Пролог к театральному представлению «Невский проспект» (2005) для симфонического оркестра. Государственный Академический Симфонический оркестр России, дирижер Александр Слуцкий
Авторская аннотация: Сочинению предпослан эпиграф из одноименной повести Н.В. Гоголя:
И какая только фантасмагория не совершается на нем в течение одного только дня!
В истории о «невском проспекте» мне показалась необычной возможность изобразить средствами оркестра жизнь широкой, большой улицы, ее шум, услышать ее собственное дыхание, ее ритм. В музыкальном смысле эта идея воплотилась в передаче движения. Движение может быть разным: от одиноко идущего человека до подвижности безличной массы. Звуковые массы представляют собой ту динамику движения, которое возникает на Невском проспекте в течение дня. Все сочинение я мыслила как единый поток звуков, переплавляющихся, плавно или резко переходящих друг в друга. Движение звуковых масс то заполняет собой все пространство, то замирает и как бы останавливается, то взрывается и вновь устремляется к намеченной цели.
Следующие цитаты, мне кажется, как нельзя более точно подходят к моему ощущению пространства Невского проспекта.
Улицу можно наблюдать сквозь оконное стекло, при этом ее звуки ослабляются, ее движения превращаются в фантомы, и сама она сквозь прозрачное, но прочное и твердое стекло представляется отстраненным явлением, пульсирующим в «потустороннем»
(В. Кандинский «Точка и линия на плоскости»)
Чрезвычайная быстрота, при которой стираются единообразные события и движения, и грозная, предгрозовая замедленность – вот нужная мне структура действия, ритмическая организация материала.
(Г. Козинцев Из рабочих тетрадей «Гоголиада»)
В сочинении используется текст Даниила Хармса, который должен читаться параллельно музыкальному контексту. Приводится по оригиналу:
Д.Хармс
Тема к рассказу
Некий инженер задался целью выстроить поперёк Петербурга огромную кирпичную стену. Он обдумывает, как это совершить, не спит ночами и рассуждает. Постепенно образуется кружок мыслителей-инженеров и вырабатывается план постройки стены. Стену решено строить ночью, да так, чтобы в одну ночь всё и построить, чтобы она явилась всем сюрпризом. Созываются рабочие. Идёт распределение. Городские власти отводятся в сторону, и наконец настаёт ночь, когда эта стена должна быть построена. О постройке стены известно только четырём человекам. Рабочие и инженеры получают точное распоряжение, где кому встать и что сделать. Благодаря точному расчёту, стену удаётся выстроить в одну ночь. На другой день в Петербурге переполох. И сам изобретатель стены в унынии. На что эту стену применить, он и сам не знал.
Ольга Бочихина
DzhiTi
(22.01.2012 16:54)
koalla87 писал(а):
В истории о «невском проспекте» мне показалась необычной возможность изобразить средствами оркестра жизнь широкой, большой улицы, ее шум, услышать ее собственное дыхание, ее ритм.
И какая только фантасмагория не совершается на нем в течение одного только дня!
В истории о «невском проспекте» мне показалась необычной возможность изобразить
средствами оркестра жизнь широкой, большой улицы, ее шум, услышать ее собственное дыхание,
ее ритм. В музыкальном смысле эта идея воплотилась в передаче движения. Движение может
быть разным: от одиноко идущего человека до подвижности безличной массы. Звуковые массы
представляют собой ту динамику движения, которое возникает на Невском проспекте в течение
дня. Все сочинение я мыслила как единый поток звуков, переплавляющихся, плавно или резко
переходящих друг в друга. Движение звуковых масс то заполняет собой все пространство, то
замирает и как бы останавливается, то взрывается и вновь устремляется к намеченной цели.
Следующие цитаты, мне кажется, как нельзя более точно подходят к моему ощущению
пространства Невского проспекта.
Улицу можно наблюдать сквозь оконное стекло, при этом ее звуки ослабляются, ее
движения превращаются в фантомы, и сама она сквозь прозрачное, но прочное и твердое стекло
представляется отстраненным явлением, пульсирующим в «потустороннем»
(В. Кандинский «Точка и линия на плоскости»)
Чрезвычайная быстрота, при которой стираются единообразные события и движения, и
грозная, предгрозовая замедленность – вот нужная мне структура действия, ритмическая
организация материала.
(Г. Козинцев Из рабочих тетрадей «Гоголиада»)
В сочинении используется текст Даниила Хармса, который должен читаться параллельно
музыкальному контексту. Приводится по оригиналу:
Д.Хармс
Тема к рассказу
Некий инженер задался целью выстроить поперёк Петербурга огромную кирпичную
стену. Он обдумывает, как это совершить, не спит ночами и рассуждает. Постепенно
образуется кружок мыслителей-инженеров и вырабатывается план постройки стены. Стену решено
строить ночью, да так, чтобы в одну ночь всё и построить, чтобы она явилась всем
сюрпризом. Созываются рабочие. Идёт распределение. Городские власти отводятся в сторону, и
наконец настаёт ночь, когда эта стена должна быть построена. О постройке стены известно
только четырём человекам. Рабочие и инженеры получают точное распоряжение, где кому встать
и что сделать. Благодаря точному расчёту, стену удаётся выстроить в одну ночь. На другой
день в Петербурге переполох. И сам изобретатель стены в унынии. На что эту стену
применить, он и сам не знал.
Ольга Бочихина
необычной возможность изобразить средствами оркестра жизнь широкой, большой улицы, ее шум,
услышать ее собственное дыхание, ее ритм.