Ансамбль солистов оркестра
Киевского государственного академического театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко.Запись 1986г.1.Allegro assai (alla mazurca),
2.Andante (alla polacca),
3.Rondo (alla casaciok).
         (2)  


yarunskiy (11.02.2012 05:50)
Интересная симфоническая трилогия. Кстати, чешский композитор использовал народные темы! У
нас Бортнянский и Березовский сочинили итальянские симфонии, а тут - всё родное и
знакомое. Вот только забавно - как это в польскую симфонию попал казачок)))

yarunskiy (22.10.2014 02:18)
Поиски последних лет в архивах и библиотеках разных стран позволили открыть миру
неизвестные ранее произведения прославленных мастеров прошлого – Баха, Генделя, Моцарта,
отыскать, казалось, безвозвратно утерянные сочинения отечественных композиторов –
Бортнянского, Березовского. Ученым-искусствоведам посчастливилось раскрыть авторство ряда
анонимных произведений, открыть новые имена в мировой и отечественной музыкальной
культуре. Такими успехами увенчалась многолетняя работа в фондах Государственной
библиотеки СССР имени В.И.Ленина музыковеда Маргариты Пряшниковой. Она отыскала
оркестровые голоса трех симфоний Э.Ванжуры, опубликованные в 1798 году издательством
Шпревица. Это, возможно, первые образцы отечественного симфонизма и одновременно
документальное подтверждение творчества автора XVIII столетия, чье имя упоминалось ранее
лишь в исторических очерках.
Эрнест Ванжура (около 1750 г., Вамберг – 1802 г., Петербург) – композитор и клавесинист,
чех по национальности. С 1783 года жил в России, активно занимался
музыкально-просветительской деятельностью. Пользовался признанием при дворе, сочинял
музыку для спектаклей, выступал в придворных камерных концертах – «малых эрмитажах». В
1786-1797 годах служил в Дирекции императорских театров. В 1785-1794 годах издавал
«Journal de musique pour le clavecin ou pianoforte, dedie aux dames par B.W., amateur»
(«Музыкальный журнал для клавесина или пианофорте, посвященный дамам б[ароном] В[анжурой],
аматором»). Энциклопедические справочники безоговорочно называют его автором «Русской
симфонии на украинские темы», комической оперы «Храброй и смелой витязь Архидеич» (или
«Иван-Царевич», 1787 г., либретто Екатерины II). Иные же приписываемые ему сочинения –
шесть симфоний, трио, квартеты, танцы для фортепиано – считались утерянными.
Недавно найденные голоса трех симфоний Э.Ванжуры указывают на его творческий интерес к
славянскому фольклору, который мог быть порожден и просветительскими настроениями,
охватившими российское общество в XVIII веке: издаются первые сборники народных песен
В.Трутовского, Г.Теплова, открываются городские театры, фольклорные мотивы наполняют
сюжеты опер и водевилей, народные песни звучат в городском быту, в аристократических
салонах, на сценах придворных театров. Несомненно, Э.Ванжура, как активный музыкальный
деятель, был в гуще культурных событий. Возможно, его связывали и личные контакты с
собирателями народных песен В.Трутовским и И.Прачем. Фольклорный материал, использованный
им в собственных сочинениях, мог быть взят не только из сборников, но также
непосредственно записан от неизвестных нам музыкантов либо любителей народной песни.
Для своих симфоний Э.Ванжура избрал традиционных трехчастный цикл, более характерный для
французской музыки: сонатное аллегро – медленная часть – быстрая часть (рондо).
Оркестровка также типична для того времени. Однако особое внимание привлекает
использование солирующего кларнета – довольно новаторский прием для инструментовки того
периода, продолжающий начинания Моцарта. Характерной особенностью всех симфоний является
наличие в них, несмотря на конкретные названия, украинского тематизма и написание финалов
в жанре украинского народного танца «козачок», что явно указывает на особую популярность в
городском и салонном музицировании XVIII столетия украинского фольклора.
Симфония №1 До мажор «Украинская», возможно, одна из самых ранних. Впервые ее клавир под
названием «Русская симфония на украинские темы» был опубликован в «Музыкальном журнале…» в
1790 году без указания фамилии автора. (На основе этого клавира украинский советский
композитор М.Вериковский в 1957 году сделал редакцию и оркестрову, и она была исполнена
как симфония неизвестного автора). Известно, что ее первая часть (уже в ре миноре) была
использована Е.Фоминым как увертюра в редакции оперы М.Соколовского «Мельник – колдун,
обманщик и сват». В симфонии звучат не только украинские, но и русские народные песни. В
первой части главная тема – русская «Молодка молодая», а побочная – украинская «Ой гай,
гай зелененький». В разработке же использована тема русской народной песни «Во поле береза
стояла» (правда, в то время эта мелодия часто звучала и как украинская песня со словами
«Ой чоботи, чоботи ви моi»). Вторая часть – лирическая, минорная – своими интонациями
напоминает широко популярную в тогдашнем быту «Iхав козак за Дунай», а завершается она
явным звучанием городского канта, с оптимизацией общего настроения при помощи перехода в
мажорную тональность. В финале звучат темы украинских народных песен «Вийшли в поле
косарi», «Ой коли я Прудиуса любила», сменяя одна другую в живом танцевальном ритме.
Симфония №2 Ми-бемоль мажор «Русская» ранее не была известна. С первых же тактов симфонии
слушатель узнает напев знаменитой «Камаринской», использованный здесь как главная тема.
Побочная – украинская народная песня «Серед гаю, пiд горою». В распевной лирической второй
части звучит русская песня «Как у нашего широкого двора». В финале симфонии – напевы
игровых и хороводных песен «Как пошли наши подружки», «Белолица, круглолица», другие,
возможно и сочиненные самим композитором в духе народных образцов.
Симфония №3 Си-бемоль мажор «Польская» также ранее не была известна. В ней автор, как ив
предыдущих симфониях, стремится средствами музыки создать эмоциональную характеристику
национального образа. В первой части превалируют мазурковые ритмы. Во второй – медленные
величавые интонации торжественного полонеза. В финале-рондо синтезированы жанровые
признаки козачка и краковяка. Здесь звучат (чаще всего у солирующего кларнета) озорные
танцевальные наигрыши, окрашенные народно-ладовыми оборотами (лидийскими). Несомненно,
отдельные темы польской симфонии были записаны Э.Ванжурой непосредственно от знатоков
польского фольклора; в частности, на использование народной мелодии в финале симфонии
гипотетично указывает близкая ей по звучанию тема «Краковяка» М.Глинки из «Ивана
Сусанина».
Три симфонии Э.Ванжуры, найденные в оркестровых голосах М.Пряшниковой, после сведения их
в партитуру были изданы в 1983 году издательством «Музична Україна». Первое исполнение
авторской партитуры «Украинской» симфонии состоялось в Киеве в 1985 году Государственным
академическим симфоническим оркестром УССР под управлением Ю.Никоненко. Тогда же родился
замысел записать все три симфонии на грампластинку. Исполнению и записи предшествовала
большая редакторская работа, состоявшая в повторной сверке голосов, устранении ряда
нелогичностей и опечаток, определении штрихов и нюансировки. Эту огромную работу проделал
украинский дирижер Юрий Никоненко, задумавший записать на пластинки антологию украинской
дореволюционной симфонической музыки. В данном случае он стремился представить слушателю –
естественно, в своем личностном понимании – историческое звучание оркестра эпохи XVIII
столетия.
Три симфонии Э.Ванжуры, полные искренности, эмоциональной наполненности, влюбленности в
народно-песенные славянские истоки, при всей случающейся шероховатости оркестровки,
некоторой слабости драматургии показывают образцы развития в конце XVIII века
отечественного сонатно-симфонического цикла, овладевание формой сонатного аллегро на
основе национального тематизма.

Н.Кузык,
кандидат искусствоведения



 
     
classic-online@bk.ru