Скачать ноты

Caprice in E major `L`Arpeggio`: Andante
Caprice in B minor: Moderato
Caprice in E minor: Sostenuto – Presto – Sostenuto
Caprice in C minor: Maestoso
Caprice in A minor: Agitato
Caprice in G...Читать дальше
Caprice in E major `L`Arpeggio`: Andante
Caprice in B minor: Moderato
Caprice in E minor: Sostenuto – Presto – Sostenuto
Caprice in C minor: Maestoso
Caprice in A minor: Agitato
Caprice in G minor `The Trill`: Lento
Caprice in A minor: Posato
Caprice in E-flat major: Maestoso
Caprice in E major `La chasse`: Allegretto
Caprice in G minor: Vivace
Caprice in C major: Andante – Presto – Andante
Caprice in A-flat major: Allegro
Caprice in B-flat major `Devil`s Laughter`: Allegro
Caprice in E-flat major: Moderato
Caprice in E minor: Posato
Caprice in G minor: Presto
Caprice in E-flat major: Sostenuto – Andante
Caprice in C major: Corrente – Allegro
Caprice in E-flat major: Lento – Allegro Assai
Caprice in D major: Allegretto
Caprice in A major: Amoroso – Presto
Caprice in F major: Marcato
Caprice in E-flat major: Posato
Caprice in A minor: Tema con Variazioni (Quasi Presto)

Х Свернуть

2008
         (1)  


ostatnik (18.09.2011 22:23)
Так как зашла речь о каприсах и их значимости (насколько помню в «о форуме»), то
прикладываю «хронометраж» записи и обработку нескольких статей об этом опусе итальянского
гения. Много текста, но сначала данные о каждом, затем о каприсе как стиле и конкретно
Паганиньеском каприсе, потом о сюжетах их. Думаю, что кому-то, возможно, будет интересно.
1 - 00’00 - E
2 - 1’48 - b
3 - 4’38 - e
4 - 7’57 - c
5 - 14’11 - a
6 – 16’58 - g
7 - 22’55 - a
8 - 26’47 - Es
9 – 29’49 - E
10 – 32’59 - g
11 – 35’16 - C
12 - 39’49 - As
13 - 43’07 - B
14 - 45’34 - Es
15 – 46’53 - e
16 - 49’41 - g
17 - 51’18 - Es
18 - 55’04 - C
19 - 57’38 - Es
20 - 60’49 - D
21 - 64’42 - A
22 - 67’41 - F
23 - 70’30 - Es
24 - 75’14 - a
Вообще ни под одной записью хронометража и сведений о каждом каприсе нет. И это
ужасно! Каприсы Паганини – огромный пласт в скрипичной, да и вообще музыке в целом. Без
скрипки нельзя представить ни барокко, ни романтизм, ни авангард. Да что там говорить.
Можно заставить звук литься из рояля, но петь, заливаться, рождаясь и умирая в звуке… в
этом скрипке нет равных. А без Паганиньевского первого опуса сложно представить эту в
самом деле «королеву» музыки. Будто бы августейшая особа потеряла свою мантию и над ней
потешается весь двор, если позволите.
Теперь о каприсах.
Вообще каприс (каприччио, каприччо) в буквальном переводе значит фантазия, каприз, в
котором автор вправе дать полную свободу своему воображению. Задача композитора – легко
набросать появившийся в его воображении образ, так, чтобы мы могли следовать за полетом
его фантазии, часто скорее угадывая, чем замечая, отдельные детали. Это совсем не
грандиозное, помпезное произведение, нет: вот картинка, нарисованная воображением автора и
отобразившаяся в наших мыслях перед нами, а вот она улетела и её как будто и не было.
Создавался этот жанр преимущественно для светской публики, искушённой в метафорах и
символах. Однако сам жанр и то, что получилось у великого итальянца, далеко не одно и
тоже. Каприсы Паганини являются настоящим пособием для искушённых в инструменте
музыкантов, желающих постичь все таинства этих четырёх струн, превращавшихся у генуэзца в
нечто более мощное, чем целый оркестр. Все каприсы – сложнейшие по технике этюды,
покоряющиеся только истинным профессионалам. Но именно из-за этого и сложилось мнение о
том, что весь 1-ый опус – только этюдный, и ничего, кроме техники, в нём найти нельзя.
Кроме 24-ого (наверное, самого известного скрипичного произведения). Это, конечно,
глупость. Думал выделить в хронометраже те из каприсов, которые действительно стоит
послушать… и не смог. Тут надо слышать и чувствовать каждый. Если же говорить о сюжетах,
то, хотя во многих каприччо его можно трактовать двояко, «рисуются» совершенно разные
изображения, то в некоторых идея ярко выражена и не вызывает сомнений.
Девятый – сцена охоты. Да ещё какой! Тут всё: имитация охотничьих рогов и скачки
лошадей, выстрелы охотников и порхание взлетающих птиц, азарт погони и гулкое пространство
леса. А про то, что это именно охота, свидетельствует начало – блестяще воссозданные звуки
горна, собирающего в путь.
Тринадцатый – это настоящая ода смеху, как «искусству». Он воплощает в себе
всевозможные оттенки человеческого смеха: от кокетливого женского до безудержных раскатов
мужского.
Семнадцатый - не настолько выраженный, но чувствующийся торжественный выезд при
дворе. Фанфары, а затем ярко показанные лица отдельных участников процессии не могу не
говорить о этом.
Шестой (к слову, мой любимый) – завывание зимней вьюги в трубе небольшого дома,
почти что хижины.
Во многих случаях целую сцену представить нельзя, однако границы сюжета – более чем
возможно.
Второй – дождь, бьющий по крышам.
Восьмой – пантомима, некое театральное действо (вообще большинство каприсов
приближены к театру, с его неповторимым чувством юмора, условностей, волшебства и
сказочности).
Первый – начало пути. Каприс, открывающий цикл, сразу же не может не поразить
свободой, импровизацией, показом интереснейших возможностей скрипки.
Стоит отметить также часто исполняемые (настолько часто, настолько это возможно)
одиннадцатый и двадцать первый. А вообще, каждый, наверное, сможет найти в них нечто своё.
Хронометраж есть – есть возможность окунуться в удивительный мир Николо Паганини.



 
     
classic-online@bk.ru