Как хорошо, что новый на-сайт-загружательный год начался именно с музыки Моцарта!
victormain
(01.01.2012 03:21)
С музыки Моцарта - да, но что это за кастрюля звучит - в упор не понимаю. Мы слышали 100 раз подлинные инструменты моцартовского времени - они великолепны; зачем играть на плохом?
Andrew_Popoff
(01.01.2012 03:28)
victormain писал(а):
С музыки Моцарта - да, но что это за кастрюля звучит - в упор не понимаю. Мы слышали 100 раз подлинные инструменты моцартовского времени - они великолепны; зачем играть на плохом?
Да, звучит так себе... Собственно, фортепиано при Моцарте уже было, хоть и плохое. По мне, так отчего бы на хорошем не играть? Я понимаю - клавесин, виолу, лютню, теорбу - заменить нечем. Но фортепиано... Думаю, Моцарт не возражал бы против звука современного рояля. :) А клавикорды - это клавесинное пианино. Исторически интересен, но как звук - хлам.
victormain
(01.01.2012 03:36)
Andrew_Popoff писал(а):
Да, звучит так себе... Собственно, фортепиано при Моцарте уже было, хоть и плохое. По мне, так отчего бы на хорошем не играть? Я понимаю - клавесин, виолу, лютню, теорбу - заменить нечем. Но фортепиано... Думаю, Моцарт не возражал бы против звука современного рояля. :) А клавикорды - это клавесинное пианино. Исторически интересен, но как звук - хлам.
Клавикорды бывали тоже очень приличные. Да и пианофорте под конец жизни Моцарта вполне прилично уже звучали. Клавесины и вовсе были потрясающие. У меня возникла неприятная мысль при прослушивании этого трека: что Хогвуду просто хорошо заплатили за рекламу плохой, 2004-го года, поделки.
mozamozart
(01.01.2012 03:40)
А рояль это титул(король-фр.)или название инструмента? И в чем его отличие от ф-но?
Andrew_Popoff
(01.01.2012 03:40)
victormain писал(а):
Клавикорды бывали тоже очень приличные. Да и пианофорте под конец жизни Моцарта вполне прилично уже звучали. Клавесины и вовсе были потрясающие. У меня возникла неприятная мысль при прослушивании этого трека: что Хогвуду просто хорошо заплатили за рекламу плохой, 2004-го года, поделки.
Возможно. Мне кажется, дело не только в инструменте. Запись очень плохая. Был такой формат Real Audio, когда Интернет был медленный и тормознутый, а аудио 8-битное - очень напомнило. Может, просто перегнали в mp3?
Andrew_Popoff
(01.01.2012 03:42)
mozamozart писал(а):
А рояль это титул(король-фр.)или название инструмента? И в чем его отличие от ф-но?
Рояль - слово русское, хоть и взято из французского. Придумано для различия между роялем и пианино. В других европейских языках различия такого нет, все называется piano.
gutta
(01.01.2012 11:14)
Andrew_Popoff писал(а):
Рояль - слово русское, хоть и взято из французского. Придумано для различия между роялем и пианино. В других европейских языках различия такого нет, все называется piano.
Друзья, заглянем в словарь Макса Фасмера.`Рояль:
м. и ж. Из франц. royal `рояль, имеющий закругление только на одной боковой стороне`, собственно, `королевский`, в противоположность imp
gutta
(01.01.2012 11:18)
gutta писал(а):
Друзья, заглянем в словарь Макса Фасмера.`Рояль:
м. и ж. Из франц. royal `рояль, имеющий закругление только на одной боковой стороне`, собственно, `королевский`, в противоположность imperial `имеющий закругления с обеих сторон`.
Простите, конец предложения по дороге пропал - приходится повторяться.
antidote
(01.01.2012 11:18)
Andrew_Popoff писал(а):
Рояль - слово русское, хоть и взято из французского. Придумано для различия между роялем и пианино. В других европейских языках различия такого нет, все называется piano.
Вроде бы рояль по-аглицки называется grand piano, а обычное пианино upright piano.
antidote
(01.01.2012 11:21)
Кто-нибудь может рассказать, откуда произошла современная форма рояля? Это какое-то технологическое требование для хороших резонансных свойств или просто для красоты?
abcz
(01.01.2012 11:40)
antidote писал(а):
Кто-нибудь может рассказать, откуда произошла современная форма рояля? Это какое-то технологическое требование для хороших резонансных свойств или просто для красоты?
технологическое. Диктуется формой деки (здесь как раз резонансно-прочностное, т.е. сама дека сформирована по резонансным свойствам, рама (чугунная) соотнесена с декой и особенностями расположения струн по прочностным (и геометрическим) характеристикам), всё это крепится на опорные конструкции, которые целиком зависят от формы деки и рамы, которые, в свою очередь (для красоты, теперь уже, но и с учётом резонансных свойств, конечно), укрыты фурнитурой.
antidote
(01.01.2012 11:54)
abcz писал(а):
особенностями расположения струн по прочностным (и геометрическим) характеристикам)
Спасибо за ответ. Ну вот я так понимаю, что определяет такую изогнутую форму роялю именно геометрия струн (т.е. длина попросту) - короткие в верхнем регистре, и длинные в нижнем. Потому что с резонансной точки зрения мне непонятно, чем эта форма деки так выделяется среди прочих возможных.
abcz
(01.01.2012 12:06)
antidote писал(а):
Потому что с резонансной точки зрения мне непонятно, чем эта форма деки так выделяется среди прочих возможных.
помимо длины струн, есть ещё требование к соотнесённости формы деки с `формой волны`. Делались и прямоугольные деки, и овальные, и причудливых форм, и с поперечным, и прямым расположением досок. На опыте (а в ХХ в. поддержанном и наукой акустикой) выработалась такая вот форма деки, крыловидная с досками, направленными по диагонали.
antidote
(01.01.2012 12:11)
abcz писал(а):
помимо длины струн, есть ещё требование к соотнесённости формы деки с `формой волны`. Делались и прямоугольные деки, и овальные, и причудливых форм, и с поперечным, и прямым расположением досок. На опыте (а в ХХ в. поддержанном и наукой акустикой) выработалась такая вот форма деки, крыловидная с досками, направленными по диагонали.
Вот это как раз меня интересовало.
Andrew_Popoff
(01.01.2012 14:15)
antidote писал(а):
Вроде бы рояль по-аглицки называется grand piano, а обычное пианино upright piano.
Да, но редко. В быту и беллетристике обычно просто piano.
Nikolaev
(13.02.2012 23:10)
В начале стоит Andante! Зачем же играть Allegro, ещё и на этой `кастрюле`?!
alexa_minsk
(24.03.2012 13:05)
Andrew_Popoff писал(а):
фортепиано при Моцарте уже было, хоть и плохое. А клавикорды - это клавесинное пианино. Исторически интересен, но как звук - хлам.
Густав Леонхардт:
`Хаммерклавир я ненавижу по-настоящему — это самый бесчувственный инструмент на свете. Играя на нем, ты не чувствуешь живого отклика струны, ее биения. Да и сам звук какой-то расхлябанный. Вот клавесин — совсем другое дело.`
http://intoclassics.net/publ/5-1-0-234
Andrew_Popoff
(25.03.2012 02:33)
alexa_minsk писал(а):
Густав Леонхардт:
`Хаммерклавир я ненавижу по-настоящему — это самый бесчувственный инструмент на свете.
Отчасти соглашусь. Но как раз сегодня я был на концерте кафедры исторического исполнительства московской консы. Там играли второе трио из первого опуса Бетховена, и как раз с хаммерклавиром, а не роялем. Пианистка была чудо! Исполнение выше всяких похвал, я очень порадовался за студентов. И хаммерклавир, который в 2 раза тише рояля, звучал в этом трио изумительно. Хотя, Рахманинов и Скрябин звучали бы на нем погано.
alexa_minsk
(25.03.2012 02:44)
Andrew_Popoff писал(а):
...хаммерклавир, который в 2 раза тише рояля, звучал в этом трио изумительно. Хотя, Рахманинов и Скрябин звучали бы на нем погано.
может, `изумительно` в ансамбле? А Бетховен сольно (сонаты к примеру) было бы не `изумительно`? В Архиве есть записи сонат КФЭ Баха на клавикорде - звучит ужасно
Andrew_Popoff
(25.03.2012 02:52)
alexa_minsk писал(а):
может, `изумительно` в ансамбле? А Бетховен сольно (сонаты к примеру) было бы не `изумительно`? В Архиве есть записи сонат КФЭ Баха на клавикорде - звучит ужасно
Клавикорд это другое. Хаммерклавир - однострунный рояль без чугунной рамы. В современном рояле на большинство клавиш приходится по три струны, а там по одной, как на клавесине. Механизм там молоточковый, как на рояле, а не щипковый, как на клавесине. И техника игры такая же, как на фортепиано Но молоточки обиты не фетром, а кожей. И звук от этого короче и резче.
alexa_minsk
(25.03.2012 03:02)
Andrew_Popoff писал(а):
Клавикорд это другое. Хаммерклавир - однострунный рояль без чугунной рамы
т.е. не к месту я цитировал мысли Леонхардта о хаммерклавире в ком-рии к записи на клавикорде, поскольку это разные инструменты. А правильно ли, что хаммерклавир и тангенфлюгель - разные названия одного инструмента?
Andrew_Popoff
(25.03.2012 03:08)
alexa_minsk писал(а):
А правильно ли, что хаммерклавир и тангенфлюгель - разные названия одного инструмента?
Скорее, это переходная форма. Тангентенфлюгель больше клавесин, чем хаммерклавир, хотя в верхнем регистре по звуку напоминал рояль.
Что касается Леонхардта, то дайте ссылку, надо послушать.
Andrew_Popoff
(25.03.2012 03:12)
Кстати, здесь играет именно клавикорд - усеченная, домашняя разновидность клавесина с одним мануалом. Струны там располагались параллельно клавиатуре, а не перпендикулярно, как в клавесине или рояле. Звук хуже, чем у клавесина и тише. Предназначался для домашнего музицирования, аналог пианино.
alexa_minsk
(25.03.2012 03:13)
Andrew_Popoff писал(а):
Что касается Леонхардта, то дайте ссылку, надо послушать.
это было печатное интервью на `Погружении`, там можно почитать полностью (не послушать), ссылку я приводил, повторю - http://intoclassics.net/publ/5-1-0-234
dushah
(25.03.2012 08:54)
Andrew_Popoff писал(а):
Кстати, здесь играет именно клавикорд - усеченная, домашняя разновидность клавесина с одним мануалом.
нет. клавикорд - принципиально другой инструмент. НЕ разновидность клавесина.
dushah
(25.03.2012 08:57)
Andrew_Popoff писал(а):
Тангентенфлюгель больше клавесин, чем хаммерклавир, хотя в верхнем регистре по звуку напоминал рояль.
наоборот. ударный, а не щипковый.
dushah
(25.03.2012 10:15)
alexa_minsk писал(а):
тангенфлюгель
тангентенфлюгель.
dushah
(25.03.2012 10:17)
Andrew_Popoff писал(а):
усеченная, домашняя разновидность клавесина с одним мануалом.
спинет.
Andrew_Popoff
(25.03.2012 15:12)
dushah писал(а):
наоборот. ударный, а не щипковый.
Ударно-зажимный, если точнее. Но струны, как я и говорил, там расположены параллельно клавиатуре. И один мануал.
dushah
(25.03.2012 16:45)
Andrew_Popoff писал(а):
Ударно-зажимный, если точнее. Но струны, как я и говорил, там расположены параллельно клавиатуре. И один мануал.
и так можно. тангента от струны не отскакивает как молоток. но и не щиплет.
у тангентенфлюгеля - всё как у клавесина (кроме способа звукоизвлечения), у клавикорда - как у спинета (с разницей в способе возбуждения струны)
раз подлинные инструменты моцартовского времени - они великолепны; зачем играть на плохом?
звучит - в упор не понимаю. Мы слышали 100 раз подлинные инструменты моцартовского времени
- они великолепны; зачем играть на плохом?
фортепиано при Моцарте уже было, хоть и плохое. По мне, так отчего бы на хорошем не
играть? Я понимаю - клавесин, виолу, лютню, теорбу - заменить нечем. Но фортепиано...
Думаю, Моцарт не возражал бы против звука современного рояля. :) А клавикорды - это
клавесинное пианино. Исторически интересен, но как звук - хлам.
при Моцарте уже было, хоть и плохое. По мне, так отчего бы на хорошем не играть? Я понимаю
- клавесин, виолу, лютню, теорбу - заменить нечем. Но фортепиано... Думаю, Моцарт не
возражал бы против звука современного рояля. :) А клавикорды - это клавесинное пианино.
Исторически интересен, но как звук - хлам.
и пианофорте под конец жизни Моцарта вполне прилично уже звучали. Клавесины и вовсе были
потрясающие. У меня возникла неприятная мысль при прослушивании этого трека: что Хогвуду
просто хорошо заплатили за рекламу плохой, 2004-го года, поделки.
пианофорте под конец жизни Моцарта вполне прилично уже звучали. Клавесины и вовсе были
потрясающие. У меня возникла неприятная мысль при прослушивании этого трека: что Хогвуду
просто хорошо заплатили за рекламу плохой, 2004-го года, поделки.
кажется, дело не только в инструменте. Запись очень плохая. Был такой формат Real Audio,
когда Интернет был медленный и тормознутый, а аудио 8-битное - очень напомнило. Может,
просто перегнали в mp3?
инструмента? И в чем его отличие от ф-но?
французского. Придумано для различия между роялем и пианино. В других европейских языках
различия такого нет, все называется piano.
французского. Придумано для различия между роялем и пианино. В других европейских языках
различия такого нет, все называется piano.
Фасмера.`Рояль:
м. и ж. Из франц. royal `рояль, имеющий закругление только на одной боковой стороне`,
собственно, `королевский`, в противоположность imp
м. и ж. Из франц. royal `рояль, имеющий закругление только на одной боковой стороне`,
собственно, `королевский`, в противоположность imperial `имеющий закругления с обеих
сторон`.
французского. Придумано для различия между роялем и пианино. В других европейских языках
различия такого нет, все называется piano.
piano, а обычное пианино upright piano.
технологическое требование для хороших резонансных свойств или просто для красоты?
современная форма рояля? Это какое-то технологическое требование для хороших резонансных
свойств или просто для красоты?
резонансно-прочностное, т.е. сама дека сформирована по резонансным свойствам, рама
(чугунная) соотнесена с декой и особенностями расположения струн по прочностным (и
геометрическим) характеристикам), всё это крепится на опорные конструкции, которые целиком
зависят от формы деки и рамы, которые, в свою очередь (для красоты, теперь уже, но и с
учётом резонансных свойств, конечно), укрыты фурнитурой.
геометрическим) характеристикам)
определяет такую изогнутую форму роялю именно геометрия струн (т.е. длина попросту) -
короткие в верхнем регистре, и длинные в нижнем. Потому что с резонансной точки зрения мне
непонятно, чем эта форма деки так выделяется среди прочих возможных.
непонятно, чем эта форма деки так выделяется среди прочих возможных.
струн, есть ещё требование к соотнесённости формы деки с `формой волны`. Делались и
прямоугольные деки, и овальные, и причудливых форм, и с поперечным, и прямым расположением
досок. На опыте (а в ХХ в. поддержанном и наукой акустикой) выработалась такая вот форма
деки, крыловидная с досками, направленными по диагонали.
соотнесённости формы деки с `формой волны`. Делались и прямоугольные деки, и овальные, и
причудливых форм, и с поперечным, и прямым расположением досок. На опыте (а в ХХ в.
поддержанном и наукой акустикой) выработалась такая вот форма деки, крыловидная с досками,
направленными по диагонали.
а обычное пианино upright piano.
piano.
плохое. А клавикорды - это клавесинное пианино. Исторически интересен, но как звук -
хлам.
`Хаммерклавир я ненавижу по-настоящему — это самый бесчувственный инструмент на свете.
Играя на нем, ты не чувствуешь живого отклика струны, ее биения. Да и сам звук какой-то
расхлябанный. Вот клавесин — совсем другое дело.`
http://intoclassics.net/publ/5-1-0-234
`Хаммерклавир я ненавижу по-настоящему — это самый бесчувственный инструмент на
свете.
исполнительства московской консы. Там играли второе трио из первого опуса Бетховена, и как
раз с хаммерклавиром, а не роялем. Пианистка была чудо! Исполнение выше всяких похвал, я
очень порадовался за студентов. И хаммерклавир, который в 2 раза тише рояля, звучал в этом
трио изумительно. Хотя, Рахманинов и Скрябин звучали бы на нем погано.
звучал в этом трио изумительно. Хотя, Рахманинов и Скрябин звучали бы на нем
погано.
не `изумительно`? В Архиве есть записи сонат КФЭ Баха на клавикорде - звучит ужасно
сольно (сонаты к примеру) было бы не `изумительно`? В Архиве есть записи сонат КФЭ Баха на
клавикорде - звучит ужасно
без чугунной рамы. В современном рояле на большинство клавиш приходится по три струны, а
там по одной, как на клавесине. Механизм там молоточковый, как на рояле, а не щипковый,
как на клавесине. И техника игры такая же, как на фортепиано Но молоточки обиты не фетром,
а кожей. И звук от этого короче и резче.
однострунный рояль без чугунной рамы
хаммерклавире в ком-рии к записи на клавикорде, поскольку это разные инструменты. А
правильно ли, что хаммерклавир и тангенфлюгель - разные названия одного инструмента?
тангенфлюгель - разные названия одного инструмента?
Тангентенфлюгель больше клавесин, чем хаммерклавир, хотя в верхнем регистре по звуку
напоминал рояль.
Что касается Леонхардта, то дайте ссылку, надо послушать.
одним мануалом. Струны там располагались параллельно клавиатуре, а не перпендикулярно, как
в клавесине или рояле. Звук хуже, чем у клавесина и тише. Предназначался для домашнего
музицирования, аналог пианино.
надо послушать.
полностью (не послушать), ссылку я приводил, повторю -
http://intoclassics.net/publ/5-1-0-234
усеченная, домашняя разновидность клавесина с одним мануалом.
принципиально другой инструмент. НЕ разновидность клавесина.
хаммерклавир, хотя в верхнем регистре по звуку напоминал рояль.
не щипковый.
одним мануалом.
щипковый.
параллельно клавиатуре. И один мануал.
я и говорил, там расположены параллельно клавиатуре. И один мануал.
тангента от струны не отскакивает как молоток. но и не щиплет.
у тангентенфлюгеля - всё как у клавесина (кроме способа звукоизвлечения), у клавикорда -
как у спинета (с разницей в способе возбуждения струны)