Скачать ноты

`Акустические пространства`

I – Prologue, для альта и электроники (1976)
II – Periodes, для флейты, кларнета, тромбона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1974)
III – Partiels, для...Читать дальше
`Акустические пространства`

I – Prologue, для альта и электроники (1976)
II – Periodes, для флейты, кларнета, тромбона, скрипки, альта, виолончели и контрабаса (1974)
III – Partiels, для восемнадцати музыкантов (1975)
IV – Modulations, для оркестра (1976-77)
V – Transitoires, для большого оркестра (1980)

Х Свернуть

Garth Knox + Asko Ensemble + WDR Simphonieorchester Koeln (cond. Stefan Asbury)
         (12)  


alexshmurak (20.12.2011 23:34)
Это произведение без всякого преувеличения является главным в творчестве Жерара Гризе и
всей спектральной школы вообще

alexshmurak (20.12.2011 23:48)
Это исполнение, кстати, раньше не слушал, знаю цикл по `классической` записи
Камбрелена-Валада-Коссе, которую сейчас заливаю

Настоящая запись мне нравится больше

alexshmurak (21.12.2011 00:43)
Я всё же поторопился с определением лучше-хуже: в этом исполнении всё же немножко
разваливается общая форма, в частности, разрешение в тонику между `Модуляциями` и
`Переходностями` как-то недостаточно убедительно. Кроме того, затянуты все медленные
места. Впрочем, на вкус и цвет и далее по тексту

alexshmurak (21.12.2011 00:47)
Вот, сформулировал: сначала лучше послушать исполнение Камбрелена-Коссе, чтобы составить
впечатление о форме, а потом это, чтобы насладить тембровыми некоторыми моментами.

mozamozart (21.12.2011 00:50)
alexshmurak писал(а):
Я всё же поторопился с определением
лучше-хуже:..
А меня вчера кто ругал?

alexshmurak (21.12.2011 00:50)
mozamozart писал(а):
А меня вчера кто ругал?
Что Вы имеете в
виду?)

mozamozart (21.12.2011 00:53)
alexshmurak писал(а):
Что Вы имеете в виду?)
Ничего плохого.

musikus (21.12.2011 20:38)
Впервые целиком слушал эту вещь, и она произвела на меня весьма изрядное впечатление. Чаще
всего вспоминается Мессиан с его `Органной книгой`, в которой детально и всеобъемлюще
исследуется звуковой инструментарий органа. В этом смысле `Акустические пространства`
Гризе - своего рода `Оркестровая книга`, в которой - на НОВОМ этапе музыкального мышления
- анализируются, можно сказать анатомируются, выразительные возможности современного
оркестрового аппарата (`Спектральный` смысл этого анализа,однако,как-то не хочется
обсуждать. Достаточно того, что мы просто слышим выразительные возможности оркестра во
всем их разнообразии, хотя и в рамках определенной локальной эстетики). Ценно и то, что,
несмотря на большой разброс во временах сочинения этой вещи, все 6 ее частей подчиняются
явной общей драматургии с нарастанием не только звуковой массы, но и с приближением к
некоторой идее цельности. С этой точки зрения весьма выразительны (`информативны`)
финальные реминисценции альта-соло. Вообще вещь, при всей ее иррациональности, совершенно
определенно окрашена эмоционально. Краски это сумрачны, экзистенциальны, медитативны, но
наполнены глубоким смыслом. Правда, немного разочаровывает эпилог с валторнами. Для такой
грандиозной конструкции ТАКОГО финала как-то недостаточно. Но в общем, Алексей прав, это
вещь - магистральная.

alexshmurak (21.12.2011 20:44)
Большое спасибо за отзыв, Юрий. Добавлю несколько комментариев к нему
1) спектральный метод определил не столько чисто технологическую сторону произведения,
сколько образный строй - медленно, детально, любовно разворачивающейся картины звука в
различных его `обработках`
2) Не могу согласиться с определением этого произведения как `иррационального`. Напротив,
это одно из наиболее рационально, умственно построенных мега-произведений, другое дело,
что Гризе, как большой художник (без преувеличения), внёс большой заряд личностного,
эмоционального, образного
3) По поводу эпилога. Лично мне очень нравится трактовка финала в исполнении Гризе в этом
произведении как обесценивания, снижения напряжения, выход в парадоксально-ироническое.
Нечто аналогичное есть в финальной, пятой части его `4 песен`.

alexshmurak (21.12.2011 20:47)
Добавлю ещё по финалу. После пафосно-`финальной` 5й части, с почти буквальным повторением
структуры 2й (в оркестровом варианте), 6я часть воспринимается как какое-то, что ли,
реалистичное облегчение. В этом смысле, конечно, полная, диаметральная противоположность,
скажем, мессиановским 20 взглядам, где последний, 20й номер поднимает напряжение
экзальтации просто-таки до исступления, почти непристойного. (Это я вовсе не в критику
Мессиану, как, разумеется, Вы (вы) понимаете)

musikus (21.12.2011 20:55)
alexshmurak писал(а):
Напротив, это одно из наиболее рационально,
умственно построенных мега-произведений, другое дело, что Гризе, как большой художник (без
преувеличения), внёс большой заряд личностного, эмоционального, образного
Под
`иррациональностью` я имел в виду, если угодно, именно умонастроение, `экзистанс`,
характерный для каждого такта этой вещи. А с точки зрения построения `Пространств` они,
разумеется, абсолютно рациональны. Совершенно согласен, что в этой музыке много
личностного, эмоционального. Это музыка погружения в совершенно определенное состояние,
почти транса.

alexshmurak (21.12.2011 21:00)
Понял. В этом плане, скажем, его коллега Тристан Мюрай, пожалуй, куда ближе к `нам`,
`обычным` людям, его музыка более просто постигается. Рекомендую, скажем, его вот такую
вещь:
http://classic-online.ru/ru/production/10185
(тринадцать цветов заходящего Солнца)

Она будет исполняться в Москве сразу после премьеры моей `Скуки` вот на этом концерте:
28 Декабря - Театр `Мастерская` 20:00
фестиваль `Трудности перевода`, финальный концерт
(театральный проезд, дом 3, строение 3)



 
     
classic-online@bk.ru