Хопкинсон СМИТ играет фантазии Луиса де Нарваэса на виуэле.
Из Википедии:
Виуэла (исп. vihuela) — струнный щипковый инструмент семейства виол, распространённый в Испании в XV — XVI веках. Первоначально на виуэле играли и смычком (vihuela de arco), с XVI века только щипком (vihuela de mano). Виуэла XVI века похожа на большую гитару, а по настройке (шесть двойных струн, первая струна могла быть одинарной) близка лютне. В XVII веке виуэла была вытеснена гитарой.
В XV—XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на виуэле; музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной элитой своего времени. Это доказывают не только биографические данные об этих людях, а прежде всего репертуар, написанный ими для виуэлы, хотя и не такой многочисленный, но обладающий высокими художественными достоинствами.
Произведения для этого инструмента были изданы в Испании в период с 1535 по 1576 год, во всяком случае те, которые дошли до нас. Известные композиторы-виуэлисты: Луис де Милан, Луис де Нарваес, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадор, Мигель де Фуэнльяна и др. Основа виуэльного репертуара — фантазии (часто в достаточно свободной, «импровизационной» форме), танцы, романески, песни и вариационные обработки популярных мелодий. Например, сборник «Маэстро» Луиса де Милана содержит 40 фантазий, 4 тьентос, 6 паван, 12 (вокальных) вильянсико на испанском и португальском языках, 4 романса на испанском и 6 сонетов на итальянском.
Виуэла использовалась как сольный и ансамблевый инструмент (например, в сборнике Энрике де Вальдеррабано «Лес сирен» есть пьесы для виуэльного дуэта), а также для аккомпанемента пению.
В отличие от современной классической гитары инструмент очень лёгкий и небольшой (тонкие деки, всего несколько перпендикулярных грифу пружин, деревянные колки). Толщина и степень натяжения струн значительно меньше современных и рассчитывается в зависимости от мензуры инструмента и используемого материала. Струны (хоры) двойные, настроенны в унисон. Лады на грифе жильные (за исключением нескольких последних, они деревянные или из кости) и завязывает их музыкант, а не мастер. Колки деревянные и держат струну за счёт силы трения. Гриф находится на одном уровне с верхней декой. Струны на подставке крепятся обычным узлом и на нем держатся (нижний порожек отсутствует).
Исполнять музыкальные произведения для виуэлы можно попытаться и на современной гитаре. Однако сильное натяжение струн с трудом позволяет использовать технику игры, присущую этому инструменту и многие пьесы становятся с трудом исполняемы. К тому же старинные инструменты обладают обертоновым колоритом, создающим особую ауру и ощущения при игре.
Из Википедии:
Виуэла (исп. vihuela) — струнный щипковый инструмент семейства виол, распространённый в
Испании в XV — XVI веках. Первоначально на виуэле играли и смычком (vihuela de arco), с
XVI века только щипком (vihuela de mano). Виуэла XVI века похожа на большую гитару, а по
настройке (шесть двойных струн, первая струна могла быть одинарной) близка лютне. В XVII
веке виуэла была вытеснена гитарой.
В XV—XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах, правила
хорошего тона и аристократического воспитания требовали владения искусством игры на
виуэле; музыканты, игравшие на виуэле и писавшие для неё, были настоящей интеллектуальной
элитой своего времени. Это доказывают не только биографические данные об этих людях, а
прежде всего репертуар, написанный ими для виуэлы, хотя и не такой многочисленный, но
обладающий высокими художественными достоинствами.
Произведения для этого инструмента были изданы в Испании в период с 1535 по 1576 год, во
всяком случае те, которые дошли до нас. Известные композиторы-виуэлисты: Луис де Милан,
Луис де Нарваес, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадор, Мигель де
Фуэнльяна и др. Основа виуэльного репертуара — фантазии (часто в достаточно свободной,
«импровизационной» форме), танцы, романески, песни и вариационные обработки популярных
мелодий. Например, сборник «Маэстро» Луиса де Милана содержит 40 фантазий, 4 тьентос, 6
паван, 12 (вокальных) вильянсико на испанском и португальском языках, 4 романса на
испанском и 6 сонетов на итальянском.
Виуэла использовалась как сольный и ансамблевый инструмент (например, в сборнике Энрике
де Вальдеррабано «Лес сирен» есть пьесы для виуэльного дуэта), а также для аккомпанемента
пению.
В отличие от современной классической гитары инструмент очень лёгкий и небольшой (тонкие
деки, всего несколько перпендикулярных грифу пружин, деревянные колки). Толщина и степень
натяжения струн значительно меньше современных и рассчитывается в зависимости от мензуры
инструмента и используемого материала. Струны (хоры) двойные, настроенны в унисон. Лады на
грифе жильные (за исключением нескольких последних, они деревянные или из кости) и
завязывает их музыкант, а не мастер. Колки деревянные и держат струну за счёт силы трения.
Гриф находится на одном уровне с верхней декой. Струны на подставке крепятся обычным узлом
и на нем держатся (нижний порожек отсутствует).
Исполнять музыкальные произведения для виуэлы можно попытаться и на современной гитаре.
Однако сильное натяжение струн с трудом позволяет использовать технику игры, присущую
этому инструменту и многие пьесы становятся с трудом исполняемы. К тому же старинные
инструменты обладают обертоновым колоритом, создающим особую ауру и ощущения при игре.