Интересно мнение профессионалов и любителей про эту музыку.
И если у кого есть ор 67 - очень интересно послушать.
e-maxx
(04.07.2020 18:34)
`Начальная тема трио – солирующее скрипичное пиццикато, являющееся прямой цитатой из известной идишской песни «Жил когда-то маленький еврей» (Amol iz geven a yidele), в которой сын и жена главного героя умирают. Композитор сознательно выбрал эту цитату (Гнесин писал об этом своей сестре в 1943 году), возможно, как намек на еврейские жертвы, чтобы обойти советскую цензуру. Не конкретизированное посвящение – «нашим погибшим детям» –позволило чиновникам рассматривать это произведение как памятник советским (не еврейским) жертвам. Что касается самого Гнесина, вполне вероятно, что его трио оплакивает коллективную гибель как советских и еврейских детей, так и личную потерю его сына Фабия. Вторая тема пьесы, как упоминается Гнесиным в сноске к партитуре, основана на мелодии, которую Фабий написал, когда ему было восемь лет. Развитие этой темы, как писал композитор, получило новую интерпретацию в качестве собственной скорби. Во время исполнения трио раздавали программку, содержащую следующие слова композитора:
Автор стремился не только отразить нашу общую печаль по нашим детям, ученикам, юным друзьям, погибшим в боях за родину, замученных врагом в оккупированных городах, умерших в обстановке эвакуации. Автор хотел как бы восстановить в памяти слушателей облик этих молодых людей — живыми, юными — от детских мечтаний и игр, от юношеской недовоплощённой любви и устремлений к подвигам — до подлинных первых достижений и внезапной гибели. Этим объясняется то, что в этом произведении наряду со страницами элегическими и трагедийными – немало страниц чрезвычайно светлых. Эпизоды, относящиеся в этой пьесе к поэзии детских переживаний (первая побочная тема сонаты), построены на теме, сочинённой сыном автора Фабием Гнесиным, ныне погибшим, когда ему было всего восемь лет.`
И если у кого есть ор 67 - очень интересно послушать.
известной идишской песни «Жил когда-то маленький еврей» (Amol iz geven a yidele), в
которой сын и жена главного героя умирают. Композитор сознательно выбрал эту цитату
(Гнесин писал об этом своей сестре в 1943 году), возможно, как намек на еврейские жертвы,
чтобы обойти советскую цензуру. Не конкретизированное посвящение – «нашим погибшим детям»
–позволило чиновникам рассматривать это произведение как памятник советским (не еврейским)
жертвам. Что касается самого Гнесина, вполне вероятно, что его трио оплакивает
коллективную гибель как советских и еврейских детей, так и личную потерю его сына Фабия.
Вторая тема пьесы, как упоминается Гнесиным в сноске к партитуре, основана на мелодии,
которую Фабий написал, когда ему было восемь лет. Развитие этой темы, как писал
композитор, получило новую интерпретацию в качестве собственной скорби. Во время
исполнения трио раздавали программку, содержащую следующие слова композитора:
Автор стремился не только отразить нашу общую печаль по нашим детям, ученикам, юным
друзьям, погибшим в боях за родину, замученных врагом в оккупированных городах, умерших в
обстановке эвакуации. Автор хотел как бы восстановить в памяти слушателей облик этих
молодых людей — живыми, юными — от детских мечтаний и игр, от юношеской недовоплощённой
любви и устремлений к подвигам — до подлинных первых достижений и внезапной гибели. Этим
объясняется то, что в этом произведении наряду со страницами элегическими и трагедийными –
немало страниц чрезвычайно светлых. Эпизоды, относящиеся в этой пьесе к поэзии детских
переживаний (первая побочная тема сонаты), построены на теме, сочинённой сыном автора
Фабием Гнесиным, ныне погибшим, когда ему было всего восемь лет.`
holocaustmusic.ort.org