`Четыре песни, чтобы переступить порог`

1. Prelude: La mort de l`ange (Смерть ангела)
слова Кристиана Газ-Рикарди (Christian Guez-Ricordi)
2. Interlude: La mort de la civilisation (Смерть...Читать дальше
`Четыре песни, чтобы переступить порог`

1. Prelude: La mort de l`ange (Смерть ангела)
слова Кристиана Газ-Рикарди (Christian Guez-Ricordi)
2. Interlude: La mort de la civilisation (Смерть цивилизации)
древнеегипетский ритуальный текст
3. Interlude: La mort de la voix (Смерть голоса)
стихи древнегречекой поэтессы Эринны
4. Faux interlude: La mort de l`humanite (Смерть человечества)
текст из фрагмента о потопе из Эпоса о Гильгамеше
5. Berceuse (Колыбельная)

Х Свернуть

Катрин Дюбош, сопрано
         (42)  


alexshmurak (19.12.2011 15:12)
Последнее сочинение автора.

1) Prelude: La mort de l`ange (Смерть ангела)
слова Кристиана Газ-Рикарди (Christian Guez-Ricordi)

2) Interlude: La mort de la civilisation (Смерть цивилизации)
древнеегипетский ритуальный текст

3) Interlude: La mort de la voix (Смерть голоса)
стихи древнегречекой поэтессы Эринны

4) Faux interlude: La mort de l`humanite (Смерть человечества)
текст из фрагмента о потопе из Эпоса о Гильгамеше

5) Berceuse (Колыбельная)

подробно на английском:
http://aulacontemporanea.blogspot.com/2010/09/gerard-grisey-quatre-chants-pour.html

alexshmurak (19.12.2011 17:12)
Настоятельно рекомендую прослушать это произведение (если вдруг кто не слышал) полностью и
на хорошей аппаратуре

Davydova (19.12.2011 17:27)
странный порядок.

alexshmurak (19.12.2011 17:29)
Davydova писал(а):
странный порядок.
Вы прослушали трек? Или
комментируете комментарий?

Davydova (19.12.2011 17:34)
в то время,когда я слушала трек-я писала комментарий.конкретно по произведению,мне пока
сказать нечего.К сожалению,мне 1 раза не хватает,чтобы более менее ознакомиться с новым
для меня произведением.у всех свои минусы.но порядок странный:)

alexshmurak (19.12.2011 17:36)
Davydova писал(а):
1) К сожалению,мне 1 раза не хватает,чтобы более
менее ознакомиться с новым для меня произведением.

2) у всех свои минусы.но порядок странный:)
1) это к счастью. Это к счастью, уверяю

2) что именно странно в этом порядке?

Davydova (19.12.2011 17:49)
ну,можно придраться ко всему на свете.но меня смущает,что сначала смерть цивилизации,а
потом человечества.цивилизация как культура-сделана человеком,и без человека нет и
цивилизации.это должно быть обратно пропорционально.без человека нет человеческого
фактора.человеческий фактор не может быть без человека.
а подобные оценки `к счастью`...не вам судить.тем более,не факт что эти круги проходят не
даром

alexshmurak (19.12.2011 17:57)
Davydova писал(а):
1. ну,можно придраться ко всему на свете.

2. но меня смущает,что сначала смерть цивилизации,а потом человечества.цивилизация как
культура-сделана человеком,и без человека нет и цивилизации.это должно быть обратно
пропорционально.без человека нет человеческого фактора.человеческий фактор не может быть
без человека.

3. а подобные оценки `к счастью`...не вам судить.тем более,не факт что эти круги проходят
не даром
1. согласен

2. не могу согласиться.

Признаюсь, что не считаю особенно важным название частей, т. к. воспринимаю эту музыку,
как, собственно, и любую другую, как музыку, т. е. как организованные во времени
[звуковые] события.

Если говорить о порядке частей, то: чёткая пятичастная структура со сквозной
драматургией, ясными функциональными ролями частей (прелюдия-введение, печальное адажио,
драматическое скерцо и пафосно-итоговый финал, а затем чудесная кода-понижение
напряжения).

Что же касается названий, то они очень условны, декоративны даже. Но и в них можно
проследить логику. Смерть ангела - как смерть идеального, символического; смерть
цивилизации - как смерть объединяющего, общего, `реального`; смерть голоса - как смерть
`я`, `воображаемого`; и в конце смерть человечества - смерть собственно субъекта всех этих
сущностей.

3. Почему же не мне судить? Как `Другой`, я могу судить об этом с моей точки зрения, и
замечу, что я был бы рад, если бы мне требовалось несколько прослушиваний, чтобы вынести
суждения. Я элементарно глубже бы ощущал, и, как следствие, мыслил бы.

alexshmurak (15.01.2012 04:32)
Прослушайте этот трек, о величайшие счастливцы, кто ещё НЕ сделал этого

bubusir (15.01.2012 04:43)
Леша, неужели это последнее великое произведение?

Абсолютно гениальная музыка!

Программу я не знал, но настроение ощущал

alexshmurak (15.01.2012 04:45)
bubusir писал(а):
Леша, неужели это последнее великое произведение?

Абсолютно гениальная музыка!

Программу я не знал, но настроение ощущал
Да, это последнее произведение. Абсолютно
гениальная музыка.

victormain (15.01.2012 06:18)
Да, здорово. Спасибо, Алекс.
Полагаю, СИРИУС Вас в таком случае вряд ли оставит равнодушным. В смысле акустики и
интонационки, по крайней мере.

alexshmurak (15.01.2012 06:23)
victormain писал(а):
Полагаю, СИРИУС Вас в таком случае вряд ли
оставит равнодушным. В смысле акустики и интонационки, по крайней мере.
ок,
обязательно познаю

victormain (15.01.2012 06:24)
alexshmurak писал(а):
Настоятельно рекомендую прослушать это
произведение (если вдруг кто не слышал) полностью и на хорошей аппаратуре
В порядке
исключения я слушал в наушниках.

alexshmurak (15.01.2012 06:25)
victormain писал(а):
В порядке исключения я слушал в
наушниках.
ДА! только!

victormain (15.01.2012 07:02)
alexshmurak писал(а):
ДА! только!
Кстати, СИРИУС - тоже только.
Там дистанционная полифония, в колонках просто многое не очень слышно. Они очень разные,
эти опусы. Гризе здесь интровертен как поздний Малер. Штокхаузен там чрезвычайно открыт.
Но в самом письме много общих идей.
Ещё раз спасибо за Гризе. Я изумлён. Спокойной ночи.

Raro (12.02.2012 17:26)
Davydova писал(а):
ну,можно придраться ко всему на свете.но меня
смущает,что сначала смерть цивилизации,а потом человечества.цивилизация как
культура-сделана человеком...
В этом порядке заключен особый, глубокий философский
смысл о бытие, жизни и смерти(Я трек прослушал)

Raro (12.02.2012 17:28)
alexshmurak писал(а):
Прослушайте этот трек, о величайшие счастливцы,
кто ещё НЕ сделал этого
По моему произведение гениальное, особенно его структура и
формообразование!

alexshmurak (12.02.2012 17:32)
Raro писал(а):
По моему произведение гениальное, особенно его
структура и формообразование!
Raro, рад, что Вы разделяете моё мнение. По моему
глубокому убеждению, это произведение - в топ-листе того, что сделало человечество в
области музыки

musikus (12.02.2012 20:18)
Вещь, действительно, производит сильное впечатление. Главное, что она о с м ы с л е н- н
а. Это тот достаточно редкий случай когда ф р а н ц у з с к а я музыка отходит от
своей традиционной галльской парадигмы и, так сказать, интроверсируется. Особенно глубокое
впечатление производят отдельные части, например – 1-я интерлюдия. Хотя ее средства не
кажутся мне такими уж новыми. Это было, в частности, в «Гимнах» Шнитке (еще лет за 20 до
этого), особенно в первом, абсолютно гениальным по языку. Занятна фактура последней части,
почти джазовая («цивилизация»). Что касается вокальной партии, то, прямо сказать, мне не
импонируют разного рода вскрики, взвизги (особенно в 1-й и 4-ой частях), думается, что это
противоречит и стилистике всей вещи и самой общей теме, этому эпосу смерти. Здесь ведь
экспрессионизм иной, не нововенский… Что касается заключительной колыбельной, то в конце
т а к о г о цикла она совершенно закономерна. Ведь в музыке всегда существовал целый
художественный пласт, который можно было бы назвать «смертные колыбельные» – как символ
прощания, в е ч н о г о сна. Достаточно вспомнить и буквальные колыбельные (Волхова,
Кощеевна, Мария из «Мазепы») и как бы колыбельные (две последние песни «Прекрасной
мелиничихи», «Прекрасная Магелона» Брамса, уход Изольды, «Очарование колыбельных»
Бриттена, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, да даже последняя ария Снегурочки и даже
чисто оркестровый финал «Пеллеаса»…).

Nameless (28.03.2012 23:12)
!!!!! Потрясающе !!!!! Драматургия, развитие, форма цикла... Всё связано, всё живое,
дышит... Гениально... Спасибо за этот трэк!!!

alexshmurak (28.03.2012 23:26)
Nameless писал(а):
!!!!! Потрясающе !!!!! Драматургия, развитие,
форма цикла... Всё связано, всё живое, дышит... Гениально... Спасибо за этот
трэк!!!
велкам. летом соберусь с силами и загружу недостающего Гризе

Nameless (30.03.2012 22:51)
Буду ждать с нетерпением. И, думаю, не один.

shark_bmt (31.05.2012 17:14)
Потрясающая музыка. И порядок частей,на мой взгляд, естественный - сущности высшего
порядка должны уходить первыми, пирамида бытия растворяется с вершины. В противном случае
- после смерти чеовечества нет уже ни ангела, ни цивилизации.

alexshmurak (31.05.2012 17:51)
shark_bmt писал(а):
Потрясающая музыка. И порядок частей,на мой
взгляд, естественный - сущности высшего порядка должны уходить первыми, пирамида бытия
растворяется с вершины.
Гризе вообще величайший драматург в музыке второй половины
двадцатого века, наравне с Лахенманном, ИМХО. Подчёркиваю - драматург. Не эпик, не лирик и
т. д.

precipitato (31.05.2012 18:38)
К стыду моему - только сейчас собрался послушать.Впечатление - просто поддых,рядом с
Песнью о земле,Лунным Пьеро,14 симфонией.Сдается мне,что автор не получил при жизни и
часть признания,которого он заслуживает.Для французов ведь Булез с Мессианом в 20 веке -
главные по умолчанию.В то время,как ни у одного из них,по моему,нет в портфеле сочинения
такой силы.

op132 (31.05.2012 18:41)
precipitato писал(а):
Сдается мне,что автор не получил при жизни и
часть признания,которого он заслуживает.Для французов ведь Булез с Мессианом в 20 веке -
главные по умолчанию.
при жизни, может быть, и нет, но сейчас Гризе активно
исполняется и изучается, наравне с Булезом и Мессианом.

`В то время,как ни у одного из них,по моему,нет в портфеле сочинения такой силы.` -
согласна!! это - одна из самых любимых вещей у меня.

precipitato (31.05.2012 18:49)
op132 писал(а):
при жизни, может быть, и нет, но сейчас
Так то -
сейчас,а надо - при жизни.

alexshmurak (31.05.2012 18:51)
precipitato писал(а):
Так то - сейчас,а надо - при
жизни.
сколько там той жизни? он ведь всего 52 года прожил

alexshmurak (31.05.2012 18:54)
Важный пост. Интересующимся: У Гризе послушайте ещё `Tempus ex Machina`, `Jour,
Contre-jour`, Акустические пространства, `Вихрь времени` и `L`icone paradoxale`.

shark_bmt (31.05.2012 23:32)
alexshmurak писал(а):
Raro, рад, что Вы разделяете моё мнение. По
моему глубокому убеждению, это произведение - в топ-листе того, что сделало человечество в
области музыки
Я сейчас настолько под впечатлением, что даже бы поставил это
произведение на первое место из всех, что слышал. Спасибо за Гризе, послушал `Вихрь
времени`, и теперь он и Бетховен мои самые любимые композиторы! А на очереди прослушивания
- Лахенманн :)

alexshmurak (31.05.2012 23:38)
shark_bmt писал(а):
Спасибо за Гризе, послушал `Вихрь времени`, и
теперь он и Бетховен мои самые любимые композиторы! А на очереди прослушивания - Лахенманн
:)
Очень рад за Вас. Лахенманн:

оркестровое:

- Kontrakadenz

- Fassade

- Accanto

- Concertini

камерное:

все три струнных квартета
- Gran Torso

- Reigen seliger Geister

- Grido

ранние сольные пьесы

- виолончельная Pression

- фортепианное Guero

очевидно, другие форумчане ещё что-то посоветуют, но от этих советов не откажусь!)

Romy_Van_Geyten (29.10.2012 07:12)
Конец света! Кровь стынет в жилах от этой музыки. Одно из самых сильных звуковых
впечатлений не только за последнее время, а вообще. Абсолютно бескомпромисное сочинение не
оставляющее никаких иллюзий по поводу жизни и смерти.

MargarMast (29.10.2012 08:06)
Слушаю Гризе - чтобы знать, что меня ожидает завтра. ;)

MargarMast (29.10.2012 08:09)
Слышу `Крик` Мунка.

MargarMast (29.10.2012 08:21)
Хорошо Роми сказал - что впечатление именно звуковое, а не музыкальное. Оно действует на
какие-то другие нервные окончания. Психолитические. ;)

MargarMast (29.10.2012 08:41)
Да, впечатление, действительно, жутковатое.

musikus (29.10.2012 11:56)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Одно из самых сильных звуковых впечатлений
не только за последнее время, а вообще.
Все таки - не в первый же раз...

Romy_Van_Geyten (29.10.2012 17:08)
musikus писал(а):
Все таки - не в первый же раз...
Будете
смеяться, но да - в первый. Уже давно собирался и всё не добирался. Теперь буду
переслушивать много... Вечное спасибо Лёше за наводку.

SergeySibilev (08.06.2013 03:41)
Гризе
«4 песни чтобы переступить порог»

Я задумал «Четыре песни чтобы переступить порог» как музыкальную медитация на смерть из
четырёх составляющих: смерть ангела, смерть цивилизации, смерть голоса и смерть
человечества. Четыре части разделены между собой короткими интерлюдиями, противоречивой
музыкальной пылью, предназначенной для того, чтобы создать уровень напряжения, который был
бы немного более значительный, нежели учтивая, но прерывающая тишина, царящая в концертных
залах между концом одной части и началом другой. Выбранные мною тексты принадлежат к
четырём цивилизациям (христианской, египетской, греческой и цивилизации Междуречья) и
имеют между собой одну общую черту – обрывочную речь о неизбежности смерти. Выбор
инструментального состава был продиктован мне необходимостью противопоставить лёгкому
женскому голосу тяжёлую, грузную массу, являющуюся в то же время очень яркой и роскошной.

1) «Смерть ангела»

Я познакомился и общался с Гюэ-Рикором на вилле Медичи с 1972 по 1974 год и мы касались
темы возможного сотрудничества бесчётное количество раз. Дальше наши пути разошлись и мои
поиски отдалили меня на время от вокальной музыки. Его смерть, наступившая в 1988 году
после трагической жизни меня сильно потрясла. Более того эти несколько строк (на которые и
написана «Смерть ангела») словно тихая вершина богатого творчества, мистического
творчества, нагруженного иудейско-христианскими образами, кажущееся средневековым и
находящемся в бесконечном поиске святого Грааля.
Смерть ангела, в общем, есть самая ужасная смерть из всех, ибо с её приходом можно
начинать оплакивать наши мечты. В своём минимализме этот спокойный и прекрасно выстроенный
фрагмент вводит в свои пропорции структуру времени этой части. Более того эти структуры
останутся филигранью в двух последующих частях «четырёх песен».
(...)

2) «Смерть цивилизации»

Я уже сталкивался с египетской цивилизацией в трёх моих пьесах, среди которых Jour и
Contre-Jour служат отдалённым эхом по прочтению «Книги мёртвых».
Во время чтеня длинного археологического каталога с фрагментами найденных иероглифов на
стенках саркофагов или на льняных обмотках мумий, я инстинктивно испытал желание сочинить
эту медленную литанию. Музыка, будучи диатонической напичкана микроинтервалами, а все
аккорды состоят из как бы «обломков» первой части.

3) «Смерть голоса»

Эрина, древнегреческая поэтесса, жившая в VI веке до нашей эры, о которой неизвестно
практически ничего, оставила нам две строчки. Пустота, эхо, голос, тень звуков и тишина
настолько знакомы музыканту подобному мне, что мне показалось, что эти две строчки так и
ждут музыкального перевода. Неужели за столько веков его так никто и не сделал?

4) «Смерть человечества»

В эпосе о Гильгамеше бессмертный Утанаписти поведывает герою «секрет богов»: потоп.
Подобно библейскому ною, Утанаписти был спасён от катаклизма, который, по его словам,
вверг в ужас самих богов. Великая богиня прародительница кричит подобно роженице, музыка
словно заменяет вербальное описание катастрофы, в то время как голос появляется в
промежутки грохота. Сильный порыв ветра, ливень, ураган, потоп, буря, гекатомба – все эти
элементы отражены в полифонии, в которой каждый голос следует по своей собственной
временной траектории.
Подобие пятой песни, вновь «диатонической», нежная колыбельная, герметизирующая цикл не
ставит перед собой цели убаюкать, а как раз напротив – разбудить. Музыка рассвета
человечества, наконец избавившегося от кошмара. Я осмеливаюсь надеяться что эта
колыбельная не будет одной из тех, что мы споём завтра для первых человеческих клонов,
когда потребуется выявить в них неконтролируемую генетическую и психологическую ярость,
которая была создана человеком безнадёжно погрязшем в поисках новых основополагающих табу.

Перевод (с)

Из книги Gerard Grisey: Ecrits Ou L`Invention De La Musique Spectrale. Часть Ecrits Sur
Ses Oeuvres.

aleks91801 (05.02.2016 23:50)
Davydova писал(а):
странный порядок.
Да, очень странный, но он
именно такой - сначала умрут ангелы... затем, естественно, рассеется в пыль всё
построенное руками и духом... постепенно дичающие полуприматы утратят необходимость
говорить... и, наконец, настанет тишина на местах былого обитания самодовольного и
суетливого вида... всё... нас нет.

alexshmurak (12.06.2020 13:21)
Лето вступило в свои бесчеловечные права. Птицы начинают петь уже не в 4, даже не в 3: они
не умолкают даже в час ночи. Если так, с точки зрения звучания, непонятно, как один день
сменяется другим. Где момент перехода? Вот как раз переходом от звука к звуку, от события
к событию, от различимости к тишине занимались французские спектралисты. Они с помощью
анализа мельчайших деталей звука, замедления-увеличения его в тысячи, миллионы раз
создавали ослепительно красивые полотна с постепенным изменением колебаний и гармоний. О
самом ярком из спектралистов, Жераре Гризе, — статья.
https://kyivdaily.com.ua/zherar-grize/



 
     
classic-online@bk.ru