Произведение посвящено Н.Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю и навеяно впечатлением от чёрно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».
Решила добавить сюда, чтобы можно было сравнить рахманиновскую симфоническую поэму "Остров мёртвых" по мотивам картины Бёкли: http://www.arnoldbocklin.com/ab_isleofthedead.htm
с "Виллой на море" Мартину Богуслава по мотивам одноименной картины того же Бёкли.
Вот что Рахманинов сказал об этом произведении: "Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде."
MargarMast
(27.11.2010 03:25)
Извините - дважды недопечатала имя Бёклина.
dim_
(19.10.2011 17:02)
MargarMast писал(а):
Вот что Рахманинов сказал об этом произведении: ...
Вот что - о нем же - Маяковский:
Необычайное
Стихает бас в комариные трельки.
Подбитые воздухом, стихли тарелки.
Обои,
стены
блекли...
блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
на город разросшийся
Беклин
Москвой расставил `Остров мертвых`.
Давным-давно.
Подавно -
теперь.
И нету проще!
Вон
в лодке,
скутан саваном,
недвижный перевозчик.
Не то моря,
не то поля -
их шорох тишью стерт весь.
А за морями -
тополя
возносят в небо мертвость.
Что ж -
ступлю!
И сразу
тополи
сорвались с мест,
пошли,
затопали.
Тополи стали спокойствия мерами,
ночей сторожами,
милиционерами.
Расчетверившись,
белый Харон
стал колоннадой почтамтских колонн.
ArtemBabushkin
(26.04.2012 12:45)
Точно описывает музыка этот остров.
victormain
(21.08.2013 06:50)
ArtemBabushkin писал(а):
Точно описывает музыка этот остров.
Это он её описывает. Надеюсь, не слишком точно.
alexshmurak
(21.08.2013 06:52)
как же круто СВР тут продирижировал! жалко, что всего три записи с ним-дирижёром было сделано. ну, в известном смысле, он сам `виноват`, что сделал ставку на пианистическую карьеру в США.
Mikhail_Kollontay
(21.08.2013 06:55)
alexshmurak писал(а):
сделал ставку на пианистическую карьеру в США
Ну, в таких случаях не до выбора, уж куда запрягли, туда и полезай, с Плетнёвым то же самое, и сам я рад, что миновал, но и то - потому, что стали мне строить заборы, искусственно, а самому отказаться очень сложно.
victormain
(21.08.2013 06:58)
alexshmurak писал(а):
как же круто СВР тут продирижировал! жалко, что всего три записи с ним-дирижёром было сделано. ну, в известном смысле, он сам `виноват`, что сделал ставку на пианистическую карьеру в США.
Шаляпин говорил, что после Мамонтовской оперы с СВР за пультом петь больше было не с кем. Да, дико жалко, что записей почти не осталось. Мог бы Горовицу 3-й Концерт отмахать, между прочим, вот это была бы запись.
newyorkin
(12.05.2017 14:42)
Объясните, с каким оркестром, где и когда сделана запись? Это известно?
Mikhail_Kollontay
(12.05.2017 17:00)
newyorkin писал(а):
Объясните, с каким оркестром, где и когда сделана запись? Это известно?
Мне кажется, дирижирование - лучшее, что делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т. Учил Жарова (казачий хор) - когда дирижируешь, движения надо самые минимальные. Сохраняй потенциал усиления. И верно, Жаров так и делал, есть кино.
abyrvalg
(12.05.2017 18:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, дирижирование - лучшее, что делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т.
Я думаю, не дирижирование, а педагогическая деятельность.
musikus
(12.05.2017 20:44)
abyrvalg писал(а):
Я думаю, не дирижирование, а педагогическая деятельность.
Подведем итоги: Сергей Васильевич никуда не годился ни как композитор, ни как пианист, ни как дирижер. Лучше всего он водил автомобиль.
abyrvalg
(12.05.2017 23:16)
musikus писал(а):
Подведем итоги: Сергей Васильевич никуда не годился ни как композитор, ни как пианист, ни как дирижер. Лучше всего он водил автомобиль.
А вот посмотрите: он очень много сделал в отношении музыкального образования, занимался с Шаляпиным, обучал артистов Большого театра, а ведь дирижёр это тот же педагог, работал в Институте благородных девиц, был специально для него создан пост заместителя председателя Русского музыкального общества, он ездил по всей стране и слушал инструменталистов, пианистов, вокалистов... Рахманинов одно время даже был профессором МГУ, о чём мало кто знает.
Valery2
(13.05.2017 09:33)
newyorkin писал(а):
Объясните, с каким оркестром, где и когда сделана запись? Это известно?
Ничего сложного. В нашем архиве представлены ВСЕ записи, сделанные Рахманиновым как дирижёром. Во всех трёх случаях был Филадельфийский оркестр - Сергей Васильевич вообще его предпочитал, все записи фп концертов тоже с этим орк. `Остров мёртвых` и оркестровая версия `Вокализа` записаны 20.04.1929, Третья симфония - 11.12.1939.
`ГДЕ` - сложнее. Надо поднимать литературу о Рахманинове, может, там есть. Вне всякого сомнения, в США, в одной из студий RCA/Victor, скорее всего, где-то на востоке (Нью-Йорк? Филадельфия?)
abyrvalg
(13.05.2017 10:43)
Valery2 писал(а):
Ничего сложного. В нашем архиве представлены ВСЕ записи, сделанные Рахманиновым как дирижёром. Во всех трёх случаях был Филадельфийский оркестр - Сергей Васильевич вообще его предпочитал, все записи фп концертов тоже с этим орк. `Остров мёртвых` и оркестровая версия `Вокализа` записаны 20.04.1929, Третья симфония - 11.12.1939.
`ГДЕ` - сложнее. Надо поднимать литературу о Рахманинове, может, там есть. Вне всякого сомнения, в США, в одной из студий RCA/Victor, скорее всего, где-то на востоке (Нью-Йорк? Филадельфия?)
А всё удивляюсь, ну как современники Рахманинова, я уж не говорю про Америку, не удосужились заснять на киноплёнку играющего Рахманинова. Нет ни одного видео! Вот за это кирдык точняк Америке скоро будет.
Mick_M
(13.05.2017 11:40)
abyrvalg писал(а):
А всё удивляюсь, ну как современники Рахманинова, я уж не говорю про Америку, не удосужились заснять на киноплёнку играющего Рахманинова. Нет ни одного видео! Вот за это кирдык точняк Америке скоро будет.
Где-то на Vimeo была Сарабанда из баховской Партиты. Звук явно позже наложен (асинхрон дикий), но пальцы по клавишам бегают:)), и сам СВР виден тоже.
Mikhail_Kollontay
(13.05.2017 13:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне кажется, дирижирование - лучшее, что делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т. Учил Жарова (казачий хор) - когда дирижируешь, движения надо самые минимальные. Сохраняй потенциал усиления. И верно, Жаров так и делал, есть кино.
Даже еще точнее скажу что думаю. Ни в каком другом исполнении слушать особо эту пьесу не хочется. Как и Вокализ. Не надо, пожалуйста, никаких нам певиц и прочего. Только автор сказал как дирижер то, что надо, и все должны умолкнуть.
Mikhail_Kollontay
(13.05.2017 13:34)
MargarMast писал(а):
В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде.`
Это, к слову, тоже поразительно верно, по-моему. Хорош Борис Годунов у Пушкина, но у Мусоргского (я только о словесном тексте!) он куда истиннее. Пусть там и нет очень многого.
Opus88
(13.05.2017 14:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Даже еще точнее скажу что думаю. Ни в каком другом исполнении слушать особо эту пьесу не хочется. Как и Вокализ. Не надо, пожалуйста, никаких нам певиц и прочего. Только автор сказал как дирижер то, что надо, и все должны умолкнуть.
Так если всё от Бога - то ну никак не может авторская версия быть единственно верной!
Это как требовать существования лишь одного единственного фрукта/овоща, пусть Вами/авторами и самого любимого...
AWB222
(08.04.2023 16:06)
Абсолютно согласен с Михаилом. Данная запись очень убедительное авторское прочтение, и неслучайно С.В. так тщательно оговаривал , например, с Митропулосом все детали, и требовал выполнения всего, что заложено в партитуру. Но сам он, как минимум, в одном месте делает то, чего в партитуре нет! Я о субито пианиссмо и последующим крещендо в цифре 22. То есть, как композитору- ему это пианиссимо не показалось необходимым, а как дирижёру- да. Интересная деталь. А еще не совсем понятно- почему эта запись начинается с 5-го такта? А вдруг это авторская (еще одна, шестая) купюра?
мёртвых" по мотивам картины Бёкли: http://www.arnoldbocklin.com/ab_isleofthedead.htm
с "Виллой на море" Мартину Богуслава по мотивам одноименной картины того же Бёкли.
Вот что Рахманинов сказал об этом произведении: "Впервые я увидел в Дрездене только
копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины
произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине
я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала
увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше
нравится в чёрно-белом виде."
...
Необычайное
Стихает бас в комариные трельки.
Подбитые воздухом, стихли тарелки.
Обои,
стены
блекли...
блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
на город разросшийся
Беклин
Москвой расставил `Остров мертвых`.
Давным-давно.
Подавно -
теперь.
И нету проще!
Вон
в лодке,
скутан саваном,
недвижный перевозчик.
Не то моря,
не то поля -
их шорох тишью стерт весь.
А за морями -
тополя
возносят в небо мертвость.
Что ж -
ступлю!
И сразу
тополи
сорвались с мест,
пошли,
затопали.
Тополи стали спокойствия мерами,
ночей сторожами,
милиционерами.
Расчетверившись,
белый Харон
стал колоннадой почтамтских колонн.
остров.
сделано. ну, в известном смысле, он сам `виноват`, что сделал ставку на пианистическую
карьеру в США.
США
то же самое, и сам я рад, что миновал, но и то - потому, что стали мне строить заборы,
искусственно, а самому отказаться очень сложно.
всего три записи с ним-дирижёром было сделано. ну, в известном смысле, он сам `виноват`,
что сделал ставку на пианистическую карьеру в США.
Мамонтовской оперы с СВР за пультом петь больше было не с кем. Да, дико жалко, что записей
почти не осталось. Мог бы Горовицу 3-й Концерт отмахать, между прочим, вот это была бы
запись.
запись? Это известно?
З Ы К А Н Т. Учил Жарова (казачий хор) - когда дирижируешь, движения надо самые
минимальные. Сохраняй потенциал усиления. И верно, Жаров так и делал, есть кино.
делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т.
деятельность.
деятельность.
ни как пианист, ни как дирижер. Лучше всего он водил автомобиль.
ни как композитор, ни как пианист, ни как дирижер. Лучше всего он водил автомобиль.
вот посмотрите: он очень много сделал в отношении музыкального образования, занимался с
Шаляпиным, обучал артистов Большого театра, а ведь дирижёр это тот же педагог, работал в
Институте благородных девиц, был специально для него создан пост заместителя председателя
Русского музыкального общества, он ездил по всей стране и слушал инструменталистов,
пианистов, вокалистов... Рахманинов одно время даже был профессором МГУ, о чём мало кто
знает.
запись? Это известно?
сделанные Рахманиновым как дирижёром. Во всех трёх случаях был Филадельфийский оркестр -
Сергей Васильевич вообще его предпочитал, все записи фп концертов тоже с этим орк. `Остров
мёртвых` и оркестровая версия `Вокализа` записаны 20.04.1929, Третья симфония -
11.12.1939.
`ГДЕ` - сложнее. Надо поднимать литературу о Рахманинове, может, там есть. Вне всякого
сомнения, в США, в одной из студий RCA/Victor, скорее всего, где-то на востоке (Нью-Йорк?
Филадельфия?)
записи, сделанные Рахманиновым как дирижёром. Во всех трёх случаях был Филадельфийский
оркестр - Сергей Васильевич вообще его предпочитал, все записи фп концертов тоже с этим
орк. `Остров мёртвых` и оркестровая версия `Вокализа` записаны 20.04.1929, Третья симфония
- 11.12.1939.
`ГДЕ` - сложнее. Надо поднимать литературу о Рахманинове, может, там есть. Вне всякого
сомнения, в США, в одной из студий RCA/Victor, скорее всего, где-то на востоке (Нью-Йорк?
Филадельфия?)
Америку, не удосужились заснять на киноплёнку играющего Рахманинова. Нет ни одного видео!
Вот за это кирдык точняк Америке скоро будет.
я уж не говорю про Америку, не удосужились заснять на киноплёнку играющего Рахманинова.
Нет ни одного видео! Вот за это кирдык точняк Америке скоро будет.
была Сарабанда из баховской Партиты. Звук явно позже наложен (асинхрон дикий), но пальцы
по клавишам бегают:)), и сам СВР виден тоже.
делал Рахманинов. М У З Ы К А Н Т. Учил Жарова (казачий хор) - когда дирижируешь, движения
надо самые минимальные. Сохраняй потенциал усиления. И верно, Жаров так и делал, есть
кино.
пьесу не хочется. Как и Вокализ. Не надо, пожалуйста, никаких нам певиц и прочего. Только
автор сказал как дирижер то, что надо, и все должны умолкнуть.
бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина
мне больше нравится в чёрно-белом виде.`
по-моему. Хорош Борис Годунов у Пушкина, но у Мусоргского (я только о словесном тексте!)
он куда истиннее. Пусть там и нет очень многого.
каком другом исполнении слушать особо эту пьесу не хочется. Как и Вокализ. Не надо,
пожалуйста, никаких нам певиц и прочего. Только автор сказал как дирижер то, что надо, и
все должны умолкнуть.
быть единственно верной!
Это как требовать существования лишь одного единственного фрукта/овоща, пусть
Вами/авторами и самого любимого...
неслучайно С.В. так тщательно оговаривал , например, с Митропулосом все детали, и требовал
выполнения всего, что заложено в партитуру. Но сам он, как минимум, в одном месте делает
то, чего в партитуре нет! Я о субито пианиссмо и последующим крещендо в цифре 22. То есть,
как композитору- ему это пианиссимо не показалось необходимым, а как дирижёру- да.
Интересная деталь. А еще не совсем понятно- почему эта запись начинается с 5-го такта? А
вдруг это авторская (еще одна, шестая) купюра?