1. Maestoso - Allegro
2. Adagio, ma non troppo e molto cantabile - Andante
3. Scherzo: Vivace
4. Allegro - Allegro comodo
Посвящен князю Николаю Борисовичу Голицыну
1. Maestoso - Allegro
2. Adagio, ma non troppo e molto cantabile - Andante 3. Scherzo: Vivace 4. Allegro - Allegro comodo Посвящен князю Николаю Борисовичу Голицыну
Валентин Берлинский
(виолончель)
,
Рубен Агаронян
(скрипка),
Андрей Абраменков
(скрипка),
Игорь Найдин
(альт), Государственный квартет имени А.П. Бородина
Квартет имени Бородина: Рубен Агаронян (1-я скрипка), Андрей Абраменков (2-я скрипка), Игорь Найдин (альт), Валентин Берлинский (виолончель). 2005 Chandos Records
|
||
размещённую здесь партитуру квартета - все страницы перепутаны!
Это напоминает мне финт, который однажды провернули мои друзья-художники: они взяли
географическую карту мира, разрезали ее самым причудливым образом и получившиеся фрагменты
наклеили на журнальный столик таким образом, чтобы Бурятия соседствовала со штатом Техас,
остров Тасмания располагался в Каспийском море, а Волга впадала прямо в Индийский океан.
Затем всё это было покрыто несколькими слоями прозрачного лака, в результате чего,
получился отличный `диссидентский` столик. Это называлось - `наш вклад в борьбу за мир`
Человек, сканировавший партитуру этого квартета, наверное большой приверженец
деконструкции.
Загружу-ка я, пожалуй, нормальную партитурку...
квартета, наверное большой приверженец деконструкции.
конечно, но мне иногда кажется, что поздние квартеты Б. вообще внутренне мобильны -
позволяют перестановку фрагментов: монтажность как прием в них очень часто доходит до
полного алогизма. На это намекает Адорно в статье о позднем стиле Бетховена (хотя
наверняка его тут многие не любят).
мобильны
можете пояснить? в чем уникальность описываемого явления?
неквартетов небетховена, можете пояснить? в чем уникальность описываемого
явления?
когда будет время и силы - обещаю развернутый пост на эту тему. Но по-моему - это и так
довольно очевидно, к тому же в литературе неоднократно артикулировалось.
полного алогизма.
неоконченного струнного квинтета ЛвБ,и свободно комбинировал и переставлял в нем такты,все
варианты получились вполне бетховенскими.
сочинил-взял фрагмент неоконченного струнного квинтета ЛвБ,и свободно комбинировал и
переставлял в нем такты,все варианты получились вполне бетховенскими.
вспоминала.
+ кто-то из классиков авангарда делал то же самое с симфониями Б. (напрочь забыла, кто и
при каких обстоятельствах - хоть убейте).
неквартетов небетховена, можете пояснить? в чем уникальность описываемого
явления?
квартетов Бетховена от непоздних – в том, что в поздних все время что-то идет не так.
Уверена, все помнят - спасибо, Кэп - про тяготение к вариационности и тотальной
полифонизации ткани в поздний период. Обращу внимание на другие – на мой взгляд,
упускаемые – свойства позднего Б.
1. визуальная сторона текста
Поздний Б. обращается не только к уху, но и к глазу (читай: к интеллекту) – что,
конечно, не стоит вульгарно связывать с физической потерей слуха. Классический пример –
квартет op.135 с неиграемым эпиграфом: «Muss es sein? Es muss sein» – своеобразный
привет Боэцию, считавшему, что истинный музыкант – не исполнитель и не композитор, а тот,
кто познает музыку силой созерцания.
Несколько других – разноуровневых, но симптоматичных – случаев, навскидку:
- op.130, 3 часть: «выключение» первой скрипки из благостного Es-dur`ного
заключительного аккорда: после ее сбивчивой и захлебнувшейся речи в середине это –
настоящая кома: что почти не слышно, но видно в партитуре;
- op.101: длительное повторение синкопированных аккордов (тт. 29-34) делает видимую
синкопу неслышимой;
- op.110: смена пальцев на одном залигованном (!) звуке: чисто визуальный эффект,
инструментальный театр.
2. просвечивающие вещи: интертекст
Каждое произведение позднего Б. – кристалл (алеф, добавил бы Хорхе из Бургоса), в
котором заключен универсум. Не случайно Берио изначально собирался положить в основу своей
Симфонии не Малера, а 14-й квартет Бетховена – как пример музыки, «заключающей в себе всю
остальную музыку» (sic!).
И дело не только в беспрецедентных колебаниях стилевой амплитуды (op.111: от барокко до
импрессионизма), но и в цитатах (Моцарт в op.120), автоцитатах (финал 9-й симфонии) и
«просвечивающих» текстах (тема фуги 31-й сонаты родственна темам 30-й, 13-й и т.д.).
3. алогизм
Адорно пишет об особой роли условных оборотов и формул («декоративных цепочек трелей,
каденций и фиоритур»), которые «у позднего Бетховена … делаются выразительными сами по
себе, в своей обнаженности». Экспозиция 1-й части 13-го квартета – это нагромождение как
раз таких условностей: то никуда не ведущая фигура circulatio, то имитация начальной
темы-импульса, то иллюзия заключительного каданса. Алогизм как раз и рождается из этого
парада симулякров, из столкновения «полых кукол» классицизма.
[Внезапная] смена темпа чуть ли не в каждом такте – неизлечимая сердечная аритмия, т.к.
темп для венского классика – это motto, первооснова, разрушение которой смертельно.
[К недавнему форумному разговору о времени: непрерывному, абсолютному времени классиков
поздний Бетховен противопоставляет время дискретное, условное,
эйнштейновски-относительное.]
В алогизм вписываются и цезуры, внезапные остановки, постоянные прорывы одной реальности
из-под другой: ариозо в 31-й сонате, совершенно аналогичный ему срыв в Cavatin`е 13-го
квартета (соседние опусы, имитирующие друг друга). Когда такое происходит у Малера (2
симфония, 2 часть, например) – все ясно и даже ожидаемо, но когда подобное случается
внутри классицистской эстетики – это настоящий взрыв.
4. [не]дьявольские трели
У позднего Б. их намного больше, чем у раннего и зрелого: непрерывные гремучие трели в
фуге Хаммерклавира, свистящие трели в Большой фуге ор.133, трели как результат все
большего измельчения (из жизни бесконечно малых?) в Ариетте 32-й сонаты…
Зачем вообще нужна трель? Для клавесинистов она – возможность длить звук, для классиков
– украшение, для сонористов – звуковое пятно. Украшения-в-себе были Бетховену
отвратительны, любая галантность (с оговорками – см. Кириллину) чужда, его хаммерклавир
длил звук и так, а от звуковых пятен он был бесконечно далек (не по времени – он во многом
предвосхищал ХХ век, а по интенциям). «К чему тогда все эти трели, зачем они?»
А затем, что у Бетховена они обозначают фундаментальный подрыв классицистского дискурса.
Трель на главных ступенях у Б. – сомнение в основе основ, в тонико-доминантовом основании
бытия. Даже самая уверенная в себе 1 часть 29 сонаты заканчивается совершенно жуткой
кодой, где на p (с редкими всполохами ff) начальные императивные аккорды «внезапно»
оказываются наложенными на выписанную трель в басу (ges-f) - которая ставит под вопрос
само их существование.
Поздний Бетховен рефлектирует над каждой фразой/идеей/сюжетом Бетховена зрелого. Но
рефлексирует не романтически - нет идеализма и раздовенности, и даже не постмодернистски –
нет иронии, деконструкции, игры, а вполне классицистски. В этом и заключается парадокс, и,
если хотите, ужас и надрыв.
Поздний Бетховен – это «Бетховен»: он как будто берет в кавычки каждое музыкальное
высказывание [просто] Бетховена.
Или ставит вопросительный знак карандашом на полях – mass es sein?..
звуке: чисто визуальный эффект, инструментальный театр.
визуальный. За счёт этих гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю
себе каждую вторую из слигованных нот как эхо.
гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю себе каждую вторую из
слигованных нот как эхо.
встречаются?
гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю себе каждую вторую из
слигованных нот как эхо.
меня еще и руки меняются.)
встречаются?
смысл?
аппликатуру под каждой проставить.
пришло: понаписать 32-х пауз и аппликатуру под каждой проставить.
есть опус,состоящий только из пауз,может быть там что то в этом роде есть.
кого-нибудь встречаются?
написал залигованную паузу. Как мне в школе говорили, что на паузе я должен чувствовать,
что здесь не просто надо ждать, а что надо слышать паузу. А еще лучше, что пауза
перетекает в другую паузу.
из пауз,может быть там что то в этом роде есть.
есть лиги, знаки артикуляции, динамика, но нет нот.
знаки артикуляции, динамика, но нет нот.
фермата получится.
гениальных лиг он выигрывает в экспрессии. Лично я представляю себе каждую вторую из
слигованных нот как эхо.
удивилась - по-моему, конкретно это - не самая спорная мысль оттуда:)
просто удивилась - по-моему, конкретно это - не самая спорная мысль оттуда:)
такое: фундаментальный подрыв классицистского дискурса?
классицистского дискурса?
классицистского дискурса?
остальное должно быть ясно из контекста.
дискурса.
могли бы быть. Это сочинение не для слушания, как у Кейджа, а для рассматривания.
просто удивилась - по-моему, конкретно это - не самая спорная мысль оттуда:)
столько согласен, сколько восхищаюсь) Пока что чешу репу и пересматриваю свои
представления о Б.
в виду тектонический сдвиг, который совершает Бетховен в классицистском стиле.
Пока что чешу репу и пересматриваю свои представления о Б.
пересмотреть свои представления о Б., потому и спрашиваю.
Пока что чешу репу и пересматриваю свои представления о Б.
пересмотрите.
poiuytr`a,
чесать репу, и надо все с нотами послушать. Спасибо!
Бетховен в классицистском стиле.
`заметки`, буду читать и чесать репу, и надо все с нотами послушать. Спасибо!
спасибо, Максилена.
профессионального восприятия! Какая глубина! Это как любовь с человеком, умом
превосходящим тебя, когда высокие чувства расцвечены интеллектуальным блеском! Настя , я
не завидую Вам, мене это не свойственно, я радуюсь и за Вас, и потому, что Вы способны
осветить мое восприятие вот таким анализом.
скажу: отличие поздних квартетов Бетховена от непоздних – в том, что в поздних все время
что-то идет не так.
называете блеском - нахальство и что-то еще (как там Romy сказал?..).
...спасибо большое, Андрей.
еще (как там Romy сказал?..).
...спасибо большое, Андрей.
профессионализм!
спасибо.
еще (как там Romy сказал?..).
Да...
Неожиданно. Люблю такие штуки )
mass es sein?..
Чрезвычайно вдохновляющий пост о позднем Бетховене !
спасибо
столько вдохновляющий, сколько вдохновенный - bravo в любом случае
вдохновенный - bravo в любом случае
Итого---` Вдохновенный и Вдохновляющий ` !
ми-бемоль мажорный квартет (спустя 10 лет , да...Одно время до дыр заслушал все квартеты
Бетховена , и потом сделал огромную паузу. До сегодня ...)))
Что сказать ? Слов нет...
Любил Людвиг ван ` тырить ` у коллег ...Вон во второй части (Малера выносим за скобки ,
даже не обсуждается ) и Чайковский , и Шостакович ...
В финале---чистой воды Барток мелькает местами ))
блиц-исследования позднего творчества Б. переслушал ми-бемоль мажорный квартет
Что сказать ? Слов нет...
не совсем Бетховен. Только я не решила, это `уже-не- Бетховен` или `уже-над-Бетховен`.
второй части (Малера выносим за скобки , даже не обсуждается ) и Чайковский , и Шостакович
...
В финале---чистой воды Барток мелькает местами ))
Бетховену написать?
написать?
сойти! ЧтО же Вы тогда напишете о главном!)
главном!)
главном!)
присылать.
музыку ))
периодически ссылки присылать.
конкретно?
огромное!!! Надо будет поздние квартеты Бетховена переслушать(уже начал)...
мне тоже, пожалуйста, присылать?)
конкретно?
кушетке).
...тема кандидатской - `Литературные концепции в музыке ХХ века: Джеймс Джойс, Пьер
Булез, Лучано Берио`. Надеюсь защититься до конца года.
Надо будет поздние квартеты Бетховена переслушать(уже начал)...
сонаты. У меня просто все перевернулось и, наверное, встало с головы на ноги - после
настиного поста!
музыке ХХ века: Джеймс Джойс, Пьер Булез, Лучано Берио`. Надеюсь защититься до конца
года.
Вам!
запутаюсь, вы -распутаете!
перевернулось и, наверное, встало с головы на ноги - после настиного поста!
`Сегодня Бетховен умер, чтобы вновь переродиться и предстать пред нами в новом обличии
птицы-феникса - в таком обличии, в котором мы его до селе не видали!..`(Утерянные наброски
Ф. Ницше к книге `Вознесение. Новый взгляд на Заратустру`, случайно закинутые на нашу
Землю Сверхчеловеком)..
неприятный осадок. Надо его выгулять в собачьем лесу. Настя - я ещё не добралась, но
предвкушаю. ;)
что - всё равно это не слышно будет=)
непрлично! (даже на кушетке).
нуждается в подробностях и примерах)
А тема суперская! Хотелось бы почитать!))
неточная нуждается в подробностях и примерах)
катехизисом, который Вы тут устраиваете.
который Вы тут устраиваете.
))
Вашим талантом, Настасья, как и многие здесь, на сайте. Но я, ничего не понимая в музыке,
понимаю достаточно хорошо, что никакого разделения `времён` в любой области искусства не
существует, но зато существуют прежде всего и только человеческая психология восприятия
искусства, которую можно и нужно описать. Но я далёко не уверен, что такие логико -
поэтические конструкции, блестящий образец-выжимку которых Вы нам так щедро
продемонстрировали, помогают в этом нелёгком деле. При этом я, конечно, не могу избавиться
от ощущения, что Вы говорите какие-то очень важные и очень верные вещи, что-то
действительно `пограничное` и насущное.
поэтические конструкции, блестящий образец-выжимку которых Вы нам так щедро
продемонстрировали, помогают в этом нелёгком деле.
уважаемый gutta, и весь этот треп - не в формате научной работы, как Вы понимаете.
весь этот треп - не в формате научной работы, как Вы понимаете.
я то - был `реально в шоке`.
в кавычки каждое музыкальное высказывание [просто] Бетховена.
Замечательный образец наглядности и понятности изложения и для непрофессионалов. О
визуальной стороне: никогда не задумывался над тем, что есть `op.101: длительное
повторение синкопированных аккордов`, но ссылка на Боэция поясняет все. Об интертексте:
мне посчастливилось читать работу автора о Симфонии Берио, и, наверное, поэтому мне многое
было близким. Плюс к тому - Хорхе (куда ж мы без УЭ!!!). Об алогизме: абсолютно
феноменальный раздел `микроэссе` - действительно, темп был абсолютно священен для венцев.
Как? Откуда? И удивительна мысль об относительности бетховенского времени (может быть,
Адорно; может быть, Бахтин с хронотопом...) Спасибо автору!
весь этот треп - не в формате научной работы, как Вы понимаете.
, не собирались никому помочь , а мне помогли ! Очень здорово помогли !
Иначе я бы не переслушал этот квартет , а это переслушивание дало мне огромный творческий
импульс к тяжелейшей работе , которая ждет меня на следующей неделе , а также как рукой
сняло усталость психологическую , и , что странно , даже физическую ))
, а мне помогли ! Очень здорово помогли !
мысли по этому поводу!
Любил поздний Бетховен `косить` под Рейху)))
Нет. Поздний Бетховен - это конечно же БЕТХОВЕН только уже не `венский классик`, а
экзистенциальный романтик какой-то)
весь этот треп - не в формате научной работы, как Вы понимаете.
`научная работа`? Это морок, навеянный призраками теней. И всё-таки, неужели Вы
`проговорились по Фрейду`? И как же это было здорово...
таланта. Настя, побольше пиши `вкратце`, именно такая `краткость` мне по душе!)))
фундаментальный подрыв классицистского дискурса. Трель на главных ступенях
вспомнить жуткую трель в басу у фортепиано в одном из проведений рефрена в финале Тройного
концерта, совершенно меня потрясшую при первом прослушивании
призраками теней. И всё-таки, неужели Вы `проговорились по Фрейду`? И как же это было
здорово...
УЭ!!!).
(на Вас и рассчитывала).
понять Ваш пост, чем людям для которых последние квартеты ЛвБ - примерно то же, что для
меня Брук или Гротовски. А как понял - сам себе очень понравился)))!
понравился)))!
поняла!)))))))
это был очень серьёзный, по-настоящему `сердечный` трёп. А ирония - на всех уровнях - по
моему ощущению, что бы ни говорил Андрей Попов, уже давно изжила себя.Кстати, главное
значение слова eironeia - притворство; хитрая уловка.
серьёзный, по-настоящему `сердечный` трёп.
иронии - Насти ли, Алексея или кого другого из профи - всегда выглядывает Личность. А
сердечный `треп` просто прикрывают иронией, чтобы не обвинили в Душевности и Искренности.
Насти ли, Алексея или кого другого из профи - всегда выглядывает Личность.
вовремя что-то надеть, чтобы личность не слишком выпирала
Искренности.
звуке: чисто визуальный эффект, инструментальный театр.
как приятно, что Вы, в отличие от большинства, не отправляете позднего Бетховена в
романтические дебри. Конечно, это было совершенно своё, совершенно особое окно.
А эту фразу я выделил потому, что мне говорил кто-то из очень солидных профи, что на
Хаммере (мб каких-то его моделях) эти ударяемые залигованные ноты в ор.110 были слышны,
совсем чуть-чуть, как эхо. Именно так, кстати, их воспроизводит Рихтер в концерте 1992
года (который памяти Марлен Дитрих). Получается такая двойная репетиция в рапиде. Что Вы
об этом думаете?
встречаются?
уже у Бетховена, в той же Большой Фуге, прямо в теме.
музыке тоже.
концерте 1992 года (который памяти Марлен Дитрих). Получается такая двойная репетиция в
рапиде. Что Вы об этом думаете?
- по крайней мере, я точно несколько раз встречалась с таким исполнением.
Симфонии Берио...
кто-то из очень солидных профи, что на Хаммере (мб каких-то его моделях) эти ударяемые
залигованные ноты в ор.110 были слышны, совсем чуть-чуть, как эхо.
написал
тактично предложила сменить тему)
великолепно.
Малера с любого такта цитируете, а простому да смертному как)))?
такого, не грех начать разбрасывать ноги в Сене (сене), запивая `Порто 777`.
простому да смертному как)))?