Скачать ноты
Произведение посвящено Н.Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю и навеяно впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».

         (20)  


MargarMast (27.11.2010 03:23)
Решила добавить сюда, чтобы можно было сравнить рахманиновскую симфоническую поэму "Остров
мёртвых" по мотивам картины Бёкли: http://www.arnoldbocklin.com/ab_isleofthedead.htm
с "Виллой на море" Мартину Богуслава по мотивам одноименной картины того же Бёкли.
Вот что Рахманинов сказал об этом произведении: "Впервые я увидел в Дрездене только
копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины
произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине
я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала
увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше
нравится в чёрно-белом виде."

MargarMast (27.11.2010 03:25)
Извините - дважды недопечатала имя Бёклина.

dim_ (19.10.2011 17:02)
MargarMast писал(а):
Вот что Рахманинов сказал об этом произведении:
...
Вот что - о нем же - Маяковский:

Необычайное

Стихает бас в комариные трельки.
Подбитые воздухом, стихли тарелки.
Обои,
стены
блекли...
блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
на город разросшийся
Беклин
Москвой расставил `Остров мертвых`.
Давным-давно.
Подавно -
теперь.
И нету проще!
Вон
в лодке,
скутан саваном,
недвижный перевозчик.
Не то моря,
не то поля -
их шорох тишью стерт весь.
А за морями -
тополя
возносят в небо мертвость.
Что ж -
ступлю!
И сразу
тополи
сорвались с мест,
пошли,
затопали.
Тополи стали спокойствия мерами,
ночей сторожами,
милиционерами.
Расчетверившись,
белый Харон
стал колоннадой почтамтских колонн.

ArtemBabushkin (26.04.2012 12:45)
Точно описывает музыка этот остров.

victormain (21.08.2013 06:50)
ArtemBabushkin писал(а):
Точно описывает музыка этот
остров.
Это он её описывает. Надеюсь, не слишком точно.

alexshmurak (21.08.2013 06:52)
как же круто СВР тут продирижировал! жалко, что всего три записи с ним-дирижёром было
сделано. ну, в известном смысле, он сам `виноват`, что сделал ставку на пианистическую
карьеру в США.

Mikhail_Kollontay (21.08.2013 06:55)
alexshmurak писал(а):
сделал ставку на пианистическую карьеру в
США
Ну, в таких случаях не до выбора, уж куда запрягли, туда и полезай, с Плетнёвым
то же самое, и сам я рад, что миновал, но и то - потому, что стали мне строить заборы,
искусственно, а самому отказаться очень сложно.

victormain (21.08.2013 06:58)
alexshmurak писал(а):
как же круто СВР тут продирижировал! жалко, что
всего три записи с ним-дирижёром было сделано. ну, в известном смысле, он сам `виноват`,
что сделал ставку на пианистическую карьеру в США.
Шаляпин говорил, что после
Мамонтовской оперы с СВР за пультом петь больше было не с кем. Да, дико жалко, что записей
почти не осталось. Мог бы Горовицу 3-й Концерт отмахать, между прочим, вот это была бы
запись.

newyorkin (12.05.2017 14:42)
Объясните, с каким оркестром, где и когда сделана запись? Это известно?

Mikhail_Kollontay (12.05.2017 17:00)
newyorkin писал(а):
Объясните, с каким оркестром, где и когда сделана
запись? Это известно?
Мне кажется, дирижирование - лучшее, что делал Рахманинов. М У
З Ы К А Н Т. Учил Жарова (казачий хор) - когда дирижируешь, движения надо самые
минимальные. Сохраняй потенциал усиления. И верно, Жаров так и делал, есть кино.

abyrvalg (12.05.2017 18:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, дирижирование - лучшее, что
делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т.
Я думаю, не дирижирование, а педагогическая
деятельность.

musikus (12.05.2017 20:44)
abyrvalg писал(а):
Я думаю, не дирижирование, а педагогическая
деятельность.
Подведем итоги: Сергей Васильевич никуда не годился ни как композитор,
ни как пианист, ни как дирижер. Лучше всего он водил автомобиль.

abyrvalg (12.05.2017 23:16)
musikus писал(а):
Подведем итоги: Сергей Васильевич никуда не годился
ни как композитор, ни как пианист, ни как дирижер. Лучше всего он водил автомобиль.
А
вот посмотрите: он очень много сделал в отношении музыкального образования, занимался с
Шаляпиным, обучал артистов Большого театра, а ведь дирижёр это тот же педагог, работал в
Институте благородных девиц, был специально для него создан пост заместителя председателя
Русского музыкального общества, он ездил по всей стране и слушал инструменталистов,
пианистов, вокалистов... Рахманинов одно время даже был профессором МГУ, о чём мало кто
знает.

Valery2 (13.05.2017 09:33)
newyorkin писал(а):
Объясните, с каким оркестром, где и когда сделана
запись? Это известно?
Ничего сложного. В нашем архиве представлены ВСЕ записи,
сделанные Рахманиновым как дирижёром. Во всех трёх случаях был Филадельфийский оркестр -
Сергей Васильевич вообще его предпочитал, все записи фп концертов тоже с этим орк. `Остров
мёртвых` и оркестровая версия `Вокализа` записаны 20.04.1929, Третья симфония -
11.12.1939.
`ГДЕ` - сложнее. Надо поднимать литературу о Рахманинове, может, там есть. Вне всякого
сомнения, в США, в одной из студий RCA/Victor, скорее всего, где-то на востоке (Нью-Йорк?
Филадельфия?)

abyrvalg (13.05.2017 10:43)
Valery2 писал(а):
Ничего сложного. В нашем архиве представлены ВСЕ
записи, сделанные Рахманиновым как дирижёром. Во всех трёх случаях был Филадельфийский
оркестр - Сергей Васильевич вообще его предпочитал, все записи фп концертов тоже с этим
орк. `Остров мёртвых` и оркестровая версия `Вокализа` записаны 20.04.1929, Третья симфония
- 11.12.1939.
`ГДЕ` - сложнее. Надо поднимать литературу о Рахманинове, может, там есть. Вне всякого
сомнения, в США, в одной из студий RCA/Victor, скорее всего, где-то на востоке (Нью-Йорк?
Филадельфия?)
А всё удивляюсь, ну как современники Рахманинова, я уж не говорю про
Америку, не удосужились заснять на киноплёнку играющего Рахманинова. Нет ни одного видео!
Вот за это кирдык точняк Америке скоро будет.

Mick_M (13.05.2017 11:40)
abyrvalg писал(а):
А всё удивляюсь, ну как современники Рахманинова,
я уж не говорю про Америку, не удосужились заснять на киноплёнку играющего Рахманинова.
Нет ни одного видео! Вот за это кирдык точняк Америке скоро будет.
Где-то на Vimeo
была Сарабанда из баховской Партиты. Звук явно позже наложен (асинхрон дикий), но пальцы
по клавишам бегают:)), и сам СВР виден тоже.

Mikhail_Kollontay (13.05.2017 13:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, дирижирование - лучшее, что
делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т. Учил Жарова (казачий хор) - когда дирижируешь, движения
надо самые минимальные. Сохраняй потенциал усиления. И верно, Жаров так и делал, есть
кино.
Даже еще точнее скажу что думаю. Ни в каком другом исполнении слушать особо эту
пьесу не хочется. Как и Вокализ. Не надо, пожалуйста, никаких нам певиц и прочего. Только
автор сказал как дирижер то, что надо, и все должны умолкнуть.

Mikhail_Kollontay (13.05.2017 13:34)
MargarMast писал(а):
В красках она не особенно взволновала меня. Если
бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина
мне больше нравится в чёрно-белом виде.`
Это, к слову, тоже поразительно верно,
по-моему. Хорош Борис Годунов у Пушкина, но у Мусоргского (я только о словесном тексте!)
он куда истиннее. Пусть там и нет очень многого.

Opus88 (13.05.2017 14:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Даже еще точнее скажу что думаю. Ни в
каком другом исполнении слушать особо эту пьесу не хочется. Как и Вокализ. Не надо,
пожалуйста, никаких нам певиц и прочего. Только автор сказал как дирижер то, что надо, и
все должны умолкнуть.
Так если всё от Бога - то ну никак не может авторская версия
быть единственно верной!
Это как требовать существования лишь одного единственного фрукта/овоща, пусть
Вами/авторами и самого любимого...

AWB222 (08.04.2023 16:06)
Абсолютно согласен с Михаилом. Данная запись очень убедительное авторское прочтение, и
неслучайно С.В. так тщательно оговаривал , например, с Митропулосом все детали, и требовал
выполнения всего, что заложено в партитуру. Но сам он, как минимум, в одном месте делает
то, чего в партитуре нет! Я о субито пианиссмо и последующим крещендо в цифре 22. То есть,
как композитору- ему это пианиссимо не показалось необходимым, а как дирижёру- да.
Интересная деталь. А еще не совсем понятно- почему эта запись начинается с 5-го такта? А
вдруг это авторская (еще одна, шестая) купюра?



 
     
classic-online@bk.ru