Скачать ноты

Мужской вокальный квартет под управлением И.Воронова.
Тенор I - И.Воронов, тенор II - С.Сермягин, баритон - П.Дерюгин, бас - Е. Чепиков. 1989 год.
         (10)  


mitrich (10.11.2011 18:40)
Это, кажется, гармонизация Родиона Щедрина. Или был еще один альбом со стихирами Ивана
Грозного.

Intermezzo (10.11.2011 18:58)
Не знал, что Иван IV сочинял музыку. Или его только слова?

Jannet (10.11.2011 19:59)
Intermezzo писал(а):
Не знал, что Иван IV сочинял музыку. Или его
только слова?
Конечно же,слова.Кроме экапостиларий,все остальное поется на
определенные гласы.

Intermezzo (10.11.2011 20:40)
Jannet писал(а):
Конечно же,слова.Кроме экапостиларий,все остальное
поется на определенные гласы.
Спасибо, не знал.

steinberg (10.11.2011 20:52)
Jannet писал(а):
Конечно же,слова.Кроме экапостиларий,все остальное
поется на определенные гласы.
То что Иван Грозный писал музыку общеизвестно. Вызывает
недоумение дублирование распева в октаву.

abcz (10.11.2011 21:10)
steinberg писал(а):
дублирование распева в октаву.
такому баску
да не дать попеть...

borisfedorenko (10.11.2011 21:14)
Цитирую статью А. Рогова, опубликованную на конверте оригинального винилового диска со
стихирами Ивана Грозного.


Музыку, хоровое церковное пение Иван Грозный любил смолоду, любил всей душой,
истово. Неподалеку от Москвы в древнем Переславле-Залесском в соборе Никитского монастыря,
построенного в 1564 году, до недавнего времени хранилась вделанная в стену большая плита
из белого камня, на которой было начертано: `Благочестивый государь всенощное бдение
слушал и первую статию сам пел, и божественную литургию слушал, и красным (красивым —
А.Р.) пением с своею станицею (капеллою — А.Р.) сам же государь пел на заутрени и на
литургии`. Как видно из этой надписи, царь имел свою капеллу (станицу) — певцов,
выделявшихся красотой пения. В храмах Александровой слободы, которая с 1564-го по 1572 год
была его резиденцией, царь сам почти ежедневно читал и пел. В слободе заведена была целая
музыкальная школа, а во главе ее стоял знаменитый распевщик Федор Крестьянин (Христианин)
с учениками Иваном Носом и Стефаном Голышем. Все они были выходцами из Новгорода,
славившегося своими певцами и распевщиками.
Царь не только любил хоровое пение и покровительствовал ему — известны и его
собственные музыкальные произведения. Они сохранились в рукописи `Книга глаголемая
Стихирарь месячный, иже есть Око дьячье`, находящейся в собрании Троице-Сергиевой Лавры (в
настоящее время — в составе Отдела рукописей Государственной библиотеки имени Ленина).
Стихирарь содержит два произведения с надписаниями: `Творение царя Иоанна деспота
(по-гречески — владыки — А.Р.) росийского` и `Творение царево`. Оба произведения Ивана IV
— стихиры, то есть песнопения вечерни и утрени, первые слова которых заимствуются из
текста псалмов, а в последующих, поэтически связанных с ними, развиваются определенные
темы, прославляющие каких-либо святых или отдельные события.
Первое сочинение посвящено московскому митрополиту Петру. В истории Москвы как
центра собирания раздробленной Руси он занимает особое, можно сказать, исключительное
место. Став в 1299 году общерусским митрополитом, Петр со всей решительностью встал на
сторону только начавшей возвышаться юной Москвы. Ее интересы он отстаивал и в
соперничестве Москвы с Тверью, `старой и богатой`, и перед золотоордынскими ханами. В 1325
году при Иване Калите Петр даже перенес церковную столицу Руси — митрополичью кафедру в
Москву. Этим дальновидным с исторической точки зрения шагом Москве была оказана поистине
неоценимая услуга.

Теми же идеями исторической памяти проникнуто и второе из названных
музыкальных творений царя — Стихира в честь Сретения (встречи — А.Р.) иконы Владимирской
Богоматери. Событие, связанное с этим торжеством, было одним из самых решающих и
драматических в истории Москвы. В июне 1395 года к стенам Москвы подошел грозный и
непобедимый завоеватель Востока Тимур — Тамерлан или, как его называли на Руси,
Темир-Аксак. Положение столицы поднимающейся Руси казалось безнадежным. Но `гроза мира`
Тамерлан вдруг стремительно покинул свои позиции. Это произошло 23 июня (старого стиля) —
именно в тот день, когда в Москву из Владимира была принесена издревле почитавшаяся на
Руси икона Богоматери Владимирской. Историки до сих пор не могут точно определить причины
столь неожиданного поведения непобедимого доселе полководца (называют чаще всего
внутренние смуты в его войсках и государстве). Так или иначе, но в этом избавлении
`светлокрасующегося града Москвы` люди того времени не могли не увидеть `заступление
чудное Владычецы`. 23 июня стало одним из дней празднования иконы Владимирской Богоматери,
одним из `нарочито московских` и общерусских праздников.

victormain (11.11.2011 02:49)
Jannet писал(а):
Конечно же,слова.Кроме экапостиларий,все остальное
поется на определенные гласы.
Извините: как раз таки музыку. Исходная модель
гласовая, конечно, но всё развитие мелодии авторское. А текст как раз, насколько я помню,
перефраз Псалтыри.

Jannet (20.11.2011 22:12)
victormain писал(а):
Извините: как раз таки музыку. Исходная модель
гласовая, конечно, но всё развитие мелодии авторское. А текст как раз, насколько я помню,
перефраз Псалтыри.
Извините,но кажется вы не обладаете опытом церковной жизни,иначе
бы знали, что `перефраз`Псалтыри-понятие несуществующее,могут иногда использоваться
эпитеты,иносказательно говорящие о Спасителе и Божией Матери-Псалтырь-книга ветхого
Завета,напрямую в ней речь о них не могла идти.Стихиры всегда содержат краткое описание
события или воспевают того,кому посвящены.Музыку к стихирам Грозный не писал, они поются
на гласы.Данные стихиры могут исполняться на 4-й и 1-й глас,как предписывает Октоих.

victormain (20.11.2011 22:29)
Jannet писал(а):
Извините,но кажется вы не обладаете опытом церковной
жизни,иначе бы знали, что `перефраз`Псалтыри-понятие несуществующее,могут иногда
использоваться эпитеты,иносказательно говорящие о Спасителе и Божией Матери-Псалтырь-книга
ветхого Завета,напрямую в ней речь о них не могла идти.Стихиры всегда содержат краткое
описание события или воспевают того,кому посвящены.Музыку к стихирам Грозный не писал, они
поются на гласы.Данные стихиры могут исполняться на 4-й и 1-й глас,как предписывает
Октоих.
Перефраз Псалтыри - понятие существующее: таковы и ПсалтырьРифмованая Симеона
Полоцкого, и аналогичные работы Ломоносова. Не говоря уже об огромном количестве
перефразов священных текстов и их фрагментов в сугубо светской поэзии. Например,
Тредиаковский: `Вонми, о Небо! И - реку: земля да слышит уст глаголы` и тд. Что касается
напева ВОСТРУБИТЕ, ТРУБЫ, то я делал его транскрипцию и знакомился с комментариями,
которые не вызывают сомнения в музыкальном авторстве царя Ивана. Так же, как и авторские
напевы Фёдора Крестьянина (Христианина) у нас, или Випо или Гвидо в григорианике.
Впрочем, я действительно не учёный-специалист в этой области.



 
     
classic-online@bk.ru