Скачать ноты
1. Allegro ma non troppo
2. Larghetto
3. Rondo: Allegro

Посвящен Стефану фон Бройнингу

Запись - декабрь 1980 г., Лондон. Каденции Альфреда Шнитке.
         (51)  


1938 (31.08.2011 18:41)
Каденции А.Шнитке! Зачем???

alexshmurak (31.08.2011 18:42)
что, не любите Шнитке?)

bubusir (15.01.2012 01:27)
Прослушал ! я в полном восторге! я давно фанат Кремера, мне очень близка его
исполнительская манера, подача

А каденции Шнитке---просто блеск! Вот такими должны быть каденции! настолько свежо,
оригинально и интеллектуально! )

Браво!

спустя 15 лет опять переслушал, и впечатления те же. Эти каденции в свое время очень
сильно повлияли на мое мировоззрение, я впервые начал думать об универсальном стиле, а
также о том, что стилистическая чистота---очень ложная добродетель ))

victormain (20.02.2013 06:29)
Переслушал (когда-то году в 78-м живьём слыхал). Мне по-прежнему обе каденции А.Г.
кажутся, простите, глуповатыми. Просто по затее. Скрипка при этом фактурно написана
отлично. Но весь коллажный базар, на мой взгляд, имеет одноразовый, фестивальный оттенок.
Так я пока и не слыхал каденции в 1-й части, которая меня полностью устроила бы в
контексте партитуры.

Mikhail_Kollontay (20.02.2013 08:19)
victormain писал(а):
не слыхал каденции в 1-й части, которая меня
полностью устроила бы
К сожалению, у меня нет записи моей каденции, хотя ее играли.
Есть ноты, но, Витя, вряд ли это устроит. Есть еще к двум ф-ным концертам Моцарта, и тоже
нет записей, хотя одну из них я сам играл в том числе в БЗК.

victormain (20.02.2013 21:27)
Mikhail_Kollontay писал(а):
К сожалению, у меня нет записи моей
каденции, хотя ее играли. Есть ноты, но, Витя, вряд ли это устроит...
Меня бы очень
даже устроило...

Novick (27.06.2013 00:07)
victormain писал(а):
Мне по-прежнему обе каденции А.Г. кажутся,
простите, глуповатыми.
Во всяком случае, каденция Шнитке интереснее каденции Иоахима.
И уж простите, что я снова за рыбу грош, но каденция Шнитке не глупее каденции Гульда к
первому фортепианному концерту Бетховена.

victormain (27.06.2013 01:59)
Novick писал(а):
...И уж простите, что я снова за рыбу грош, но
каденция Шнитке не глупее каденции Гульда к первому фортепианному концерту
Бетховена.
Да мне, в общем-то, до лампочки.

Novick (27.06.2013 02:27)
victormain писал(а):
Да мне, в общем-то, до лампочки.
Да, да.
Одни ходят конем, другие лошадью, а большинство - свиньей.

victormain (27.06.2013 02:58)
Novick писал(а):
Да, да. Одни ходят конем, другие лошадью, а
большинство - свиньей.
Крестоносцев вспомнили в интерпретации Эйзенштейна? Вряд ли
они составляли большинство.

alexshmurak (21.10.2016 00:15)
каденция Шнитке из 1й части. послушал. дебилизм полнейший. фейспалм.

Mikhail_Kollontay (21.10.2016 03:34)
alexshmurak писал(а):
каденция Шнитке из 1й части. послушал. дебилизм
полнейший. фейспалм.
Надо мне свою каденцию бы записать. Отдельно, может быть?

bubusir (21.10.2016 09:52)
alexshmurak писал(а):
каденция Шнитке из 1й части. послушал. дебилизм
полнейший. фейспалм.
пачіму???? я как- то слушал ее вживьем в исполнении Олега Крысы,
она на меня произвела большое впечатление. Кусочек концерта Брамса туда всунул, меня это
очень вдохновило...

andreiKo (21.10.2016 12:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
каденцию
А насколько я понимаю, есть
же переделанная каденция Бетховена из фортепианной версии ? Ее тот же самый Кремер играет
в записи с Арнанкуром - вот там, мне кажется, абсолютный авангард с солирующими
литаврами...куда уж там Шнитке...

Mikhail_Kollontay (21.10.2016 12:20)
andreiKo писал(а):
куда уж там
Конечно, есть, да. Хорошая. Я не
знал о ней, когда писал, позор такой.

andreiKo (21.10.2016 12:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
позор такой.
Да почему же, чем
больше каденций - тем лучше. Я вот никак не могу найти запись ТОЛЬКО с литаврами, потому
что Кремер с Арнанкуром туда еще вписали ф-но, которого, у Бетховена быть не могло,
конечно же, в скрипичном концерте.

Mikhail_Kollontay (21.10.2016 13:18)
andreiKo писал(а):
Да почему же, чем больше каденций - тем
лучше.
Толку вот только мало. Тут студентка самовольно выучила один концерт Моцарта,
а там нет не то что авторской, но даже каденции Гуммеля. Играет Бадуру-Шкоду, но что это
такое. И ничего нет приличного, хотя тоже есть каденция Шнитке, неплохая, но ей не
подходит. И, конечно, с наклонением музыки Моцарта.

Геннадий Сбродов (07.11.2019 22:19)
Каденция имеет право на существование, но не ясно, зачем в неё было добавлять кусок из
скрипичного концерта Хиндемита и Шостаковича.

Serbimolod (12.07.2020 14:32)
`Родившийся в 1947 году в Риге прибалтийский бунтарь, Кремер использовал каденцию,
сочиненную его другом Альфредом Шнитке,
— своего рода эссе в новом,
созданном композитором стиле, известном как «полистилистика». Симфонии
Шнитке советская власть запрещала, однако он знал, что на Бетховена у нее рука не
поднимется, и вставил в самое сердце концерта исторический комментарий к развитию музыки.
Начав с темы из седьмой симфонии Бетховена, он переходит к баховской фразе, включенной в
концерт Альбана Берга, затем к цитатам из Бартока и Шостаковича, после чего возвращается
к Бетховену и Брамсу, остроумно демонстрируя единство цели, существовавшее на протяжении
нескольких столетий классической музыки, братство великих композиторов. Кремеровское
исполнение концерта было встречено в штыки. «Нельзя подобным образом смешивать стили»
— выговаривал ему Ицхак Перлман.
Иегуди Менухин отозвался о нем уничижительно, Исаак Штерн отказывался даже произносить
имя Шнитке.
Ультраклассический Невилл Мэрринер согласился продирижировать
записью, которую он назвал «самой упоительной из тех, в каких мне доводилось
участвовать». Все казалось готовым для выхода в свет блестящей новики, но тут «Philips»
запаниковал и вместо того, чтобы устроить мировую премьеру записи, снял с обложки имя
Шнитке и вывел пластинку на рынок как еще одну запись бетховенского концерта`

victormain (12.07.2020 15:34)
Serbimolod писал(а):
...Шнитке советская власть запрещала...Все
казалось готовым для выхода в свет блестящей новики, но тут «Philips» запаниковал и
вместо того, чтобы устроить мировую премьеру записи, снял с обложки имя Шнитке и вывел
пластинку на рынок как еще одну запись бетховенского концерта`
Насчёт запрета -
пустые громкие слова. Враньё.
Каденция к Концерту Бетховена - верх безвкусицы и непонимания акустической и
драматургической природы 1-й части этого опуса. Просто наляпал, что под руку пришлось:
пусть едят. Я был на премьере в Юрмале. Меня чуть не стошнило. Кремера, по-моему, тоже,
хотя он делал мину.
Шнитке реабилитировался через день, проведя латышскую премьеру 1-го Кончерто Гроссо.
Играли Гринденко и Кремер, автор показывал мне на репетиции механику подготовки рояля
гривенниками, атмосфера была приподнятая. Дирижировал Товий Лифшиц, неплохо. Успех был
бешеный и злополучная каденция была забыта.

Zoltan (12.07.2020 16:27)
victormain писал(а):
Дирижировал Товий Лифшиц, неплохо. Успех был
бешеный и злополучная каденция была забыта.
Тем не менее, каденция живет, ее
исполняют.

Впервые я услышал ее в юном возрасте (львовская десятилетка), в живом исполнении, играл
Олег Крыса.
Помню, что был в восторге от каденции, особенно от намека на концерт Брамса, фантазия
разгулялась про `машину времени`, ну такоэ...

Да, я знаю, что у меня плохой вкус

Opus88 (12.07.2020 19:29)
Zoltan писал(а):
Тем не менее, каденция живет, ее исполняют.

Впервые я услышал ее в юном возрасте (львовская десятилетка), в живом исполнении, играл
Олег Крыса.
Помню, что был в восторге от каденции, особенно от намека на концерт Брамса, фантазия
разгулялась про `машину времени`, ну такоэ...

Да, я знаю, что у меня плохой вкус
Слушателям всегда можно просто радоваться жизни.

А то все станут музыкальными критиками и
ХХХХХХХХХХХХХХХХХ (удалено цензурой)

Niksti (13.07.2020 00:11)
victormain писал(а):
Насчёт запрета - пустые громкие слова.
Враньё.
Это касается только симфоний?

victormain (13.07.2020 00:55)
Niksti писал(а):
Это касается только симфоний?
А не было
запретов на симфонии. Всё это нездоровые легенды. Даже скандальная 1-я была сыграна в
Горьком, была сделана запись, прошёл огромный `круглый стол` по её поводу в `Сов. Музыке`.
Что сделало ей рекламу и известность. А дальше вообще никаких проблем не было. Здесь
понемногу игралось всё. И не будем забывать, что АГШ ездил на Запад на все свои тамошние
премьеры и имел отличные записи. И слава Богу! Просто не нужно преувеличивать одиозность
его положения в СССР. И вообще неиграемость какой-то достойной музыки. Всё игралось. Айвзу
в Штатах приходилось куда как круче. Не говоря уже о Шёнберге, которому вообще в гранте на
окончание Лестницы Иакова отказали, мерзавцы.

sir Grey (13.07.2020 09:28)
victormain писал(а):
/.../
Каденция к Концерту Бетховена - верх безвкусицы и непонимания акустической и
драматургической природы 1-й части этого опуса. Просто наляпал, что под руку пришлось:
пусть едят. Я был на премьере в Юрмале. Меня чуть не стошнило. Кремера, по-моему, тоже,
хотя он делал мину.
/.../
А мне очень понравилось. Я сейчас послушал. Каденции ведь пишутся для смеха
больше? Нет? Именно кто что наляпает.

Я конечно не слышу всех реминисценций, о которых тут говорят. Кроме из самого Бетховена.
И барабан мне понравился. По-моему, Бетховена это не портит. Ведь скрипач мог сам сыграть,
что захочет. Ну композитор поставил себя на его место. А `барабан не выдержал`.

А зачем Шнитке вообще это писал? Ему заказал кто-то каденцию или для себя захотелось? Он
деньги за это получил.

Если кто в курсе.

Serbimolod (13.07.2020 10:33)
Про `запрет симфоний` меня тоже смутило.

Ну, человек западный писал, далекий от той сказочной страны.

victormain (13.07.2020 14:13)
sir Grey писал(а):
А мне очень понравилось. Я сейчас послушал.
Каденции ведь пишутся для смеха больше? Нет? Именно кто что наляпает...

...А зачем Шнитке вообще это писал? Ему заказал кто-то каденцию или для себя
захотелось?...
2. Гидон и заказал. Нет, без денег, насколько я помню. Просто
по-приятельски.
1. Дорогой Сэр, неужели Вы не слышите, что с каденцией в Этом Концерте ситуациия
совершенно особая? 1-я часть скрипичного Концерта - сплошной воздух, ирреальность,
левитация. Шорохи, небесное пение. К такому тексту и каденцию нужно искать
соответствующую. Её нет. Лучше всех тут бы управились Кейдж с одной стороны, Лютославский
с другой. Но ни тому, ни другому в голову не пришло.
Может быть я когда-нибудь попробую.
Фишка в том, что это не должно быть - так сказать - музицирование. А должен быть шорох,
шёпот, мираж.

Zoltan (13.07.2020 14:23)
victormain писал(а):
2. Гидон и
Виктор, Вы транслируете одно
видение, я вижу по-другому, например

Я вижу этот концерт (первую часть особенно) как некую помпезную конструкцию, даже в
таком, `легком` и воздушном исполнении (хотя, с другой стороны, Кремер удивил меря
насыщенным звучанием). В таком случае, каденция Шнитке очень даже подходит.
Это как новый корпус и концертный зал, достроенный к старому зданию музыкальной академии
в Катовице. Все время восхищался архитектурным решением.

Переслушал, опять восхитился, с юношескими вречатлениями солидарен

sir Grey (13.07.2020 14:36)
victormain писал(а):
/.../
1. Дорогой Сэр, неужели Вы не слышите, что с каденцией в Этом Концерте ситуациия
совершенно особая? 1-я часть скрипичного Концерта - сплошной воздух, ирреальность,
левитация. Шорохи, небесное пение. К такому тексту и каденцию нужно искать
соответствующую. Её нет. Лучше всех тут бы управились Кейдж с одной стороны, Лютославский
с другой. Но ни тому, ни другому в голову не пришло.
/.../
Нет, дорогой Victormain. Я не слышу. Как Кейдж, возможно, я бы смог.

victormain (13.07.2020 15:06)
sir Grey писал(а):
Нет, дорогой Victormain. Я не слышу. Как Кейдж,
возможно, я бы смог.
Попробуйте. Попытка не пытка ))

victormain (13.07.2020 15:09)
Zoltan писал(а):
...
Я вижу этот концерт (первую часть особенно) как некую помпезную
конструкцию...
Удивительно. Поразительно. Невероятно.
С таинственностью 1-й части этого Концерта может сравниться только 1-я часть Большой
В-дурки Шуберта.

balaklava (13.07.2020 16:12)
А с какой минуты начинается каденция Шнитке?

sir Grey (13.07.2020 16:14)
victormain писал(а):
Попробуйте. Попытка не пытка ))
Уже.
Слушайте.

sir Grey (13.07.2020 16:15)
victormain писал(а):
/.../ Большой В-дурки /.../
!!!!!

sir Grey (13.07.2020 16:22)
balaklava писал(а):
А с какой минуты начинается каденция
Шнитке?
Жалко 15 минут Бетховена послушать?

Короче, я скачал, на моем компе это 18:50. Думаю, здесь так же. Услышите такую
мучительную секунду - это уже не Бетховен. У него все большое октавы да квинты.

sir Grey (13.07.2020 16:29)
sir Grey писал(а):
Жалко 15 минут Бетховена послушать?

/.../
Два шага сделать лень. Мне рассказывали анекдот про грузина. К нему пришла
смерть, говорит: «Собирайся, пошли». Он говорит: «Так не положено у нас, садись, закусим,
выпьем». Они ели, пили, смерть его пожалела, ушла поздно вечером, а он лег спать. Утром
жена говорит: «Наш сосед ночью умер». А он отвечает: «Два литра вина пожалел человек».

Zoltan (13.07.2020 16:31)
sir Grey писал(а):
Нет, дорогой Victormain. Я не слышу. Как Кейдж,
возможно, я бы смог.
Кстати, прикольно!

Вместо каденции 4 минуты тишины.

А потом доминанта. Тоника

sir Grey (13.07.2020 17:05)
Zoltan писал(а):
Виктор, Вы транслируете одно видение, я вижу
по-другому, например

Я вижу этот концерт (первую часть особенно) как некую помпезную конструкцию, даже в
таком, `легком` и воздушном исполнении (хотя, с другой стороны, Кремер удивил меря
насыщенным звучанием). /.../
Я послушал первую часть. Кажется, я понимаю, о чем
говорит Victormain.

Но тогда надо вообще играть все по-гульдовски. Мне кажется, так никто этот концерт не
исполняет. Он хочет, чтобы это было как вторая часть пятого фортепьянного концерта.

Тут, все-таки, оркестр такой мощный. Надо, конечно, тогда не `насыщенное` звучание, а
что-то прозрачное. Надо совсем иначе все исполнять тогда.

Конечно, когда скрипка здесь высоко забирается, дух захватывает, я понимаю. Нам, живым
людям, оказаться так высоко - это страшновато. Мы же без крыльев.

Opus88 (13.07.2020 17:13)
И с клезмером каденцию можно запросто - отчего ж нет:
https://interlude.hk/final-word-cadenzas-creativity/

Niksti (13.07.2020 18:56)
victormain писал(а):
А не было запретов на симфонии. Всё это
нездоровые легенды. Даже скандальная 1-я была сыграна в Горьком, была сделана запись,
прошёл огромный `круглый стол` по её поводу в `Сов. Музыке`. Что сделало ей рекламу и
известность. А дальше вообще никаких проблем не было. Здесь понемногу игралось
всё.
Спасибо за ответ, в нём есть интересная информация, хотя это не совсем ответ на
мой вопрос. Уточняю: касается отсутствие запрета на исполнение только симфоний Шнитке, или
это относится, по Вашему мнению, к другим жанрам тоже? В частности, можете ли вы как-то
прокомментировать следующее:
`Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Аллой
Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера «Фауста» состоялась в Вене и
только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и несмотря на
продолжающиеся препоны) – в Москве, а потом, в 1984 г. – в Ленинграде (теперь уже с Раисой
Котовой в роли Мефистофеля-карателя).` (С)
Понятно, что речь идёт о кантате `История доктора Фауста`.

victormain (13.07.2020 19:36)
Niksti писал(а):
...
`Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Аллой
Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера «Фауста» состоялась в Вене и
только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и несмотря на
продолжающиеся препоны) – в Москве, а потом, в 1984 г. – в Ленинграде (теперь уже с Раисой
Котовой в роли Мефистофеля-карателя).` (С)
Точно знаю, что Пугачёва так и не смогла
спеть Мефистофеля-Елену из-за переноса концерта. С чем был связан перенос - не знаю.
Вполне возможно, что какие-то нехорошие течения были. Но вообще-то ко времени этой
партитуры Шнитке в СССР был уже признанным классиком, так что палки в колёса могли быть
только какие-то очень локальные. 4 месяца ожидания премьеры - не 18 лет. Так что даже тут
есть определённые преувеличения. Поверьте, положение АГШ в 60-80 гг в СССР было вполне
нормальное. А если учесть картбланш на прикладнуху, которым он блестяще по результатам
воспользовался, то и с материальной точки зрения у него всё было вполне пристойно. Чего не
скажешь, например, об Уствольской или Караманове.

victormain (13.07.2020 19:45)
sir Grey писал(а):
Я послушал первую часть. Кажется, я понимаю, о чем
говорит Victormain...
Да, да, да!
И сравнение с 5-м Концертом очень удачное, не только со 2-й, но и со многим в 1-й части.
И такие исполнения есть. Во-первых сам Гидон, у которого я слыхал этот Концерт не раз
живьём именно таким, о котором мы с Вами говорим; во-вторых, Муллова на жильных струнах.
Да и у молодой фон Муттер с Караяном очень близко к тому. Эта часть - тот самый
драгоценный Бетховен, который в 31-й Сонате, в 2 и 3 частях Авроры. В медленной части 9-й
Симфонии, кое-где в квартетах. В финале и романсе в Пасторальной Симфонии. В советским
музыкознании такое принято было называть пантеистическими растворениями, сам же автор явно
предпочёл бы разговор о божественно откровении, о тихой левитации, и так далее.

Niksti (13.07.2020 23:40)
victormain писал(а):
у молодой фон Муттер
Она Муттер без `фон`.
Anne-Sophie Mutter.

victormain (14.07.2020 00:00)
Niksti писал(а):
Она Муттер без `фон`. Anne-Sophie
Mutter.
Сорри, Караян спроецировался :))

Musicologist (14.07.2020 01:54)
victormain писал(а):
А не было запретов на симфонии. Всё это
нездоровые легенды.
Г.Н.Рождественский как будто бы говорит об обратном - в
популярных фильмах с его участием это можно услышать. Вы полагаете, это тоже что-то
искусственное, рассчитанное, скорее, на западноевропейского зрителя/читателя/слушателя?

victormain (14.07.2020 02:14)
Musicologist писал(а):
Г.Н.Рождественский как будто бы говорит об
обратном - в популярных фильмах с его участием это можно услышать. Вы полагаете, это тоже
что-то искусственное, рассчитанное, скорее, на западноевропейского
зрителя/читателя/слушателя?
Безусловно. Г.Н.Рождественскому вообще не стоит слишком
доверять в его рассказах. Ему никто не мешал репетировать в БЗФ СПб ни 4-ю симфонию
Тищенко, ни 2-ю симфонию Шнитке, Сан-Флориан, по сути симфонию в мессе, мессу в симфонии.
И это в глухие партийно-советские годы.

Musicologist (14.07.2020 02:21)
victormain писал(а):
Много недоуменных возникает вопросов,
когда эти рассказы слушаешь. Но туман здесь ни к чему, Вы правы. Спасибо!

sir Grey (14.07.2020 06:10)
victormain писал(а):
Сорри, Караян спроецировался :))
фон Оттер,
конечно, спроецировалась.

Zoltan (23.07.2020 17:57)
victormain писал(а):
Удивительно. Поразительно. Невероятно.
С таинственностью 1-й части этого Концерта может сравниться только 1-я часть Большой
В-дурки Шуберта.
Спросил у папы (он у меня скрипач), как он видит Концерт Бетховена.

Он ответил мне, что концерт лиричен

sir Grey (23.07.2020 19:09)
Zoltan писал(а):
Спросил у папы (он у меня скрипач), как он видит
Концерт Бетховена.

Он ответил мне, что концерт лиричен
Не помню, рассказывал ли я? Ну, повторюсь.

Я работал с человеком, который учился с дочкой Сталина, она была где-то на потоке. Пошел
какой-то разговор о стипендии. То ли что повышенную снимут, то ли что-то еще. Студенты
волновались. И ее кто-то спросил, может, она может узнать.

Дальше - уже то, что мне рассказывал коллега. Она пришла на другой день и объявила: `Папа
сказал, что в этом году ничего менять не будут`. Это `папа сказал` он запомнил на всю
жизнь.


Кстати, папа самого этого моего коллеги играл в шахматы с Лениным. И говорил, что Ленин
очень сильно играл. Еще добавлял, что очень жаль, что он не пошел продвигаться по линии
шахмат.

Zoltan (23.07.2020 19:45)
sir Grey писал(а):
И говорил, что Ленин очень сильно играл. Еще
добавлял, что очень жаль, что он не пошел продвигаться по линии шахмат.
А еще жаль,
что Гитлер не стал художником, а Сталин бросил писать стихи



 
     
classic-online@bk.ru