Посв. графу Johann Georg von Browne, 1799-18001. Allegro con brio
2. Adagio con molto espressione
3. Menuetto
4. Rondo. Allegretto
Скачать ноты
Посв. графу Johann Georg von Browne, 1799-18001. Allegro con brio
2. Adagio con molto espressione 3. Menuetto 4. Rondo. Allegretto |
||
может быть, находящееся рядом проходит мимо, а я за снобизмом и сотворением кумира
перестал замечать выдающиеся достижения других. О сонатах Бетховена №№ 9,10 уже писал, что
они мне чужды в интерпретации Соколова. Это именно интерпретация, а не живая музыка без
которой нет Бетховена. 11-я в его исполнении, увы, дополняет список. Но всё же, это более
приемлемо для меня, чем предыдущие опусы. Удивляет странный, подчас манерный ритм в первой
части. Какие-то замирания, потом порывы. Не мужское это исполнение (не в обиду будь
сказано женщинам-исполнительницам – вряд ли кто-то так способен меня покорить, как Анни
Фишер (слышал даже в концерте), сонатами Шопена или Брамса – обе номер 3). И Бетховен
требует играть более строго и глубоко. У каждого произведения есть свой ритм.
Почувствовать его и воплотить так, чтобы без сучка, без задоринки, - тяжелая задача.
Представьте себе вдруг возникающий ручей. Он ведь знает, как ему выбирать свой путь. Он не
знает фундаментальных принципов аналитической механики, открытых великими математиками
прошлого, но движется неуклонно в силу тех принципов. Более того, ни один из них и ни один
из современных компьютеров не решит эту задачу абсолютно точно – профиль уж очень сложный.
Хорошее приближение выдаст – нет сомнения, но абсолютную точность – вряд ли. Но там такое
и не требуется. В музыке свои собственные изыскания, а порой и заблуждения, но с
претензией на глубокомыслие, вряд ли приближают к созданию истинного шедевра. Разве я
отказываю в замечательном владении инструментом Соколову? Глупо было бы сомневаться в его
чрезвычайных профессиональных достоинствах. А вот так сыграть, чтобы к этой музыке
хотелось бы еще и еще обращаться – увольте. Ведь не раз бывало так – хочу послушать
произведение, приходящее в голову по непонятному закону. Это бывали, напр., прелюдии
Скрябина или сонаты Шимановского, или «Крейслериана», или «Hammerklavier». Каждое
произведение имеет самого близкого мне исполнителя. Вот, например, «Крейслериана» - так
это совсем чужой мне Горовиц, но эту вещь люблю у него очень. Послушал Соколова и еще раз
убедился, что он – музыкант не моей мечты. Красивости во 2-ой части (11-ой Бетховена),
скучный менуэт – и все это, как по мне, какое-то искусственное. Понятно, что человек ищет,
но я с ним не нахожу. А в финале ведь должно наступить раскрепощение – ручей, бурля,
весело находит свой путь. Соколов находит свой, делая это пианистически безупречно, но, по
моему разумению, удаляясь от настроения и содержания этой музыки. Я же, любя эту сонату,
коль захочется ее послушать в очередной раз, нахожу совсем другую запись и другого
Музыканта (записей таких у меня 11) – ни в коем случае не интерпретатора, а сотворца этой
музыки (неосуществимая мечта: вот бы Бетховен послушал).