Михаил Гнесин - Музыка к трагедии Софокла `Эдип-царь` в переводе И.Анненского и постановке В.Мейерхольда (1912-14)
Смерть Иокасты, Финал.
Хор Московского педколледжа №7, партия фортепиано Ольга Фауст. Москва, 2003 |
||
выяснилось, некто попытался фрагментарно их озвучить (по-моему, это единственное, что было
спето со времён премьеры).
году, и даже было оно объявлено афишей. Но дело в том, что в выложенной Вами записи просто
пение! а должна быть декламация с опорой только на написанные ноты. Я не добрался до сути:
в музее при РАМ им. Гнеминых хранятся фонограммы (фонограмма?) того, как это предполагал
Гнесин. Я так понимаю, что там никак не то, что мы слышим на записи. Но надо добраться
туда, чтоб окончательно судить.
фонограммы, честно, не слышал. Доводилось видеть партитуры: здесь должен быть аналог
Sprachgesang`а, но в принципе возможно и пение.
Музея Гнесиных. Про авторизованные фонограммы, честно, не слышал. Доводилось видеть
партитуры: здесь должен быть аналог Sprachgesang`а, но в принципе возможно и
пение.
концов партитур не нашел. Если ошибаюсь по поводу преполагавшейся декламация, буду
разочарован, но склонюсь перед историческим фактом, конечно. Я немало рылся в архиве
Гнесина в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ), и что помню, то и говорю, но голова уже не очень твердо
держит информацию, увы. Просто вокально-хоровой унисон звучит, по мне, пресно и не
особенно выразительно. В 1965 году мне летом пришлось долго жить в Афинах, и там были
незабываемые спектакли под открытым небом, ставили древнегреческие трагедии. Греки
устраивали - как понимали уж - вот такие вещи, без всякого аккомпанементе. И без
определенной высоты тонов. Притом декламировавшие унисонный хор и актеры двигались. Так
что я знаю: такое возможно, и может быть феноменально интересным. А уж что сделал Гнесин,
пока непонятно. Работал он для студии Мейерхольда, наверное, Вы это знаете.
Мейерхольд пытался воссоздать античную декламацию, но вот зафиксировал ли он найденное?
Думаю, композитор многое отдал здесь ему `на откуп`. Я видел, естественно, печатные
клавиры. В записи, само собой, допущение: здесь по всем античным правилам должны были
стоять мужики.
В античные времена хор хитро переходил с пения на мелодекламацию, с мелодекламации на
речь и пр. Кстати, многие куски именно пелись. Кстати, в трагедийных хорах Еврипид
использовал микрохроматику...
микрохроматику...
мерещится, что когда учился, нам так преподавали. Но может быть налицо и галлюцинация.
Хотя бы в старый учебник Грубера можно заглянуть. один знакомый недавно мне откопал в
интернете попытку расшифровки чего-то такого сугубо папирусного, но я уже не найду, ссылку
потерял.
Розенов `Музыкальные памятники Эллады`. Год издания не помню - двадцатые, СССР. Уверен, в
Киевской консерватории должно быть. Там приводятся ноты созранившихся памятников
(расшифорванных) в обработке автора (а вот это он зря...)
реконструкции мне чужд - но инспирировать сие может...
издания не помню - двадцатые, СССР. Уверен, в Киевской консерватории должно
быть.
сказать, что это меня безумно взволновало - пафос реконструкции мне чужд - но
инспирировать сие может...
восприятию органически чужда...
интереснейший материал, не по древней греции, но близко (в качестве `реконструкции`)
уху и восприятию органически чужда...
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
разных современных авторов нас мало что может шокировать
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
разных современных авторов нас мало что может шокировать
интереснейший материал, не по древней греции, но близко (в качестве
`реконструкции`)
дирижёрам-хоровикам или (а вдруг такие есть?..) вокалистам.
современных авторов меня эстетически нас что может шокировать)
`в чистом виде` проходит как бы `мимо` нашего восприятия. А вспомните, как в античные
времена разные лады НЕПОСРЕДСТВЕННО действовали на человека.
Когда целостность эстетического восприятия эпохи уходит, многое оттуда становится
непонятным, не будучи загадкой. Вот я о чём.
Мейерхольд пытался воссоздать античную декламацию, но вот зафиксировал ли он найденное?
Думаю, композитор многое отдал здесь ему `на откуп`. Я видел, естественно, печатные
клавиры. В записи, само собой, допущение: здесь по всем античным правилам должны были
стоять мужики.
В античные времена хор хитро переходил с пения на мелодекламацию, с мелодекламации на
речь и пр. Кстати, многие куски именно пелись. Кстати, в трагедийных хорах Еврипид
использовал микрохроматику...
древнегреческая музыкальная система: см. энгпрмонический лад. Да и все всегда, пока не
причесались сдуру, использовали микрохроматику. Любая монодия, от фольклорной и до...
инкрустировалась при исполнении во все времена всеми народами, даже если ладовой теорией
(как в Древней Греции) это не было специально обосновано.
сознание прошлых эпох, но вдохновляться, получать удовольствие от оставшихся памятников -
почему нет
древнегреческая музыкальная система: см. энгпрмонический лад. Да и все всегда, пока не
причесались сдуру, использовали микрохроматику. Любая монодия, от фольклорной и до...
инкрустировалась при исполнении во все времена всеми народами, даже если ладовой теорией
(как в Древней Греции) это не было специально обосновано.
Софокл в своей музыке придерживалисьстрогой диатоники, а Еврипид, изображая `сильные
страсти`, усложнил язык и насытил его микрохроматикой.
другое. утопично надеяться воссоздать сознание прошлых эпох, но вдохновляться, получать
удовольствие от оставшихся памятников - почему нет
Вы мне сие?
В смысле, не моим носом рябину клевать?:)
В смысле, не моим носом рябину клевать?:)
многопишущему человеку я бы доверял не проверяя, как-то так.
человеку я бы доверял не проверяя, как-то так.
Не могу сказать, что `не проверяя`- наверное, `проверяя на себе` - смотря в эти
расшифровки и... не чувствуя сильного эмоционального отклика внутри души.
Насколько близка нам античность в её вербальной составляющей, в её изобразительном
искусстве. настолько её музыка... непостигаема, что ли...
сбацать чё-нить, и проверить, прёт нас или нет
времени, перенестись в то время и попросить их сбацать чё-нить, и проверить, прёт нас или
нет
И их тоже от нашей звуковой среды - не пропёрло бы.
прёт, Окегем прёт, гамелан прёт.
воспринимать народное, мы умрём духовно.
Бетховен и Окегем не так далеки.
придерживалисьстрогой диатоники, а Еврипид, изображая `сильные страсти`, усложнил язык и
насытил его микрохроматикой.
здесь персоналии? И что за МУЗЫКА Эсхила и Софокла? Вы можете её показать? Древнегреческая
музыкальная система сложилась раньше, уже Пифагор обосновал (закрепил?) её.
причём здесь персоналии? И что за МУЗЫКА Эсхила и Софокла? Вы можете её показать?
Древнегреческая музыкальная система сложилась раньше, уже Пифагор обосновал (закрепил?)
её.
примерами, и с хорошей большой статьёй.
Да, была музыка. Авторы трагедий писали и её. Не являясь музыковедом, я довольствовался
приведёнными там примерами.
прёт, Окегем прёт, гамелан прёт.
найдется человек. способный его прослушать от начала, но до конца.
полезности - ошибка на ошибке, говорю пообщавшись со специалистами.
найдется человек. способный его прослушать от начала, но до конца.
фанаты гамелана, так что - найдётся
а от начала до конца я и Баха не могу прослушать, и Моцарта, и, прости господи, Бетховена
даже иногда
это проблема дайджестовости современного восприятия
если говорить об измененном состоянии, охотно верю.