Скачать ноты

Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось...Читать дальше
Комико-фантастическая опера в 4 действиях. Либретто по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» написано Я. Полонским.
Первое представление оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24.11.1876 в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19.01.1887 в Москве на сцене Большого театра под управлением П.И.Чайковского.

Действующие лица:
- Вакула, кузнец (тенор)
- Солоха, мать Вакулы, ведьма (меццо-сопрано)
- Бес из пекла, фантастическое лицо (баритон)
- Чуб, пожилой казак (бас)
- Оксана, дочь Чуба (сопрано)
- Пан Голова, кум Чуба (бас)
- Панас, кум Чуба (тенор)
- школьный учитель, из бурсаков (тенор)
- Светлейший (баритон)
- церемониймейстер (бас)
- дежурный (тенор)
- старый запорожец (бас)
- леший (баритон)
Парубки, девчата, старики и старухи, гусляры, русалки, эхо, духи, придворные дамы и кавалеры, запорожцы и другие.

Действие происходит в Диканьке на Украине и в Петербурге в конце XVIIIв.

I действие
1 картина
Зимняя Диканька в лунную ночь. Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его нарисовал так, что над ним «иногда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушку, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть в наедине. Он мчится за Солохой, которая оседлала помело и похищает месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.

2 картина
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы, капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает Чуба, сбившегося с дороги, из собственного дома, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его.

II действие
1 картина
В доме Солохи возле неё любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, которые вылезли из щелей в виде сверчков, паучков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден укрыться в мешке для угля. Позже та же ситуация повторяется со Школьным учителем и Чубом. Последним входит Вакула. Не замечая избыточного веса мешков со случайными гостями, он взваливает их на плечи и несёт в кузницу.

2 картина
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех сообщает Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он подарит ей черевички, которые носит сама Императрица. Вакула не в силах больше терпеть укоры любимой и решает утопиться. Он несет с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Парни открывают мешки, которые остались, и с удивлением и смехом обнаруживают в них Голову, Чуба и Школьного учителя.

III действие
1 картина
Глухое место у реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжёлом размышлениях. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает Бес и требует, чтобы парень отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал Беса и потребовал везти его в Петербург к царице за черевичками.

2 картина
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в тот же день предстают перед царицей.

3 картина
В дворцовой зале звучит торжественный полонез. Светлейший сообщает о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевикии. После танца и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на Бесе отправляется домой.

IV действие
Утренний Благовест Рождества. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появляется Вакула, и, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на этот раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.

Х Свернуть

Г.Нэлепп (Вакула), Е.Антонова (Солоха), Алексей Иванов (бес), М.Михайлов (Чуб), Е.Кругликова (Оксана), С.Красовский (голова), Ф.Годовкин (Панас), А.Перегудов (учитель), Андрей Иванов (Светлейший), О.Инсарова (Екатерина II), И.Ионов (церемониймейстер), В.Шевцов (дежурный), И.Силаев (старый запорожец), Михаил Сказин (голос лешего). / Запись 1948 г.
         (2)  


alebaranov (13.12.2013 12:57)
Г.Нэлепп (Вакула), Е.Антонова (Солоха), Алексей Иванов (бес), М.Михайлов (Чуб),
Е.Кругликова (Оксана), С.Красовский (голова), Ф.Годовкин (Панас), А.Перегудов (учитель),
Андрей Иванов (Светлейший), О.Инсарова (Екатерина II), И.Ионов (церемониймейстер),
В.Шевцов (дежурный), И.Силаев (старый запорожец), Михаил Сказин (голос лешего).

Satir (05.11.2014 17:07)
Вчера прослушал целиком всю оперу - и... чувствую, что Оксане годов-то будет весьма и
весьма поболее, нежели сколько ей дал Николай Васильевич. Сейчас посмотрел: Елене
Дмитриевне Кругликовой при постановке этой оперы было 41 год. Вопрос разяснился. Но, тем
не менее, все равно хочется более молодую Оксану.
А теперь о Вакуле. Ох, уж этот Нэлепп! Голос, манера пения, - жалкий любовник. Как
не люби он своих девушек, а те все смотрят на панов Янушей да Голландцев летучих. Но
Вакула-то ведь - не нытик, хотя Оксана и говорит ему здесь, что он вечно ноет:).



 
     
classic-online@bk.ru