Сочинение длинное, рыхлое, плохо продуманное драматургически, но там немало совсем неплохой музыки. Во всяком случае, оно совершенно незаслуженно обойдено в обзорах жанра советской симфонии. Как будто не существует.
Piacevole
(11.03.2020 23:51)
Вышел на эту симфонию через статью о Бабьем Яре в Википедии. И там сказано, что симфонию запретили к исполнению, а Клебанова отстранили от должности председателя Харьковского отделения Союза композиторов.
Piacevole
(12.03.2020 00:38)
Большое спасибо Игорю Ивановичу Блажкову и автору поста.
Геннадий Рябов
(12.03.2020 09:39)
Композиторская и человеческая судьба Клебанова Д.И. выходит за рамки возможной эмоциональной реакции от просто прослушивания этой вещи. В том числе, в первую очередь, по моему, при сопоставлении с аналогом Шостаковича-Евтушенко, посвященной по сути, не столько жертвам и злодеям Бабьего Яра, как у Клебанова, а скорее -равнодушию к нему киевлян, да и не только киевлян. Что в целом, по обоим темам,так оглушительно прозвучало у Евтушенко. Как, возможно, самое яркое во всем его наследии и навсегда в отечественной поэзии. С учетом этого и само творение Клебанова, и вообще-то, по сути, большое творческое и гражданское благое дело Блажкова -с первым исполнением симфонии в СССР, через 43 (!!!!) года после сочинения, в 1990г, уже после смерти Клабанова и в новой политиской среде- вовлекают в творение Клебанова на порядок глубже и по волнению и по памяти.
LAKE
(13.03.2020 16:32)
Piacevole писал(а):
Вышел на эту симфонию через статью о Бабьем Яре в Википедии. И там сказано, что симфонию запретили к исполнению, а Клебанова отстранили от должности председателя Харьковского отделения Союза композиторов.
Заинтересовало. В той вики-статье написано, что симфония написана в 1945, а увольнение от должности имело место в 1949. И там же сообщается, что это означало запрет на профессиональную деятельность. Однако, там же: С 1934 года преподавал композицию в Харьковской консерватории (с 1940 доцент, с 1960 профессор, в 1970—1973 заведующий кафедрой композиции и инструментовки).
Не смущает? Не думаю, что из-за неисполненной симфонии его четыре года держали на общественной должности председателя правления Харьковского отделения СК УССР , а затем зверски уволили.
Что касается симфонии, то можно согласиться с Лесовиченко - впечатление эклектичности и торопливости - очень много всего в куче: от советских маршей, до еврейских мотивов, за которые, как додумывают некоторые комментаторы, он и `пострадал`.
Мне музыка не нравится. Безотносительно к событиям биографии композитора.
Евтушенко `получил` за свой `Бабий яр` гораздо больше, чем Клебанов. Только вот одно дело - запретить публикацию, а другое - все же опубликовать практически сразу, да и симфония Шостаковича не задержалась с премьерой, а сила стихов Евтушенко и музыки Шостаковича по отношению к этому сочинению Клебанова.... ?!?! .... сравнение просто исключено.
Геннадий Рябов
(30.04.2020 00:08)
LAKE писал(а):
Что касается симфонии, ... очень много всего в куче: от советских маршей, до еврейских мотивов, за которые, как додумывают некоторые комментаторы, он и `пострадал`.
Мне музыка не нравится.
... сила стихов Евтушенко и музыки Шостаковича по отношению к этому сочинению Клебанова.... ?!?! .... сравнение просто исключено.
Известны 4 симфонии о Бабьем Яре. Но, собственно, ему, посвящена только одна из них. Симфония Шостаковича (1962), вслед за Евтушенко, вербально, по сути, посвящена не собственно Бабьему Яру, а русскому антисемитизму – с него начинается: `Над Бабьим Яром памятников нет…`. Нет памятников, потому что за 15 лет к 1961г русский народ вместо памятника, как было решено еще в 1945г., содержал там безобразную свалку. Этим и заканчивается: `Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому — я настоящий русский!`. Симфонии В Губы (1989) и Е.Станковича ( 1991) посвящены не, собственно, Бабьему Яру, а якобы тождественности судеб народов Израиля и Украины в их богоизбранности. И только симфония Клебанова (1945) посвящена именно событию Бабьего Яра. И в ней оно и присутствует, как событие. Поэтому в симфонии есть и бытие евреев вне его. Это те части, о которых небрежно брошено: `…очень много всего в куче: от советских маршей, до еврейских мотивов, за которые, как додумывают некоторые комментаторы, он и пострадал.` Ну да, в докладе музыковеда Довженко на Пленуме Союза советских композиторов Украины в январе 1949г., по видимому, именно об этом было сказано: «Композитор Д.Клебанов написал проникнутую духом буржуазного национализма и космополитизма симфонию, которую он построил на древнееврейских религиозных песнопениях. Ритуальные обряды древней Палестины, «Плач Израиля», синагогальные интонации – вот источники, которые вдохновили Клебанова на создание этой антипатриотичной симфонии… -- Нет сомнения в том, что украинские советские композиторы и музыковеды -- патриоты своей Родины разгромят мизерную группу космополитов и будут дальше развивать наше народное музыкальное искусство, национальное по форме, социалистическое по содержанию».
Для тех, кому в музыке дороги не только акустика и техника звуко-извлечения, но и содержательная часть собственной эмоциональной реакции, по моему , сказанное важно. Тем более, что Бабий Яр, как не музыкальное событие, а само злодеяние расстрела тысяч людей, в основном евреев, стало событием мировой боли. Самим по себе. И потому, отсоединился ли, тот или иной слушатель от этого события, и выполняет ли музыка о нем только функцию `нравиться или не нравиться`, не важно. Просто потому, что это разные сегменты культуры. И Чувства.
mrshch
(30.04.2020 04:37)
Геннадий Рябов писал(а):
проникнутую духом буржуазного национализма и космополитизма
неплохой музыки. Во всяком случае, оно совершенно незаслуженно обойдено в обзорах жанра
советской симфонии. Как будто не существует.
запретили к исполнению, а Клебанова отстранили от должности председателя Харьковского
отделения Союза композиторов.
эмоциональной реакции от просто прослушивания этой вещи. В том числе, в первую очередь, по
моему, при сопоставлении с аналогом Шостаковича-Евтушенко, посвященной по сути, не
столько жертвам и злодеям Бабьего Яра, как у Клебанова, а скорее -равнодушию к нему
киевлян, да и не только киевлян. Что в целом, по обоим темам,так оглушительно прозвучало у
Евтушенко. Как, возможно, самое яркое во всем его наследии и навсегда в отечественной
поэзии. С учетом этого и само творение Клебанова, и вообще-то, по сути, большое творческое
и гражданское благое дело Блажкова -с первым исполнением симфонии в СССР, через 43 (!!!!)
года после сочинения, в 1990г, уже после смерти Клабанова и в новой политиской среде-
вовлекают в творение Клебанова на порядок глубже и по волнению и по памяти.
Википедии. И там сказано, что симфонию запретили к исполнению, а Клебанова отстранили от
должности председателя Харьковского отделения Союза композиторов.
той вики-статье написано, что симфония написана в 1945, а увольнение от должности имело
место в 1949. И там же сообщается, что это означало запрет на профессиональную
деятельность. Однако, там же: С 1934 года преподавал композицию в Харьковской
консерватории (с 1940 доцент, с 1960 профессор, в 1970—1973 заведующий кафедрой композиции
и инструментовки).
Не смущает? Не думаю, что из-за неисполненной симфонии его четыре года держали на
общественной должности председателя правления Харьковского отделения СК УССР , а затем
зверски уволили.
Что касается симфонии, то можно согласиться с Лесовиченко - впечатление эклектичности и
торопливости - очень много всего в куче: от советских маршей, до еврейских мотивов, за
которые, как додумывают некоторые комментаторы, он и `пострадал`.
Мне музыка не нравится. Безотносительно к событиям биографии композитора.
Евтушенко `получил` за свой `Бабий яр` гораздо больше, чем Клебанов. Только вот одно дело
- запретить публикацию, а другое - все же опубликовать практически сразу, да и симфония
Шостаковича не задержалась с премьерой, а сила стихов Евтушенко и музыки Шостаковича по
отношению к этому сочинению Клебанова.... ?!?! .... сравнение просто исключено.
от советских маршей, до еврейских мотивов, за которые, как додумывают некоторые
комментаторы, он и `пострадал`.
Мне музыка не нравится.
... сила стихов Евтушенко и музыки Шостаковича по отношению к этому сочинению
Клебанова.... ?!?! .... сравнение просто исключено.
Но, собственно, ему, посвящена только одна из них. Симфония Шостаковича (1962), вслед за
Евтушенко, вербально, по сути, посвящена не собственно Бабьему Яру, а русскому
антисемитизму – с него начинается: `Над Бабьим Яром памятников нет…`. Нет памятников,
потому что за 15 лет к 1961г русский народ вместо памятника, как было решено еще в 1945г.,
содержал там безобразную свалку. Этим и заканчивается: `Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому — я настоящий
русский!`. Симфонии В Губы (1989) и Е.Станковича ( 1991) посвящены не, собственно,
Бабьему Яру, а якобы тождественности судеб народов Израиля и Украины в их
богоизбранности. И только симфония Клебанова (1945) посвящена именно событию Бабьего Яра.
И в ней оно и присутствует, как событие. Поэтому в симфонии есть и бытие евреев вне его.
Это те части, о которых небрежно брошено: `…очень много всего в куче: от советских маршей,
до еврейских мотивов, за которые, как додумывают некоторые комментаторы, он и пострадал.`
Ну да, в докладе музыковеда Довженко на Пленуме Союза советских композиторов Украины в
январе 1949г., по видимому, именно об этом было сказано: «Композитор Д.Клебанов написал
проникнутую духом буржуазного национализма и космополитизма симфонию, которую он построил
на древнееврейских религиозных песнопениях. Ритуальные обряды древней Палестины, «Плач
Израиля», синагогальные интонации – вот источники, которые вдохновили Клебанова на
создание этой антипатриотичной симфонии… -- Нет сомнения в том, что украинские советские
композиторы и музыковеды -- патриоты своей Родины разгромят мизерную группу космополитов
и будут дальше развивать наше народное музыкальное искусство, национальное по форме,
социалистическое по содержанию».
Для тех, кому в музыке дороги не только акустика и техника звуко-извлечения, но и
содержательная часть собственной эмоциональной реакции, по моему , сказанное важно. Тем
более, что Бабий Яр, как не музыкальное событие, а само злодеяние расстрела тысяч людей,
в основном евреев, стало событием мировой боли. Самим по себе. И потому, отсоединился ли,
тот или иной слушатель от этого события, и выполняет ли музыка о нем только функцию
`нравиться или не нравиться`, не важно. Просто потому, что это разные сегменты культуры. И
Чувства.
космополитизма