Место действия — в первых двух актах во Пскове, а в последнем — сначала у Печерского монастыря, потом у реки Медедни. Время — 1570 год.
Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове....Читать дальше
Скачать ноты
Николай Андреевич Римский-Корсаков - Опера `Псковитянка` (1868–72, rev. 1876–77, 1891–92, 1898–1901), op.deest 4
Место действия — в первых двух актах во Пскове, а в последнем — сначала у Печерского монастыря, потом у реки Медедни. Время — 1570 год.
Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове....Читать дальше
Место действия — в первых двух актах во Пскове, а в последнем — сначала у Печерского монастыря, потом у реки Медедни. Время — 1570 год.
Богат и славен князь Токмаков, царский наместник во Пскове. Но тревогой объяты псковичи — должен прибыть сюда грозный царь Иван Васильевич. Встретит он Псков гневом или милостью? Есть и другая забота у Токмакова — он хочет выдать замуж дочь Ольгу за степенного боярина Матуту. Она же любит Михайло Тучу, отважного воина псковской вольницы. А пока веселятся в саду подруги Ольги. Ведут беседу мамки Власьевна и Перфильевна. Многое знает о семье Токмаковых Власьевна. Хочет выпытать у нее Перфильевна: ходит слух, будто «Ольга не княжья дочь, а выше подымай». Но не выдает свою любимицу старая мамка. В сторонке от всех держится Ольга — ждет суженого. Слышится знакомый посвист — Туча пришел на свидание. Сын бедного посадничьего, он знает, что к Ольге засылает сватов богатый Матута. Нет более Туче житья во Пскове, он хочет покинуть родные места. Ольга просит его остаться, авось удастся ей умолить отца справить их свадьбу. А вот и Токмаков — он ведет беседу с Матутой, поверяет ему семейную тайну. Спрятавшись в кустах, Ольга узнает из этой беседы, что она дочь свояченицы Токмакова, которая была замужем за боярином Шелогой. Девушка в смятении. Вдали возникает зарево костров, раздаются удары колокола: псковичей сзывают на вече. Ольга предчувствует горе: «Ах, не к добру звонят, то мое хоронят счастье!» На торговую площадь стекаются толпы псковичей. Бурлят народные страсти — страшные вести привез гонец из Новгорода: пал великий город, с жестокой опричниной идет царь Иван Васильевич на Псков. Токмаков пытается успокоить народ, призывает его смириться, встретить грозного царя хлебом-солью. Не по душе этот совет вольнолюбивому Михаиле Туче: надо бороться за независимость родного города, пока же скрыться в лесах, затем, если придется, с оружием в руках выступить против опричников. Отважная вольница уходит с ним. Народ в растерянности расходится. Решено торжественно встретить Грозного на площади перед домом Токмакова. Расставляются столы, разносится еда, брага. Но невеселые это приготовления к встрече. Еще более тоскливо на душе у Ольги. Никак не опомниться ей от подслушанных слов Токмакова; как часто ездила она на могилу к названной матери, не подозревая, что рядом лежит ее родная мать. Власьевна утешает Ольгу: быть может, Токмаков так сказал, желая отвадить от нее Матуту. Но девушка не слушает старую мамку: почему так бьется ее сердце в ожидании Грозного? Все более близится торжественное шествие, впереди его скачет на взмыленном коне царь Иван Васильевич. Токмаков принимает у себя в доме царя. Но тот недоверчив и злобен — всюду мерещится ему измена. В кубке Грозный подозревает отраву. Он заставляет прежде осушить этот кубок хозяина дома. Ольга подносит царю мед. Смело и прямо глядит она в очи царя. Тот потрясен ее сходством с Верой Шелогой, выспрашивает у Токмакова, кто же мать девушки. Жестокую правду узнал Грозный: боярин Шелога бросил Веру и погиб в битве с немцами, а сама она душевно заболела и умерла. Потрясенный царь сменил гнев на милость: «Да престанут все убийства! Много крови. Притупим мечи о камни. Псков хранит господь!» Густым лесом вечером отправилась Ольга с девушками в Печерский монастырь. Немного поотстав от них, на условленном месте она встречается с Тучей. Сначала девушка молит его вернуться с ней во Псков. Но нечего ему там делать, не хочет он покориться Грозному. Да и зачем Ольге возвращаться к Токмакову, когда она не дочь ему? Они хотят начать новую, вольную жизнь. Внезапно на Тучу нападают слуги Матуты. Юноша падает раненым; лишается чувств Ольга — ее на руках уносит стража Матуты, который грозится рассказать царю Ивану об измене Тучи. Неподалеку, у реки Медедни, расположилась лагерем царская ставка. Ночью Грозный в одиночестве предается тяжким раздумьям. Рассказ Токмакова всколыхнул воспоминания о былом увлечении. Как много пережито, и сколь многое еще надо сделать, «дабы Русь оковать законом мудрым, что бронею». Раздумья прерываются известием, что царская стража схватила Матуту, пытавшегося похитить Ольгу. Царь в бешенстве не слушает наветов боярина на вольного псковича, гонит Матуту прочь. Вводят Ольгу. Сначала недоверчив Грозный, раздраженно говорит с ней. Но затем откровенное признание девушки в своей любви к Туче и ее ласковая, проникновенная беседа покорили царя. Но что за шум раздается в ставке? Туча, оправившись от раны, напал со своим отрядом на стражников, он хочет освободить Ольгу. В гневе царь приказывает перестрелять вольницу, а дерзкого юношу привести к нему. Однако Туче удается избежать плена. Издалека до Ольги доносятся прощальные слова песни любимого. Она выбегает из шатра и падает, сраженная чьей-то пулей. Ольга мертва. В отчаянии Грозный склоняется над телом дочери. Премьера 1 (13 января) 1873 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Х Свернуть царь Иван Грозный - Вячеслав Почапский, Ольга - Мария Гаврилова, князь Юрий Токмаков - Леонид Зимненко, Михаил Туча - Павел Кудрявченко, Никита Матута - Олег Биктимиров, князь Вяземский - Николай Казанский, Бомелий - Владимир Красов, Юшко Велебин - Юрий Григорьев, Степанида Матута - Галина Черноба, Власьевна - Галина Борисова, Перфильевна - Елена Новак, голос сторожевого - Руслан Карачурин / Хор и оркестр ГАБТ. Запись с премьеры 15.12.1999
|
||
мое мнение).Светланов блестяще провел всю оперу. Образы глубоко раскрыты певцами.
Характеры вылеплены энергично. Как сказал бы Станиславский: « Верю!»
В « Псковитянке в свое время блистал Федор Шаляпин. Мда! Не плохо для мичмана морского
флота. А ведь композитору было всего 25 лет.
Вот, собственно о чем опера:
Текст взят от сюда :
http://www.masters.donntu.edu.ua/2006/fema/dyadyushkin/ind/index.htm
«“Псковитянка” — опера о судьбах народа в эпоху объединения Руси и образования мощного
Русского государства. Сюжет ее заимствован из одноименной пьесы известного русского поэта
и драматурга Л. А. Мея. Поэзия его нашла отклик в творчестве композиторов балакиревского
кружка и Чайковского, оценивших тонкий лиризм, искренность его лучших произведений.
Драма Мея “Псковитянка” основана на историческом событии — приезде Ивана Грозного во
Псков и покорении Пскова в 1570 году. Она очень сценична, развитие действия строится на
остром конфликте, изображение исторических событий и характеров определялось
прогрессивными взглядами и представлениями, связанными с эпохой 1860-х годов. Народ — один
из героев оперы. Нежная, хрупкая музыка рисует героиню оперы Ольгу, псковитянку. Русская
девушка, чистая душой, она гибнет от столкновения с насилием. Вожак псковской молодежи
посадский сын Михайло Туча близок народу и оттого яснее всего обрисован в сцене веча. В
его обращении к народу: «Повольте, мужи псковичи и люди вольные, вам правду молвить» — и
смелость, и убежденность. Главное действующее лицо оперы Иван Грозный — характер сложный и
противоречивый. В нем и отталкивающие черты и привлекательные: ханжество, лицемерное
смирение, готовое в любую минуту перейти в кровавое насилие, деспотизм, но вместе с тем и
светлый государственный ум, прозорливость, а в иные моменты (в сцене с Ольгой, в которой
он узнает дочь) — нежность.
Величавая суровая мелодия знаменного распева, сопутствующая появлению царя,— одна из
творческих находок, которыми богата “Псковитянка”,— так слилась в представлении
композитора с обликом царя, что он ее повторил позже в опере “Царская невеста”.
случайно писавшаяся параллельно с `Борисом`, даже, кажется, есть общие там лейтмотивы или
что-то подобное? Но я очень давно смотрел, простите, если подвираю.
первой. Кусок второй редакции, кстати, замечательный `Стих об Алексее, Божьем человеке`,
который кантата не кантата, пьеса не пьеса.
слышны реплики суфлера...
скорее всего спектакль и есть.
слышны реплики суфлера...
Бэлзой: https://www.youtube.com/watch?v=THqsGXh8gqU
Там очень хорошо слышно и как суфлер подсказывает (я, кстати, впервые такое услышал), и
как оркестр расходится - даже в увертюре! И как Токмаков не вытягивает и Грозный изо всех
сил звук дает, а все мало. Одна, пожалуй, Ольга (Мария Гаврилова) хороша, но и та на
верхние ноты (в диалоге с Грозным в III действии) с трудом забирается, и слов в этот
момент уже не разобрать.
При всем уважении к Светланову решительно предпочитаю запись Сахарова 1947 года с
потрясающим составом (один Нэлепп чего стоит!).
Впрочем, сценически здесь финал оперы здорово поставлен и сыгран - пробрало
по-настоящему.