 2-й том прелюдии Дебюсси. А ко
всему остальному - да, избирательно подходил.
уместно, но Рихтер и `Картинки с выставки` полностью играл, много записей.
`Картинки с выставки` полностью играл, много записей.
разумеющееся. А вот чем Рихтер действительно отличался от многих, это тем, что всегда
играл все повторы, предписываемые автором. Даже соль-мажорную сонату Шуберта, которая и
без того уже длиннющая, сыграл с повтором.
2-й том прелюдии Дебюсси. А ко всему остальному - да, избирательно подходил.
Здесь я точно прав. Симфонические этюды - это одна вещь, хоть там и понадобавлено потом, и
все играют по -разному, но это не 24 прелюдии и не 12 этюдов. ХТК - мне тут объяснили -
пластинка есть, а записывалось в разных странах и в разное время. Т.е. он избирательно
подходил, точно сказано.
Но есть пределы. Невозможно играть куски из `Карнавала` и из другого `Карнавала`, нельзя
исполнить часть сонаты, надо играть всю. Картинки - это одно произведение. Да, можно
сыграть на бис замок или ягу, но это одна вещь, это не времена года и не детский альбом.
Но главная мысль моя была - про Аррау. Он, вообще, хороший пианист? По-моему - нет.
пластинка есть, а записывалось в разных странах и в разное время. Т.е. он избирательно
подходил, точно сказано.
записанный в 1970 году. А 2-й том он вообще сыграл в один присест еще в далеком 1943 году
в Тбилиси. Где же тут избирательность? Сам Рихтер неоднократно говорил про свой баховский
`марафон`.
А что касается Аррау - чудный он пианист, мне его `Трансцедентеные этюды` Листа нравятся.
Рихтер действительно отличался от многих, это тем, что всегда играл все повторы...
эта позиция мне кажется правильной, позиция действительно честного Музыканта. Впрочем, как
я могу что-то плохое сказать о Гульде, который очень часто, даже почти никогда, не
повторял?)
нет.
absurdum est.
хороший пианист? По-моему - нет.
исполнения, совершенно фантастические.
томом ТХК, записанный в 1970 году. А 2-й том он вообще сыграл в один присест еще в
далеком 1943 году в Тбилиси....
ЮрийаусКиев подробно рассказывал, как Рихтер записывал ХТК. Мне помнится, что он не
записывал целый том подряд (хотя не исключаю, что играл). Я пороюсь, посмотрю. Но по сути
мы согласны - он не любил 4 баллаты, 4 сцерцо и т.п. Все надергивал на свой вкус.
43 год в Тбилиси - конечно, может быть. Еще мои родители его там слушали. Но спросить их
уже нельзя.
лучшие исполнения, совершенно фантастические.
но Ваша оценка для меня важна.
Бетховен Аррау, именно 4 соната, на меня впечатления не производит. Точнее - производит,
и впечатление это нехорошее.
Брамс мне нравится в исполнении Чарли Чаплина в фильме `Золотая лихорадка`. Выше этого я
подняться не могу. Но лайф гоуз он. Бра-бра. Кто знает? Может, дорасту и до Брамса. Хотя
не хотелось бы...
`Картинки с выставки` полностью играл, много записей.
симфонические этюды,рАвно как Крейслериану,например,играют только целиком-это одно
произведение.Что касается всех 32-х сонат,то это,на мой взгляд архисложная задача,для
меня,например,неисполнимая-в первую очередь из-за сложных отношений с этими
сонатами.Сколько не играла-ну против шерсти,ничего не могу поделать.Не могу понять,не могу
выразить,не могу изобразить.Видимо не доросла я до них.Только слушать могу
действительно честного Музыканта. Впрочем, как я могу что-то плохое сказать о Гульде,
который очень часто, даже почти никогда, не повторял?)
рассказывать, что, когда он впервые репетировал с Рихтером Шуберта, он спросил: `Святослав
Теофилович, повторы играть будем?` На что Рихтер ответил: `Вы что, музыку не любите?`
изобразить.Видимо не доросла я до них.Только слушать могу
пианистом, я бы и половины сонат не стал бы играть. Впрочем, и Крейслериану с Карнавалом,
как и большинство других вещей Шумана тоже закрыл бы для себя. А в Шопене вообще ни одну
ноту бы не сыграл.
и другое, однако.
сонат не стал бы играть.
этюды,рАвно как Крейслериану,например,играют только целиком-это одно произведение
хотя и есть исключения. Понимаю, пример, может, и не самый лучший и уместный, но вот
Марино Форменти полностью `Картинки...` не играл, а записал лишь `Катакомбы` вместе с
оммажами Куртага. Но таков был концепт, так же поступили и с ХТК, и даже с
`Давидсбюндлерами`.
большинство других вещей Шумана тоже закрыл бы для себя. А в Шопене вообще ни одну ноту бы
не сыграл.
текстов. Ту же Крейслериану (как и вообще почти все из того, что я слушал - а я слушал
летом Шумана буквально подряд) было просто приятно смотреть! Вообще, шумановское письмо -
одно из главных музыкальных открытий для меня. А уж Шопен, его баллады и скерцо -
совершенная фактура, местами сложнейшая полифония, которую не раскрывает почти никто!
изобразить.Видимо не доросла я до них.Только слушать могу
не играла-ну против шерсти,ничего не могу поделать.Не могу понять,не могу выразить,не могу
изобразить/.../
нечто единое. А для Рихтера - это штучный товар, у него нет концепции (как и у Вас,
видимо). Причем, концепция принадлежит только исполнителю, автор писал в разное время.
Но есть многие, которые просто для понта играют 32 сонаты - мы, дескать, можем. И это
ужасно. Это хуже всего.
Кстати, думаю, что у Кемпфа не было цельного представления, он просто хорошо записал
каждую отдельно. А у Шнабеля, думаю, было.
сонаты - мы, дескать, можем. И это ужасно. Это хуже всего.
объяснял запись всех сонат Скарлатти (первую в истории, кстати). `Для славы`. Однако, до
сих пор многие из них если не эталонны, то совершенно точно одни из лучших.
А у Шнабеля, думаю, было.
сделали столь интересный вывод?
основании Вы сделали столь интересный вывод?
первый, записавший все бетховенские сонаты. И время, за которое он справлялся, дает
основания так думать - он записывал сонату буквально за день-два. Отсюда немалое
количество ошибок в его исполнениях.
композиторов с точки зрения текстов.
переварились уже на клеточном уровне. Я уж молчу сколько всяких интерпретаций переслушал
за последние 20 лет. И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
открыть в них.
слушаете те исполнения , которые считаете ` эталонными` ?
единое.
выстраивал.
сложнейшая полифония, которую не раскрывает почти никто!
(см, например, 3-ю сонату)
http://classic-online.ru/archive/?file_id=9120
но это не всех радует.
(см, например, 3-ю сонату)
http://classic-online.ru/archive/?file_id=9120
но это не всех радует.
записал.
Из прекрасных трактовок Шопена, которые мне известны, могу назвать Поллини, Плетнева и
особенно Ольссона.
известны, могу назвать Поллини, Плетнева и особенно Ольссона.
последние 20 лет. И сейчас уже ничего нового не могу для себя открыть в них.
Фауст!
ничего нового не могу для себя открыть в них.
общем-то, совсем небольшом количестве действительно хороших, свежих и адекватных тексту
записей, понимаю... Особенно, конечно, что касается Шопена.
известны, могу назвать Поллини, ...
исполнителя (3-й сонаты), я остановился на Поллини. :)
это очень мило применительно к Рихтеру. Вкус у Рихтера, наверное, был неразвитый.
открыть в них.
композиторов,и произведения совсем иначе,ежели услушившись и даже выучив их и их трактовки
наизусть.Многие вещи,в том числе и упомянутую Вами Крейслериану,совершенно иначе стала
воспринимать,трижды возвращаясь к ней.Да и вообще,откровенно говоря,последнее время не
очень-то люблю слушать музыку и исполнителей-видимо,это профессиональное.
`Я богословьем овладел,
Над философией корпел...
Однако я при этом всем
Был и остался дураком`.
(перевод Б.Пастернака).
мне-нет,не по душе.Впечатляет письмо,форма,содержание,мастерство,совершенство.Но почему-то
тяжеловаты они для меня.я не знаю отчего...это откуда-то из подсознания идёт,на
физиологическом уровне,я бы даже сказала.Ну невозможно заставить себя любить кого-то или
чего-то через силу,если оно не цепляет-будь это даже самое совершенное творение.
планка социальной ответственности.
Я ничего своим усердьем черствым
Добиться не сумел до сей поры.
Ни на волос не стал я боле крупен,
Мир бесконечности мне недоступен.
сонатах Бетховена?
`чёрте куда, чёрте к кому`. )
я хотела спросить: они не заслуживают внимания или с исполнением `что-то`..?
кому`. )
я хотела спросить: они не заслуживают внимания или с исполнением `что-то`..?
я их не очень люблю.
как-то даже полегче стало..
тоже недолюбливаю.
потупил голову и провел рукой по лицу.
`Но отвергать поэзию? - подумал он опять, - не сочувствовать художеству, природе?..`
эталонными` ?
прекрасно исполняли разного Шопена. У Рихтера, например, мне нравится его этюды, прелюдии,
2-й форт. концерт, у Микеланджело 2-е скерцо, у Оборина - баллады, у Поллини - 1-й форт.
концерт, у Циммермана много чего есть интересного, да это можно долго писать. У других
есть свои предпочтения - и они будут правы. Но все это я уже давно не слушаю, потому-что
просто в ушах звенит.
даёшь. У меня 3-я с СТ живьём - одно из самых сильных фортепианных впечатлений в жизни.
При этом, заметь: 12-ю он тоже играл отпадно (в другом концерте; с 3-й была 4-я и 32-я,
насколько я помню), но полюбить её так меня и не заставил (как и Миша Коллонтай, который
тоже играл её совершенно изумительно). Так что с 3-й я не согласен. 2-я часть из лучших у
автора.
лучших у автора.
фортепианных впечатлений в жизни.
вызывает неземной восторг.
Клементи чистый.
самых сильных фортепианных впечатлений в жизни. При этом, заметь: 12-ю он тоже играл
отпадно...
поводу 12-ой, но сдержался, а теперь - не смог.
Лично для меня - 12-я абсолютно без вопросов. И именно у Рихтера. А на видео - можно без
звука смотреть, просто на его лицо, на движения. Там гениально все (не только марш).
А третья... Я ее воспринимаю тоже как макет, проект, потенция. Что будет из этого дальше.
Каждая часть - как набросок в записной книжке композитора.
Ну, и жаловался как-то, что эти терции в начале не могу сыграть никакими пальцами, так
что с первого такта соната для меня закрыта. Очень сильное чувство обиды.
Особенно злюсь, когда слушаю Гилельса (кстати, нечастый случай, когда он мне нравится).
Эти терции он играет, по-моему, левой ногой. И, кстати, 3-я мне у Гилельса больше
нравится, чем у Рихтера (на пластинке, конечно).
dixi
вопросов.
довольно формальные вариации. С остальными частями все в порядке). Правда, марш для
Бетховена, мне кажется, слишком уж лапидарен - прямо Госсек какой то. Впрочем, Госсек в as
- moll не забредал, наверно.
другую первую часть,/../
совершенно иной, нам непонятной, точки зрения. Я всегда удивляюсь: почему Тургенев,
Толстой, Гончаров, Достоевский и т.п. все переругались? А мне они все нравятся, для меня
тут нет спора. С разных сторон мы смотрим - изнутри или снаружи.
другую первую часть, а не эти довольно формальные вариации. Правда, марш для Бетховена,
мне кажется, слишком уж лапидарен
что-то подобное, да не сформулировал.
что-то подобное, да не сформулировал.
Сейчас найду...
Скалы чувствительны к свирели;
Верблюд прислушивать умеет песнь любви,
Стеня под бременем; румянее крови —
Ты видишь — розы покраснели
В долине Йемена от песней соловья...
А ты, красавица... Не постигаю я.
чистый.
Правда, побочная у Моцарта слегка подтырена, ну это ненаказуемо. А письмо очень классное,
со всеми любимыми сюрпризами. 3-4 части попроще, да, но очень лихо многое. А в 12-й Сонате
1-я часть мне тоже надоедает быстро, особенно если со всеми повторами играть, а без них и
нельзя. Остальные части классные.
сонатах вроде Крейцеровой читаю проявлением чего-то несимпатичного, но как раз в 12-й -
симпатичного. Всю жизнь это играю, может, поэтому лучше и не высказываться. Траурные марши
такого рода даже в России неплохо писали, забыл, Долгорукий какой-то, кажется, написал,
прилично. А вообще Марсовым полем каким-то ого отдаёт.
сто лет назад, наверное. Вообще я Бетховеном увлекался и должен был участвовать в венском
конкурсе ведь, а всего в репетруаре были 1,8 в скобках,12,13,14,22 (особенно!), 23 и 28 в
скобках, а 29 с юности и многажды. У меня есть исполнение Хаммерклавира 1984 года, но не
хочется выкладывать, не так чтоб удачно, да и играю теперь совсем не так. Все 5 концертов
когда-то выучил, но реально играю только 3, а 1 в скобках. Багатели 119 и 126.
другую первую часть, а не эти довольно формальные вариации.
часть нравится. Написана она просто, конечно, почти моцартовские вариации, но очень ловко
и мастерски. И тема там шикарная. А вот марш я тоже не люблю, если читаю с листа, я его
пропускаю.
макет
доопусного квартета. Насчет терций, вот уж народец, где я живу - не только нет проблемы,
но даже и не понимают, что тут трудного.
наверное... а 29 с юности и многажды...
Вашим победным. Мы все вместе (точно помню, что Рябов ещё был) ехали в какую-то муз.школу
в районе Каширского метро, там Вы и играли. Насколько помню, марш, кажется, вообще без
педали был, голый и предельно терпкий, очень здорово. А вот Хаммер я у Вас не слыхал,
жалость.
из головы, вообще тот период помню смутно, тяжело было очень.
живу - не только нет проблемы, но даже и не понимают, что тут трудного.
Восток - дело тонкое.
сонату в Австрии на конкурсе играла. И вот все пытаюсь вспомнить-как я их
играла...Помню,что был какой-то вопрос касательно их,но как я его решила?По-моему Вы
запрещали мне перекладывать...А вообще,есть ли разница,каким способом их играть?Многие
ведь на 2 руки делят.По большому счету ни из зала,ни,тем более на записи этого не видно.А
ведь так реально легче-выход из положения,если представляется сложность такого плана.
как положено,одной рукой.Там главное найти удобное положение руки и пальцев,т.к.очень
просто становится,если это играть несколько раз подряд,а сложность именно в том,что там
начинаешь сразу,нет времени на подготовку.Соответственно должно срабатывать какая-то
механическая память,на автомате,что ли
счету ни из зала,ни,тем более на записи этого не видно./.../
получается...
да,конечно.Хотя люди довольно часто идут на хитрости ради достижения результата.Ну что
поделать,если по другому ну никак не получается?
противнее 16-е в финале, даже очень виртузные люди там начинают замедлять.
очень виртузные люди там начинают замедлять.
понимаю.
профессионалом и любителем в музыке, как в шахматах, гигантская. Мне кажется, что
шестнадцатые в конце - ерунда. Лети просто по клавишам, и все. Меня там аккорды больше
смущали. А вот поди ж!
Ладо, спасибо, интересно все это.
самом начале, в 9, что ли, такте. Темп живой, 8-е играть одно, а 16е - совсем другое.
что ли, такте. Темп живой, 8-е играть одно, а 16е - совсем другое.
Это была описка, я понял, о каких шестнадцатых. Спасибо, что отвечаете, очень мне
интересно это все.
комплекта.
Что посоветуете послушать Аррау из Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана?
хочу убедиться
Шуберта, Шумана? хочу убедиться
шлёпаются вниз, так как бы птюх-птюх-птюх. Когда играю, именно их и слушаю: если не могу
услышать (и еще верхние форманты, и то и другое больше, конечно, в воображении), значит,
плохо играю, не свободен.
хотел про компьютерную ф-ную запись.
молоточков, когда они, после удара по струне, шлёпаются вниз, так как бы птюх-птюх-птюх.
Когда играю, именно их и слушаю.
вниз…птюх-птюх-птюх. Когда играю…их и слушаю: если не могу услышать(и еще верхние форманты
… больше, конечно, в воображении),значит, плохо..,не свободен.
обертоны, типа?
И насчет молоточков. Один раз они бьют по струне - это не `плюх`, потом падают назад -
это один `плюх`. Почему Вы сказали `плюх` три раза? Он отскакивает дважды, что ли?
Вообще, все очень интересно. Я соединяю то, что Вы писали об ученице с большой попой и
маленькой головой, о движениях Гилельса в начале Авроры, о Ваших собственных движениях на
видео, и то, что прочитал здесь. Хочеться просто уточнить.
1. Молоточки плюхаются каждый по одному разу, три раза в смысле много раз, вроде
ха-ха-ха, значит смех.
2. Про попы и головы не помню ничего вообще.
3. Гилельс разве двигается?
4. Я не двигаюсь, а вою.
конечно.
разу, три раза в смысле много раз, вроде ха-ха-ха..
2. Про попы и головы не помню ничего вообще.
3. Гилельс разве двигается?
4. Я не двигаюсь, а вою.
2. Речь идет о физической конституции пианиста. Где-то слышал, что Нейгауз сказал про
ученика, что `такой аппарат встречается раз в сто лет`. Мне это очень интересно. Значит,
не только у вокалиста важно, какие у него связки, дыхание и т.п., но и у пианиста - не
только попа, но все телосложение. Или теловычитание. Как сидит, какие руки, какие ноги. В
отношении Гульда это очевидно. Не задумывался никогда.
3. Двигается.
4. Двигаетесь. А вой - почти не слышен.
что у Рихтера сила во лбу работы Браманте, а у Гилельса свод какой-то зато в кисти.
у Рихтера сила во лбу работы Браманте, а у Гилельса свод какой-то зато в кисти.
Нейгауза: «В его черепе, напоминающем купола Браманте и Микеланджело, вся музыка, вся
прекрасная музыка покоится, как младенец на руках Рафаэлевской мадонны» («Святослав
Рихтер». Творческий портрет, 1960).
Рихтер это запомнил и часто шутил по этому поводу.
Из статьи Борисова:
`Садимся завтракать. Святослав Теофилович разбивает крутое яйцо о свой лоб, сдирает
скорлупу. Пытаюсь протестовать против такого варварства, получаю отповедь: «Купол Браманте
и Микеланджело для этого и предназначен!`
Из статьи Борисова:
...
что поправили.
Описался.