1. Nocturne. Moderato
2. Scherzo. Allegro - Poco piu mosso - Allegro - Poco piu mosso
3. Passacaglia. Andante
4. Burlesca. Allegro con brio - Presto
Скачать ноты
1. Nocturne. Moderato
2. Scherzo. Allegro - Poco piu mosso - Allegro - Poco piu mosso 3. Passacaglia. Andante 4. Burlesca. Allegro con brio - Presto |
||
режима" - это бессмысленно. Буду говорить о музыке. Конкретно - о Первом скрипичном
концерте Шостаковича. Общепринятыми "версиями" его "программы" считаются две - первую
изложили Вы (про интеллигента"), вторая - что это борьба еврейского народа со сталинским
террором. Буду оригинален - вот что я слышу в музыке этого гениальнейшего концерта.
1 часть - "Ноктюрн". Война. Ночь. Холод, поздняя осень 1941 года. Небольшое русское
селение, не занятое немцами. Сплошное мирное население - женщины, старики и дети. Мужчины
уже давно ушли на фронт. Сквозь сумерки нового дня, как сквозь дымку или туман постепенно
проступают очертания грядущей катастрофы. Жители ещё не знают, что немцы вплотную
подобрались к соседнему лесу. Местные старательно роют противотанковый ров.
(отступление - у меня на даче, под Новгородом, до сих пор сохранился такой ров,
выкопанный именно местными женщинами и детьми. Его длина - километров восемь, глубина - до
сих пор более десяти метров, ширина - около пятнадцати. Все местные, которые копали этот
ров, погибли в жесточайших боях за село Городилово, окончательно сожжённое в 1943 году)
2 часть - "Скерцо". Раннее утро. Немецкие танковые части врываются в село, практически
не встречая сопротивления. Село горит. Танки благополучно объезжают ров и едут дальше,
оставляя после себя полыхающие развалины. За танками приходит гитлеровская пехота.
Бесчинствуя, они вырезают стариков, женщин угоняют в Германию на работы, а детей сгоняют в
старинную церковь - единственное пока сохранившееся строение в селе. Потом и её сжигают.
3 часть - "Пассакалия". Немцы ушли вглубь страны. На территории села построен детский
концентрационный лагерь. Бесчеловечные медицинские опыты, работа по 18 часов в сутки,
чудовищный холод (зима!). Единственное место, где можно немного погреться - это печь
крематория...
Каденция - словно в холодном бреду, в ожидании казни, проходят воспоминания короткой, но
драматичнейшей, трагической жизни, среди которых еле угадываются мотивы первой части, но
зато темы из Скерцо и Пассакалии проступают с болезненной отчётливостью. Будто бы и не
было жизни до Нашествия. Будто бы это была чужая жизнь.
4 часть - "Бурлеска". "Великий перелом". Первые победы нашего народа. Советские войска
возвращаются. Сцена жесточайшей битвы, в которой и тема Советской армии (главная), и тема
фашистов (побочная) звучат трижды, т.е. к победе близки и те, и другие. Наконец,
гитлеровцы отступают. Наши войска освобождают концлагерь (тема Пассакалии трижды
"вклинивается" в движение финала).
Полное отсутствие лирики в быстрых частях, и, напротив, бесконечная "тягучесть"
медленных также говорят в пользу такого прочтения. Вряд ли, конечно, Шостакович мыслил
такими конкретными понятиями (у меня-то это всё - обширнейшая часть истории края: и
противотанковый ров, и сожжённое Городилово, от которого и сейчас остался только крутой
берег Городиловского озера, и воздушные бои, в одном из который Мересьев потерял ноги -
да-да, это произошло именно над Демянском, в 30 км от моей деревни, - и концентрационный
лагерь, и первые победы в "Демянском котле"; но по стране это известно мало, и, наверняка,
Шостакович там даже ни разу не был). Но я убеждён, что Д.Д. написал концерт именно под
впечатлением Войны. Так же как и 7 и 8 симфонии, так же как 8 квартет. Ведь дело-то в том,
что сочинять концерт Шостакович начал... ага, все думают, что в 1948 году? Неверно! В
1945-м! Три года он его писал, а потом ещё долго (до 1955) держал "в столе". И дело тут не
в "антиеврейской политике" и не в "ежовых рукавицах Сталина в отношении творческих людей",
а в том, что концерт получился слишком трагическим. Вот это-то действительно расходилось с
"партзаданием" на музыку в честь Победы. Концерт не торжественно-триумфальный, а
философски-глубокомысленный, и обращён он не к Советскому строю, а ко всему человечеству
(но! поймите меня правильно - он НЕ АНТИСОВЕТСКИЙ). Вот что могло не понравиться Сталину,
и этот факт объясняет, в свете моей версии, почему Шостакович прождал с публикацией
концерта почти до самого Развенчания культа личности.
Послушайте эту запись. И попробуйте представить то, что я описал.
Знаете, в том и сила музыки, что на не ставит образов. Я совсем другое вижу в ней. Если
коротко -- это разговори человека с самим собой.
Я не знаю, что думал Шостакович, который писал эту музыку, и тем более тем люди, кторые
потом ее вроде как поняли. Я услышал свое. И так как я никогда не переживал войну в том ее
обличии которое было, я видимо никогда не пойму, настоящего смысла этого концерта, но мне
кажется, что в том то и смысл настоящего искусства.
разбирать.
смогу ничего слушать.
Но каково Скерцо! Это не просто ужасы - это издевательство какое-то!
меня поглотил...
все запредельное.
`Особенно весь ноктюрн, все скерцо, вся пассакалия и вся бурлеска` (цэ). )
Что это??? 1й скрипичный Шостаковича?!
Не слышал ни разу.
...н-н-е-е-е,вернее слышал...но теперь вижу,что еще нет!
Это ...бес-подобно.
Дорогой Евгений Александрович,как же это так возможно представить то?
...батеньки мои,батеньки...
поздняя осень 1941 года...
скерцо Вы угадали: такое можно написать только в сотрудничестве с дьяволом!
кажется маленькой изящной куклой.)
много раз этот концерт Шостаковича и скрипичный концерт Мендельсона в исполнении Л.Когана
(тот и другой). У меня не возникло такого ощущения. Напротив, при всей пронзительности
концерта Шостаковича концерт Мендельсона поражает глубиной и каким-то невероятным
соеденением продуманности и непосредственности. Я сравниваю только эти два исполнения и
только в исполнении Когана, поскольку следует сравнивать произведения одного плана.
только в сотрудничестве с дьяволом!
- наблюдая и подвергаясь его проделкам и измывательствам ежедневно.
теми же исполнителями), выпущенная на виниловой пластинке.
вневременной... нет, скорее всевременной. Спасибо товарищусталину, что ДД вообще в живых
оставил после такого, удивительно. Надо сказать, что мой любимый все-таки музыкальный жанр
- это фортепианные концерты. Царь-инструмент фортепиано, Зевес всея музыки. К скрипичным
концертам я отношусь горааааздо сдержаннее. Но ЭТОТ.......... Сильно задумалась.
скрипичным концертам я отношусь горааааздо сдержаннее. Но ЭТОТ...
образные сферы, которые в музыке наиболее адекватно можно передать только определенными
средствами. И в этом отношении рояль, при всем его королевском величии, далеко не всегда
пригоден. Скажем, концерт Берга иначе как скрипичным трудно себе представить (в крайнем
случае - альтовым, но уж никак не фортепьянным). Поэма Шоссона - 100%-но скрипичная, хотя
в ней нет никакой особой виртуозности, но есть поэзия, есть романтическая кантилена,
которую средствами ф-но никак не передашь. Альт в `Гарольде в Италии` тоже не случаен.
Английский рожок в `Туонельском лебеде` или флейта в `Фавне` Дебюсси (+ соло в
`Пантомиме` из `Дафниса`!) - незаменимы. Солирующая труба в виде виртуозного концерта -
как правило - яркая пошлость, но в `Поэме экстаза` без нее - никак. Ораторское соло
тромбона в `Траурно-триумфальной симфонии` - точно найденная краска, никакая другая не
даст такого же эффекта. Очаровательный `Танец семи нот` Вила-Лобоса с его покорной
хмельной печалью замечателен именно с солирующим фаготом и никак иначе. Даже `Пассакалья`
Сорокина ничего бы не стоила без тубы и т.д. и т.п. Вот все ТАКИЕ соло - на своем месте. А
когда начинаются концертштюки, когда солист является для того, чтобы подемонстрировать
технические `чудеса`... Да, можно иногда восхититься (ходят же люди в цирк), но это -
совсем другая музыка, это из другой оперы. Поэтому я не могу понять противопоставления
ф-но и скрипки или иных подобных противопоставлений. Каждому - свое.
оставил после такого
вроде в 48 - могу путать.
Мне тут финал всегда кажется присочиненным, не слушаю его.
было, а написано вроде в 48 - могу путать.
(точнее, первая часть, если не ошибаюсь), вскоре после закончен и, действительно, много
лет лежал в столе.
наиболее адекватно можно передать только определенными средствами.
мини-эссе, все сохранила))) Вот Вы вредина какой, нет бы добавить, что Штадлер-квинтет
невозможно себе представить без кларнета. Все бы Вам не об Моцарте)))) Я ж не об этом. А
о том, что фортепианные концерты - вообще один из моих любимых жанров, если не самый, безо
всякого противопоставления. Воспитание, привили культ фортепиано, это неискоренимо. Но то,
что прекрасно - прекрасно, хоть туба, хоть эрху, хоть терменвокс))
Спасибо господину nikandrev(у) за вступительный пост-эссе , который действительно помог в
восприятии музыки.
было, а написано вроде в 48 - могу путать.
Мне тут финал всегда кажется присочиненным, не слушаю его.
всех этих разборок в 1948. Приходил домой, садился и писал. Каретников пишет, когда у ДДШ
спросили, в каком месте партитуры вынесли постановление, он ткнул пальцем и сказал: вот
здесь, где 16-е.
себе представить без кларнета.
Петр Ильич им восхищался и рекомендовал фон Мекк. Но, честно говоря, я могу его
представить и без кларнета, материал позволяет. Но, если уж так нужен еще и кларнет, то
вот другой пример - си минорный квинтет Брамса. Там, в адажио, кларнетовый образ
изумителен и незаменим. Тихая теплая осень...
представить и без кларнета, материал позволяет. Но, если уж так нужен еще и кларнет, то
вот другой пример - си минорный квинтет Брамса.
и без кларнета. Мне кажется, именно материал и не позволяет. Квинтет Брамса знаю, он
прелестен, но, как и все у Брамса, вызывает во мне двойственные чувства. И - рядом со
Штадлером я его поставить никак не могу. Штадлер - божественный, брамсовский - только
наполовину))
Кларнет вовсе не обязателен, вообще-то больше всего люблю гобой.
Догнала Вашу мысль, Юрий Константинович. Действительно, какой бы духовой инструмент (даже
медь) ни подставить в Штадлер-квинтет, он (квинтет) все равно останется прекрасным. В этом
я с Вами согласна. Но: для меня это - еще одно подтверждение БУМ (Божественного Универсума
Моцарта))). И - все-таки квинтет написан именно для кларнета).
подставить в Штадлер-квинтет, он (квинтет) все равно останется прекрасным
никакой другой не подставить - по диапазону не подойдет.
диапазону не подойдет.
мнениях. Я его огорчаю своим трепетанием по Моцарту, а он меня - бестрепетностью к
оному)))
Крыловым. Настолько покорила и музыка и блистательная игра артиста,что решила прослушать
все доступные здесь записи. Д.Ф.Ойстрах и Е.Мравинский пожалуй эталонно представили это
произведение Д.Шостаковича. И темпы, и оркеср звучит полнокровно,то что в этом концерте я
хотела услышать.
Шостакович начал... ага, все думают, что в 1948 году? Неверно! В 1945-м! Три года он его
писал, а потом ещё долго (до 1955) держал `в столе`.
каникул в 1956 году я был в Москве и был на концерте,где звучал этот шедевр.
В ЭТОМ ЖЕ СОСТАВЕ! (подозреваю - данная запись с этого концерта).Прошло 57 лет, может
быть я немного ошибаюсь в датировке.
Концерт состоялся днем в Большем Зале Московской консерватории. Место мое было на высоком
балконе!!!
самое лучшее дорогой мой, под наблюдением самого Шостаковича, тебе наверное подавай что-то
типа Джошуа Белла, дабы не мозг не сильно напрягался
Шостаковича, тебе наверное подавай что-то типа Джошуа Белла, дабы не мозг не сильно
напрягался
Можно любить памятники в музыке, но вряд ли стоит конвертировать субъективное мнение в
абсолют.
бы сейчас?
Можно любить памятники в музыке, но вряд ли стоит конвертировать субъективное мнение в
абсолют.
и это не мое мнение это факт
можно возводить в абсолют, и это не мое мнение это факт
Композиторы тоже люди.
Прогресс идёт неумолимо,
и многое меняется вместе с ним.
можно возводить в абсолют, и это не мое мнение это факт
относительных истин, поэтому понятие `абсолюта` лучше не употреблять.
можно возводить в абсолют, и это не мое мнение это факт
курировал исполнение своих идей собственными войсками под под Ватерлоо. Абсолют исполнения
не получился - это исторический факт. Итог авторскому кураторству подвел полковник
Камброн, который произнес своё легендарное слово - Merde.
Композитор `всего лишь автор музыки`, плохого он своему дитяти не пожелает, конечно же,
но подлинные возможности музыки раскрывают исполнители - сиречь воспитатели, по простой
аналогии, фундамета становления, развития личности для последующей творческой жизни
человека.
что-то ему поведала о режиме. А где пост Елены? :) Или я что-то не понял?!?!
призраком некоей Елены, которая что-то ему поведала о режиме. А где пост Елены? :) Или я
что-то не понял?!?!
начинала со слов:`Я не поняла...`. На `Ленинградской` ДДШ шли баталии, где Елена выступала
в роли эксперта. Видимо, дым ещё не рассеялся и Николай решил ответить подобающим
образом... Признаться, я был настолько потрясён литературным шедевром Николая
Андреева(между прочим известным композитором), что, вдохновленный, тут же написал
пародию, кажется на 6 ДДШ...
свой пост начинала со слов:`Я не поняла...`. На `Ленинградской` ДДШ шли баталии, где Елена
выступала в роли эксперта. Видимо, дым ещё не рассеялся и Николай решил ответить
подобающим образом... Признаться, я был настолько потрясён литературным шедевром Николая
Андреева(между прочим известным композитором), что, вдохновленный, тут же написал
пародию, кажется на 6 ДДШ...
не к чему. Такой типовой рассказ настоящего патриота. Помнится с ним многие, включая меня,
`бились`:) из-за его конъюнктурного опуса за трагедию Фукусимы :). Ну, да бог бы с ним.
Поясню, а то ещё меня до кучи обвинят в том, что я не люблю русскую деревню и одобряю
насилие над ней в любой форме.
Концерт Шостаковича - не описание конкретных исторических трагедий разоренных русских
деревень и надчеловеческих подвигов советских воинов и мирных граждан. Образы Николая
Андрева уж очень типово-киношные. Плакатные при всей их нарочитой трогательности.
Шостакович чувствовал гораздо глубже и страшнее. Его музыка временами достигает такого
уровня художественного проникновения в суть вообще всего происходящего, что по итогу снова
и снова возникают навязчивые вопросы - во имя чего, зачем, почему всё так, как есть, что
собой являет человек - такой добрый, ласковый и пушистый в семье, при личных контактах,
истекающий соплями от мессы Баха, такой набожный весь и трепетный на каком-то, подобном
этому, форуме, но становящийся таким сокрушительным и бездумно-исполнительным механизмом,
когда начинает действовать в составе социума. Да и многочего ещё...даже колины образы
женщин и детей, копающих противотанковые рвы приходят, но не как конъюнктурные печали, а
где-то на уровне тех же вопросов ....., которые завершает вечный - это вот и есть твоя
любовь? Тот ли ты, за кого тебя выдают? Ой, что-то не так. Вот и Дмитрий Дмитриевич
чувствовал...
....
Любители классической музыки люди действительно необыкновенные...
Есть в музыке Шостаковича какая-то земная тяжесть и только дережерский гений Мравинского
освобождает её от этой тяжести. Горизонт становится чистым и ясным. Можно дышать. Пока
дальше этого понимания композитора не иду.